Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Восстановление деталей ручной сваркой и наплавкой




Сварка и наплавка — наиболее распространенные способы восстановления изношенных и поврежденных деталей при ремонте машин. Ручная сварка и наплавка стальных деталей широко применяются как для устранения разрушений (трещин, поломок и разрывов), так и для наращивания изношенных поверхностей.

При восстановлении стальных деталей большей частью применяют электросварку. Газовую сварку используют в основном при сварке стальных деталей с малой толщиной стенок (кабины и оперение трак­торов и автомобилей, обшивка комбайнов, тонкостенные трубы, нефтетара).

При восстановлении деталей электросваркой для получения доброкачественного сварного соединения или заданного качества наплавленного слоя первостепенное значение имеют правильный выбор элек­трода и соблюдение технологии сварки. Выбор электрода зависит от характера устраняемого дефекта, марки стали, из которой изготовлена деталь, и требований к наплавленному слою.

При заварке трещин или поломок обычно применяют сварочные электроды. По ГОСТу они подразделяются на ряд типов от Э-34 до Э-145. Основной характеристикой каждого типа является временное сопротивление разрыву сварного соединения в кгс/мм2. Оно указыва­ется в наименовании типа электрода. Например, электроды типа Э-42 дают соединение, имеющее временное сопротивление разрыву, равное 420 кПа (42 кгс/мм2). К каждому типу может относиться несколько марок электродов. Например, к типу Э-42 относятся электроды марок ОЗЦ-1 и ОММ-5; к типу Э-42А — электроды ЦМ-8; УОНИ-13/45П и ОЗС-З; к типу Э-46 — электроды ОЗС-4, ОЗС-6, АНО-3 и АНО-4; к типу Э-50А — электрод УОНИ-13/55 и т. д.

Перечисленные типы электродов применяются для сварки конструкционных мало- и среднеуглеродистых и малолегированных ста­лей. Стержни всех электродов изготовлены из проволоки Св-08 диамет­ром от 1,6 до 12 мм. Типы и марки электродов отличаются друг от друга покрытием. Электроды с меловым покрытием, состоящим из 70...80% молотого мела и 20...30% жидкого стекла, относятся к типу Э-34. Меловое покрытие является только стабилизирующим (ионизирующим), т. е. способствующим возбуждению и устойчивому горению дуги. Остальные типы и марки электродов имеют качественное покрытие, которое, кроме стабилизирующих, содержит защитные шлако- и газо­образующие, раскисляющие, а иногда и легирующие элементы, улуч­шающие качество металла сварочного шва.

Условное обозначение типов составов покрытий: руднокислое — Р, рутиловое — Т, фтористо-кальциевое — Ф, органическое — О.

Полное условное обозначение электрода по ГОСТу содержит пос­ледовательно: марку и тип электрода, его диаметр, вид состава по­крытия и номер ГОСТа. Например, электрод ЦМ-7, относящийся к типу Э-42, диаметром 5 мм, имеющий покрытие рутилового типа, будет иметь обозначение ЦМ-7-Э-42-5.0-Т ГОСТ 9467—60.

По свариваемости стали делят на четыре группы: хорошо сваривае­мые — стали с малым содержанием углерода (углеродистые и низколегированные); удовлетворительно свариваемые — углеродистые и низколегированные стали с содержанием углерода 0,3...0,4%; огра­ниченно свариваемые — углеродистые и низколегированные стали с содержанием углерода 0,45...0,50%; плохо свариваемые с содержа­нием углерода более 0,55%.

Поэтому при сварке и наплавке средне-, высокоуглеродистых и легированных сталей требуется предварительный нагрев деталей до следующих температур.

Содержание Температура

углерода, % подогрева, °С

0,20...0,30 100...150

0,30...0,45 150...250

0,45...0,80 250...400

При сварке таких сталей хорошие результаты дает также последую­щий отпуск при температуре 600...650°С или при 400°С в течение 2 ч.

Для получения глубокого провара и предупреждения большого отвода тепла от места сварки в глубь детали рекомендуется перед свар­кой подогревать и массивные детали.

Выбор электродов при восстановлении изношенных поверхностей деталей электродуговой наплавкой зависит от марки стали наплавляе­мой детали, необходимой твердости и износостойкости наплавленного слоя.

Наплавку изношенных поверхностей деталей, изготовленных из малоуглеродистой стали и не подвергавшихся термической или химико-термической обработке, можно проводить сварочными электродами.

При наплавке закаленных деталей из средне- и высокоуглероди­стых и легированных сталей (например, сталей 30, 35, 45, ЗОХ, 35Х, 40Х), а также из малоуглеродистой стали, но с цементированной поверхностью, должны применяться специальные наплавочные элект­роды или твердые сплавы.

ГОСТ устанавливает ряд типов наплавочных электродов, разли­чаемых по химическому составу наплавленного слоя. Обозначение типа электрода расшифровывается следующим образом: буквы ЭН обозна­чают электрод наплавочный, затем указываются основные химические элементы, входящие в состав наплавленного слоя, и их среднее содер­жание в процентах. Обозначение химических элементов общепринято: У — углерод, С — кремний, Г — марганец, Н — никель, X — хром, Т — титан, Р — бор, Ф — ванадий и т. д. Сначала указывается содер­жание углерода, при этом, если в обозначении типа электрода имеется буква У, то содержание углерода дано в десятых долях процента, а если она отсутствует — в сотых долях. Последние цифры указывают твердость слоя (HRC). Например, обозначение типа электрода ЭН- 14Г2Х-30 означает: электрод наплавочный, в наплавляемом слое содер­жится 0,14% углерода, 2% марганца, 1% хрома, твердость слоя — 30 HRC.

Иногда в обозначениях марки электрода содержатся указания на твердость наплавленного слоя (НВ), например электрод ОЗН-ЗОО, Т-590 и др.

Типам электродов соответствуют определенные марки электродов. Полное условное обозначение наплавочного электрода содержит его марку, тип, диаметр и ГОСТ. Например, электрод марки ОЗН-ЗОО диа­метром 5 мм будет иметь обозначение: ОЗН-Зб0-ЭН-15ГЗ-25-5,0 ГОСТ 10051—62 и ГОСТ 9466—60.

Стержни наплавочных электродов изготовляют как из углероди­стой, так и легированной сварочной проволоки. Легирующие элемен­ты вводят в наплавленный слой как из покрытия и материала стержня, так и только из материала покрытия.

Наиболее широкое применение для наплавки автотракторных деталей нашли электроды марок ОЗН-ЗОО и У-340 п/б (тип ЭН-15ГЗ-25), 03H-400 (тип ЭН-20Г4-40) и ОЗШ-1 (тип ЭН-20Г2ХНС-30) — для на­плавки деталей из мало-, среднеуглеродистых и низколегированных сталей; электроды ОМГ, ОМГ-Н (тип ЭН-70ХН-25) и ЦНШ-Н-4 для наплавки деталей из высокомарганцевой стали Г13Л; электроды Т-590, Т-620 (тип ЭН-У30Х23Р2С2ТГ-55), ОЗШ-2 (тип ЭН-У10В2ФМо10-56), ЦС-1 и ЦС-2 (тип ЭН-УЗОХ28С4Н4-50) — для наплавки быстроизна­шивающихся деталей, работающих в абразивной среде.

В последние годы для получения наплавленных слоев высокой твердости применяют порошковые электроды — трубчатые стержни диаметром 2...8 мм из малоуглеродистой стали с наполнителем. В ка­честве наполнителя используют твердые сплавы, чаще всего сормайт, ферросплавы, карбид вольфрама. На электрод наносится защитное покрытие.

Выпускаются трубчатые наплавочные электроды ЭТН-1, ЭТН-2, ЭТН-3, ЭТН-4 и ЭТН-5.

Как при электродуговой, так и при газовой наплавке, твердые и износоустойчивые слои на стальных деталях можно получить путем наплавки на них твердых сплавов, которые могут быть литыми, в виде стержней, порошкообразные (зернообразные), из смеси порошков. К литым относятся, например, сормайт и № 1 и № 2 и стеллиты В2К и ВЗК, имеющие высокую твердость и износоустойчивость за счет большого содержания углерода, хрома, никеля, марганца и т. д. Эти сплавы могут наплавляться газовым пламенем, а также могут являться стержнями электродов (например, электроды ЦС-1 и ЦС-2).

К порошкообразным твердым сплавам-смесям относятся следую­щие: сталинит, содержащий 37,7% феррохрома, 10,8% ферромарганца, 47,1 % чугунного порошка, 4,4% нефтяного кокса; боридная смесь (50% борида хрома и 50% железного порошка); наплавочная смесь К.БХ (60% феррохрома, 33% железного порошка, 5% борида хрома, 2% карбида хрома); смеси БХ, С-2М, ФБХ6-2 и др. Эти сплавы или их смеси наносятся на поверхность детали, расплавляются и сплавляются с ней при помощи газового пламени или электрической дугой на по­стоянном токе угольным или графитовым электродом диаметром 8... 16 мм, длиной 200...300 мм.

При наплавке твердых сплавов как электросваркой, так и газовой сваркой применяют флюс-буру или смесь — 50% буры и 50% борной кислоты.

Диаметр электрода при сварке выбирают в зависимости от толщины свариваемого металла (табл. 3).

 

 

Таблица – 3

 

Т толщина сва­ риваемого металла, мм Диаметр электрода, мм Сила тока, А Толщина свари­ваемого металла, мм Диаметр электрода, мм Сила тока, А
0,5...1,0 1,0 1,5 2,0 3,0 3,0...4,0 1,6 2,0 2,0 2,0...3,0 3,0 3,0 20...30 20...30 30...50 40...70 70...120 90...120 4,0...6,0 6,0...8,0 8,0...12,0 12,0...16,0 16,0...20,0 Более 20 4,0 4,0...5,0 5,0 5,0...6,0 5,0...6,0 6,0 140...150 160...200 210...230 230...270 240...280 260...300

При сварке вертикальных швов применяют электроды диаметром не более 5...6 мм, а при потолочной сварке — не более 4 мм. Вели­чину силы тока устанавливают в зависимости от диаметра электрода. Для сварки стали в нижнем положении необходимую величину силы тока можно определить по данным таблицы 3 или из выражения:

J = (40... 50) dЭЛ,

где dЭЛ — диаметр электрода, мм.

При сварке вертикальных и потолочных швов величина сварочного тока принимается на 10...20% меньше, чем при сварке в нижнем положении.

Поверхность металла у линии сварки, или наплавляемая поверх­ность, должна быть зачищена до металлического блеска. При заварке трещины концы ее должны быть засверлены сверлом диаметром 3... 4 мм.

При толщине стенки свариваемой детали или листов (полос) до 4 мм и сварке встык или при заварке трещины разделку кромок не проводят. При толщине стенок от 4 до 8 мм кромки разделывают либо проводят сварку без разделки, но с обеих сторон.

При сварке тонколистовой стали (толщиной до 3 мм) рекомендуется применять электроды МТ или ОМА-2 и маломощные источники пита­ния с пониженным рабочим напряжением — сварочные трансформато­ры ТС-120, ТСП-1, преобразователи ПСО-120.

Диаметр электрода и величину силы тока при наплавке берут пониженные по сравнению со сваркой. Наплавку следует вести корот­кой дугой с перекрытием соседних валиков на 30...50%, причем элект­род должен быть наклонен под углом 15...20° к вертикали по направлению движения. Наплавку рекомендуется проводить, сочетая перемещение электрода в направле­нии наплавки с поперечным коле­банием его таким образом, чтобы ширина валика равнялась примерно 2,5 диаметра электрода. Толщина наплавленного слоя получается равной примерно 0,7 dЭЛ.

Полярность постоянного тока принимают в зависимости от марки электрода. Массивные детали сваривают либо на переменном токе, либо на постоянном прямой полярности («+» на деталь), выбирая соответствующую марку электрода, так как на «+» температура на 500...600°С выше, чем на «—». Сварку тонкостенных деталей и наплав­ку ведут на токе обратной полярности.

Заварка отверстий электродом возможна при глубине отверстия l < l,5 d (d — диаметр отверстия). Если глубина отверстия больше l,5 d, но не более 3d, то его можно заваривать с двух сторон, предварительно вложив в середину стальную шайбу. Если же l более 3d, отверстие перед заваркой необходимо рассверлить.

При восстановлении деталей газовой сваркой для заварки трещин, разрывов, приварки накладок на стальных деталях и сварки металлоконструкций применяют сварочную проволоку Св-08А, Св-08.

В последнее время для газовой сварки все шире применяют свароч­ные проволоки с повышенным содержанием марганца и кремния, на­пример проволоки Св-08ГС, Св-08Г2С, Св-12ГС, а также легированные сварочные проволоки, например Св-18ХГСА, Св-10ХГ2С и другие, дающие шов с высокими механическими свойствами.

При наплавке изношенных поверхностей деталей используют наплавочные проволоки Нп-40, Нп-50, Нп-ЗОХГСА, Нп-50Г, Нп-65Г, Нп-ЮГЗ и другие, дающие наплавленный слой с высокой износостой­костью.

При газовой сварке диаметр прутка или проволоки выбирают из соотношения:

мм – при левом способе сварки;

мм – при правом способе сварки,

где b — толщина основного металла, мм.

Сварочные горелки подбирают из расчета расхода ацетилена 100...120 л/ч на 1 мм толщины металла (при сварке стали).

Стали с содержанием углерода до 0,5% сваривают нейтральным пламенем, а с большим — пламенем с избытком ацетилена.

Детали толщиной до 4 мм обычно сваривают левым способом. В остальных случаях и при наплавке — правым способом.

Угол наклона горелки к поверхности детали зависит от толщины свариваемого металла и принимается 10° при толщине 1 мм, 20° при толщине 1...3 мм, 30° при толщине 3...5 мм и так далее до 80° при толщине 15 мм и более.

Деформации при сварке и наплавке. Вследствие неравномерного нагрева и охлаждения различных участков детали в ней возникают структурные превращения и внутренние напряжения, которые могут привести к деформации (короблению) детали или даже к образованию трещин. Избежать появления этих дефектов можно: предварительным подогревом детали перед сваркой или наплавкой с последующим медленным охлаждением. Температура нагрева зависит от вида термообработки детали при ее изготовлении, но не должна превышать 700°С;

нагревом детали после сварки или наплавки до 600°С (т. е. высоким отпуском);

проковкой шва и околошовной зоны. Проковку производят легкими ударами молотка с круглой головкой, в горячем состоянии при тем­пературе шва и околошовной зоны не ниже 500°С, или в холодном при температуре 100...150°С;

сваркой короткими участками, вразброс. При этом весь шов делят на участки длиной 40...50 мм и накладывают швы вразброс от краев к середине;

жестким креплением детали (деталей). При этом деталь жестко закрепляется при сварке на приспособлении и освобождается после остывания;

предварительным обратным деформированием (выгибом) детали. С помощью зажимного приспособления свариваемой или наплавляе­мой детали задается деформация в сторону, обратную ожидаемой;

определенным чередованием накладываемых швов (валиков). При наплавке цилиндрических поверхностей процесс следует вести или по винтовой линии, или вдоль оси детали, накладывая валики. в порядке с охлаждением участков детали, не подлежащих сварке (наплавке). Например, чтобы не нарушить структуру термически обработанных деталей, их при наплавке можно поме­щать в ванну с водой так, чтобы над водой выступала только наплавляе­мая поверхность.

Сварка инаплавка чугунныхдета­лей связаны со значительными трудно­стями. Из-за быстрого охлаждения шва происходит отбел чугуна, т. е. значительная часть углерода не успе­вает выделиться в виде графита, и чугун кристаллизуется в виде белого чугуна-цементита, представляющего собой химическое соединение углерода с железом (Fe3C). Это придает шву высокую твердость и хрупкость и спо­собствует образованию трещин. Неравномерность нагрева и охлаждения детали при сварке, разность коэффициентов усадки материала детали и шва создают значительные внутренние напряжения, являющиеся причи­ной образования новых трещин в процессе сварки и после нее. Вследствие выгорания углерода и кремния образуется большое количество газов и различных шлаковых соединений, которые не успевают выйти из расплавленного металла: шов получается пористым и загрязненным неметаллическими включениями.

Подготовка чугунных деталей к сварке начинается с выявления дефектных участков и границ трещин. Концы трещин засверливают сверлом диаметром 3...4 мм, поверхность металла вокруг трещины зачищают до блеска. Характер и размеры разделки трещины зависят от толщины стенки и способа сварки.

Горячая сварка. Наилучшее качество сварного соединения или наплавленного слоя на чугунных деталях получается при горячей газовой сварке с общим нагревом детали. При этом способе деталь нагревают в печи до температуры 650...700°С и в горячем состоянии производят заварку трещины или наплавку. Длительность нагрева 1,5...2,0 часа.

В процессе сварки деталь не должна охлаждаться ниже 500сС. Для этого ее после нагрева помещают в термос, имеющий двойные стенки из листовой стали с асбестовым наполнителем. В термосе сде­ланы люки для заварки типичных для данной детали дефектов. После сварки детали подвергают отжигу при температуре 600...650°С и охлаждают вместе с печью или в специальных термосах. Скорость охлаждения рекомендуется 50…100°С в час.

Сварку обычно проводят газовой горелкой, устанавливая пламя с избытком горючего газа. Присадочный материал — чугунные прутки типа А, изношенные поршневые кольца из серого чу­гуна.

В качестве флюса может применяться техническая бура (желательно прокаленная) или смесь — 50% буры и 50% двууглекислого натрия. Для сварки чугуна чугунными прутками промышленность выпускает флюсы марок ФСЧ-1 и ФСЧ-2.

При заварке трещин у нагретых деталей электродуговой сваркой применяют электроды из чугунных прутков с покрытием, значитель­ную долю которого (40...50%) составляет графит (например, элект­роды ОМЧ-1, МСТ, ЦНИИВИТ).

Сварка чугунной детали с общим ее нагревом позволяет получить прочный, плотный и однородный с материалом детали шов. Таким способом можно восстанавливать головки цилиндров (заварка трещин, наплавка изношенных клапанных гнезд).

Недостатки этого способа заключаются в сложности применяемого оборудования, малой производительности и высокой стоимости вос­становления деталей.

Холодная сварка. При этом способе сварки деталь не подогревают, поэтому должны применяться такие приемы, а также электроды и присадочные материалы, которые снижали бы до минимума возможность отбела чугуна, закалки сварочного шва и появление внутренних напряжений в детали.

При холодной газовой сварке чугун в месте заварки расплавляют горелкой медленно, чтобы графит успел раствориться. В то же время нельзя перегревать металл. Поэтому выбирают горелку с меньшим расходом ацетилена (80...90 л/ч на 1 мм толщины свариваемого металла), чем при сварке стали; расстояние между деталью и конусом пламени устанавливают в пределах 20...30 мм.

Холодную электросварку чугуна рекомендуется вести на посто­янном токе при обратной полярности, применяя электроды малого диаметра (3…4 мм). Величину тока устанавливают пониженную, принимая

 

J = (25...30) dЭЛ.

 

Холодную газовую и электродуговую сварку чугуна следует вести вразброс короткими швами длиной до 40...50 мм с промежуточным охлаждением швов до 50...60°С.

Холодную сварку чугуна можно вести следующими присадочными материалами и электродами: чугунными прутками или электродами; стальными электродами (электродуговая сварка); комбинированными и пучковыми электродами; монелевыми прутками или электродами; латунью или специальными припоями (сварка-пайка газовым пламе­нем).

Сварку чугунными прутками или электро­дами обычно применяют при заварке небольших дефектов на по­верхности детали или таких участков, где сварка не вызовет значи­тельных внутренних напряжений (например, приварка отломанной части фланца, лап кронштейнов и т. п.).

При газовой сварке используются прутки марок Б, НЧ-1, НЧ-2. Можно применять также изношенные чугунные поршневые кольца. Флюсы остаются те же, что и при горячей сварке.

Электродуговую сварку ведут чугунными электродами, покрытия которых дают возможность получать наплавленный слой в виде чугу­на. Для этого в состав покрытия вводят углеродосодержащие и графитообразующие компоненты, способные осуществить графитизацию метал­ла шва в условиях кратковременного существования сварочной ван­ны. Часто применяют покрытия следующего состава: графит (40%), ферросилиций (40...45%), алюминиевый порошок (10%), углекислый барий (5...10%); графит и мел по 50%. Как уже указывалось, выпус­каются электроды с чугунными стержнями ОМЧ-1, МСТ, ЦНИИВТи др.

Сварка электродами из малоуглеродистой стали получила широкое распространение. Для получения свароч­ного шва хорошего качества, а также для того, чтобы избежать закалки шва и образования трещин, применяют специальные способы сварки, например сварку наложением отжигающих валиков. При этом спо­собе обычно используют электроды Св-08 с меловым покрытием или электроды с покрытием УОНИ-13/55 и др. Первый валик, накладывае­мый на чугун, вследствие перемешивания электродного материала с основным представляет собой сталь с содержанием углерода 0,6...0,8%.

При охлаждении шов закаливается. Последующие валики, наклады­ваемые на первые, отжигают нижележащие слои, что позволяет полу­чить относительно мягкий шов.

При заварке трещины в тонкостенной чугунной детали вначале обваривают концы трещины. Затем вразброс на участках длиной 40...50 мм с промежуточным охлаждением наплавляют вдоль трещины подготовительные валики, после чего наносят соединительные валики, которые одновременно являются отжигаю­щими. Можно вначале нанести на подготовительные валики отжигающие, а потом уже соединительные. После нанесения каждого валика рекомендуется его проковка (до охлажде­ния не ниже 800°С).

При сварке толстостенных чугунных деталей шов перед сваркой разделывают так, чтобы ширина разделки в верхней части в 2...3 раза превышала толщину свариваемой детали. На рисунке 21 показана схе­ма обварки кромок и заполнения разделки.

Способ сварки с нанесением отжигающих валиков применяют при восстановлении блоков, картеров, корпусов задних мостов и т. д. Этот способ позволяет получить шов, поддающийся механической обработке при сравнительно высокой прочности и плотности.

Для сварки чугуна выпускаются специальные стальные элек­троды ЦЧ-4 и железоникелевые ЦЧ-ЗА. Этими электродами можно проводить сварку в один слой (без отжигающих валиков).

Для обеспечения плотности шва часто на него наносят клеевой состав, например эпоксидный.

Сварку стальными электродами с установ­кой упрочняющих штифтов и скоб применяют для получения большой прочности (80... 100% прочности основного метал­ла), например приварка лап к корпусу заднего моста, приварка отло­манных проушин к переднему брусу рамы и т. д. В зависимости от толщины детали после ее подготовки устанавливают штифты или скобы. Обварку их проводят в два слоя: первый шов — подго­товительный, второй — отжигающий.

Дальнейшую и окончательную сварку проводят способом отжи­гающих валиков.

Сварка медно-стальными и пучковыми элек­тродами. Для получения плотного соединения при сварке чугуна используют также медно-стальные электроды, содержащие 80...90% меди и 10...20% железа. Такие электроды выпускают под марками ОЗЧ-1 (медный стержень с покрытием УОНИ-13/55, в которое добавлен железный порошок), АНЧ-1 (проволока из хромоникелевой стали 04Х18Н9 с медной оболочкой и защитным покрытием) и т. п. Медно- стальные электроды можно изготовлять самостоятельно, надевая на стальной стержень медную трубку, обматывая медный стержень полос­кой листового железа и т. п. После изготовления на электрод наносят стабилизирующее (меловое) или защитное покрытие (типа УОНИ- 13/55). Сварку рекомендуется проводить на постоянном токе обратной полярности. Разделку кромок трещины выполняют под углом 80...90°. После нанесения каждого валика рекомендуется его проковать.

Прочность шва, полученного при сварке медно-стальными электродами, меньше, чем при сварке стальными или чугунными электродами. Поэтому этот вид сварки применяют для восстановления герметичности и плотности в таких деталях, где не предъявляется высоких требований к прочности. Использование дефицитного материала (меди) и выделение при сварке ядовитых паров являются недостатками дан­ного способа.

Вместо медно-стальных электродов можно использовать пучок электродов, состоящих из стального электрода с покрытием УОНИ- 13/55, одной медной и одной латунной проволоки.

Сварка чугуна монель-металлом (медно-никелевый сплав: медь 30%, никель 65%, марганец 1,5...2% и железо 3... 3,5%) дает хорошие результаты. Сварку можно вести как газовым пла­менем, так и электрической дугой. При электродуговой сварке приме­няются электроды, состоящие из монелевого стержня с покрытием УОНИ-13/55 (электроды МНЧ-1). Сварку ведут на постоянном токе при обратной полярности короткими участками, вразброс, с промежуточным охлаждением и проковкой каждого валика. Монель-металл удовлетво­рительно сплавляется с чугуном, отбеливание чугуна не происходит. Плотность сварного соединения вполне удовлетворительная, а проч­ность шва несколько пониженная. Недостаток — сравнительная дороговизна и дефицитность монель-металла.

Сварка-пайка латунью или специальными припоями проводится газовым пламенем. При толщине деталей до 25 мм делают скос кромок под углом 80...90°, при большей толщине следует производить ступенчатую разделку. Желательно, чтобы поверх­ность кромок была шероховатой, для чего ее насекают зубилом. Из поверхностного слоя кромок рекомендуется выжечь графит, приме­няя газовое пламя с избытком кислорода.

В качестве присадочного материала при пайке применяют латунь. Кромки трещины посыпают флюсом, нагревают до температуры плав­ления флюса, но не более 880...900°С, облуживают припоем, а затем заплавляют шов. Во время пайки нельзя допускать расплавления чу­гуна. При пайке чугуна латунью получают плотный шов, но прочность соединения невелика (не более 50...60% прочности основного металла). Область применения этого способа сварки та же, что и при использо­вании медно-стальных электродов.

В настоящее время для сварки-пайки чугуна выпускают специаль­ные припои (проволоки ЛОК-59-1-03, ЛОМНА-49-05-10-4-04, Л-62 и др.) и флюсы (ФПСН-1 и ФПСН-2).

Ковкий чугун плохо поддается газовой сварке. Поэтому электродуговую сварку ковкого чугуна обычно ведут медно-стальными электро­дами или электродом ЦЧ-4 на постоянном токе обратной полярно­сти.

Сварка деталей из алюминия и его сплавов затруднена, так как алюминий плохо сплавляется с присадочным металлом из-за наличия на поверхности тугоплавкой окисной пленки А1203, которая плавится при температуре 2050°С, в то время как температура плавления алю­миния 658°С.

Кроме этого, сварка алюминия и его сплавов затруднена из-за большой жидкотекучести расплавленного металла, трудности опре­деления начала плавления, а также склонности к образованию тре­щин.

Для сплавления алюминия с присадочным металлом необходимо разрушить и снять окисную пленку, что достигается применением флю­сов либо механическим удалением пленки. Можно также сваривать алюминий в защитной среде, изолирующей зону сварки (наплавки) от кислорода воздуха.

Сварку и наплавку с применением флюсов можно вести как газовым пламенем, так и электродуговой сваркой.

Для приготовления флюсов применяются в различных соотноше­ниях следующие материалы: хлористые натрий, калий, литий, барий; фтористые калий, кальций; криолит и др. Например, самый распро­страненный флюс АФ-4А для сварки алюминия содержит 28% хло­ристого натрия, 50% хлористого калия, 14% хлористого лития и 8% фтористого натрия.

Флюс разрыхляет окисную пленку и переводит ее в шлак. При электродуговой сварке флюс в виде покрытия толщиной 0,5... 1,0 мм наносят на электродные прутки. Перед нанесением покрытия на элект­роды его составные части смешивают с водой, в которой разведены крахмал или декстрин.

Для сварки чистого алюминия выпускаются электроды ОЗА-1, а для сварки сплавов алюминия — ОЗА-2. Электросварку алюминия следует проводить на постоянном токе обратной полярности короткой дугой без перерыва. Силу тока выбирают в зависимости от диаметра электрода (для диаметров 4;5 и 6 мм — соответственно 110...140, 140...170 и 180...240 А).

Сваривать алюминий и его сплавы можно также угольным или графитовым электродом с присадочным материалом.

Для сварки алюминия и его сплавов при всех видах сварки в ка­честве присадочного материала применяют металл, однородный со свариваемым. Выпускают ряд проволок из алюминия и его сплавов для сварки (проволоки Св-АВ00, Св-1А, Св-АК5, Св-АМЦ, Св-АМг5 и др.).

Деталь, подлежащую сварке, очищают от грязи и масла, а место сварки зачищают стальной щеткой до металлического блеска. Затем деталь подогревают до 200...300°С (чтобы избежать коробления и об­разования трещин) и на кромки трещин насыпают слой флюса. При­садочный материал также рекомендуется подогреть.

После сварки детали из алюминия и его сплавов следует медленно охлаждать в термосе. Во избежание разъедания металла шва остатка­ми флюса и шлака шов тщательно промывают горячей или подкислен­ной водой и зачищают стальными щетками.

Детали из магниево-цинковых сплавов алюминия после сварки рекомендуется отжечь путем нагрева до 200...220°С во избежание последующего образования трещин.

Чтобы избежать проплавления («проваливания») металла при за­варке трещин в пустотелых деталях, их набивают песком. Отверстия, через которые может высыпаться песок, замазывают глиной. При заварке отверстий под свечи головки цилиндров устанавливают на подставку с пробками, а внутрь отверстий кладут кусочки присадоч­ного материала. Крупные пробоины в деталях сначала заливают рас­плавленным алюминием, после чего обваривают по линии сплавления. Затем детали медленно охлаждают, удаляют из них песок и глину, промывают в горячей воде, обрабатывают и испытывают на герметич­ность.

На ремонтных предприятиях применяют также газовую сварку алюминия и его сплавов без флюса. Окисную пленку разрушают и удаляют стальными скребками в процессе подогрева и расплавления металла детали.

В последнее время довольно широкое применение на ремонтных предприятиях нашла электродуговая сварка алюминия и его сплавов без флюсов, в защитной среде, предотвращающей образование окисной пленки. Для этого сварку ведут в среде защитного газа — аргоне, который подается из баллона через электрододержатель в зону горения дуги. В электрододержателе установлен неплавящийся вольфрамовый электрод.

Присадочные алюминиевые прутки вводят в дугу, которая горит между деталью и неплавящимся вольфрамовым электродом. Сварку можно вести как на постоянном токе обратной полярности, так и на переменном токе.

Промышленность выпускает установки для аргоно-дуговой сварки УДАР-300, УДАР-500 и УДГ-301, УДГ-501.

Оборудование для ручной сварки и наплавки. В качестве источников питания электроэнергией при электродуговой сварке и наплавке применяют сварочные трансформаторы, преобразователи и выпрями­тели. Наибольшее распространение получили сварочные трансформа­торы типа ТС и ТСК (ТС-120, ТС-300, ТС-500, ТСК-300, ТСК-500. Число обозначает номинальный сварочный ток).

Сварочный преобразователь — агрегат, состоящий из сварочного генератора постоянного тока и двигателя, вращающего генератор. Наибольшее распространение имеют преобразователи ПСО-120, ПСО- 300, ПСО-500, ПСО-800.

Выпрямители, по-существу, также являются преобразователями, где в агрегат объединены трехфазный понижающий трансформатор и блок выпрямителей (селеновых, кремниевых или германиевых).

Для ручной электродуговой сварки (наплавки) применяют выпрямители ВСС-120-4 и ВСС-300-3 (селеновые), ВКС-120, ВКС-300 и ВКС-500 (кремниевые).

Оборудование для газовой сварки зависит от рода применяемого горючего газа. Ацетилен получают или в ацетиленовых генераторах из карбида кальция путем воздействия на него водой, или в баллонах. Пропан-бутановая смесь и естественный газ поступают на предприятия в баллонах. Кислород для смеси с горючими газами доставляется также в баллонах емкостью 40 л.

Горелки для газовой сварки имеют сменные наконечники для сварки металла различной толщины и в зависимости от расхода ацетилена де­лятся на 9 номеров (горелка малой мощности ГС-2 с номерами наконечников от 0 до 3, средней мощности ГС-3 с номерами наконеч­ников от 1 до 7 и большой мощности ГС-4 с наконечниками № 8 и 9).

Для ведения сварки пропан-бутановой смесью или естественным газом с кислородом применяются инжекторные пропан-бутано-кислородные горелки (ГЗМ-1-62 и ГЗУ-1-62) без подогревателей и более мощные горелки с подогревателями и подогревательными камерами (ГЗМ-2-62 и ГЗУ-2-62).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных