Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Метафорические игры




Сочинение сказок, историй, метафор широко используется в психологической и психотерапевтической практике, как с диагностической, так и с развивающей, коррекционной, терапевтической, обучающей целями (Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Ж. В. Завьялова, В. Л. Кокоренко, Н. Пезешкян, К.-Г. Юнг и др.). В психологии труда чаще используются различные вариации «Метафорической деловой игры» Ж. В. Завьяловой [14]. Мы в своей работе использовали метафорические игры, направленные на развитие инициативности, активности и навыков взаимодействия в коллективе. Основная цель этих игр — прояснение производственных ситуаций и межличностных отношений, поднятие командного «духа» и т. д. Далее приведен общий алгоритм составления игр:

1. Четко определить проблемную ситуацию.

2. В проблемной ситуации выделить основные действующие лица.

3. Сконцентрировать внимание на отношениях между действующими лицами, их мотивации, интересах и желании.

4. Подобрать по аналогии примеры из сказок, притчи, истории, в которых главные герои были связаны похожими взаимоотношениями, мотивацией, интересами.

5. Определить число команд. Каждая команда делает маски, костюмы или головные уборы (используя ткани, бумагу, готовый реквизит) сочиняет истории. На заключительном этапе команды проигрывают свои варианты взаимодействия.

6. Подвести итоги. Выводы обязательно должны содержать практическую ценность для участников. С этой целью необходимо провести параллели между сказкой и жизнью, игрой и действительной ситуацией, перевести метафорический язык сказки на язык реальных событий.

Маски

Считалось, что тот, кто надевает маску, внутренне преображается и приобретает свойства представляемого им существа. Маска ужаса как декоративный элемент должна была предохранять от неблагоприятного влияния. Маска на шлеме римского времени не только защищала, но и сообщала о героизме владельца. Маска в театре предназначалась для воспроизведения характера и подчеркивания жестикуляции персонажей [4, 6, 16].

Маска является инструментом восприятия материала, вытесненного в бессознательное. Она показывает нам, как мы живем, что мы делаем со своей жизнью, она выражает наш характер и наши страсти, борьбу между нашими требованиями к жизни, конфликт потребностей. Маска оказывает влияние как на нашу внутреннюю, так и на внешнюю жизнь. Интересное наблюдение — наше лицо всегда выражает нашу прожитую жизнь, то есть запечатлевает наш жизненный опыт, а выполненные маски — скорее непрожитую жизнь, те ее стороны, которые скрыты за нашим лицом, — что окрыляет нас, а что тщательно отодвигается в тень, что обогащает, что делает серьезным и задумчивым. Маска не является никакой маскировкой или переодеванием. Ее можно сравнить с торжественной пустотой, на которую можно взглянуть, чтобы увидеть неочевидное с позиции обычной человеческой жизни.

В психологическом обеспечении профессиональной деятельности менеджера упражнение «Маски» применяется для прояснения его социальных ролей. Впервые систематически представил понятие социальной роли Д. Г. Мид в 1934 г. Он определил социальную роль как результат опытного и созидательного процесса взаимодействия, которое означает, что люди в пределах своих ролей всегда проверяют свои представления о ролях других людей, и реакция последних укрепляет или ставит под сомнение эти представления. Принятие и освоение социальных ролей — один из стихийных механизмов формирования личности. Диапазон и число ролей определяется многообразием видов деятельности, отношений, в которые включена личность с ее потребностями и интересами. Часто менеджер одновременно играет несколько ролей, которые предъявляют к нему разные, иногда противоречивые требования [6]. В результате одни стороны его «образа Я» гипертрофированы, а другие — выражены слабее. Результатом такого дисбаланса являются особые типы поведения в стрессовых ситуациях, которые условно можно назвать защитными — человек бессознательно стремится с помощью ролевых приемов создать в глазах окружающих задуманное представление о своей личности. Постепенно «маска» прирастает к лицу, меняя внутренний мир человека.

Перформанс

Перформанс (от англ. perfonmance — «короткое выступление», «исполнение», «игра», «представление») — литературное, музыкальное или театральное представление, форма современного искусства, исполняемого одним или несколькими участниками перед публикой. Это сценическое, художественное представление, включающее в себя музыку, живопись, скульптуру. В течение XX в. перформанс использовался представителями нескольких художественных направлений, в частности футуризма, дадаизма и «Баухауза». Расцвет перформанса в 1960-х гг. связан с появлением хэппенинга, бодиарта и концептуального искусства.

Концептуальное искусство (концептуализм) — стиль, возникший в 1960-е гг. в США, стремящийся в первую очередь выразить идею, а не создать видимый образ. В качестве материалов используются фотографии, письменная информация, графика, звук и видеоленты. Концептуализм граничит с перформансом, в котором человеческое тело является средством выражения. В этом контексте происходит раскрытие глубинных слоев души.

Многие участники перформанса определяют его как очень глубокое, важное, духовное переживание. В перформансе автор заявляет о своих глубоких душевных потребностях. Изначальная установка перформансиста — «Из себя и для себя». И в работе со зрителем главный вопрос «Кто Я?» остается.

Как правило, перформанс планируется заранее и протекает по определенному сценарию. Отличие от театра состоит в том, что исполнитель или участник художественной акции совершает абсолютно реальные действия, которые ничего кроме их самих, не изображают.

В отличие от живописи перформанс не требует специальной подготовки для адекватного восприятия, даже наоборот, он предполагает отказ от привычных ожиданий и подходов к нему как произведению искусства. Обязательные условия — составление программы, работа со зрителями или съемка на видеокамеру.

Характерные особенности перформанса: отсутствие слов, обязательное взаимодействие со зрителем, наличие истории.

Мы используем перформанс для овладения новой формой работы, чтобы личный опыт, полученный в арт-терапии, интегрировать не только в обсуждении, но и в другой самостоятельной модальности, где есть возможность продолжить эту же тему. Ритуал, используемый в перформансе, имеет личный оттенок. Это как в японской хокку — картине без рамок, куда каждый проецирует свой мир, где кодирование предметов происходит бессознательно.

Групповой перформанс позволяет затронуть при обсуждении два аспекта переживания: переживания зрителей и переживания участников.

Программа перформанса составляется от первого лица в настоящем времени и прописывается пошагово, но суть остается за кадром. То есть программа составляется «формально» В начале желательно использовать фразу: «Я выхожу в пространство перформанса». Перформанс — это работа в измененном состоянии сознания, и эти слова помогают войти в это состояние. Далее приблизительно так: «…Справа от меня лежат предметы в таком-то количестве, с которыми могут взаимодействовать зрители (могут и не взаимодействовать). В течение времени, пока идет перформанс, я беру на себя ответственность за все, что со мной произойдет». Принято заканчивать словами: «Когда я совершу такое-то действие, перформанс закончится». В арт-терапии можно оговорить время: «Через 15 минут я ухожу». Заканчивается программа словами «Перформанс закончился».

Более подробно о перформансах в арт-терапевтическом контексте можно познакомиться в работах А. И. Копытина [8, 9].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных