Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Творение согласно другим библейским текстам.




 

[a] Согласно другим текстам Бог одним словом создал Небеса вместе с Солнцем, Луной и звездами. Потом они были облечены в их великолепные одежды света, Он простер Небеса, подобно круглому шатру, чтобы закрыть Бездну. Собрав Верхние Воды в складки своего покрова, Он сотворил для Себя тайный Шатер над Небесами, окружив его непроницаемой тьмой, как мешковиной, ею же устлав пол и поставив столбы на Верхние Воды. Там Он воздвиг священный Престол. 1

[b] Занимаясь Творением, Бог передвигался над Бездной на облаках, или херувимах, или на крыльях бури; или перехватывал проносящиеся мимо ветры и превращал их в Своих гонцов. Он поставил Землю на неподвижные опоры: тщательно взвесив горы и опустив их, как колонны, в воды Бездны, водрузил на них Землю и запер арку крае угольным камнем других гор.2

[c] Восстали ревущие воды Бездны, и их царица Тиона пригрозила затопить сотворенное Богом. Но Он в Своей огненной колеснице помчался по волнам и наслал на нее град, молнии и гром. Он убил ее союзника, чудовище Левиафана, ударив его по голове, а чудовище Рехава поразил мечом в самое сердце. Испугались Его голоса и отступили воды Тионы. Реки потекли вспять, на горы и в долины за ними. Тиона, вся дрожа, признала свое поражение. Бог издал победный клич, осушил потоки, пока не показалось основание земли. Потом Он ладонью отмерил, сколько воды осталось, и вылил ее на Морское Дно, после чего насыпал песку вокруг него как вечную границу; тогда же Он установил закон, который Тиона не может нарушить, как бы сильно ее соленые волны ни бились в ярости, — она осталась за накрепко запертыми воротами.3

[d] Бог исчислил сухую землю, определил ее границы. Он позволил новым водам Тионы подняться ручьями в долинах и дождю из Своих верхних покоев осторожно упасть на горные вершины. Таким образом Он позволил расти траве, чтобы стать кормом для скота, созревать пшенице и плодам, чтобы утолить голод человека; и кедрам ливанским давать тень. Он приказал Луне обозначить времена года; Солнцу отделить ночь ото дня и лето от зимы; и звездам — ограничить тьму ночи. Он заполнил землю зверями, птицами и гадами; море — рыбами, морскими зверями и чудовищами. Он позволил диким зверям охотиться в ночи, чтобы с восходом Солнца они убирались в свои логовища.4

Глядя на это, ликовали Утренние Звезды, и все сыны Божий восклицали от радости. 5

[e] Закончив таким образом труд Творения, Бог удалился в святилище на горе Фаран в земле Феман. Когда он покидает его, Земля дрожит и горы курятся. 6

 

1 Псалтирь XXXII, 6 и CIII, 2; Исайя XL, 22 и XLIV. 24; Псалтирь 103, 6; Исайя L, 12; Псалтирь XVII, 10–12; 3-ья Книга Царств VIII,? г; Псалтирь CIII, з и ХСП, 1–2.

2 Псалтирь XVIII, 10; Наум 1, 4; Притчи XXX, 4; Псалтирь СIII, 3–5; Исайя XL, 12; Псалтирь LXIV, 7.

3 Псалтирь ХСП, 3; Иеремия XXXI, 35; Псалтирь LXXXVIII, 11; Иов XXVI, 12–13; Исайя LI, 9; Псалтирь CIII, 6–8 и LXXIII, 13–14; Наум I, 4; Псалтирь XVII, 7; Иеремия V, 22; Иов XXXVII, 8-11.

4 Псалтирь LXXIII, 17; Иов XXXVIII, 5; Псалтирь CIII, 1О-26; Иеремия XXXI, 35.

5 Иов XXXVIII, 7.

6 Аввакум III, 3; Псалтирь CIII, 32.

 

1). Это третье описание Творения, составленное из библейских текстов, помимо Бытия, напоминает не только вавилонскую, но и угаритскую и ханаанскую космогонии; и, что очевидно, отсылает к Тоху, Боху и Бездне. Такой Творец, как Эл, Мардук, Ваал или Иегова, первым делом должен был сразиться с водой — представленной пророками в виде Левиафана, Рехава или Великого Дракона, не только потому что Творительница, которую он смещает, является богиней Плодородия, следовательно воды, но и потому что матриархат можно изобразить в мифе как хаотическое смешение двух полов, которое мешает установлению патриархального общественного порядка, подобно тому, как льющийся в море дождь мешает осушению земли. Таким образом, мужской и женский принципы должны были быть приличным образом отделены друг от друга, вот, египетский бог воздуха Шу разорвал объятия Нат, богини Неба, и Геба, бога Земли; или Яхве-Элохим разорвал объятия Верхних Мужских Вод и Нижних Женских Вод (см. 4, е). Вавилонянин Мардук, когда поделил Тиамат пополам, на самом деле разделил ее и Алсу, бога Верхних Вод.

2) В угаритской мифологии Ваал назначает морскому дну быть жилищем поверженной воды, которая рассматривается одновременно как божество и как элемент:

 

 

О рыбак…

Возьми большой невод в обе руки,

Брось его в Ямм, любимую Элем,

В море Элп Милосердного,

В Бездну Эла…

 

 

3). Вопрос о том, чем или кем изначально были Тоху и Боху, до сих пор дискутируется. Однако, если добавить суффикс "m" к Тоху (thw), то получается Тегом (thwm), библейское название примитивного морского чудовища. Тегом во множественном числе — Тегомот (thwmwt). Если использовать те же суффиксы, то Боху — это Бегом и Бегомот (bhwmwt), вариант от бегемота Иова, наземный двойник морского чудовища Левиафана. Левиафана не так-то легко отличить от Рехава, Таннина, Нааша и прочих мифических существ, которые персонифицируют воду. То, что лежит в основе Бытия I и II, следовательно, может рассказывать об изначальном мире, в котором были морское чудовище Тоху и земное чудовище Боху. Если так, то идентичность Тоху и Тегомота, Боху и Бегемота (см. 6 n-q) замолчали из теоретических соображений (см. 1; 1, 3; 1, 6) — чтобы Тоху и Боху имели значение неперсонифицированных понятий пустоты и хаоса; и таким образом Бог стал ответственен за создание в дальнейшем Тегемота (или Левиафана) и Бегемота.

4). Вавилонское морское чудовище, соответствующее иудейскому Тегомоту, называется Тиамат, Тамду и Таавату, а в "Главных принципах" Иоанна Дамаскина — Тауте. Так как корень везде "taw", который так же соотносится с Тиамат, как Тоху с Тегомом и Тегомотом. Более того, "tehom" в древнееврейском не имеет определенного артикля, и это доказывает, что когда-то это слово было именем личным, как Тиамат. Таким образом, Те го-мот является иудейским эквивалентом Матери Тиамат, возлюбленной бога Алсу, чье имя происходит из более древнего шумерского имени Абзу; этот Абзу был воображаемой пресноводной сущностью, из которой вышел Энки, бог мудрости. Раам (надменность) — синоним Тегомота; в книге Иова (XXVI, 12) следующие строчки стоят рядом:

 

Силою Своею волнует Море

и разумом Своим сражает его дерзость.

 

5). Образ Духа Божьего, носящегося над водой в Бытии I; II, намекает на птицу, и ранняя поэтическая версия сравнивает Бога и орла, что "носится над птенцами своими" (Второзаконие XXXII, 11). Однако слово "ruah", обычно переводимое как "дух", первоначально означало "ветер", что наводит на мысль о финикийском мифе творения, пересказанном Филоном из Библа: на первичный хаос налетел Ветер, увлекаемый собственными элементами. Другой космогонист из Библоса считает, что Бау, женская суть, забеременела от ветра. Богиня Бау, жена бога-ветра Кольпии, то же, что греческая богиня Нике ("ночь"), которую Гесиод называет Матерью Всего Сущего. В Греции она была Еврином, взявшей себе в возлюбленные Офионея (см. 1, 10).

6). Еретики-офиты I в. н. э. верили, будто мир был порожден змеем. Медный змей был создан, согласно иудейской традиции, Моисеем по приказанию Бога (Числа XXI, 8–9) и почтен пребыванием в храмовом святилище вплоть до воцарения Езекии, который истребил его (4-ая Царств XVIII, 4), и это заставляет предположить, что Яхве некоторое время отождествлялся с богом-змеем — как Зевс в искусстве орфиков. Память о Яхве как о змее сохранилась в позднем тексте, согласно которому Бог хотел умертвить Моисея (Исход IV, 24 и далее) в пустыне на ночлеге и, приняв обличье огромного змея, проглотил его до крайней плоти. Обычай, принятый в Иерусалиме, убивать жертву на северной стороне алтаря (Левит 16, 11; M. Zebahim V, 1–5) указывает на ранний культ северного ветра, подобный афинскому. Очевидно, что в прамифе Великая Мать поднимается из Хаоса; бывший при ней ветер стал змеем и обрюхатил ее; она превратилась в птицу (голубку или орлицу) и отложила Яйцо Мира, которое змей согрел и высидел. 7). Согласно галилейскому псалму (LXXXVIII), Бог создал небеса и землю, север и юг, Фавор и Ермон, но сначала низложил Рехава и рассеял врагов Своих. А в другом месте (Иов IX, 8-13) сказано, что Он один распростирает небеса и ходит по высотам моря, и "помощники Рехава" пали пред Ним. Эти помощники, по-видимому, союзники Тиамат в ее борьбе против Мардука, когда он подчинил ее себе священным проклятием. 8). Библейские аллюзии на Левиафана как на многоголовое морское чудовище, или "сбежавшего" змея (nahash banah), или "нечестного" змея (nahash agalaton) напоминают угаритские тексты: "Если вы поразите Лотана… нечестного змея, могучего и с семью головами…" и "Ваал поразит его, ударит копьем Лотана, нечестного змея с семью головами". Язык соответствует библейскому: Левиафан (Iwytri) является как lotan; nhsh brh как bthn (= иудейскому pthn, "змей") brh;vi nhsh 'qltwn, как bthn 'qltn на угаритском языке (ANET 138b).

9). Апсу, супруг Тиамат и воплощение верхних вод, был соотнесен (Гункелем и другими) с иудейским термином ephes, что означает "конец, ничто". Это слово обычно появляется в двух формах: aphsayim или aphse eres, "пределы земли" (Второзаконие XXXIII, 17; Михей V, 3; Псалтирь II, 8; и т. д.). Его связь с водой явственна в библейском пророчестве (Захария IX, 10): "…и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли". Поэтическая условность подразумевает, что "концы земли" также имеют значение "реки", очевидно, океанического течения. Точно так же в Притчах (XXX, 4) aphsayim соотносится с "водами":

 

Кто завязал воду в одежду?

Кто поставил все пределы земли?

 

То, что Создатель держит все элементы в своем кулаке, в своих руках, является любимой темой ближневосточной мифологии. Победа Бога над ephes или aphsayim зафиксирована в Псалтире LXVI, 8 и в 1-ой Книге Царств II, 10. Исайя (XLV, 22), объявив, что Бог один создал землю, обращается Его именем к aphsayim: "Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли!" 10). Хотя иудейские пророки постарались сокрыть имена Алсу, Тиамат, Бау в ничего не значащих абстракциях, все же мы читаем (Исайя XL, 17):

 

Все народы пред Ним как ничто,

Менее ничтожества и пустоты считаются у Него.

 

Во второй строке вместо слов "ничтожество" и "пустота" — Ephes и Tohu.

 

И это сразу за стихами о подвигах Бога в дни Творения. И еще Исайя (XXXIV, 11–12) упоминает Тоху, Боху и Ефес в соотнесении их с их мифологическими значениями, когда пророчествует о гибели Едома:

 

Не [God] shall stretch over it

The line of Tohu

And the stones of Bohu…

And all her princes

Shall be Ephes…

(…и протянут по ней

ветвь разорения

и отвес уничтожения.

…и все князья ее будут ничто).

 

11). "Он заточил Тиону, наложив перекладину на две двери" — соотносится с двойной дверью и перекладиной на крыльях. Этот же образ появляется в "Enuma Elish": после того, как Мардук убивает Тиамат и создает Небеса из половины ее тела, он "кладет запор и ставит сторожей, чтобы Тиамат не дала волю воде". Текст "Enuma Elish" заставляет предположить, что nahash bariah, фраза из текстов Исайи XXVII, 1 и Иова XXVI, 13 с описанием Левиафана также может означать "запертый змей". Если не менять гласные, то bariah имеет значение "запертый, замкнутый" так же, как "убегающий".

12). Гора Фаран, на которой Бог устроил свое жилище (согласно Аввакуму III, 3), является одной из нескольких гор в Фемане ("южной земле"), которую Он таким образом почтил особо; другие же — Хорив, Синай и Сеир (Исход III, 1; Второзаконие XXXIII, 2). С горы Фаран он обычно шествует в бурях полуденных (Захария IX, 14). Гористые пустыни Фаран, Син и Кадес, где израильтяне ходили сорок лет и где Господь явил им Себя в пламени (Исход XIX, 1–3 и 16–20), ассоциируются не только с Моисеем, но и с Елисеем (3-ья Царств XIX, 8) и с Авраамом (см. 29, g).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных