Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Описание смысловых уровней в структуре личности педагога




Почти неличностный уровень в структуре личности педагога. Здесь измеряется два параметра - позиция симбиотического акцептора СА и позиция симбиотического донора СД, возможных на почти неличностном уровне, а также несколько дополнительных параметров. При интенсивно присвоенном почти неличностном уровне в структуре личности педагога характерны: отсутствие личного отношения к деятельности, отсутствие или расплывчатость жизненных смыслов, эмоционально включенное поведение, стремление решать проблемы силовыми методами, стремление быть в составе симбиотической сращенности со своими учениками. Личностная негэнтропия на этом уровне мала, поэтому педагог, у которого интенсивно присвоен этот уровень, является источником деструктивности; с помощью почти неличностного уровня нельзя транслировать ценности культуры. У современного взрослого человека этот уровень обычно снят, подчинен вышележащим, и только в некоторых случаях постоянно или ситуационно доминирует. Первое относится к пограничным личностным расстройствам; инфантильный человек стремится к симбиотическому единству с окружающими. Второе возможно в ситуациях, связанных с угрозой для жизни, в периоды болезней и кризисов у вполне психологически зрелых людей.

Возможны несколько вариантов доминирования почти неличностного уровня, которые отражены несколькими шкалами.

Основная шкала «Симбиотический Акцептор» (20 пунктов) почти неличностного уровня СА. Кроме общих характеристик почти неличностного уровня шкала СА отражает позицию, в которой учитель отождествляет себя в симбиозе с матерью ребенка периода раннего детства, некритично копирует свою личность в ученике (по одному из существующих определений симбиоз- эмоционально-смысловое единство), транслирует все свои установки, как конструктивные, так и деструктивные, считает силовые методы решения проблем единственно правильными. Авторитарность, позиция учителя- «вершитель судьбы» ребенка по своему усмотрению. вопреки детскому стремлению к самоутверждению также связана с этим уровнем личности. Возможен и вариант, когда учитель в симбиозе сам становится психологическим ребенком и использует учеников в качестве источника «эмоционального молока», постепенно редуцируя до их личностного уровня.

Опросник кроме основной шкалы СА содержит несколько дополнительных шкал, позволяющих получить информацию при значительных показателях по шкале СА; это шкала «риск неплодотворной или деструктивной ориентации личности, пусковым механизмом которого служит симбиоз» РНОС; «вершитель судьбы» ребенка ВСР; «потребитель эмоций ребенка» ПЭР.

Дополнительная шкала «Риск неплодотворной ориентации, пусковым механизмом которого служит симбиоз» РНОС (5 пунктов). Максимум шкалы отражает: стремление вызывать дистресс (страх, растерянность), стремление психически подавлять учеников, эффект увеличения работоспособности при вхождении в состав симбиотической сращенности с учениками и резкое ее падение при отсутствии таковой.

Дополнительная шкала позиции «Вершитель судьбы» ребенка ВСР (13 пунктов). Максимум шкалы отражает высокую способность педагога к внушению и ориентацию на жесткие меры контроля и управления учениками. Шкала не является самостоятельной, она сформирована из части пунктов шкалы СА.

Дополнительная шкала позиции «Потребитель эмоций ребенка» ПЭР(8 пунктов)- отражает позицию педагога, который работает, находясь в состоянии симбиоза с детьми, и использует их в качестве источника «эмоционального молока». Для этой позиции характерны высокая работоспособность педагога в составе симбиотической сращенности и упадок сил, если он не имеет возможности быть в симбиозе; стремление «обладать» своими учениками.

Основная шкала позиции симбиотический донор СД (20 пунктов) почти неличностного уровня - кроме общих характеристик почти неличностного уровня отражает позицию учителя, который в симбиотическом единстве с учеником психологически отождествляет себя с матерью, а ученика с грудным ребенком. Такое единство не соответствует психологическому возрасту ученика и затрудняет развитие, а для учителя оборачивается эмоциональным сгоранием. Для такого педагога характерны: неуверенность в себе, чувство своей незначительности, вины, невозможность отстаивать свои интересы и правоту, заторможенность, проблемы с дисциплиной на уроке, а также некоторые общие для обеих позиций, связанных с симбиозом (акцептора и донора) особенности: размытость жизненных смыслов, эмоционально включенное поведение, признание силовых методов единственно правильными.

Дополнительная шкала «Риск виктимности» РВ (3 пункта) может дать дополнительную информацию в случае, если показатели по шкале СД высоки; причиной виктимности(стремления быть жертвой) также является симбиоз.

Во всех рассмотренных вариантах симбиотическая сращенность разрушительна и для педагога, и для его учеников; и учитель, и ученик психологически крайне зависимы друг от друга, он и его ученики полностью лишены свободы выбора. У того и у другого существует вероятность развития всех тех отклонений, пусковым механизмом которых является симбиоз: неплодотворные ориентации характера (рецептивный, эксплуататорский или авторитарный); деструктивные ориентации личности: садомазохизм, некрофилия (Э. Фромм), девиации поведения и пограничные личностные расстройства: депрессия, алкоголизм, наркомания, виктимность и др. В модели личности педагога (М.Н. Миронова) введена категория личностной негэнтропии, характеризующей степень противостояния личности разрушению и хаосу и ее созидательный потенциал; на почти неличностном уровне личностная негэнтропия настолько незначительна, что не позволяет детерминироваться в ценностях какой-либо культуры. Почти неличностный уровень не является профессиональным, так как с помощью этого уровня личность педагога оказывает деструктивное влияние на развитие учеников.

 

Основная шкала эгоцентрического уровня Э (20 пунктов). Он предполагает устремление к выгоде и успеху для себя; отношение к себе как к единице, самоценности, а к другому человеку - как к средству для достижения своих целей. Если у педагога этот уровень доминирующий или максимальный из присвоенных, то главным является собственное благополучие, удобство и успех любыми путями, а ученики используются как средства для их достижения. Личностная негэнтропия на этом уровне такова, что человек может присвоить ценности культуры, но активность присвоения только односторонняя - к себе, трансляция ценностей культуры на этом уровне возможна. Доминирующий эгоцентрический уровень личности педагога является препятствующим фактором в развитии его самого и его учеников, он мешает педагогу реально выполнять свои профессиональные обязанности. Эгоцентризм является причиной тех же разнообразных неплодотворных ориентаций, что и симбиотическая сращенность.

 

Введена дополнительная шкала «Риск неплодотворной ориентации, пусковым механизмом которого служит крайний эгоцентризм» РНОС (5 пунктов). Такие проявления связаны не с нормой, а скорее с аномалиями личности.

 

Основная шкала группоцентрического уровня ГР (20 пунктов). Педагог устремлен на воспитание коллективизма, главными регуляторами деятельности для него являются нормы морали, правила, закон. Интересы коллектива для него всегда выше собственных и интересов отдельного ребенка. Для такого педагога крайне важно выполнять требования программ и методик, а также «выверять» свои личные цели с целями коллектива. Ученик для такого педагога важен не сам по себе, а своей принадлежностью к классу, группе, школе, коллективу. Учитель устремлен на формирование ученика в соответствии с идеальным образом, на воспитание коллективизма. Этот уровень не позволяет видеть уникальность личной жизни своей и ученика, не позволяет осуществлять индивидуального подхода в обучении и воспитании. Личностная негэнтропия здесь такова, что с помощью него учитель может формировать у ученика нужные качества и свойства. Интенсивно присвоенный группоцентрический уровень позволяет педагогу эффективно работать в системе образования в условиях стабильного общества.

 

Основная шкала гуманистического уровня Гумм (20 пунктов). Он связан с устремлениями общечеловеческой направленности. За каждым человеком здесь подразумевается равенство прав, свобод, обязанностей. Человек устремлен на создание результатов, которые принесут равное благо другим. Здесь любой человек - индивидуальность. Он сам решает за себя, имея свободу для поиска своего смысла жизни и ответственность за его реализацию. При активно присвоенном гуманистическом уровне педагога каждый ребенок для педагога неповторим и имеет свой уникальный смысл жизни, имеет право на свободу выбора, может нести ответственность за него. Личностная негэнтропия на этом уровне настолько велика, что учитель обладает возможностью сотворения нового, у учителя творческие, созидательные возможности выражаются в том, что он участвует в процессе не только педагогических инноваций, создании своих методик, но и в со-творении личной культуры ученика в процессе со-творчества самому ребенку. Все современные педагогические методики ориентированы на этот уровень, он является основным профессиональным и необходимым в условиях общества.

 

Основная шкала «Готовность принять духовные ценности» ГПДЦ (20 пунктов). Максимум шкалы отражает готовность педагога принять духовные ценности как декларируемые; этот показатель косвенным образом связан с присвоенностью духовного уровня, который понимается здесь как жизнь в Боге. Интерес к измерению духовного уровня связан с тем, что 50% учителей в настоящее время считают себя верующими людьми, это отражает некие новые динамические изменения, как в социальных установках, так и в структуре личности педагогов.

 

В опроснике введена дополнительная шкала - «Повышенная вероятность присвоенности духовного уровня» Д (3 пункта). Максимум шкалы отражает возможные ответы педагога, не только декларирующие духовные ценности, но и старающегося поступать в соответствии с ними, либо ответы, абсолютно невозможные для педагогов, не являющихся духовными людьми. Этот факт не является гарантией того, что у респондента присвоен духовный уровень, но он существенно повышает вероятность того, что он до такой степени присвоен. В последнем случае можно думать о том, что педагог обладает огромным развивающим потенциалом, он относится к ученику как к носителю Образа Божия, главной своей задачей считает- не повредить его в ученике и способствовать наиболее полному раскрытию. Наличие духовного уровня условно диагностируется только в том случае, если ГПДЦ и Д имеют высокие значения одновременно.

 

Введена также дополнительная шкала «Риск утраты смысла жизни» РУСЖ (6 пунктов). Она является суммарным конструктом, имеющим 5 различных корней: утрата смысла жизни из-за высокой степени включенности в симбиотическую сращенность, когда человек живет чужими смыслами; утрата смысла жизни в результате крайнего эгоцентризма; утрата смысла жизни из-за высокой степени идентификации с группой, коллективом, государством; утрата смысла жизни в результате остановки развития; временная утрата смысла жизни в текущем кризисе развития.

 

У реального педагога есть все основные уровни, в той или иной степени присвоенные, но можно определить доминирующие тенденции и создать типологию личности педагога. Так как первые два уровня (почти неличностный и эгоцентрический) являются деструктивными, нежелательными в структуре личности учителя, с ними связан его непрофессионализм, то личность учителя с доминирующими первыми уровнями является препятствующей развитию ученика или деструктивной. Доминирование группоцентрического уровня делает личность педагога транслирующей или формирующей. Педагог, обладающий такой личностью, может выполнять свои функции в условиях установившейся социально-исторической культуры, когда его задачей является трансляция из поколения в поколение определенного типа личности и оптимального комплекта знаний, умений, навыков, необходимых представителю данной культуры. Доминирование гуманистического уровня делает личность педагога развивающей, такая личность необходима, если педагог работает в личностно ориентированной педагогической системе. В свою очередь такие педагогические системы необходимы в условиях «разрыва» культур, когда задачей является взращивание человека, способного к саморазвитию и творчеству. Духовный уровень непосредственно не является рабочим для педагога, но его доминирование неизмеримо увеличивает созидательный потенциал личности и снижает, снимает разрушительность, идущую от первых уровней [20].

Ключи

Основные шкалы:

1. Шкала симбиотического уровня (позиция симбиотического акцептора - СА):

+ 1, 14, 20, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 45, 46, 47, 61, 68, 116, 120.

– 22, 41, 43, 87.

2. Шкала симбиотического уровня (позиция симбиотического донора - СД):

+ 11, 14, 15, 26, 27, 28, 47, 59, 64, 72, 74, 75, 79.

– 6, 8, 12, 33, 60, 63, 82.

3. Шкала эгоцентрического уровня (Э):

+ 5, 10, 16, 17, 21, 23, 50, 54, 58, 92, 101, 103, 110, 112, 113, 115, 118, 123, 124.

– 53.

4. Шкала группоцентрического уровня (Гр):

+ 9, 49, 52, 62, 67, 69, 91, 93, 95, 97, 104, 117, 119.

– 30, 36, 39, 57, 85, 88, 96.

5. Шкала гуманистического уровня (Гум):

+ 25, 71, 76, 86, 88, 89.

– 2, 9, 29, 48, 51, 65, 67, 94, 104, 114, 124, 125, 126, 127.

6. Шкала «Готовность принять духовные ценности» (ГПДЦ):

+ 24, 40, 42, 90, 100, 102, 121.

– 4, 7, 13, 19, 35, 44, 77, 78, 80, 81, 83, 105, 107.

 

Дополнительные шкалы:

7. Риск неплодотворной ориентации, пусковым механизмом которого является симбиоз (РНОС):

+ 18, 34, 38, 122, 128

8. «Вершитель судьбы ребенка» (ВСР):

+ 27, 28, 29, 31, 32, 34, 63, 116, 120, 122.

– 22, 41, 43.

9. «Потребитель эмоций ребенка» (ПЭР):

+ 14, 18, 20, 38, 46, 68, 128.

– 87.

10. Риск виктимности (РВ):

+ 66, 70.

– 61.

11. Риск утраты смысла жизни (РУСЖ):

+ 26, 51, 55, 99, 108, 109

– 85

12. Риск неплодотворной ориентации, пусковым механизмом которой является эгоцентризм (РНОЭ):

+ 3, 56, 73, 106, 111, 118.

13. Повышенная возможность существования духовного уровня (Д):

+ 84.

– 37, 98.

Бланк ответов:

                               
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных