ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Мандалы и лабиринтыЛабиринт — это карта собственной души и возвращения домой. Путь по лабиринту — интересное путешествие наедине со своими переживаниями, в которых можно найти свое внутреннее «Я». Лабиринт — сооружение с запутанным и сложным планом, фигурная кладка пола из разноцветных камней, создающая узор, который сложными зигзагами ведет к центру композиции [16]. Построение рисунка лабиринта, характерного для соборов поздней готики, было весьма разнообразным. В ряде лабиринтов увековечивались имена и даже портреты создателей соборов. В средневековых кафедральных соборах лабиринт был путем в небесный град Иерусалим — символ высшей цели человека, обретения рая или небесного Иерусалима. В XVII–XVIII вв. в садах и парках Западной Европы создавались участки с затейливым планом, где между высокими стенами стриженых кустов извивались узкие запутанные дорожки. В эпоху барокко и рококо лабиринты превратились в парки со стрижеными кустами и предназначались для прогулки. В наше время во многих городах мира, в парках, в кризисных центрах имеются искусственно созданные лабиринты. Напомним, что лабиринт — универсальная архетипическая схема, которая встречается во многих культурных традициях и насчитывает более 5000 лет истории. Сейчас люди по всему миру заново открывают для себя лабиринт. Будучи древним могущественным символом целостности и единства, построенным на основе круга и спирали, лабиринт является инструментом душевной трансформации человека. Лабиринт — это также символ, означающий подсознание с его неизведанными возможностями. Семиповоротный лабиринт находят повсюду в мире — он был очень важен для древнего человечества. Он отражает древнеегипетские представления: семь дверей в области загробного мира, ведущие в лабиринт. Многие видят в схеме семиповоротного лабиринта семь областей, связанных с человеческим сердцем. Английский ученый Р. Ф. Андерсон в процессе своего исследования предлагал людям пройти по лабиринту. Он обнаружил, что при этом они получают специфический опыт, вызывающий движение жизненной энергии. Он пришел к выводу, что определенный вид лабиринта связан с очертанием Чаши Грааля и ее тайным знанием. Прежний смысл лабиринтов заключался в том, чтобы «запутать» человека, чтобы он не знал, куда идет и что его ждет впереди, если он будет продолжать этот путь. В настоящее время смысл движения по лабиринту другой — оно напоминает движение по жизни, и понимание этого оказывает психологическую поддержку. Центр лабиринта — место получения энергии и поддержки, где каждый может найти ответы на поставленные вопросы, прийти, минуя посредниковк центру своего «Я». «Движение внутри лабиринта формирует геометрический рисунок, траекторию движения, каждый элемент которой связывается с определенными аспектами сакрального космоса, циклами времени, прошлым и будущим, энергетическими центрами человека» [71, с. 440–441]. Е. А. Файдыш считает, что особенность лабиринта связана с возможностью движения внутри лабиринтной мандалы. Он находит интересным анализ внутренних переживаний человека, участвовавших в построении лабиринта, их личного опыта. Многие его клиенты говорили, что во время прохождения лабиринта в их сознании возникала ясная оценка их жизненной проблемы или новое понимание какого-либо явления. Во многих сказках и мифах рассказывается о лабиринте, который должен пройти герой, чтобы достичь великой цели. В книге «Тысячеликий герой» Д. Кэмпбелл советует нам последовать за нитью героя [11]. В центре, где мы предполагали обнаружить нечто отвратительное, мы встречаемся со своим богом или с самим собой; там, где надеялись убить другого, убиваем себя. Там, где мы полагали, что идем в одиночку, — с нами оказывается весь мир, там, где собирались выйти наружу, обнаруживаем вину своего существования. Во время движения к центру лабиринта происходит единение с самим собой. Если только мы не заблокируем свои переживания, с нами непременно произойдут изменения. Продвигаясь по лабиринту, мы как будто делаем снимок своей жизни или перемешиваем воду в сосуде. В психологическом смысле лабиринт — это выражение «поиска внутреннего центра», его можно сравнить с незавершенной мандалой. В своей работе «Метод Мандалы» американская художница и арт-терапевт Дж. Келлог выделила тринадцать архетипических стадий большого круга мандалы, третья стадия которого называется «Лабиринт, спираль, вихрь». Изначально лабиринт конструировался в виде спиралевидных петель. В последние годы, как отмечает К. А. Малкиоди, спираль как путь к духовному пробуждению и благополучию нашла отражение в современной культуре в виде лабиринта, способствующего медитации [12]. По мнению С. Г. Рыбаковой (арт-терапевта из Удмуртии, которая в числе первых, кто стал использовать тему лабиринта в арт-терапии), возможности применения схемы лабиринта в арт-терапевтической работе велики, особенно в контексте укрепления психологического здоровья, которое основано на понимании арт-терапии как средства исцеления и, прежде всего, как собирания целостности. Есть две группы лабиринтов: 1. Ведущие к хаосу — с множеством входов, выходов, дорог и тупиков. 2. Структурирующие, обновляющие — с одним входом и выходом, которые являются метафорой нашего духовного пути. Последнюю группу мы будем использовать в арт-терапевтической работе. По рекомендации С. Г. Рыбаковой прохождение лабиринта состоит из трех главных этапов: вхождение в лабиринт, пребывание в нем, возвращение обратно — взаимодействие с символом, внутри которого находится человек. Символизирующий спираль лабиринт целиком затрагивает человеческую структуру, дает возможность испытать преображающий потенциал. Если возникает нужда в резервах для развития личности, почему бы не поискать их в заманчивых и загадочных путях лабиринта? Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|