Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Олард Диксон – Шаманские учения. История, теория и практика коренных шаманских традиций 10 страница




 


Контакт с яшош* рящим* уДук»-

НЫМИ) Мл

„„««»» Ря60гя 10

Свет вокруг нас

Ф. Пейн

„ раннем детстве я очень интересовалась цветами „

Л t rJT= T°ZZMHe -

излучений. Некоторые из н„; быГвдГ- "

С,у из светящегося тумана. другие напо И

;, искр. вскоре я научилась связывать эти сто.,бы,„ "

£п,го Д“ма с мпахом ивегка- Подобные ошущен ’7е6- „бывала и котла играла с различными животным", h доставляло удовольствие смотреть, как изменяется ™

пространство вокруг них от того, что я щекоЧУН“*

рвотное. В те голы я еще не знала, что подобное ви ^ доступно не всем. С течением времени мне станов?, -

труднее приспосабливаться к окружающему миру ч *“

„рпела поражение в борьбе из-за того, что oc.uL ° ’ оче„ь сильно отличался от цветущей красоты дрттого который был для меня более реальным Лот,,;, pi зтому, я чувствовала себя несчастной, потому что «Г" * чем думают окружающие меня люди и кмиї ’ 0

ЯШ испытывают. То, что для меня было естест^™ ПрН идно, не было таковым для других іюдей “ °ЧЄ'

М)і*«мми*я II

 

Прнірачная рукаі7

Ж- І’Уржа

I \VMHW СИ*ю во всем своем блеске, и МИНИ И01Л палали на мой лоб. Я понял, что Т° ivik И»' v-моцч'іь чт?.. Я ощущал страх * "0,,|елг!*'41' 1 > 1 «К Кц-w v'M(b мое соспчиие. в котром я находился, я испыт °с'4 и видения, мчорыс оно мне давало, были ппп^ и Рань,,!'

 

CK\V1Mv\> МПКЖСНИЙ перед тем, исчез.

 

Нрсмя гекдо со страшной медленностью. Несколько мит і покупались мне исками.

v

Гочно какая-то чудовищная масса, холодная и клейкая. оА’їсішла нею понсрхность моего тела. Я чуть не задыхался, я непышная какую-то пустоту н теле, такое ощущение, как С>\;их> к\> мне присосались тысячи кровососных банок.

Моя кронь прилипала к сердцу и, казалось, выходила в имде красионатот пара, смущавшего мои взоры.

ЗГ Из пнмт Ж Г Буржа «Магия».


 

эТо свинцовое солнце и эти желтые от-,'я как загипнотизированный, не мог отои

стра\. ужасный страх, но ни один звук не горла. _

,(1»'3 ціался легкий шум, как бы вроде царапанья. #^>т‘10слЫ егда, предуведомление о видении. Не имея Ь^0' КЗК бежать от неизбежного, я стал смотреть...

У? юности > метрах от меня, как бы из глубины стены

^^^їась РУкасобственн0одна лишь кисть руки bi. показа- ^ рука, синевато-красного цвета, выхо-

^>^еы и возвращалась в то же время в стену одним

^ н3^ движением.

'bJcTpb,N авать руку моего деда... Я лишился чувств. ЯсТаЛ ^jouiee утро мои родители получили телеграмму, 1^3слеД'Ч1С т0 мой дед, Жан Буржа, умер накануне от

оіііУЮ “

го апоплексического удара.

внезапн П)теводная работа 12

Выход из тела

Наталия, Тюмень

5. - то ночью я долго не могла заснуть. Вдруг со мной ^что-то происходить: откуда-то издалека начал приблизься странный шум, гул. С нарастающей силой в мою го- ив^проникла некая вибрация - трудно подобрать другое слово, характеризующее это состояние. Вибрация нарастала, становилась выше, тоньше (я бы сказала: увеличивалась частота ее колебаний), постепенно охватывая все тело. На все по потребовалось несколько секунд. Глаза мои были закрыты, тело оцепенело...

—л

Пытаясь перебороть волнение, я аккуратно “высвободилась” из своего физического тела. Трудно описать, что я чувствовала. Немного усилий, и мне удалось

потолку. Это может покати* „срс,

были абсолютно гре ши, я четко к<„, 'кЧыЧ, ^

жеиия. С выемы видела свое теЛо Ч

ошуишь шероховатую повсрХНо н 7о J/Ч с \ пальиев. Я опустилась на крона,. Ч. * Л

Г» HC’tUr. ‘Кіі Мь 'Іі.

лась руками о стену. Руки привычно **» «< Ч V оаза ясно видели узор. Мысль, ЧТо УіЩ,''\ Vі и пугала олновременно. Г,0/,УЧн Ч \

Потом так потерялось чаек, ц '(\ ь.

проходила сквозь стены. Мне с лет вИДела с*0 'V' но после этого случая полет но CJ]H* e»KaoJ Ч> * мый процесс. с °РевРат ь> ч-,0

ч

f J1ABA VIII

/ -11M ВОЛ И зм

КОГО КОСТЮМА

 

.поиск воспринимал свое оОлаченис совер-.иИ‘нгИ " чх>дня- Одежда никогда не предназнача- I* “СМ ія*" наготы, а в некоторых случаях даже ^'',окРы1" интимных участков тела. Она расце-

г 4.'1^. ||1|Л^

к"^'1, IV' роди «держатель» для тех или иных сим-,»v^hK!>KcBlUl'„v на родовое происхождение, статус в /*■ ука. неслись различные обереги, выполнявшие 1'і,к ^„адсльца от опасностей земного и поту ....................................... ..оЖдения. Даже если одежда употребля-

>"’.,а,циты от непогоды, как, например, у

«ції нее в осязательном порядке наноси-

,дОН» *14* 1

•nitbiN... „чоанигельные знаки и навешивались в

д'гі •iJllJlbHbl'' ' ‘ і

„СЬсПСІгенных местах соответствующие талисманы.

•«*"" °"рС""іячно ЭТО положение прослеживается в риту-

лчнк-й"° IU"; ' шаманов, которые до сих пор (или до не-

• іьнь14...л.-очранпли многие архаичные элементы в,,rt> ВрЄмЄНІ ' 1 ^„воначальном смысле.

КОС ІННІм - }то сложный комплекс, раскры-

П1аманскии - \.

• лть шаманской идеологии, иллюстрирующии

I/ О «г

“ ическиемифы и характеризующий присутствие Таенных духовных силы, стоящих на службе у са- ' аивив. Наличие особого костюма является чрезвы-;інр важным моментом в деле достижении трансовых состояний, поскольку он как бы объединяет все силы Вселенной и направляет их в нужное русло. Поэтому шаман относится к своему наряду с величайшим почтением и одевает его только для совершения ритуала, после чего прячет от посторонних глаз в специальный мешок или сундук. Само облачение равнозначно переходу от одного уровня восприя-

„ „ОГО м‘" ““"Оли,,,

«м* Е£"1сда - °" Т'’Л0 ' "ч>4

* «V- "’h"Wm о—--........................................................................ ««к ц

««Р* %.«* “.,,,н....У'<' “"Г" 'w'm 'W., и £ ч

„є*.» * реку. толь» “ <”>"'“«• «ли X

" "і”1"............................................................................................ г

6.. „„тому. "ослс с“»рт» И

будет п1у помочь- мс„„0 в ритуальном об;,ач„ Ч, ят/*а,,1СВС 1ис Предметы силы и B;,:S еГ° Х1у ЛО^н;1ЯК’! случаев, костюм встают на Дере ’ ко101’ посох.ВРяДС У Р^ч бУ?те%огияь' Перехода из одного состояния бЫти, ШЄСмергь, как РУ** змеей, которая ежегодно сбрС ое символизиру ь обновЛяться и возрождаться, в £ їт С себя кожу, то с оТражает понятия циклично^ майском понимании духовныМи и материалы^

Юности и гармони ^ из самых СЛ0ЖНЫх и ^

мирами-Змеи отн°с мЫх в шаманском костюме, д*

«пьных образов, исп няЮТ длинные ленты до

их визуальной перед ^ или кожи {см рис 43) ^

лут0Ра метров, из вместе, переплетают в косицу и ле- несколько лент, взя на конце> показывающее головуй

лают узел или уголш очки.змеи, число которых может раскрытую пасть. * аЮТся к костюму таким обра-

быть довольно велико, р вали до земли (см. рис. 44).

30М, чтобы «хвосты, ПО 38 сообшал, что в прошлом

Нанайский шаман а СОСТОЯЛа из, не менее чем

каждая лента оыла н й ок получался шаманом от

девяти кусков, при- - зУа исцеление или проведен- его пациентов в качеств иобретала магическую ю-

„ый Обряд, в этом слу е юртак и для укрепления лительную силу, необхОД^етТся чт0 у сильного шамана здоровья самого шамана. Счи^аеТСтЫСЯчи. таких ленточек-змей должно быть более

^^нформаторов этнографа А.В. Смоляк.

, 4' Костюм для камлания алтайского шамана изображением змей (по Г.Н. Потанину).

1. НОВ Нижнего Амура одежда с нашитыми ленточ- У^фвается упсиэ. Так же змеями украшается и голо в- Т наиболее важная часть шаманского костюма. 13 М(,°чіае их могут изготавливать из перекрученных же- т)М *" по юс, которые затем приделывают к четырем сторо- '^Тнования шапки и на самый верх, так, чтобы они HJM in в разные стороны (см. рис. 45). Такая шаманская ^ - как атрибут силы и власти, послужила прототипом короны. Длинные волосы шамана тоже имеют значе- н/ге змей, а некоторые народы северной Сибири называют «волосами» и сами змееподобные ленточки.

Помимо змеиного символизма, на головных уборах шаманов часто присутствуют оленьи рога или выкованные из металла их подобия. Они крепятся у височных областей и ж бы охватывают сферу верхнего капу-чокыра Ворона,


 

Рис 44(a). Ленточки змеи на старинных костюмах тувинских шаманов. Республиканский краеведческий музей «Алдан Маадыр». Фото из архива ОИП «Мезосознание а».

Рис 44(6). Ленточки змеи на старинных костюмах тувинских шаманов. Республиканский краеведческий музеи «Алдан Маадыр».  

ііі ннт^ьно помешают на ^обНЫе^\

£** ** '**,ичных ЖИТЫХ и ^ч>С>л

част** шапки часто имеется бахрома, * >^А\ мана ЛО кончика носа нлн ниже (Cv. несичтьким причинам. Во-перВы.х, ба_ % эЛ\\ сутспуюших на обряде людей Изм происходящие во врет вселення в те7о И* а Лу охраняет шамана от посягательств СОст ^ аЛ* Л'

тельных духов: в-третьих, она служит 0р0*ь, \V горый мешает открытию внутрени ЩЧЩ Бахрома на шапке является очень арха, вЧд^ \\ роко распространенным по всему Ми ЧНЫк1 эЛе ** <К,Ч маны могут даже не иметь слециаль»* Чри,^\\ головной убор, закрывающий лиц0й 0-Зе-я-ЧЛ

Гповной убор, как шаманский, та ‘ *0 '• ь0 ' сматривался когда-то как видимое про * *Є Ша^а * вал на материальное и духовное сов ЯВ7ен,,е Чем пышней и богаче он был, тем бокРШенст*> * V зовался человек. Но право на ношени. Ува*еУ% обходимо было заслужить. Напримеп ТЭ*ОГ°Уб>Ч перьев, распространенные среди се

Гол°ань,е >*.

Г!1“адЫВаЛИСЬ годами- Каждое ноРВоТ^<Ч

ная победа, очередная заслуга пРп„ - эг -

ад "W‘.»*»*.'


 

рис. 46. Тюркский шаман в ритуальной одежде и с бубном.

Верхняя часть головного убора практически во всех древах религиях связывалась с мистическим центром, находящимся выше головы. В данном разборе - это капу-чокыр Ворона. Иногда головные уборы прямо указывали на него, имея конусообразное строение или вертикальный шпиль, от которого вниз мог отходить спиральный или свастикообразный орнамент, означающий движение Силы, возникшее, когда боги взбивали колом Первичный Океан (см. рис 49). Чуть выше основания головного убора, где находится чокыр Тигра, нередко крепился главный символ власти, а шаманы

 

г


 

Рис 48. Г оловные уборы тувинских шаманов.

Республиканский краеведческий музей «Алдан Маадыр». Фото из архива

Рис. 49. Основные шаманские символы, наносимые на бубны и другие ритуальные предметы:
°дежду.

 

а - Солнце (обычно, Дневное Солнце - Сиун);

з - плодородие, жизнь, зачатие, процветание;

н - Небесный Огонь, гром(повернутый на 90 градусов знак иногда трактуется как Подземный Огонь, вулкан, землетрясение);

о - Вселенная, творение, слияние двух противоположностей.

^ис.» "-<о.рафо». "апримср. у В М Мняайло*»™ " „,кя описами* шаманских mam*, с

^‘‘.a кар** цельнОЙ “'*И С «'««иипй го***, я ^^лсрпми крыльями. I акже имеются саслятя,л

Р^Зллеииых И. шкуры с головы мелис ля. имени,|И«. суля отношение к однойменному силовому,жигру я ^ ^\сігл Подобные убранства нося, уже характер масо* индски применяются и практиках перевоплощения в го или ^существо (животное или луха). а также для пуге.несгвнй •^ннй мир- Шаманские маски делают и, саммх рвхтитимх В Сериалов: металла, кожи, дерева, бересты и т.д. Г /росгейшей '',рмой является нанесение на лицо символических линий охрой или другим красящим веществом Во время ри- ^ов маска (ггражасг облик жив<гтного или луха Гбур*г гу- 1ь*н). с которым шаман хочет вступить в духовную свить а при путешествиях она защищает лицо от взглядов ненужных шаману ДУхов и мсРтвых, ждущих перевоплощения М последнем случае она может иметь любой вид.

Орнитологический символизм продолжает сам кафтаи называемый эвенками хэргой. Его следует рассматривать гакже. как и маску, потому что основная цель его одевания включается в желании изменить облик, а, следовательно и внутреннее содержание. Длинная, в некоторых случаях то полуметра и более, бахрома из нарезанной кожи и пришитая к рукавам представляет собой крылья ггтины. Ьахрома свешивающаяся с полола или с задней части пояса. - гго птичий хвост, имеющий прямое отношение к крестцовому чокыгуу Оленя. Ее часто дополняют перья, клювы и когти

Завершает орнитологическую символику обувь котом, у эвенкийских шаманов вообще может быть сделана в вП птичьей лапы. Обувь нужно рассматривать и как ££££ ние костюма для экстатических полетов в иные миом и Гак саль с іемлей. нижним капу-чокыром Орла Амурски*,^! маны "Р"“-имют к подошвам поражения

как

Уров,,я "а лРУгт>й й '*VM,,ьм» омичаею* or ш,„сп * ^

с,к'рж”'а,'"х>..ь,>чЧ т

^. н ( "а "бегает в „ *ЧГ0Л

.......................... У^'ч,\ І

~мг............................................................................. .... зм«

ичмм см«*нс Сімт^м. обычно, Раепсщп£°%?\

£Z М А^икс и Южной Америке, X

в УСЛОВИЯХ Арктики Лл 4%TS

»И»чЧ**1Н"М* К нижним силовым пе,,траnplt*il\

О, НИХ mvx прочих. ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СПециал*11 °4rhN ^.мш. И* количество иногда бывает Ст *°ц\ мно, ЧЮ они тмшктыо закрывают РУ(СИ °Ль М„0 %

IIW4. N ноги, от щиколоток до колен и вы °т ^CtN К)Ч1ЙН0.«с евера сакральные знаки, нанТ'В У^оУ,ммн и прочими жителями южною чолуШап Ые афр S

ркпмшюгея на тленищах обуви, штани * ^7^

Помимо всею нрочсіхі, на костюме шама** ** Рп'Ч^'

лмчные фигурки и изображения, имеющие (На ИМе,°тся0 лині для духов. Они могут находиться нНЭЧение вМе^ ояежды. Нмесгилнща являются материал J Л>°6ой С

ввями духов или их «ломами». Через свои и-,^ BoW

общаются с шаманом, оберегают его и „ Pa*eHl»Ma

того или иною состояния. Мифы повес вТ^ Д<

mccnumm появились из рта Небесного іТ' ЧТ° ПеР«*

были нерукотворными предметами. В древні ’То есп

чия этого происходила во время

пера которым посвящаемый заглатывал л НН°Г° камлани* Применением РВОТНЫХ средств H i ФИ1УРки.апотон,с

«ьными масіерами - резчиками п ’ тавливаются спеш-

чеканщиками и кузнецами п ° КОСТИдеРевУ пли камню.

,Шт 0РИентирУясь на словесное ом-

..,;,кл jmhkom. они создают вместилище для духа. jii*1'* швмйн делает необходимые ему для работы ^ ('лмо же наполнение и оживление фи,урки про-

*W'i*V,,MxvibKO искушенным в таких делах шаманом.

>ццм моїуг быть двух видов: талисманы и аму-

|1 *у,М<|М.»по (нгухотноренмая фигурка или символ,

іхтіоли* Лходит пособничество в совершении тех

„кучи/мм. Амулет. Ж'е защищает владельца от не-

ці* сил. препятствий и болезнетворных духов.

(уроли выступают изображения различных тоте-

ijiic1'' **.уіцесгв: животные, птицы, насекомые, растения.

мИчССКИ пСрСОнаж обладает определенными характерными

К;|^;1Ы" яМ„ и силой, в которых и нуждается шаман. Для

, „.„«ті, возможность связаться с этой силой, усталь чтобы им

1. • ней личностный контакт, фигурки подвешивают к но»»‘,ьс частям костюма, особенно у силовых цент- опГ ‘ v дислокации они имеют различные наимено-

. ill I |0»

1. функции одного и того же животного, пришитого в ваН,,Я мсстах. могут отличаться. Гак, змея на головном

, сим,визирует мудрость, открытие внутреннего зре-

2. *, „тнеоваиная на подошвах обуви - путь, преодоление

НИЯ*«H«Knv

2. стихию ВОДЫ. _ ^

В ритуальных нарядах многих сиОирских шаманов оурят, якутОВ, эвенов можно встретить еще один элемент, о котором невозможно не упомянуть. Речь идет об узких металлических пластинах, приделанных вдоль рукавов, штанин, а также поперок груди. Пластины представляют собой изображение костен скелета и указывают, что обладатель такого костюма прошел экстатическое посвящение, под которым понимается замена органов духами. Обозначение на костюме костей, а также вен в виде продольных меховых или кожаных полос, связано е первыми экстатическими состояниями шамана, вызванными особыми снами или условиями полной изоляции и концентрации. Во время соблюдения строгих ограничений,

 

ч*

огда на фоне выполнения „рохоДЯ^'4 "Сущему шаману являютс, адыхан«ем‘ I вЫТаскивают из тела кс С»"°;о6та- ^ ***** Zc очень типично для оолыиинстВа ЛЛ „ерс^С символизирует возрождение, прео^ЧХ КЧЛЬО'Р- ССГЬ перерождение в ином качеств4 Ц4ц> обновлен»^ ночного столба служит Желе^ 4 Символом по3вонка = 3x3 -9) Ис накоНрЦ% вягью звеньям ворОТ7 или к затылочной ча^Ч койне. Ир»'11 иазывасгся по-якугски нигурасу,{.^X, убора- '**110Столпом Неба и символизирует Дев СЧ ГЧіїЛП ЗеМЛИ Си исследователи КОренны*

"°-"кугс“ ““'aV'<Z"S'

*** С«пом Неба и символизируй Столп Землі горые исследователи коренных фо^% Мйр01ааГимер Мирча Элиаде, полагают, что ^ * Ч низма,напри^ и перемеШанные кости человек* Ч

- эт° С1'Г;! Небесный Шаман, являющийся родОИач И Ч „пшы. Ьсли был рожден, как известно, от * *4,

земного шама верждение становится понятным. Ч птииы» такое ут является центральным элемент

"SSi -пью может вытеснить В ^,

пета' Гв е остальные «кости». Точка крепления костюме все силовым центром Паука. Здесь же расП(£ 1

тану совпада шейная перевязь, именуемая бур*^;

гаетс? И С’ ' «основание крыльев», которая, имея зао^

далабчи иладык0М> может покрывать верхнюю ча^ '

ИЛИ 3аВЯ,Ходить ДО чокыра Цапли. Далабчи богато ор„а« груди И доходи и и КИСТями бахромы. К ней приш*

тируется мехом, v животных и духов, а та

ваются Различ”! называют такие ритуальные коло-

колокольчики, паи ют два вида конгокто-. откры-

кольчики - акта и закрытый, шарообрашй

тый, конусообразный к у ^ заключены духи-пр.

1. хунтуху. Считаете, время путешествия, а і

На некоторых ритуальных костюмах, на* |( алтайских, количество колокольчиков лКУтсКИ' с;1цко, что они рядами висят по всей сииис, ^Ь1, с^-,|PVI ими металлическими деталями. июб-

V'^'Tvumo. ЛУІ'У и 1ВСШЫ

Г^-.,иО‘" или медальон, вис:

.,v*v.'01 -К11ию, защищая чокыр І Іаука in негативных

лчр^мН>Н,ияний. Такой атрибут, часто, имеет устрашаю. ________________ _

Г^їо^.вносіи он мог изюгавливаться даже из челове- І** ** Ппевние славяне пришивали подобный медальон ""•кг'Й к°сГИ азывали еі\> «пуговка», от слов «пугать», «отиу- **і.и*У и й1х>варнвалн, и тогда она становились силь- n>1tM9c заключенным внутри духом-храни гелем.

' ^ оМ*11*', силовые центры также обозначаются предме- ^стальны»- назначения. На уровне сердечного чокыра

1 j\iii oCt)t)0 дНы Центральной Азии (тувинцы, алтайцы, ха- ^иапля) ^аМ монголы и др.) помещают начищенный диск - іасьі'^Изображениями двенадцати животных или восьми 'с р 0 которых шла речь третьей главе. В

гадательнь к_зеркал0 предстает как лист Мировою Древа, ^-растут так же и все остальные предметы силы - Н* покольчики и т.п. О нем можно сказать, что он есть

о души» (см. практическую часть шестой главы), ^пелун'іпий силовой центр, чокыр Быка, является излюб- м местом для ношения различных предметов Силы, так леНон осуществляет аккумуляцию энерг ии. Обские ведуны для улучшения его работы применяли кедровый спил округлой формы, который полировали пальцами рук в процессе ношения. Это, как считается, давало силу, здоровье и долголетие, поскольку мистические свойства кедра заключаются в распространении благоприятной для человека энергии.

Точка чуть ниже пупка, именуемая Черепахой, связана с очень важной в некоторых традициях частью шаманского облачения поясом. Пояс представляет собой кожаную по-

 

на СЖШием» •«*£ N.

с^«.»»ые ре'кшки' c“““*»pv<:<х

'""кчМЮ» ШаМаЫИ,«“ЮЮТ к „„ 'V, N:J> '"^..Jrawue железные подвески, ко,,, *>Ч 'Ч

" TnU ЇЇ*ЧКГСЯ " У Т1°РК0В (C-“ PUC. Si 4S " ^ХОДІПК» «»ТИЄ ПРеДМеТЫ СИЛЫ‘«та '1 О

^ „и символическое, “"“РЧ" ша««cm>sN

^с»* путешествии с враждеоно нас^н Ч

^ Гйски такой пояс называется янгпан, Во 'МИ‘С П(НТтает сильный шум, дополняющий Звучан *4N °и Смыкание концов ремня осуществляется пр Ч* Г или пряжки- несмотря на то, что рЄМеі1ьРи X ШН> точно редко встречается, он представляет У\ ЛОСТ ИИ Ітьшой интерес. Чокыр Черепахи ’BblnN Г ^'переработки и распределения э„ерГИи По‘\ функииЮ! него происходит как приток силы, так „ >

НИЗМ>;,; Особенно хорошо работу этого цеНтра ** течение^ 0ВЫХ ситуациях, когда легкие как О

напором диафрагмы. Это обуславливаете,£

Ма'Тэнергетическим оттоком из Черепахи в ре^

НЫ „внедрением В систему потоков чужеродной Ч Clpaxa’ чяших из внешних источников. Зная характерну гии. исходя Черепахи, древние шаманы нашлись

особенност жизнедеятельность ЭТОГО центрами

соб, нормализуют ной в частности,6ылоут

В условиях пов энергетических полей достигаете,

новлено, ЧТО равн „ или каменной пластины, пи*






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных