Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Создание трактата «Школа жизни» знаменовало собой начало качественного нового периода в развитии гуманно-личностной педагогики, а именно, переход ее в статус Учения. 6 страница




«Школьная жизнь должна быть радостной» [77], – пишет Ш.А.Амонашвили. Радость является одной из важных духовных сил, идущих от божественной сущности. Умение отдать и разделить с другим силу радости – один из критериев духовности личности. Сила радости, благодаря Шалве Александровичу, стала педагогической категорией и это спасает и саму педагогику как социальное явление и всех личностей, включенных в педагогический процесс.

Основная цель педагогики в том, чтобы учащихся «приобщить к творческому потоку», как писал С.И.Гессен, потоку духовной силы, творческого огня, идущих через личность, как утверждали К.Вентцель, В.А.Сухомлинский, чтобы личность могла проявлять силы духа – Дары Духа – это слова Ш.А.Амонашвили. Проявить силы духа – Дары Духа означает обрести опору на внутренние силы, великие силы бессмертной сущности. Ш.А.Амонашвили утверждает, что только одна сила, затаенная в ребенке, сила духа, разума и сердца, если ее довести до совершенства, станет сверхсилой, способной преобразовать, обогащать, украшать все вокруг – и на Земле, и в Космосе, и в себе. «Дремлющие в ребенке силы будут пробуждаться постепенно: сперва он начнет ощущать, затем узнавать, а далее и одновременно – радоваться, ходить, говорить, запоминать, наблюдать, общаться, усваивать и, как величественный венец всему этому – мыслить, преобразовывать и созидать»[78]. В гуманно-личностной педагогике ребенок рассматривается как возрожденное новое бытие, имеющее изначальную энергию. По выражению Ш.А.Амонашвили, это более изящная педагогика. Изящество, изысканность – определения, сопутствующие творческим силам, тонким, безупречным, совершенным, уловимым тончайшими духовными инструментами и занявшим прочное место для описания творческих процессов в гуманной педагогике.

Чтобы помочь ребенку открыть свою божественную сущность, учителю следует знать свою собственную бессмертную сущность или высшее «Я», быть в союзе с ним, слышать голос своего истинного «Я». Учитель владеет лишь тем, что откроет в себе – всеми силами и духовными механизмами. Лишь познав себя, он будет видеть, как эти процессы идут в учениках, и сможет их корректировать. Ш.А.Амонашвили называл эти ситуации моментами педагогической истины[79]. Но чтобы соединиться со своим высшим «Я», нужно стать Героем Духа. Познание себя, своей божественной сущности, своего духовного устройства, своих духовных сил, возможностей собственного совершенствования называли стремлением к истине великие педагоги Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинский, Дж. Локк, Ш.А.Амонашвили, и сам путь познания, по мнению Ш.А.Амонашвили, «поиск Истины есть геройство Духа»[80].

В учении Шалвы Александровича раскрыты многие тайны духовного бытия и, в частности, то, что духовная сила божественной сущности проявляется, прежде всего, через сердце. Он пишет, что открытие Сердца ведет к росту духовной силы, через высвобождение из Сердца психической энергии: «Каждое чувство пробуждает энергию. Энергии чувств синтезирует Сердце. Синтез всех мировых энергий, открывающихся через чувства, называют психической энергией. Взаимное чувство удесятеряет энергию. Коллективное чувство создает мощь энергии»[81]. Одним из методов, помогающих открытию Сердца, является чтение работ Ш.А.Амонашвили и книг серии «Антология гуманной педагогики». Можно достоверно утверждать, что гуманная педагогика обладает духовной преобразующей силой, приходящей извне, но по внутренней духовной потребности личности.

Общество испытывает дефицит духовности, дефицит творчества, дефицит силы, но в гуманной педагогике они присутствуют в полной мере в знаниях, трансцендентных для материалистического восприятия. В гуманной педагогике, Педагогике Сердца Ш.А.Амонашвили используются допущения, основанные на Вере в реальность Высшего Духовного Мира, бессмертие Души и устремленность к ее совершенствованию[82].

Метод погружения личности в глубину внутреннего мира позволяет выйти за пределы материалистического восприятия. Глубина внутреннего мира личности – критерий ее духовности, Ш.А.Амонашвили говорит о четвертом измерении как измерении духовном, именно там, в глубине личности, пребывает высшее «Я» – божественная сущность.

Сила веры позволяет выдающейся личности видеть эволюционное будущее человечества, успешность которого зависит от педагогической реальности, если педагог смотрит на мир с точки зрения своей божественной сущности: «Педагогика есть планетарная и Вселенская форма Сознания, высочайшая культура мышления. После Религиозного Сознания, Педагогическое Сознание есть самое высшее из всех остальных форм сознания. Суть Педагогики: забота и озабоченность о судьбе каждого ребенка, о судьбе человечества. Педагогика есть сфера Духа, Мудрости, Чувствования, Интуиции, Опыта, Искусства, Науки. Она есть личностное состояние Духа каждого учителя и воспитателя»[83].

Ш.А.Амонашвили в своем творчестве представляет не только педагогические идеи и открытия, но и описывает опыт самопознания и самосовершенствования, как это делали Ж.-Ж.Руссо, В.Ф.Гумбольдт, К.Д.Ушинский, являясь для благодарных современников примером высокого служения на благо просвещения, на благо будущих поколений и всей России. Знания гуманной педагогики имеют огромное влияние на формирование педагогического мировоззрения современников, будущее отечественной педагогики строится в опоре на идеи гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили.

 

Н.М.НОВИЧКОВА

Ульяновский государственный педагогический университет

им. И.Н.Ульянова

 

 

УСТРЕМЛЕННОСТЬ К СВЕТУ

КАК ПУТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА.

НЕЗРИМЫЙ СВЕТ ВАШЕГО СЕРДЦА

 

Что имел в виду Ян Амос Коменский, который в XVII веке считал, что учитель должен стать Солнцем для своих звезд учеников? Что имеет в виду Шалва Александрович Амонашвили, когда сегодня радуется вместе с детьми хорошему уроку и восклицает: «О, Урок, ты – Солнце»?

Что имеют в виду классики педагогики, сравнивая с Солнцем учителя, урок, самого ребенка? То, что солнце светит для всех и посылает свои желто-золотистые лучи каждому? То, что без солнца не растет живое? То, что солнце посылает нам свет: теплый, ласковый, пригревающий? Солнечный свет это – особый свет, без которого не может обойтись жизненное начало.

Солнцем для нас, как для учеников, является Учитель Шалва Александрович Амонашвили. Солнечны уроки его гуманной педагогики для ребенка и учителя. Классики педагогики несут нам солнечный свет: Януш Корчак, Василий Александрович Сухомлинский, Шалва Александрович Амонашвили... Они являют пример светлого служения ребенку, обществу, человечеству. Они способны подарить или зажечь искры потребности ребенка как человека в человеке. Их устремленность к свету стала жизненной дорогой к самому себе, к великому служению ребенку и детству.

Помните, как точно определяет смыслы учителя и ученика Ш.А.Амонашвили в книге «Школа Жизни», вникая в смыслы древнего санскрита? УЧитель – дух, дарящий Свет (Жизнь, Любовь, Мудрость, Знания)! В этом основное предназначение всех действий, отношений, поступков, учителя. А УЧеник? УЧеник есть дух, ищущий, принимающий Свет (Жизнь, Любовь, Мудрость, Знания).

Духовность учителя растет его устремленностью к свету. Устремленность как своеобразный духовный поток являет собой первооснову духовности. В этом потоке сливаются знания учителя во благо человека, во благо ребенку, нравственные намерения учителя, лучезарная энергия его помыслов, действий, поступков, отношений, сердечность и щедрость учителя. Обязанность человеческого духа и сердца учителя в том и состоит, чтобы излучать свет рядом с ребенком, с другими людьми и быть всегда устремленным к свету.

Таким человеком Света стал для меня мой духовный наставник, учитель – Шалва Александрович Амонашвили. Его незримый свет преображает меня постоянно в течение последних двадцати пяти лет. Свет его гуманистической педагогики, свет духовно-гуманистических взглядов, его основного дела – служения ребенку, детям, обществу, человечеству, его мудрых мыслей в книгах, его слов на Чтениях, его постоянного поиска в профессиональном деле, его подвижничества и миссии, его человеческого преображения, свет его сердца...

Моя Встреча с Шалвой Александровичем состоялась в конце 80-х годов прошлого столетия: сначала на страницах его книги «Здравствуйте, дети!», вскоре – в Ульяновске, куда он приезжал с семинаром для педагогов, а затем в научно-исследовательском институте города Тбилиси, куда мы, педагоги школы № 1 имени В.И.Ленина города Ульяновска, ездили за опытом к Ш.А.Амонашвили. В фотоальбоме хранится особая фотография – символическая. На ней мы, учителя, стоим на трамвайной остановке в Тбилиси, а за спиной буквально фоном – огромная афиша с названием спектакля «Трамвай желания». Это было словно про нас, ожидающих долгожданную встречу... Очень символичное название: мы полны желания постичь, как нам казалось, педагогический опыт Шалвы Александровича Амонашвили. А встретились мы с новым педагогическим светом его гуманной педагогической философии, с его верой и любовью к ребенку, с жизнеутверждающей духовной позицией человека, с педагогическим гуманистическим опытом грузинских коллег. И по сей день в студенческой аудитории, в которой веду занятия по педагогике, в портретной галерее педагогов есть портрет светящегося улыбкой Шалвы Александровича, запечатленного нами в те исторические дни пребывания в гостях у грузинских коллег. В портретной галерее мои студенты имеют возможность мысленно обратиться к педагогу-гуманисту, нашему современнику Ш.А.Амонашвили, как и к Я.А.Коменскому, К.Д.Ушинскому, Я.Корчаку, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинскому, соотнести свои действия и взгляды с их гуманистическими философскими и педагогическими взглядами, задать себе вопросы.

Сейчас, когда я сама учу студентов и стремлюсь помочь им постичь основы гуманной педагогики, испытываю счастье быть сопричастной великому делу – распространению идей и взглядов гуманной педагогики и осмысливаю то великое богатство, которое заключает в себе гуманная педагогика Шалвы Александровича Амонашвили. Помните, великий Януш Корчак считал, что реформировать мир – это значит реформировать воспитание? Основные средства подобного реформирования предлагает гуманно-личностная педагогическая философия Ш.А.Амонашвили. В этом смысле гуманная педагогика Ш.А.Амонашвили с ее фундаментальными понятиями Духовности, Гуманности, Творчества, Гармонии, Любви позволит образованию решать важнейшие перспективно-созидательные задачи в жизни человека и общества. Это связано с тем, что она оперирует жизнеутверждающими смыслами общепланетарной направленности, признанием социоприродной и человечной сущности Ребенка, пониманием его внутренней активности как человека духа и души, как части природы – неразрывной связи ребенка и природы. Гуманная педагогика Ш.А.Амонашвили развивается во благо ребенка как растущего человечного человека, во благо детства как мира ребенка, человечества как хранителя человечности.

Сегодня существует множество педагогических теорий, концепций, систем, моделей, технологий, которые появляются и обосновываются как имеющие актуальность и вызванные требованиями времени. Но заметим, текущего времени, которое имеет свойство изменяться и проходить вместе с наполняющим его содержанием жизни. На наш взгляд, необходимо различать требование или веление времени, вызов времени, связанный с настоящим и отчасти будущим, и зов грядущего, откликнуться на который предстоит и педагогике как духовной сфере научного гуманитарного знания и человековедения. Именно гуманная педагогика Ш.А.Амонашвили заключает в себе силы ответить на зов грядущего как истинная педагогика, необходимая ребенку, детству, человечеству.

Философия гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили строится на новых методологических положениях, которые вошли в концептуальный фонд современных гуманитарных наук на основе научной картины мира, сформировавшейся во второй половине XX века для объяснения общественных явлений, человеческих отношений, самого человека, что обогатило или изменило педагогику.

Назовем ряд базовых положений, на которых строится гуманная педагогика Ш.А.Амонашвили:

● признание многомерности и многообразия реальностей усложняющегося мира – высшего творца, материального мира, духа и души человека,

● признание многообразия педагогических явлений – динамики педагогической действительности; отказ в ней от абсолютизации и универсализации,

● применение многофакторного подхода к объяснению общественных явлений и человековедческих смыслов,

● признание новых механизмов эволюционного развития природы и общества, человека как неотъемлемой части природы, коэволюции,

● признание механизмов становления человека, имманентно присущих его природе, в основе который лежат духовность, гуманность, творчество, гармония,

● использование в самой педагогической науке новых методов исследования человековедения – метода допущения, чувствознания.

Педагогическая философия Ш.А.Амонашвили выводит к новым координатам педагогического сознания, познания, педагогического мышления, обеспечивающим развитие духовных и творческих устремлений человека и человеческого сообщества. Гуманистические идеи отражают и иное педагогическое сознание, способное, на наш взгляд, развивать новую педагогику, в которой нуждается человечество в современных условиях и в ближайшем грядущем. Пришло время развития ноотенденций в педагогической науке. Гуманная педагогика Ш.А.Амонашвили заключает и несет в себе новизну, необходимую и востребованную, обеспечивающую новое качество педагогической теории и образовательного процесса.

Обозначим ряд важнейших идей гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили, которые являются, на наш взгляд, философским и концептуальным вкладом в ноопедагогическую науку, создают ее основы (далее – курсив автора статьи).

● Педагогика есть планетарная и Вселенская форма Сознания, высочайшая культура мышления (а не только наука).

● Ребенок – явление в нашей жизни, со своей миссией, с величайшей энергией духа (а не только объект воздействия и субъект взаимодействия).

● Ребенок – часть природы и потому, как сама природа, он – в постоянном движении и развитии (он непослушен, недисциплинирован, когда выплескивает энергию).

● Созидательная сила в ребенке заключена в его природных страстях к свободе, к взрослению, к развитию, к неповторимости, а не только в диалектических противоречиях между тем, что уже воспитано и тем, что предстоит воспитать.

● Каждый из нас, и наш ребенок – частица Сущего и Вечного (а не только объект временного воздействия для подготовки к будущей жизни).

● В каждом ребенке сокрыт человеческий дух и лучшие душевные качества, которые необходимо развивать и взращивать, а не человек, которым можно манипулировать и которого следует формировать.

● Духовность – это богатство гуманного человека и вечная ценность общества, а не только свойство верующего человека или удел редких и особенных людей.

● Очеловечивание – это важное педагогическое средство развития человечности в ребенке, а не абстрактная внепедагогическая категория.

● Воспитание – есть питание духовной оси человека, через которое происходит восхождение, становление самого главного в человеке, что и составляет суть его личности – души и духовности (питание и развитие человечного составляет основу восхождения человека к самому себе).

Образование – есть процесс взращивания и проявления образа, питания души и сердца ребенка всеми лучшими, высшими, возвышающими, одухотворяющими плодами человеческой культуры и цивилизации.

Эти и другие философские и педагогические смыслы гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили, продолжая добрые гуманистические традиции классической педагогики, обращены и в настоящее, и в ближайшее будущее, и отдаленное грядущее. Они универсальны в общечеловеческом смысле во времени и в пространстве, направлены на экологию души и созидательны. Они гармонизируют жизнь ребенка, жизнь детского и взрослого мира. Смыслы гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили являются вкладом в развитие гуманистических принципов на нашей планете.

Свет гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили, зажженный сердечным светом ее автора, проясняет сердца детей, которым посчастливилось расти и воспитываться у гуманных педагогов; проясняет сердца учителей – последователей гуманной педагогики, которые работают в разных уголках нашей большой страны и в странах ближнего зарубежья. Он рассеивает «туман» в педагогическом сознании, возникающий нередко от существующих псевдопедагогических понятий и действий. Он наполняет учительские сердца тем особым светом, от которого сердце поет, живет, стремится к подвигу во имя ребенка.

Моему сердцу дорог тот незримый свет учительского сердца Шалвы Александровича Амонашвили, который помогает преображать себя – человека и педагога. Мой духовный наставник подвигает меня снова и снова нести свет духовности, гуманности, творчества, гармонии, любви; быть учителем и подвижником. И вспоминаются снова слова апостола Павла: «Облечемся в оружия света».

 

 

 

 

 


[1] MGH.SS. XXIV, 754. Цит. по: Горелов Н. Царствие Небесное: Легенды крестоносцев XII–XIV веков. СПб, 2006. С. 372.

[2] Хроника каноника из Льежа. Там же. С. 381.

[3] Иннокентий III (Лотарио ди Сеньи, 1160/61–1216) – папа римский с 1198 года.

[4] MGH.SS. XVI, 355. Цит. по: Горелов Н. Царствие Небесное: Легенды крестоносцев XII–XIV веков. СПб, 2006. С. 372–373.

[5] Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. М., 2002. С. 13.

[6] Амонашвили Ш.А. Как любить детей (опыт самоанализа). М., 2010. С. 45.

[7] Там же. С. 48.

[8] Там же. С. 64.

[9] Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984. С. 4.

[10] Амонашвили Ш.А. Как любить детей (опыт самоанализа). М., 2010. С. 56.

[11] Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984. С. 64.

[12] Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. М., 1986. С. 3.

[13] Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М., 1986. С. 3.

[14] Зуев Д.Д. Книги-символы // Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. М., 2002. С. 661–663.

[15] Петровский А.В. Предисловие // Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М., 1983. С. 3–4.

[16] Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М., 1986. С. 12.

[17] Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М., 1986. С. 3.

[18] Там же. С. 15.

[19] Там же. С. 31.

[20] Там же. С. 41.

[21] Там же. С. 44.

[22] Там же. С. 46.

[23] Там же. С. 113.

[24] Амонашвили Ш.А. Единство цели. М., 1987. С. 167.

 

 

[25] Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. М., 1986. С. 78–83.

[26] Амонашвили Ш.А. Единство цели. М., 1987. С. 162.

[27]Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. М., 1986. С.4–5.

[28] Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М., 1986. С. 42.

[29] Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. М., 1986., С. 77.

[30] Там же. С. 6.

[31] Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980. С. 9–11.

 

[32] Там же. С. 6.

[33] Там же.

[34] Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984. С. 111.

[35] Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М. 1980. С. 6, 30–32.

[36] Там же. С. 31–32.

[37] Амонашвили Ш.А. Как любить детей (опыт самоанализа). М., 2010. С. 87.

[38] Давыдов В.В. Амонашвили Ш.А. // Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993.

[39] Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества. Киев, 1991. С. 6.

[40] Там же. С. 9.

[41] Там же. С. 8.

[42] Амонашвили Ш.А. Правда нужна всем / Учительская газета. 1989. 6 июня.

[43] Амонашвили Ш.А. Как любить детей (опыт самоанализа). М., 2010. С. 64.

[44] Амонашвили Ш.А. Учитель, вдохнови меня на творчество! Хмельницкий, 2011. С.43–44.

[45] Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики. М., 2000. С. 31.

[46] Там же. С. 6.

[47] Там же. С. 3.

[48] Там же. С. 16.

[49] Там же. С.15–16.

[50] Там же. С.17–24.

[51] Там же. С.48–71.

[52] Амонашвили Ш.А. Улыбка моя, где ты? М., 2002. С. 5.

[53] Амонашвили Ш.А. Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света / Три ключа. 2010. Вып. 12. С. 9.

[54] Амонашвили Ш.А. Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света / Три ключа. 2010. Вып. 12. С. 7.

[55] Амонашвили Ш.А. Рыцарь Гуманной Педагогики. Днепропетровск, 2009. С. 9.

[56] В переводе с грузинского – щебет, гомон детей и птиц. – Ред.

[57] Амонашвили Ш.А. Духовная основа образования / На орбите познания: Сборник научно-популярных статей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. С. 31–32.

[58] Амонашвили Ш.А. Учитель, вдохнови меня на творчество! – Хмельницкий: Подольский культурно-просветительский центр им. Н.К.Рериха; Центр инновационной педагогики и психологии Хмельницкого национального университета, 2011. С. 44–45.

 

[59] Амонашвили Ш.А. Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2009. С. 6.

[60] Сухомлинский В.А. Рождение гражданина / Избранные произведения в пяти томах. – К.: «Радянська школа», 1980. Т. 3. С. 105.

[61] Циолковский К.Э. Космическая философия. М., 2001. С. 40.

[62] Цит. по: Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Книга третья. Вселенная Мастера. – М.: Международный Центр Рерихов, 2005. С. 342.

[63] Цит. по: Аксенов Г.П. Вернадский. – М.: Мол. гвардия, 2001. С. 268–269.

[64] Амонашвили Ш.А. Духовная основа образования / На орбите познания: Сборник научно-популярных статей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. С. 32.

[65] Там же. С. 32–33.

[66] Амонашвили Ш.А. Почему не прожить нам жизнь героями духа? М., 2003. С. 22.

[67] Амонашвили Ш.А. Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света. М., 2009. С. 43.

[68] Амонашвили Ш.А. Почему не прожить нам жизнь героями духа? М., 2003. С. 8

[69] Амонашвили. В Чаше Ребенка сияет зародыш зерна Культуры. М., 2008. С. 77–78.

[70] Амонашвили Ш.А. Почему не прожить нам жизнь героями духа? М., 2003. С. 83.

[71] Амонашвили Ш.А. Как любить детей (опыт самоанализа). М., 2010.

[72] Амонашвили Ш.А. Почему не прожить нам жизнь героями духа? М., 2003. С. 41.

[73] Амонашвили Ш.А. Основания педагогики сотрудничества // Новое педагогическое мышление. – М.: Педагогика, 1989. С. 171.

[74] Амонашвили Ш.А. Почему не прожить нам жизнь героями духа? М., 2003. С. 4.

[75] Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. М., 2000. С. 79.

[76] Подробнее см.: Картавцева О.Д. Духовное развитие личности на основе самореализации сущностных сил в творчестве. Ростов-на-Дону, 2009.

[77] Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. М., 2000. С. 142.

[78] Амонашвили Ш.А. Улыбка моя, где ты? М., 2004. С. 15.

[79] Амонашвили Ш.А. Как любить детей (опыт самоанализа). М., 2010.

[80] Амонашвили Ш.А. Почему не прожить нам жизнь героями духа? М., 2003. С. 21.

[81] Амонашвили Ш.А. Без сердца что поймем? М., 2004. С. 28.

[82] Амонашвили Ш.А. Почему не прожить нам жизнь героями духа? М., 2003. С. 31.

[83] Там же. С. 29.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных