Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Единодержавие — самодержавие царя




Как небо, бесспорно, лучше земли и небесное луч­ше земного, то так же бесспорно лучшим на зем­ле должно быть признано то, что на ней устроено по образу небесного, как и сказано было боговидцу Мо­исею: виждь, да сотвориши вся по образу, показанно­му тебе на горе (Исх., 25, 40), то есть на высоте боговидения.

Согласно с этим Бог, по образу Своего небесного единоначалия, учредил на земле царя; по образу Сво­его небесного Вседержительства устроил на земле царя самодержавного; по, образу Своего царства не­преходящего, продолжающегося от века и до века, поставил на земле царя наследственного.

Не вдадимся в область умозрений и состязаний, в которой некоторые люди, неизвестно, более ли дру­гих обладающие мудростию, но, конечно, более дру­гих доверяющие своей мудрости, — работают над изобретением и постановлением лучших, по их мне­нию, начал для образования и преобразования чело­веческих обществ. Уже более полувека образованнейшая часть рода человеческого по местам, по вре­менам видит их преобразовательные усилия в самом действии; но еще нигде и никогда не создали они ти­хого и безмолвного жития, какое словом Божиим по­ставлено во всегда желаемый образец земного чело­веческого благополучия (1 Тим., 2,2). Они умеют по­трясать древние здания государств, но не умеют со­здать ничего прочного. Внезапно, по их чертежам, со­ставляются новые правительства, но так же внезапно уничтожаются. Они тяготятся отеческою и разумною властию царя и вводят слепую и жестокую власть на­родной толпы и бесконечные распри искательной власти. Они прельщают людей, уверяя, будто ведут их к свободе, а в самом деле влекут их от законной свободы к своеволию, чтоб потом полноправно низ­вергнуть их в угнетение.

Надежнее самодельных умствований должно учиться царственной истине из истории народов и царств, и особенно из преимущественно-достовер­ной истории, как писанной не страстьми человеческими, а святыми пророками Божиими, то есть из ис­тории древле избранного и богоправимого народа Божия. Эта история показывает, что лучшее и по­лезнейшее для человеческих обществ обыкновенно делают не люди, а человек, не многие, а один. Так, какое правительство дало еврейскому народу госу­дарственное образование и законы? Один человек Моисей.

Какое правительство распоряжалось завоевани­ем обетованной земли и распределением на ней пле­мен народа еврейского? Один Иисус Навин.

Во времена судей один судия спасал от врагов и зол целый народ.

Но как власть судей была не непрерывная, а пре­секалась со смертию каждого судии, то, по пресече­нии единоначалия, народ приходил в расстройство, благочестие оскудевало, распространялись идолопо­клонство и повреждение нравов; затем следовали бедствия и порабощение иноплеменниками. И в объ­яснение таких нестроений и бедствий в народе свя­щенный бытописатель говорит, что в тыя дни не бяше царя во Израили; муж, еже угодно пред тима его, творяше (Суд., 21, 24).

Вновь явился один, полномочный силою молит­вы и дара пророческого, Самуил, — и народ огражден от врагов, беспорядки прекращены, благочестие вос­торжествовало.

Потом, для непрерывного единоначалия, Бог в народе Своем поставил царя. И такие цари, как Да­вид, Иосафат, Езекия, Иосия, представляют в себе образцы того, как успешно самодержавный государь может и должен служить к прославлению Царя Не­бесного в земном царстве человеческом и вместе с тем — к утверждению и охранению истинного благо­денствия в народе своем.

Были и не такие цари, но это было тогда, когда сами цари отступали от Бога и предавались идолопо­клонству.

И во времена новой благодати Всепромыслитель Бог благоволил призвать единого Константина и в России — единого Владимира, которые апостольски просветили свои языческие царства светом Христо­вой веры и тем утвердили незыблемые основания ис­тинному их величию.

Благо народу и государству, в котором единым всеобщим и вседвижущим средоточием, как солнце во вселенной, стоит царь, свободно ограничиваю­щий свое неограниченное самодержавие волею Ца­ря Небесного, мудростью яже от Бога, а также вели­кодушием, любовию к своему народу, желанием об­щего блага, вниманием к благому совету, уважением к законам предшественников и к своим собствен­ным, и в котором отношения подданных к верхов­ной власти утверждаются не на вопросах, ежеднев­но возрождающихся, и не на спорах, никогда не кончаемых, но на свято хранимом предании праотеческом, на наследственной и благоприобретенной люб­ви к царю и отечеству, и еще глубже — на благогове­нии к Царю царствующих и Господу господствую­щих.

Всепромышлителю Господи! Ты дал сей дар вер­ной Тебе России! Нам остается благоговейно хра­нить и деятельно возращать сей дар Твой, вседушевно благодарить за оный и молить: утверди. Боже, cue, еже соделал ecu в нас! (Tic. 67, 29).

Глава третья






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных