Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОИСК РОДСТВЕННИКОВ




 

Атлантология простирается от оккультных доктрин на одном полюсе до усилий добросовестных историков и ученых, пытающихся найти основу сказания Платона, – на другом, между ними лежат различные псевдо– и полунаучные размышления. Пока оккультисты со всеми своими атлантическими колдунами и лемурийцами-гермафродитами предлагают сказки, более цветистые, нежели рассказ Платона, разумные люди вряд ли могут принимать их всерьез. Спорить с ними то же самое, что бороться с гигантской медузой цианеей. Эта материя слишком мягкая и скользкая, в руках не удержишь. К тому же у нее нет мозга, по которому ее можно было бы хорошенько огреть.

Посему я, с некоторым облегчением, перехожу от них к атлантологам, которые заявляют о своем научном подходе к делу. Ибо, если человек претендует на мантию ученого, ему следует приготовиться к тому, что и судить его будут по научным критериям. Так же как американский индеец, провозгласивший себя воином, сделав «ирокез», понимает, что может найтись еще один смельчак, который примет и подразумеваемый вызов, и скальп, к нему прилагающийся.

За пределами магических братств атлантология является достаточно небольшим, но крепким верованием. Например, когда-то существовало, и весьма успешно, Атлантическое исследовательское общество со штаб-квартирой в Нью-Джерси. А в 30-х гг. XX в. аналогичная датская организация выпустила атлантические марки и деньги. Примерно в то же время кто-то обратился к покойному Джорджу В. Вайлленту, ведущему специалисту по ацтекам, за помощью в организации экспедиции на поиски Атлантиды на дне морском с водолазным колоколом. А сейчас Атлантический исследовательский центр публикует свои отчеты в Лондоне.

Одно из самых активных объединений, французское Общество изучения Атлантиды, было основано в 1926 г. Роже Девинье стал его президентом, а Поль ле Кур – секретарем. Вскоре сей клуб распался на консервативную часть под началом Девинье, который пытался удерживаться в научном русле, и радикальную под началом ле Кура, который обособился, создал собственный кружок «Друзья Атлантиды» и вступил в споры с французскими учеными-неатлантологами, такими как археолог Ренаш. Несколько лет ле Кур издавал журнал «Атлантида», выходящий раз в два месяца, в основном посвященный оккультизму. Его группа общалась на piqu-niques atlanteens языке, странном жаргоне собственного сочинения, носила атлантическую символику в петлицах и в конце концов в 1927 г. разогнала в Сорбонне диспут своих соперников о древней Корсике, закидав их бомбами со слезоточивым газом.

Атлантология достаточно активна, и каждые несколько лет выходят книги, эксплуатирующие и развивающие гипотезы Донелли и ему подобных. Типичным примером может служить недавно увидевшая свет «Тень Атлантиды» Брайна. Автор соответственно начинает с фронтисписа. На нем приведена фотография пары древностей в тумане, которые он выдает за реликвии Атлантиды. Затем Брайн, хотя и отрицая оккультное вдохновение теософов, выдает фантастический ряд плоских и нелепых утверждений: что все статуи майя были бородаты, что бретонский язык не связан с другими европейскими языками, что вымерший зубр или европейский дикий вол – это то же самое, что американский бизон, что верблюды не являлись частью фауны Северной Америки, что остатки слона не были найдены в Америке на севере Флориды, что в античной Греции не было львов, что отомы говорили на древнеяпонском, что биографом знаменитого волшебника Аполлония из Тяны был Теофраст, что великие пирамиды Гизы и Теотихуакана были возведены за многие тысячи лет до нашей эры и так далее. Ошибки, которых можно избежать, прочитав определенные книги и посетив несколько хороших музеев. Но можно и поверить полковнику Брайну на свой страх и риск.

Большая часть его книги посвящена сомнительным таинственным надписям и потерянным атлантическим городам в Бразилии. Что ж, города-сокровищницы в бразильских дебрях всегда были призрачной мечтой умозрительной палеологии еще со времен конкистадоров, прочесавших вдоль и поперек этот обширный регион в напрасных поисках Эльдорадо. Британский атлантолог Вилкинс написал целую книгу об этих предполагаемых руинах более развитой цивилизации. В начале XX в. Круппы из Эссена потратили 500 тысяч долларов своего состояния, сделанного на производстве стали, на экспедицию в Мату-Гросу, где велись поиски таких городов.

Затем в 1925 г. британский офицер в отставке, подполковник Перси X. Фосетт, отправился в такую же командировку со своим двадцатилетним сыном и еще одним молодым человеком по фамилии Римелл. Все они бесследно пропали. Фосетт, опытный исследователь и волевая личность с мистическим складом ума, полагал, что бразильские джунгли скрывают руины либо самой Атлантиды, либо одного из ее дочерних городов. Несколько групп отправились на поиски Фосетта в следующее десятилетие, но все экспедиции успеха не имели. Его исчезновение оставалось загадкой до 1951 г., когда Орландо Вил ас Боас, индейский агент бразильского правительства, уговорил индейцев калапало из верховьев Ксингу признаться, что это они убили Фосетта и его помощников, поскольку им не понравилось, как они к ним отнеслись.

После этого французский золотоискатель Аполлинэр Фрот распространил заманчивый слух о своих археологических находках в Бразилии, заявив с типичным для псевдоученых пылом, что результаты его исследований настолько ошеломляющие, что он опасается их обнародовать. Фрот умер, не опубликовав их. Как морские змии, психические феномены и ваза Шлимана в форме совы, бразильская Атлантида, похоже, ускользает и прячется от квалифицированного научного изучения.

Но вернемся к книгам об Атлантиде. Еще более древним экземпляром в этом саду чудных литературных цветов является «Атлантида: истинная родина арийцев», 1922 г. Карла Георга Чётча, который утверждал, что истинные арийцы, светловолосые, целомудренные вегетарианцы и трезвенники, и были народом Атлантиды. Как Кар ли до него и Великовский после, Чётч заявлял, что Атлантида была разрушена столкновением Земли с кометой. Единственными выжившими при затоплении оказались Вотан, его дочь и беременная сестра. Все они укрылись в пещере под корнями гигантского дерева, рядом с холодным гейзером. Сестра Вотана умерла в родах, и ее младенца вскормила волчица. Кровь этих благородных представителей нордической расы смешалась с кровью неарийцев материка. Их опустившиеся потомки стали употреблять мясо и пристрастились к пагубной привычке пить забродившие напитки, изобретенные девушкой-не-арийкой по имени Хайд (как и Вотан, она фигурирует в мифологии нордических народов).

«Расовой памятью» автор «доказывает», что эти события легли в основу легенд о Рождественской звезде, мировом древе Иггдрасил и, помимо того, отпрысков Мимира, Ромула и Рема, и почти всех других мифов, какие только придут на память. Так, райское яблоко Евы было на самом деле яблочной водкой Хайд. Греки были колонией Атлантиды, а Зевс – одним из их первых вождей. Все это доказывает, что сам герр Чётч является потомком Зевса, что ясно видно по его фамилии (по-немецки Zschaetzsch)!

Подобные фантазии, столь частые в атлантологии, объясняют, отчего историки и ученые уходят в себя, едва заслышав об Атлантиде. Частично их фобия происходит из опыта чтения лекций для народа, в конце которых кто-нибудь непременно встает и заводит разговор об Атлантиде, помахивая книгой Чётча и утверждая, что это так, потому что вот тут написано черным по белому.

 

Тем не менее, если возможно изучать такие эмоционально нагруженные предметы, как секс и религия в отстраненной научной манере, то и вопрос Атлантиды нам удастся рассмотреть в подобном духе.

Проанализируем проблему Атлантиды с разных сторон. Можно вслед за оккультистами целиком принять историю Платона и расширить ее вдохновенной экстраполяцией.

Или взять ее за основу и постараться дать рациональное объяснение, откинув сверхъестественные детали. Или углубиться в поиски настоящей древней культуры, соответствующей государству Платона, который не обязательно должен находиться на затонувшем острове. Или исследовать возможность существования Атлантических островов и перешейков с точки зрения геологии и биологии. Или, в конце концов, рассматривать «Диалоги» Платона как беллетристику и искать их источники так же, как стали бы искать вдохновляющие идеи любого другого знаменитого художественного произведения.

Поскольку в наши дни немногие готовы поверить в бога Посейдона и десять его сыновей, в любом подходе к Атлантиде необходимо некоторое усовершенствование. Донелли показал нам пример рационалистической группы. Но стоит начать видоизменять историю в сторону достоверности или сказочности, можно увлечься и уйти далеко в дебри. Как сказал проницательный Т.Х. Мартин, «многие ученые всходили на борт судна под названием «поиски Атлантиды» с более-менее тяжелым грузом образования, но компасом им служили лишь воображение и прихоть, и потому блуждали они наугад. И куда же они приплыли? По слухам, в Африку, Америку, Австралию, на Шпицберген, в Швецию, на Сардинию, в Палестину, Афины, Персию, на Цейлон».

В результате Атлантидой называли самые различные земли (см. полный список в приложении С), а причиной ее затопления – всевозможные природные бедствия. Говорили, что случилось это не тогда, когда утверждает Платон, а за тысячи лет до того или тысячи лет спустя. Находилась Атлантида не в Атлантическом океане, а в Арктике, Южной Африке или Новой Зеландии. И вообще, она не затонула, а была просто разрушена ураганом. Посейдон был не богом, а смертным царем. Ее цивилизация принадлежала не к античному типу, описанному Платоном, а либо к сверхнаучному типу цивилизации эпохи машин, либо к высокоразвитой культуре каменного века, вроде культуры майя. И так далее.

Что ж, некоторые из этих утверждений можно принять. Нельзя изменить весь рассказ Платона и после этого утверждать, что основываешь рассуждения на нем. Это то же самое, что сказать, что легендарный король Артур – на самом деле царица Клеопатра. И надо-то всего – поменять Клеопатре пол, национальность, период жизни, темперамент, характер и другие мелкие детали, и вот король и царица уже похожи как две капли воды.

Более того, даже если утерянные цивилизации и затопленные земли могли существовать, нет веской причины связывать их с историей Платона, который, в конце концов, ничего не ведал о происходившем в миоценовый период и не слыхивал о Новой Зеландии. Поскольку трудно установить точные пределы знаний античных мудрецов вроде Платона, которых теперь уж не расспросишь ни о чем, мы можем быть настолько же уверенными в прошлых событиях, насколько и в чем-либо другом.

Пожалуй, есть небольшой шанс, что Платон случайно обнаружил описание реальных событий, даже не зная, что случилось в действительности. Просто повезло. Такое нередко случалось в истории человечества. Так, Демокрит просто догадался о теории атома и эволюции. Французские антропологи Мортиле и Верно именно так и рассматривали Атлантиду, веря (несмотря на противоположные свидетельства большинства геологов) в то, что перешеек в Северной Атлантике просуществовал до плейстоцена, они полагали, что этот перешеек не имеет никакого отношения к рассказу Платона.

Таким образом, давайте остережемся энергичных рационализаторов произведений Платона и других древних мифов, поскольку такие люди, начав с одной истории, выдают множество различных интерпретаций, которые, понятное дело, не могут быть истинными все сразу.

Неоккультные атлантические теории четко распадаются на две группы: те, что говорят о крупной катастрофе, и те, что не говорят. Сначала рассмотрим первую.

В 1803 г. Бори де Сен-Венсан опубликовал свой труд «Очерк об островах Удачи и древней Атлантиде», где изложил традиционную историю Атлантиды. Как позднее Донелли, он предположил, что Атлантида была чем-то гораздо большим, нежели думал Платон, – родиной цивилизации. Произошли два затопления. Первое в результате вулканических извержений в Средиземноморье уменьшило остров до такой степени, что выжившие вынуждены были стать агрессивными «империалистами», чтобы завоевать себе место под солнцем. Афиняне выиграли в этой борьбе, но остаток их континента также ушел под воду, оставив после себя лишь Канарские острова, Мадейру и Азорские острова.

На правдоподобной карте Сен-Венсан показал Атлантиду в период расцвета. Она располагалась к западу от выступающей части Западной Африки, где Сахара и Судан выходят к океану. Она почти касается берега у мыса Бойадор и у Зеленого мыса. Море, заключенное между Африкой, Атлантидой и этими двумя выступами, он назвал «Lac Tritonide», то есть озеро Тритона, которое упоминается в истории об аргонавтах и в описании Дилора африканских амазонок. Северо-восточный угол Атлантиды у него имеет название «Геспериды, или земля Атлантиды» (юго-восточный – «Земля горгон»). Современные Канары расположены в том месте, где изначально проходили Атласские горы, находились сады Гесперид. Вулкан Тейде со снежной шапкой на вершине на острове Тенерифе когда-то был горой Атлас. Вполне приемлемая идея, поскольку курящийся пик Тейде 12 тысяч футов в высоту гораздо больше подходит под античное описание горы Атлас, чем горы Марокко.

Сен-Венсан почерпнул некоторые мысли у французского ботаника Ж.П. де Турнефора, который примерно за столетие до того предположил, что Атлантиду смыло мощной волной из Средиземного моря, когда из-за землетрясения уровень воды в нем поднялся до уровня воды в Атлантике. Поток прорезал в Гибралтарском перешейке пролив. Турнефор, в свою очередь, взял эту идею у Стратона из Лампсака, который еще в эллинистические времена утверждал, что поток из Черного моря соединил его со Средиземным. То же самое произошло и со Средиземным морем, которое соединилось с Атлантикой.

Другие, например натуралист Баффон, современник Сен-Венсана, полагали, что Атлантиду смыл поток, шедший в обратном направлении, из Атлантического океана в Средиземное море, которое до того было преимущественно сушей. Современная геология склонна поддерживать эту гипотезу. Некоторые геологи считают, что во время последнего продвижения льда в плейстоцен Средиземноморье представляло собой огромную низкую равнину с несколькими большими озерами, разделенными горным хребтом, который соединял Италию и Сицилию с Африкой. В теплые межледниковые периоды обезьяноподобный человек охотился на карликовых слонов и гиппопотамов на Сицилии. После окончательного таяния полярного льда уровень океана стал повышаться до тех пор, пока 15 тысяч лет назад не прорвался через Гибралтарский перешеек и не заполнил Средиземноморский бассейн до современного уровня, заставив тысячи людей и миллионы животных покинуть обжитые места. Катастрофа? Источник истории Платона, где Средиземноморская долина играет роль Атлантиды? Возможно, но доказательств нет.

Если данную теорию взять за основу при решении загадки Атлантиды, к ней появятся несколько претензий. Геологи, например Депере, думают, что Иберо-Африканский перешеек исчез до плейстоцена. Гибралтарский регион состоит из известняка и сланцевой глины. Эти породы не самые прочные и уступают в этом качестве обычной почве, поэтому перешеек не разрушился бы в один момент, как дамба Святого Фрэнсиса в Лос-Анджелесе, а рассыпался бы медленно. Так соляной поток из океана разъедает скалу. Если сравнить размеры емкости с размером входного отверстия, станет ясно, что заполнение Средиземноморья заняло бы много лет. Более того, если море заполнило бассейн таким образом, изгнанники были не культурными атлантами Платона, а охотниками эпохи неолита, одетыми в шкуры. Нет никаких свидетельств того, что первобытные неграмотные люди умели передавать правдивые отчеты об исторических событиях из уст в уста целых 10 тысяч лет подряд или хотя бы десятую часть этого промежутка времени.

Другие гипотезы требовали еще более радикальных изменений в картах. Так, в 1926 г. Клод Ру утверждал, что в постледниковый период большая часть Северной Африки находилась под водой, а горы Марокко и Алжира образовывали полуостров, на котором расцвела Атлантида. В конце концов то ли земля поднялась, то ли вода опустилась, моря и лагуны пересохли, оставив пустыни и солончаки, сохранившиеся до нашего времени.

Ру пытался подкрепить свою теорию ссылками на находки Глоцела, гальку и глиняные таблички, испещренные значками, отдаленно напоминающими письменность. Их обнаружили на ферме недалеко от Виши во Франции в 1926 г. наряду с предметами палеолита. Позднее стало известно, что Х.К. Роже, профессиональный поддельщик реликвий, сам смастерил глоцеловские артефакты и закопал их на ферме. До того как афера была раскрыта, находки одурачили даже выдающегося Райнаха и привели к возникновению бредовых теорий европейской предыстории, к иску по делу о клевете и настоящей схватке на собрании в Коллеж де Франс.

Канадский инженер Р.А. Фессенден предложил еще более эффектную теорию по изменению карты. Как французский атлантолог XVIII в. Делиль де Саль до него, он поместил Атлантиду на Кавказ. Де Саль говорил, что атланты мигрировали с Кавказа на один из немногочисленных островов посреди покрывающего планету океана и, наконец, на истинную Атлантиду в Средиземном море, включавшую большую часть Италии и Северную Африку.

Фессенден начал с подбора утверждений на тему «первобытный человек все воспринимал буквально» и не имел воображения, которое в общем и не очень нужно. Он пытался показать, что греческие мифы, рассказывая о событиях в Средиземноморье, на самом деле подразумевают Черное море, а Атлантический океан в мифах на самом деле огромное мелкое море, азиатское Средиземноморье или Сарматский океан, который когда-то покрывал почти всю территорию России. Этот объем воды Фессенден называет «океаном Атлантиды».

Фессенден утверждает, что заметил занятный пробел в греческих мифах. В них ничего не говорится о западной половине Средиземного моря. Он объясняет это тем, что целый блок географических названий был перемещен из региона к востоку от Черного моря. Например, название «Иберия» применяется и к испанскому полуострову, и к области на Кавказе. Человечество, заключает Фессенден, эволюционировало на Кавказе и создало высокоразвитую цивилизацию, где ее застало крупное наводнение, после чего она распространилась во все стороны света. Позднее эта земля поднялась, а Сарматское море пересохло, оставив после себя Черное, Каспийское и Аральское моря. Хотя аргументы Фессендена строились на сомнительной геологии, плохо подобранной мифологии, невероятных лингвистических данных и глупостях об арийской расе, для Уэллса они были вполне разумными, и он благодушно отозвался о них в своей знаменитой книге «Краткий курс истории».

Востоковед Джозеф Карст ухватился за идею об атлантах с востока и развил ее в еще более умозрительной манере, доказывая существование двух Атлантид: одной на северо-западе Африки и второй в Арабском море. Был, говорит он, еще более древний источник распространения культуры в Центральной Азии, которая, по убеждению как Карста, так и Фессендена, затонула уже после доисторического периода. Восточная Атлантида – это Огигия Гомера, а также земля Канга из «Книги царей» иранского поэта Фирдоуси и Пешотану, который правит Кангой, это Посейдон Платона.

Карст основывал свои аргументы преимущественно на лингвистическом фундаменте. Он оперировал выдуманной лингвистикой, которая разделяет языки на абсурдные группы, вроде «урало-баскской», в которую включались такие языки, как дакота, китайский и египетский. «Иберо-эфиопская раса» изобрела цивилизацию в Огигии – Атлантиде, откуда вышли три волны миграции, пока она вся целиком не затонула. В первой волне были китайцы и отоми, во второй – майя и киче из Мезоамерики, в третьей – ацтеки и народы Кавказа.

Самая последняя версия теории о Восточной Атлантиде выдвинута русскими учеными, утверждавшими, что Атлантида находилась в их стране, что, по моему мнению, совершенно не соответствует фактам. По их предположениям, она располагалась на территории, ныне покрытой водами Каспия.

Другие атлантологи, вслед за Карстом, еще дальше развили теории о двух Атлантидах, которые затонули на пару или по одной. Так, Дювиль предложил идею о двух центрах атлантической цивилизации: одном на всем известном Атлантическом острове и втором на северо-востоке Африки на месте современной Эфиопии. А Рене-Морис Гаттефосс заявил, что цивилизация зародилась на Арктическом континенте, который он называет старым именем «Гиперборея». Когда сия земля затонула, ее народ перебрался на Атлантиду в Северной Атлантике и на другие континенты, возводя по дороге мегалитические памятники вроде Стонхенджа. Кроманьонцы палеолита (которых, как и индейцев майя, без устали притягивают за уши к спорам об Атлантиде) были чистокровными гиперборейцами. В конце концов атланты разработали так называемый циклопический стиль архитектуры, в котором использовались огромные неровные глыбы без строительного раствора. Этот стиль обнаружен в Европе в руинах бронзового века.

По словам Гаттефосса, битва титанов в греческой мифологии есть воспоминание о периодических изменениях наклона земной оси, что вызывало перемены в климате и сдвиг береговых линий по всей планете. Зевс, Посейдон, Атлант и Геспер были царями Атлантиды. В правление Посейдона атланты научились одомашнивать животных и сражались с Горгонами и амазонками, жившими при матриархате, отголоски которого до сих пор встречаются у их потомков берберов. Автор пытается проследить миграцию всех ветвей человеческого древа, изучая форму черепов. Он допустил, что все народы с удлиненным черепом родственны друг другу, то же верно и для людей с широким черепом. На самом деле это нелепо, поскольку черепной индекс – лишь одна из множества характеристик, применяемых при классификации людей. Используемая в отрыве от других, она может привести к курьезным результатам, например можно смешать в кучу шведов, эскимосов и готтентотов.

Идея об Атлантиде на Крайнем Севере была развита Руд-беком в XVII в. и Бейли в XVTII в. Не так давно Герман Верф поместил свой затонувший континент в Арктике, назвал его Туле в честь острова, о котором Пифей слышал в своих странствиях. Как Чёрчворд, Верф полагал, что нашел ключ к глубоко психологическому священному набору символов первобытного человека. Проследив путь этих символов по миру, он собирался реконструировать предысторию человека. Так, например, два круга, один над другим, соединенные коротким отрезком, обозначали год. Верф верил, что последние уцелевшие представители его арктической цивилизации – это ныне здравствующие садлермиутские эскимосы, потомки тулинов, которые жили между 25 000 и 12 000 гг. до н. э. одновременно с кроманьонцами. Их культура, хотя и высокоразвитая, не знала металла. Они пришли в Европу, Азию и обе Америки, распавшись по ходу на современные расовые типы и добравшись даже до Новой Зеландии.

 

В то время как большинство атлантологов не дают ясных ответов на вопрос, почему тонут континенты, один из них предложил более чем вразумительное объяснение данному феномену. Это Ганс Хёрбигер, автор космической ледниковой теории, по-немецки Welteislehre, или WEL (КЛТ), как ее стали называть. Хёрбигер – австрийский изобретатель, любитель всевозможных устройств, который хвастался тем, что никогда не производит расчетов. Когда люди позволяли себе усомниться в его правоте, он кричал: «Вместо того чтобы верить мне, вы верите уравнениям! Когда же вы наконец поймете, что математика бесполезна и обманчива?»

Хёрбигер рассказывал своим последователям, что в детстве, глядя в телескоп на Луну и другие планеты, вдруг понял, что они сделаны изо льда. Дальше – больше. Во сне к нему пришло откровение о том, что гравитация Солнца распространяется всего лишь на утроенное расстояние до Нептуна. Будучи молодым инженером, он наблюдал за затопленной почвой, с вырывающимся из нее паром, когда по ней проводили горячим железом. Это было последним толчком, подвигшим его создать Космос, не менее красочный, чем мир Блаватской, и еще более пугающий.

Получалось, что Вселенная – это что-то вроде космического парового двигателя. Межзвездное пространство напичкано разреженным водородом и парами воды. (Что до некоторой степени недалеко от истины.) Теряя тепло при продвижении сквозь эту жидкую смесь, небольшая звезда обрастает льдом. Когда большая звезда втягивает ее в себя, она остается внутри ее огромным ледяным шаром, и миллионы лет лед постепенно тает. В конце концов маленькая звезда превращается в пар. В результате взрыва кусочки звездного вещества рассеиваются в космосе. Они сгущаются и образуют планеты, а кислород большой звезды, тоже взорвавшейся, соединяется с водородом из космоса и образует кольцо из частичек льда («болидов») вокруг планеты. Млечный Путь не является, как утверждают астрономы, дальними звездами нашей Галактики. Это болиды нашей Солнечной системы.

Когда водород космоса замедляет их, данные тела начинают спускаться по спиралевидной траектории к Солнцу. Поскольку мелкие частицы тормозят остальные, их скорость самая высокая. Так, когда обломки льда Млечного Пути падают по направлению к Солнцу, большинство из них подхватывают гравитационные поля внешних планет, – вот почему они и даже наша родная Луна обзавелись ледяным покровом в сотни миль толщиной.

Достигая Солнца, обломок льда вызывает еще один взрыв, который заполняет пространство вокруг светила мельчайшими частичками льда. Внутренние планеты Венера и Меркурий, проходя через этот слой, также обрели ледяную оболочку. Земля избежала обледенения исключительно по счастливой случайности, потому что она достаточно удалена от Солнца. Крупные планеты ловят мелкие в свое поле и заставляют крутиться вокруг, превращая их в луны и в конечном итоге засасывая в себя.

И захват спутника, и его дальнейший удар о поверхность планеты вызывают большое потрясение для нее. Ее гравитационное притяжение рождает наводнения и землетрясения, происходящие до тех пор, пока Луна не закрепится на своей орбите. Потом следует период затишья, пока спутник, замедленный водородом космоса, не приблизится к своему хозяину, после чего его притяжение вытягивает океаны в виде пояса или пузыря на экваторе, тем самым затопив экваториальные области, а полярные оставив сухими и высокими.

Наконец, когда спутник приближается на несколько тысяч миль, сила гравитации разрушает его. Обломки обрушиваются на Землю. Океаны, освободившись от притяжения спутника, оттекают к полюсам, открывая тропические регионы и затопляя полярные. Все человеческие мифы о катастрофах можно вписать в данную схему тем или иным образом, будь то библейский Великий потоп, Атлантида, откровение Иоанна Богослова или скандинавский Рагнарёк.

У Земли насчитывалось по меньшей мере шесть лун до того, как осталась только та, что есть сейчас. Наша планета захватывала и уничтожала их в алгонкианскую, археозойскую, кембрийскую, девонскую, пермскую, мезозойскую и кайнозойскую эры. Появившись в кайнозойскую или третичную эру, человек мог присутствовать при падении кайнозойской луны, чье приближение 25 тысяч лет назад затопило все тропические области, за исключением нескольких высокогорий, вроде Перу и Эфиопии. Захват современной Луны, бывшей некогда планетой, спровоцировал уход под воду Атлантиды и Лемурии. Эцикиль, говоря о Тире, или автор Откровения Иоанна Богослова, упоминая Вавилон, подразумевают Атлантиду. Распад Луны и ее падение, вероятно, уничтожат жизнь на Земле.

Хёрбигер продал свое учение немецкому учителю и астроному-любителю Фауту, который в 1913 г. опубликовал книгу Хёрбигера «Ледниковая космогония». Хотя Первая мировая война прервала развитие этого культа, после ее окончания Хёрбигер начал грандиозную рекламную кампанию, с помощью которой наводнил Европу книгами, памфлетами и устрашающими письмами. В скором времени его последователи уже исчислялись миллионами, наиболее ярые из которых прерывали собрания ученых обществ криками: «Долой астрономическую ортодоксальность! Даешь Хёрбигера!»

Хёрбигер писал в одном письме: «Либо вы верите в меня и учитесь, либо вас следует считать врагом». Еще один австриец, Ганс Беллами, стал приверженцем Хёрбигера, вспомнив, что в детстве ему часто снился кошмар об огромной взрывающейся Луне. Он стал продвигать учение о космическом льде на английском языке.

Несмотря на то что Хёрбигер умер в 1931 г., его движение не утрачивало силу еще многие годы. С появлением Гитлера хёрбигеристы стали отождествлять себя с расовой философией новых правителей: «Наши нордические предки закалились среди льда и снега. Следовательно, вера в мировой лед есть естественное наследие нордического человека». Но нацисты, выдвинувшие немало нездоровых идей, не удостоили эту гипотезу своим вниманием.

К сожалению для теории Хёрбигера, планеты сделаны не изо льда (хотя на некоторых, вероятно, и есть ледяной покров). Если бы он оказался прав, они выглядели бы и вели бы себя иначе. (Когда один критик заметил, что плотность Сатурна меньше плотности льда, Хёрбигер пробормотал что-то о «гравитационной тени», но что это такое, так и не объяснил.) И Млечный Путь не состоит из «болидов», что уже доказали современные астрономы. Планеты и звезды тоже не живут так, как он описал. Луна удаляется от нас, а не приближается. Высадка астронавтов на Луну и беспилотных аппаратов на Венеру показала, что эти планеты не имеют ледяной оболочки. На самом деле все заявления Хёрбигера абсурдны в свете современного знания.

Еще более безумную теорию периодических катастроф выдвинул не так давно Иммануил Великовский, израильский медик и космогонист-любитель, выходец из России, издатели которого в 1950 г. подняли невероятную шумиху, чтобы продать его книги. Данная теория похожа на своих предшественниц XVIII в.: одну, принадлежащую любознательному мифологу Жану Ринальдо Кар ли, который считал, что Атлантида затонула, когда в 4000 г. до н. э. по ней ударила комета, и вторую, выдуманную в XX в. Чётчем, о которой мы рассказывали выше.

По словам Великовского, много столетий назад в результате столкновения планет Юпитер взорвался и выплюнул из себя комету. Данная комета, следуя по эксцентрической орбите, задела Землю примерно в 1600 или 1500 г. до н. э. Она прошла так близко, что могла вызвать землетрясения, приливную волну и прочие напасти по всей планете. Это касание описано в «Исходе» в эпизоде, когда расступились воды Красного моря, и в других мифах о катастрофах.

Пятьдесят два года спустя сия комета снова задела Землю, что отражено в описании подвига Иисуса Навина, приказавшего Солнцу не заходить. Эти приближения кометы не только остановили вращение Земли, но заставили ее вращаться в обратную сторону, изменили расположение полюсов и угол наклона к эклиптике, изменили орбиту так, что продолжительность года удлинилась с 360 до 365 суток. Газообразный углеводород из хвоста кометы обрушился вниз, частично в виде нефти (вот откуда взялись ее современные месторождения), а частично в виде сахаристой «манны», которой евреи питались на Синае.

Растеряв большую часть своего хвоста, комета задела Марс, который, будучи сдвинутым со своего пути, приблизился на опасное расстояние к Земле в VIII и VII вв. до н. э., а затем закрепился на своей теперешней орбите. А комета тем временем успокоилась и стала планетой Венера!

Чтобы подкрепить это потрясающее утверждение, Великовский перелопатил горы древних знаний: вавилонский календарь в 360 суток; упоминание индусов о «четырех планетах» и невероятный объем цитат из еврейских, египетских, норвежских, ацтекских и других мифов. Если они не вписывались в его гипотезу, он прибегал к методу Прокруста. Поскольку у Платона Атлантида затонула за 9 тысяч лет до поездки Солона в Египет (примерно в 590 г. до н. э.), Великовский прилаживает эту историю, отбросив ноль из даты Платона и утопив Атлантиду за 900 лет до Солона.

Отчего же летописи не рассказывают об этих событиях понятным языком, если они произошли в исторические времена? Потому что, говорит Великовский, человечество охватила «коллективная амнезия». Подсознание людей было так напугано этими явлениями, что решило просто забыть их все разом!

Несмотря на впечатляющие подготовительные работы, Великовский не развил свою теорию и не объяснил успех картины космоса Коперника – Ньютона – Эйнштейна, которую взялся вытеснить. Некоторые ссылки на мифы неточны (например, он использовал «перевод» Троанской книги Брассе), остальные же в очередной раз демонстрируют то, что собрание записанных мифов столь велико, что можно найти в них аллюзии для подкрепления любых космологических умозаключений, которые только придут в голову. Вавилоняне оставили четкие записи о наблюдении за Венерой 5 тысяч лет назад. Тогда она вела себя так же, как сейчас. Упоминание о «четырех планетах», возможно, говорит о том, что первые астрономы проглядели Меркурий, не слишком заметный объект даже при максимальной элонгации. А год в 360 суток – просто ошибка жрецов, исправленная по мере расширения знаний.

Да и с точки зрения психологии и механики эта теория нелепа. Кометы – не планеты и в них не превращаются. Напротив, они представляют собой свободные скопления метеоров, общая масса которых составляет менее одной миллионной массы Земли. Такая масса – сравнимая с массой средней горы – может, вероятно, при ударе разрушить несколько стран или небольшой штат, но не способна заметно повлиять на орбиту, вращение, угол наклона или другие показатели движения Земли. Если масса, достаточная для изменения вращения, столкнулась бы с нашей планетой, энергия от удара полностью расплавила бы обеих. Если же это было только касание, оно не произвело бы заметного влияния. А газ, из которого состоит хвост кометы, настолько разжижен, что, если сжать хвост крупной кометы до плотности железа, он легко поместился бы в обычном портфеле!

Что же касается «коллективной амнезии», это то же самое, что заявить, что вас преследует маленький зеленый человечек, которого вы не видели, потому что он исчезает, стоит вам оглянуться. Такое утверждение трудно опровергнуть, но и принимать всерьез вовсе не обязательно.

 

Вы можете подумать, что я подбирал примеры из периферического ответвления «тронутых» атлантологов, чтобы опорочить все теории, связанные с Атлантидой. Спешу заверить вас, что это не так, поскольку хёрбигеры и чёрчворды составляют основную массу атлантологии, а вот на «периферии» как раз находятся здраво– и трезвомыслящие люди, изучающие сей предмет.

Среди них числится (или числился) шотландский мифолог Льюис Спенс, бывший в свое время главным редактором «Атлантис квотерли», который вышел пять раз, после чего закрылся из-за нехватки финансирования. Приблизительно полвека назад Спенс издал ряд адаптированных книг о мифах Мексики, Египта и других стран, в которых продемонстрировал здоровый скептицизм по отношению к более эксцентричным концепциям человеческой предыстории, таким как теория ле Плангеона.

«Проблема Атлантиды» (1924) Спенса, хотя и менее остро критическая, нежели предыдущие работы, все так же рассказывала о лучших проатлантических трудах, опубликованных к тому времени. Автор берется доказать, что:

1. Огромный континент когда-то занимал весь район Северной Атлантики или большую ее часть и значительную область ее южного бассейна. Имея древнее геологическое происхождение, он с течением веков должен был подвергнуться множеству изменений в очертаниях и размерах, возможно претерпевая частые затопления и всплытия.

2. В период миоцена (поздний кайнозой) он все еще сохранял континентальный характер, но к концу этой эры начал распадаться из-за следующих друг за другом вулканических извержений и других причин.

3. Данный распад привел к формированию больших и малых островных масс. Две из них, значительно превосходящие остальные по размеру, находились:

а) на относительно небольшом расстоянии от входа в Средиземное море;

б) в регионе современных Западно-Индийских островов.

Возможно, это были соответственно Атлантида и Антилья. Связь между ними могла осуществляться по цепочке мелких островов.

4. Два этих острова-континента и связывающая их цепочка островов просуществовали до плейстоцена. В эту эпоху (примерно 25 тысяч лет назад, то есть в начале постледникового периода) Атлантида, видимо, подверглась дальнейшему делению. Окончательное бедствие обрушилось на нее примерно в 10 000 г. до н. э. А вот Антилья, наоборот, прожила гораздо дольше, ее части сохранились до наших дней в группе Антильских островов или Запад-но-Индийских островов.

 

Рис. 10. Карта Атлантического океана, показывающая Атлантиду и Антилью (в соответствии с теориями Льюиса Спенса) и Саргассово море

 

Спенс дал рациональное объяснение большинству исторически и научно невероятных элементов рассказа Платона. Так, говорит он, Атлантида не обязательно исчезла за сутки землетрясений и бурь, но в результате нескольких землетрясений в течение многих лет. Афино-Атлантическая война Платона, скорее всего, выдумка, в основу которой легла какая-то местная греческая война. Металлургия, описанная Платоном, нереальна, поскольку металл начали использовать только через тысячи лет после затопления Атлантиды. И тем не менее, даже если атланты были людьми каменного века и не являлись предками всех цивилизаций, их культура впечатляет.

В качестве ее примера Спенс приводит кроманьонскую расу крепких пещерных людей каменного века, останки которых находят в основном на юго-западе Франции и на севере Испании. Кроманьонцы, названные так в честь деревни, рядом с которой французский археолог Ларте впервые обнаружил их останки, интересны по двум причинам. Во-первых, они принадлежали к физически внушительному типу белой расы. Средний рост мужчины составлял более шести футов. Они отличались крупным мозгом, массивным подбородком, широкими скулами, клювовидным носом, нависающими бровями и высоким лбом, поэтому немного походили на норвежцев и индейцев-блэкфутов. Их череп отличался весьма необычным сочетанием довольно вытянутой формы и широкого лица. Во-вторых, они рисовали на стенах пещер потрясающе реалистичные картинки животных, на которых охотились, а также вырезали их на своих орудиях и оружии. Наскальные рисунки считались магическими и должны были принести удачу на охоте.

Во время последнего отхода льда примерно 25 тысяч лет назад кроманьонцы заняли место, возможно и не естественным путем, своих предшественников, грубых неандертальцев. Кроманьонский период делится на три этапа на основе видов археологических свидетельств: ориньякский, солютринский и магдаленийский. Искусство кроманьонцев принадлежит преимущественно первому и второму этапам. Другие расы, вторгавшиеся в Европу в этот период, таковы: негроиды на Ривьере и монголоиды в центральных районах. После магдаленийского этапа азильско-тарденуазский народ завладел Европой. Плохие художники, но искусные изготовители луков и тонких каменных крючков для ловли рыбы, они опять, видимо с магическими целями, украсили множество мелких камешков точками, полосками и простыми узорами.

Они распространялись по побережью Бискайского залива, и Спенс сделал вывод о том, что кроманьонцы пришли с запада, тем более что их останки не были обнаружены восточнее. Он полагал, что были три волны атлантических вторжений: ориньякская, магдаленийская и азильская, и приводил слова авторитетных специалистов, таких как Генри Фаерфилд Осборн, в пользу гипотезы о том, что и уникальный язык басков и берберский, на котором говорили гончи каменного века, которые переселились на Канары, когда Испания присоединила их к себе в XV в., являются потомками кроманьонцев. (Некоторые антропологи действительно заявляют, что обнаружили следы кроманьонской крови у жителей французской долины Дордонь, которые высоки ростом, имеют грубоватый вид и смуглую кожу, густые черные волосы и типично кроманьонскую форму черепа.)

Азильцы, замечает Спенс, прибыли ориентировочно 10 тысяч лет назад, примерно в то время, в которое у Платона утонула Атлантида. Очень важно, что их клали в могилы головой на запад. Вероятно, они основали цивилизации Египта и Крита, а поздние иберы являлись их потомками. Планы городской застройки, изобретенные ими в Атлантиде, отражены в структуре Карфагена и Кносса. Поклонение Осирису в Египте было привнесено ими, что доказывается многочисленными параллелями в фольклоре Западной Европы. Например, друидизм и предания о короле Артуре содержат элементы культа Осириса. Кельтские легенды о недосягаемых островах и подводных городах прямо указывают на Атлантиду.

Как многие атлантологи, Спенс вывел культуру майя из Атлантиды. Он обошел обычные хронологические загвоздки (то, что цивилизация майя появилась совсем незадолго до христианской эры), предположив, что ушедшие на запад беженцы с Атлантиды задержались на Антилье на несколько тысячелетий и отправились на Юкатан, когда и она, в свою очередь, ушла под воду. Он подтверждает это переселение различными мифами американских индейцев, например легендой ацтеков о Кецалькоатле, румяном бородатом иноземце, который привел группу просветителей в черных одеждах в Мексику, где они сеяли разумное, доброе, вечное, пока парочка кудесников не напоила его зельем, вызывающим тоску по дому. И он тут же поспешил отбыть в море на плоте из змей. Спенс полагал, что культура майя должна была развиваться в другом месте, поскольку «цивилизация майя, впервые заявив о себе в Мезоамерике, сделала это не простым и примитивным способом, а показала себя зрелой культурой с развитыми искусством, архитектурой, религией и системой иероглифической письменности».

Спенс также цитирует геологов Грегори, Шарфа, Хилла, Ноймейера, Суэсса и Термьера в поддержку своей теории Атлантического континента или трансатлантического перешейка, просуществовавшего до относительно недавнего времени, до позднего плейстоцена. Он отмечает как важную деталь занятную привычку леммингов Норвегии выходить в открытое море большими стаями, словно в поисках земли, которой там давно нет. Ничего не найдя, они продолжают бесцельно кружить на месте до потери сил, пока не тонут.

В следующих книгах – «Атлантида в Америке», «История Атлантиды» и «Проблема Лемурии» – Спенс добавил подробностей к своим теориям, которые, однако, не так сильны, как кажется на первый взгляд. Более того, его самокритичность, видимо, угасла с годами. Под конец жизни он издавал книги, вроде «Последует ли Европа за Атлантидой?» (1942), где доказывал, что Господь затопил Атлантиду за грехи и проделает то же самое с Европой, если она не одумается.

Но вернемся к более ранним и вразумительным трудам Спенса. В них он рассуждает преимущественно о «мировой интуиции относительно существования трансатлантического континента», который «зародился в памяти народов». «Мы имеем дело с огромной мировой памятью, а рассказ Платона – лишь один из бесформенных ее обломков…» Единственная проблема с «мировой интуицией» и «памятью народов» в том, что нет причин предполагать, что подобные явления реальны. Память – это всего-навсего электрический феномен в чьем-то мозге. До сих пор никто не открыл способа, с помощью которого память попадала бы в зародышевые клетки человека, а затем в мозг его потомков. Для передачи ему следует либо рассказать, либо записать свои воспоминания. Информация, передаваемая из уст в уста, имеет тенденцию превращаться в неузнаваемые сказки фольклора всего за несколько поколений.

Представления Спенса о научных приемах слегка напоминают нам приемы оккультистов. «Методы вдохновенного открытия на самом деле станут методами познания в археологии будущего. Школа практических измерений, скучная и полная доверия к недоверию, обречена», «Аналогия есть инструмент вдохновения и, будучи правильно применена, способна давать сверхъестественные результаты», «Наступают те дни, когда простой вес одного только свидетельства, без поддержки размышления, которое происходит от вдохновения или интуиции, может быть принят в мире…». Однако наука достигла результатов теми самыми методами «практических измерений», а те, кто изучал вопросы вроде Атлантиды с помощью «вдохновения и интуиции», нагородили сотни противоречащих гипотез.

Спенс также в значительной степени полагается на мифы и сказания. «У всех преданий в основе факт», «Предание, если применить его аккуратно, является документом столь же ценным, сколь тот, что написан черным по белому», «Нет мифа, корни которого не уходят в реальность». Возможно, Спенс, как глашатай Льюиса Кэрролла, думал, что «трижды повторенное становится правдой». Он даже считал легенды более надежными свидетельствами прошлых изменений поверхности Земли, нежели геологию, несмотря на то что человеку ничего не стоит переделать услышанный рассказ, а горы не меняют свой облик на протяжении столетий.

Даже если мы ограничимся только фактами Спенса, они на поверку окажутся вовсе не такими впечатляющими, как можно подумать сначала. Во-первых, культура кроманьонцев все-таки была найдена на востоке – в Палестине. Более того, вопреки заявлениям о том, что культуры Египта, Юкатана и Перу появились внезапно, без медленных переходов от примитивной стадии к более развитой, современные археологи обнаружили постепенную эволюцию этих культур. Например, можно проследить рост египетской культуры от неолитического народа меримда, представители которого носили шкуры животных, жили в глиняных хижинах и занимались сельским хозяйством на примитивном уровне, до высокой цивилизации Четвертой династии. В своем воображении вы увидите, как они заменяют каменную посуду глиняной, приделывают к ней ручки, учатся обжигать ее в печах и, наконец, в начале правления династий перенимают гончарный круг и технику глазирования.

Подобные неверные представления о внезапном появлении культур появляются из-за того, что следы более поздних стадий прошлых культур весьма многочисленны, в отличие от ранних стадий, поскольку люди более поздних этапов создавали больше жилищ и артефактов, отличавшихся числом, размерами и прочностью от творений их предков, к тому же эти более поздние предметы пролежали в земле не так долго, вероятность, что более молодые предметы подверглись воздействию огня, ржавчины, термитов или вандалов, гораздо ниже. Например, если вы решили восстановить историю железных доспехов с выставки в музее Метрополитен в Нью-Йорке, не учитывая никакие другие экспонаты, вам может прийти в голову, что они вошли в обиход в XIV в. и сразу на очень высоком уровне. Но, как нам известно из истории, доспехи из железа стали делать задолго до 1300 г. Однако первые образцы почти все погублены ржавчиной или были переплавлены на новые.

Другая причина заключается в том, что люди, финансирующие археологические экспедиции, страдают понятной слабостью к эффектным результатам, а следовательно, стремятся сосредоточиться на высокоразвитых культурах в ущерб более примитивным.

Более того, проатлантические геологи Спенса либо жили до 1900 г. и безнадежно устарели, либо принадлежат к ничтожному меньшинству. Норвежские лемминги не мигрируют так, как он говорит. Они начинают голодать из-за перенаселения, разбегаются в разных направлениях, переплывают реки и, добравшись до моря, принимают его за еще одну реку на свою погибель. Шведские лемминги пытаются переплыть Балтику в обратном направлении. Кроманьонцы, как утверждает Спенс, не имели цивилизованной культуры с одомашненными лошадями и коровами. Они располагали лишь весьма примитивной культурой, как у аборигенов Австралии, и охотились на диких лошадей и коров. Военный головной убор из перьев равнинных индейцев идет не от кроманьонцев через майя, а был придуман группой племен сиу, от которых распространился в соседние племена, и так далее. Что же касается связи между Осирисом и королем Артуром, сей легендарный король окутан такой мглой невежественности и догадок, что попытка найти общее между ним и Осирисом и Атлантидой равносильна попытке объяснить неизвестное через неизвестное – ignotus per ignotum[7].

Даже мифология, в которой Спенс вроде бы должен быть специалистом, небезупречна. Чтобы подкрепить теорию о Лемурии в центре Тихого океана, он придает большое значение перуанским легендам о наводнениях, хотя, по словам его коллеги-мифографа Андерсена, подобных легенд в Перу крайне мало. Спенс приводит в качестве примера гавайское предание о ковчеге, в котором Нуу, его жена и три сына спаслись от потопа, не заметив, что Нуу, очевидно, не кто иной, как Ной, а все предание – пересказ библейского сюжета, поведанного христианскими миссионерами.

 

Что ж, достаточно о ведущих атлантологах, оккультных и неоккультных, и их доктринах. Я указал мимоходом на несколько заблуждений в этих теориях, но в атлантологии очень много тем, которые возникают вновь и вновь. Это подъем и затопление континентов, происхождение майя, суть мифов и взаимоотношения языков – от таких не отделаешься в одночасье. Что же наука говорит по поводу этих и других вопросов? Тут следует проявить осторожность. Нет ничего проще, чем заявить: «Наука говорит то-то и то-то». Хотя атлантологи уже предельно затаскали эту фразу, и зачастую получается, что наука ничего подобного не говорила. Возможно, какой-то один ученый произнес однажды нечто похожее, но ведь и он мог ошибиться.

Для начала мы не станем принимать историю Платона как голую правду. Кто верит в роман Посейдона и Клейто? Действительно, атлантологи считают Посейдона смертным царем Атлантиды. Однако он не просто один из героев Платона, а один из главных богов греческого пантеона. Если мы упростим и сделаем земными его отношения с Клейто, придется так же поступить с его гонением на Одиссея, с тем, что он ударом трезубца заставил воду изливаться из скалы на Акрополе в Афинах и с прочими мифами о нем.

Более того, не существует летописей о доисторической Афинской империи Платона. Если бы это великое государство существовало, его руины вряд ли проглядели бы в такой тщательно изучаемой археологами стране, как Греция. Так, в Греции обнаружены доисторические остатки микенской и теренской цивилизаций, но эти «циклопические» сооружения относятся к периоду, последовавшему сразу за падением Крита, приблизительно с 1400 по 1000 г. до н. э.

Атлантологи также утверждают, что в обеих Америках найдены надписи на языках Старого Света, и намекают, что неким загадочным образом финикийские письмена в Бразилии связаны с Атлантидой. Впрочем, эти «финикийские письмена» зачастую оказываются вовсе не тем, за что их выдают. Значки, нацарапанные на скале Дайтон-Рок в Массачусетсе, приписывали финикийцам, друидам, персам, троянцам, евреям, ливийцам, римлянам, норвежцам, валлийцам, китайцам и атлантам, пока профессор И.Б. Деллабэр перед телевизионной камерой не рассказал, что под письменами индейцев подразумеваются записи Мигеля Корте-Реаля, португальского исследователя, отплывшего на Ньюфаундленд в 1502 г. и не вернувшегося. Камень из Грейв-Крик-Маунт, что в Западной Виргинии, считали этрусским, руническим, финикийским, древне-британским, кельтско-иберским и греческим. В 1930 г. Эндрю Прайс, президент Исторического общества Западной Виргинии, в шутку написал, что на нем написано: «Камень Билла Стампа, 14 октября 1828 г.» На эту мистификацию его вдохновил эпизод из «Записок Пиквикского клуба» Диккенса.

Что же касается наскальных надписей в Южной Америке, в которых Брайн, Фрот и прочие узрели финикийские, еврейские и другие письмена Старого Света, то они представляют собой в основном изображения людей и животных, которых рисовали индейцы иногда с магическими целями, а иногда просто ради забавы. Мы знаем это, поскольку некоторые из них до сих пор этим занимаются.

Атлантологи придают большое значение лингвистическим аргументам для доказательства того, что майя или какой-нибудь другой народ Нового Света имеют родственников в Старом. Метод здесь тот же, что и у тех, кто пытается доказать, будто утерянные десять колен Израилевых – это ирландцы, ацтеки или бирманцы. Они берут слово из одного языка и слово с похожим звучанием и смыслом из другого и полагают, что действуют в рамках лингвистики. Таким способом они «доказали», что ацтекский относится к индоевропейской группе; китайский родственен египетскому; алгонкианский – латыни, киче – берберскому, карибский – ивриту и так далее. В итоге получилось, что практически все языки друг другу братья.

В некотором смысле, вероятно, так и есть. Практически все языки произошли от невнятного бормотания одних и тех же людей плиоцена. Но, говоря, что языки «родственны», мы подразумеваем, что они разделились настолько недавно, что до сих пор похожи друг на друга, а вот перечисленные выше примеры этому правилу не соответствуют.

Как видите, изучение лингвистических связей – это не просто поиск пары однотипных слов. По законам теории вероятностей наверняка найдется несколько явно родственных слов (то есть слов, произошедших от одного корня, например английское «water» и немецкое «Wasser» – «вода») в любой паре языков, будь они родственны или нет. Так «десять» по-французски «dix», а по-готтентотски «disi», «искать» по-английски «examine», а по-туарегски «eggamen», «время» по-сычуаньски «hour», а по-английски «hour» означает «час» и так далее ad infinitum[8]. Причина возникновения этих псевдородственных пар заключается в том, что в большинстве языков насчитывается всего лишь от двадцати до пятидесяти фонем (существенных звуковых единиц) и, по крайней мере, несколько тысяч слов. Поэтому подобное сходство неизбежно по чистому совпадению.

Чтобы отыскать истинное лингвистическое родство, нельзя рассматривать просто изолированные слова, следует брать все слова из определенного класса, например числительные, названия цветов, родственников, частей тела, природных понятий и так далее. Давайте проведем небольшой эксперимент по этим принципам, чтобы пролить свет на утверждение атлантологов о том, что майя наполовину греки, а наполовину евреи. Вот список первых десяти числительных на нескольких языках Старого и Нового Света:

 

Очевидно, что между английским и греческим есть родственная связь, но больше никакая пара языков в таблице не отмечена явным сходством. Это не окончательное «доказательство», разумеется, а просто пример, показывающий, что разбираемые языки не так уж похожи, как часто утверждают атлантологи. Для тщательного анализа лингвистических связей требуется взять гораздо более длинный список слов для сравнения, а также изучить фонологию, морфологию и синтаксис.

При изучении языков американских индейцев выясняется, что язык эскимосов отдаленно родственен языкам народов Восточной Сибири, что вполне естественно. Однако языки американских индейцев отличаются невероятным многообразием и несхожестью даже друг с другом, и уж тем более нет никаких четких связей между ними и языками Старого Света. Хотя в некоторых из них выявлены грамматические особенности, слегка напоминающие урало-алтайскую группу, например турецкий, пришедший из Центральной Азии, все же большинство неповторимы и уникальны. Скажем, в языке нутка нет различия между существительными и глаголами. Все это говорит о том, что американские индейцы были отделены от Старого Света тысячи лет и по большей части жили изолированными группами охотников и собирателей. Подобное устройство общества не может обеспечить плотность населения, необходимую для создания цивилизации, поскольку оно превратило бы этот край в голую степь, лишенную съедобных растений и животных. Им пришлось бы разделяться, чтобы не умереть от голода.

Однако такие суждения никогда не волновали атлантологов, которые хватались за любое случайное сходство названий или других слов, чтобы подтвердить свою правоту. С помощью их методов я могу, например, «доказать», что американские индейцы – потомки колонистов из Древней Греции, индейцев кроатана выведу из итальянского Кротона, чироки – из Керкиры, чилкатов – из Чолкиса, мэнданов – из Мантинии, а алеутов – из Элевсиса. Почему бы и нет?

Что же касается истинного происхождения американских индейцев в общем и майя в частности… Нет, этому вопросу следует посвятить целую главу, а то и две.

 

Глава 5

ЗАГАДКИ МАЙЯ

 

Прибыв в Америку в начале XVI в., испанцы обнаружили там несколько высокоразвитых цивилизаций. Одной из самых развитых, по крайней мере в некоторых аспектах, была цивилизация майя на Юкатане. С той поры они стали играть серьезную роль в атлантологии. Прежде всего, одни только майя из всех аборигенов Нового Света обладали настоящей системой письменности. Ацтеки Мексики располагали более примитивной системой рисуночного письма, похожего на комиксы без слов, а народы империи инков в Перу использовали кипу – шнурки с узелками для запоминания нужного.

После исчезновения трактата Ланды о майя эти люди исчезли из круга интересов европейцев примерно на два столетия, частично из-за того, что до места их обитания было сложно добраться по суше, а на побережье они не жили, а частично из-за того, что завоевание ацтеков Эрнаном Кортесом было лучше освещено в прессе. Многие рукописи с картинками ацтеков сохранились, не попав в костры миссионеров. Историки, вроде обыспанившегося ацтека Фернандо де Алва Икстлилксочитла, писали трактаты по-испански о культуре и истории ацтеков. Впрочем, большая часть последних пропала в испанских архивах, так и оставшись неопубликованными рукописями. Существовали также несколько малоизвестных описаний руин майя в Паленкви на испанском языке. Вместе с тем цивилизации Мезоамерики были преданы такому глубокому забвению, что шотландский историк XVTII в. Робертсон отрицал тот факт, что какой-либо народ Нового Света «имеет право встать в один ряд с народами, заслужившими название цивилизованных», и настаивал на том, что конкистадоры, описывавшие города и дворцы индейцев, просто приукрасили действительность.

В истории любой области науки нередко бывает так, что вначале какой-то энергичный ученый проделал титаническую, но неквалифицированную работу и опубликовал теории, которые, хотя и всецело ошибочные, заинтересовали более трезвомыслящих ученых, заложивших фундамент для настоящей науки. Дю Шайлу оказал эту медвежью услугу викингам и их истории. Также второе открытие майя было сделано одной-единственной личностью – Жаном Фредериком, графом Вольдеком (1766–1875), военным, художником, исследователем, придворным, революционером и археологом.

Приключения Вольдека начались, когда в возрасте девятнадцати лет он отправился с экспедицией ле Вайланта в неизвестные дебри Африки. Со временем он сделался искателем приключений, принял французскую революцию, позднее стал солдатом и морским офицером при Наполеоне. Затем принимал активное участие в испанской и латиноамериканской революциях. В 1821 г. его воображение поразили руины майя в Гватемале. Вернувшись в Лондон, Вольдек нарисовал иллюстрации для первой современной книги о майя.

Книга попалась на глаза лорду Кингсборо, тому самому, который создал еврейско-индейскую теорию. Он отправил Вольдека обратно в Центральную Америку под видом горного инженера с заданием зарисовать американские реликвии и найти следы десяти утерянных колен Израилевых. Хотя на долю Вольдека, которому перевалило за шестьдесят, уже перепало столько приключений, что хватило бы на троих, он не собирался останавливаться.

Следующие десять лет он продирался сквозь джунгли к руинам, зарисовывая их так, как они ему представлялись в неразрушенном виде. Его прекрасные рисунки, увы, были странным соединением неточности, неоправданной реконструкции, утрирования и преувеличения. Не удовлетворившись лишь изображением своей юной мексиканской любовницы ню на большинстве рисунков, он стал добавлять предметы, которых там никогда не было, например четыре мужские статуи в финикийском стиле, держащие на головах фронтон храма колдунов в Уксмале.

Несмотря на то что фея-крестная не удосужилась наделить Вольдека даром точности и требовательности к себе наряду с прочими талантами, все же его первая книга «Художественное и археологическое путешествие в провинцию Юкатан» (1838) принесла ему медаль и пенсию от французского правительства. Он женился в восемьдесят четыре года на семнадцатилетней девушке, которая родила ему сына, издал вторую книгу в возрасте ста лет и, в конце концов, скоропостижно скончался в сто девять лет, обернувшись на хорошенькую девушку на парижском бульваре.

Книги Вольдека не имеют особенной ценности для потомков, однако экземпляр «Художественного путешествия» заинтересовал Джона Ллойда Стивенса, успешного американского юриста и заядлого путешественника, который к тому времени уже исколесил всю Европу и Ближний Восток. Полный энергии Стивене выбил себе дипломатическую миссию в Центральную Америку и отбыл со своим другом Фредериком Катервудом на разведку. Катервуд, английский художник, успел побывать в мусульманских странах, где, облачившись в турецкое одеяние, зарисовывал реликвии Египта и Земли обетованной. На тот момент, в 1839 г., он владел рядом панорам Земли обетованной в Нью-Йорке, которые создал по рисункам, привезенным из своих путешествий.

Эта парочка осуществила две поездки-экспедиции в города майя и в соавторстве выпустила две книги: «Эпизоды из путешествий по Центральной Америке» и «Эпизоды из путешествий по Юкатану», ставшие по-настоящему новаторскими работами по изучению истории майя. В те времена, когда ученые круги еще раздумывали над египетским, еврейским, римским, норвежским, китайским или каким-то иным происхождением цивилизаций американских индейцев, Стивене вызвал переполох, заявив, что города майя были возведены теми же темнокожими людьми с раскосыми глазами, что до сих пор обрабатывают неприметную землю Юкатана.

Другие путешественники и ученые последовали за Стивенсом и Катервудом. Сэр Альфред Моделей делал слепки надписей на памятниках майя для Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Брассе де Бурбон нашел сокращенный вариант «Relacion» Диего де Ланды и безуспешно пытался расшифровать письменность майя с его помощью. Огюст ле Плангеон вел раскопки руин майя и сочинял небылицы о падении My. В 1880 г. Фёрстеман в Германии и Гудман в Калифорнии независимо друг от друга расшифровали систему числительных майя.

За следующие 100 лет была проделана огромная работа по изучению цивилизации майя, так что сегодня она достаточно хорошо изучена – не так хорошо, может быть, как Древний Египет, но лучше, чем, скажем, таинственная доарийская цивилизация Индии.

Тем не менее остается ряд загадок (или псевдозагадок) в отношении майя. Есть многое, что мы хотели бы о них знать, но не знаем. Есть и такое, что мы о них знаем, но псевдоученые и оккультисты предпочитают считать, что не знаем. Например, кто такие майя? Откуда пришли? Какова их история? В чем секрет их письменности?

Почти каждый член культа Атлантиды предлагал свои ответы, временами весьма занятные, на эти вопросы. Например, лет десять назад Р.Б. Стейси-Джад издал толстую книгу «Атлантида, мать империй» с роскошными иллюстрациями и в фантастически дорогом переплете, в основном посвященную идеализации майя, преувеличению их достижений и обелению их недостатков. С горячностью партизана он отрицал, что эти достойнейшие люди, по крайней мере во времена Старой империи, могли затевать войны и приносить соплеменников в жертву. К сожалению, недавние открытия не оставили сомнений: майя Старой империи с жаром участвовали и в том и в другом.

Каковы же факты о майя?

 

Когда хочешь познакомиться с народом, логичнее всего посмотреть на его представителей. Майя – низкорослые люди плотного телосложения, с маленькими кистями и ступнями, широкой головой, выступающими скулами, прямыми жесткими черными волосами, почти не растущими на лице и теле. У них часто встречается «складка эпикантуса», что придает их глазам некоторую суженность, а у детей бывает голубоватая «монгольская точка» у основания позвоночника. Как многие мексиканские индейцы, они отличаются скошенными подбородками и покатыми лбами. В доколумбовы времена они усиливали последнюю особенность, заматывая детям голову.

Они также носили нефритовые затычки в ушах, покрывали все тело зелеными татуировками, расписывали себя красным и черным. Испанцы, увидев майя во всей этой красе, сочли их самыми отвратительными коротышками, каких когда-либо встречали. Без сомнения, они сами тоже показались майя ужасными на вид. Странники, посещавшие их края, отзывались о них как о дружелюбных, добродушных, честных, трудолюбивых, стойких перед лицом боли и невзгод и столь же разумных, сколь и большинство других народов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных