Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Творчество и креативность в профессиональной деятельности менеджера




Эмоциональная компетентность напрямую связана с раскрытием творческого потенциала человека, то есть процесс развития креативности становится ключевым фактором успеха в любой профессиональной деятельности [66]. Уточним понятия «творческий потенциал» и «креативность». С точки зрения А. Маслоу, креативность — это фундаментальное свойство человеческой природы, потенциально заложенное от рождения [61]. В своем исследовании Т. А. Барышева отмечает, что понятие «креативность» шире понятия «творческий потенциал», поскольку феномен креативности имеет потенциальную и актуальную формы. В этом случае можно рассматривать креативность в качестве некоего творческого потенциала, а творчество — в деятельностном аспекте, как осознанную целенаправленную деятельность, реализацию этого творческого потенциала [10]. Креативность — это не только способность к созданию нового в науке или искусстве, но и способность к нестандартному мышлению и поведению, отношению к себе, своему труду, а также к осознанию и развитию своего опыта [60, 61]. «Постоянно взаимодействуя с людьми в процессе своей профессиональной деятельности, менеджер не может быть достаточно эффективным, не проявляя в полной мере различные качества креативного человека: …, оригинальность мышления, богатое воображение, самообладание, уверенность в себе», отмечает С. И. Макшанов [60, с. 301]. Т. В. Шеломова в своем исследовании, связанном с психологическим обеспечением профессиональной деятельности менеджера, акцентирует внимание на том, что эффективность управленческой деятельности менеджеров обусловливается высоким уровнем сформированности и связанности конструктивных, организаторских и собственно коммуникативных умений с показателем креативности и общей способностью к управленческой деятельности. Она утверждает, что креативность является ведущим компонентом личностно-деятельностной структуры менеджера [106].

Здесь мы сталкиваемся с проблемой, распространенной в среде менеджеров. Как следует из анализа литературы, менеджеру для того, чтобы быть креативным, необходимы, как минимум, три условия: понимание своего личного потенциала; осознание собственного подхода к решению проблем, принятию решений; соответствующее отношение организации, в которой он работает, к инновациям, креативности сотрудников.

Рассмотрим эти условия. Производственная система не направлена на развитие личности своих сотрудников, их творческих способностей, а зачастую препятствует ему, «блокирует» проявление творческой активности. Это выражается в следующем: четко определены границы полномочий менеджера, ограничено время для творческих размышлений, организационные процедуры «убивают» творческие идеи, инновации не поощряются и т. д.

Следующее условие — совместное принятия решений, в том числе творческих. Это условие предполагает коммуникацию, базирующуюся на умении менеджеров и других сотрудников договариваться друг с другом и сообща реализовывать единую творческую стратегию. Неспособность реализовать творческие стратегии имеет экономическую и культурно-психологическую причины [75].

Вышесказанное подтверждается данными Т. Амабиле — руководителя Гарвардской школы бизнеса, исследователя проблем творчества в бизнесе. Она отмечает в своем исследовании (ее респонденты — менеджеры, аспиранты, обладатели научной степени), что большинство менеджеров не представляют себе свой творческий потенциал. Частично это объясняется их работой в условиях, препятствующих «внутренней креативности», которая выражается в том, что люди, вдохновленные своей работой, относятся к повседневным делам более творчески. Т. Амабиле в ходе анализа дневников 12000 респондентов выявила следующие факты [67]:

1. В результате недостатка времени люди становятся менее склонными к творческим проявлениям. Избыток времени также вреден для креативности, он подталкивает людей к безделью.

2. Наибольшее число новых идей появляется, когда люди счастливы. А креативность способствует счастью. Негативных эмоций в этом цикле не отмечено.

3. Креативность идет на убыль в коллективах, где присутствует элемент соревновательности. Наиболее продуктивными являются те коллективы, в которых есть возможность делиться идеями с коллегами.

4. Ожидание структурных преобразований влияет на креативность сотрудников сильнее, чем сокращение штатов.

Т. Амабиле отмечает, что для повышения креативности команды необходимо устранить внешнее препятствие — неблагоприятный психологический климат в коллективе, и уделять повышенное внимание внутренним коммуникациям сотрудников.

В своем исследовании взаимосвязи творчества и конфликта Р. М. Грановская утверждает, что существенная часть любой психотерапии — формирование более благоприятной картины собственной жизни. Новый взгляд на собственную историю помогает человеку изменить свою жизнь и свое отношение к миру. В этих обстоятельствах отпадает необходимость блокировать в подсознании старые переживания. Сознание высвобождает энергию, затраченную на их блокировку. Таким образом, творчество возвращает энергию, активизирует глубинные мотивы, побуждающие к продуктивной умственной деятельности, поддерживающие в человеке стремление к новым достижениям [24, с. 409].

В настоящее время профессиональная деятельность менеджера по-прежнему носит проблемный характер. Изменение управленческой культуры, рост требований к профессиональным компетенциям менеджера и его личностным характеристикам требует постоянного личностного и профессионального развития, творческой реализации менеджера.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных