ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МЕСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ПРОЩЕНИЕ 3 страницаОтчаяние постоянно окружает нас со всех сторон, но никогда нельзя знать наверняка, «реально ли оно на этот раз», потому что реальность так же загадочна, переменчива, неопределенна и многолика, как и само отчаяние. Любое отчаяние реально; так что вполне уместно поднимать тревогу всякий раз, когда оно приходит, но среди всех видов отчаяния есть лишь одно «по-настоящему 1 Торо Г.-Д. Уолден, или Жизнь в лесу. 2 Улица в Нью-Йорке, где расположены главные рекламныеагентства. (Примеч. пер.) реальное», предельное, стопроцентное отчаяние — это отчаяние, быстро приводящее свою жертву, впавшую в прострацию, к психозу, серьезной физической болезни или самоубийству. В этом состоянии люди не пишут стихов, романов или пьес, выражающих отчаяние. Да, в таком состоянии человек неспособен написать «В ожидании Годо». Он либо заболеет, либо бросится под автобус, либо впадет в столь глубокое «тихое отчаяние», что просто не сможет взяться за перо. Вполне может статься, что Сэмюэл Беккет порой и впадает в такое состояние (лично я об этом ничего не знаю и говорю чисто теоретически), но сам факт существования его произведений — нескольких романов и нескольких пьес — свидетельствует о том, что он время от времени выходит из этого состояния. Ведь творчество само по себе является преодолением отчаяния, и для глубоко отчаявшихся художников искусство, вне всякого сомнения, — это прежде всего способ исцелиться, вновь обрести веру. Произведение искусства организованно и рационально, оно представляет собой победу человеческого духа в высшем смысле слова, ибо оно исполнено достоинства. Искусство может быть насквозь пронизанным отчаянием («Тому, кто не ведал отчаянья, незачем было и жить», — писал Гёте), еще чаще оно может описывать отчаяние (Гамлет уже в самом начале пьесы предстает перед нами отчаявшимся молодым человеком, который хотел бы умереть), но каждое произведение искусства служит неопровержимым доказательством того, что побеждает не отчаяние, а человек. И если по сравнению с отчаянием Беккета отчаяние других писателей начинает казаться «литературным», то объясняется это либо тем, что он достиг больших глубин отчаяния, либо тем, что сумел гораздо ярче выразить отчаяние, столь же глубокое, как у них. В любом случае, выражая отчаяние, он освобождался от него, пусть даже временно. Таким образом, этот «наиболее отчаявшийся» писатель в действительности меньше подвержен отчаянию, чем многие несчастные, которые, ничего не выразив, впали в идиотизм или покончили с собой. Само собой разумеется, что тот элемент «Годо», который берет верх над отчаянием, не может быть объяснен только лишь фактом существования этого художественного произведения как упорядоченного целого. Даже «юмор висельников» — это прежде всего юмор: хотя он берет начало в отчаянии и выражает отчаяние, он вместе с тем берет начало в радости и выражает радость. Шутливость остается шутливостью, и шутливость Беккета в «Годо» переходит порой в игривое и даже жизнерадостное озорство. Мрачное настроение прерывается время от времени вспышками легкомысленного веселья. Кроме того, в финале пьесы ничто не получает окончательного разрешения, все остается в неопределенности. Ибо пьеса эта трагикомична и еще в одном отношении: если в ней нет счастливого конца, отмеченного появлением Годо, то, с другой стороны, она ведь могла бы кончиться и еще более несчастливо — скажем, под занавес обнаружилось бы, что никакого Годо не существует или что он никогда не придет. По пьесе же он, может быть, и существует, может быть, и придет. На древе самоубийц никто не повесился. Напротив, «...в этой невообразимой путанице ясно одно. Мы ждем прихода Годо... или наступления ночи... Мы не святые, но мы пришли на свидание. Многие ли могут похвастать тем же?» Можно написать более мрачную пьесу — что Беккет и доказал некоторыми из своих последующих произведений, — но главный вопрос, касающийся трагикомедий Беккета и других модернистов, будет все тот же: зачем беспощадный анализ доводится в них до последней крайности, к чему такая неумолимая безжалостность, такой глубокий пессимизм, такое опустошающее отчаяние; какую радость может доставить нам полнейшая безрадостность? Ответить на этот вопрос мне поможет затасканное мнение не слишком высоколобых литературных критиков, сводящееся к тому, что в художественных произведениях, подобных упомянутой пьесе Беккета, мы якобы имеем дело с извращенными антисентиментальностью, анти-оптимизмом, антиверой; при этом подразумевается, что модернисты механически принимают установки, прямо противоположные обывательским, буржуазным. Право же, вместо того чтобы оспаривать это обвинение, остроумнее будет спросить этих критиков: «Допустим, ну и что дальше?» Ведь «буржуазная идеология» и впрямь оказалась несостоятельной. Больше того, все идеалы попали под подозрение, все ценности обесценились. В наше время писатель (то есть, надо полагать, человек с умом и совестью), взявшийся утверждать высокие понятия, должен призадуматься над тем, не приведет ли его попытка спастись к бесповоротному осуждению. Ныне, когда утверждения взяты под подозрение, отрицания, возможно, более честны. В этих обстоятельствах негативное обретает силу позитивного. Дольше всех сохраняется идеал надежды: ведь надежда дает жизнь всем прочим идеалам. Вот почему в наш век, век tabula rasa, надеяться или не надеяться — таков вопрос. Нас столько раз обманывали, что теперь саму жизнь принято изображать как Величайший Обман. Комедия, и особенно современная трагикомедия, видит жизнь такой, какая она есть, но, подобно тому как различным бывает отчаяние, есть вера и вера. Когда кричат, что вот-вот случится ужасное, надеются, что совместными усилиями удастся предотвратить несчастье. Назовите это хитростью, назовите это суеверием, — поступать так свойственно людям. Гёте однажды высказал такую мысль: давать человеку определение — дело опасное, потому что определение сковывает и ограничивает его; до того, как мы свяжем его определением, человек есть то, чем он становится, и не может быть сведен к тому, чем он является в любой преходящий момент. Все это так, ответим мы, но иной раз определение, оскорбительное в своей несправедливости и комедийной презрительности, может сыграть роль шокотерапии. Застигнув человека в момент кражи, вы назвали его вором. Казалось бы, несправедливое обобщение. Но оно может сослужить полезную службу. Между прочим, комедия никогда не бывает справедливой. Ведь не совсем справедливо кричать: «Дом горит!», завидев пламя в одном из окон. Это же явный пессимизм — кричать, что дом горит, когда единственным свидетельством тому является огонь в одном окне. Но, возможно, благодаря этому пессимизму будут спасены люди. Именно таков в большинстве случаев пресловутый пессимизм современной литературы. Негативизм подобного рода порожден не страстью к отрицанию, а горячим стремлением к чему-то положительному. В основе безграничного и горького отчаяния, пронизывающего современную литературу, и в особенности произведения трагикомического жанра, о которых я веду речь, лежит надежда. Причем надежда здесь проявляет себя не как идея, «интересующая» автора, не как идеал, «за который он готов умереть», а как простой, неизбежный факт существования — вроде обмена веществ. Человек, действительно утративший надежду, вряд ли остался бы среди нас, чтобы поведать нам о своем состоянии. Как это ни странно, в доказательстве нуждается подлинность отчаяния автора, а отнюдь не надежды. И, пожалуй, подобное доказательство стало в наш век делом чести в чересчур уж большой степени. Произошло же это потому, что мы живем в атмосфере фальшивых надежд, насаждаемых шарлатанами и приспособленцами, и считаем своим долгом отмежеваться от них. Всякое искусство представляет собой вызов отчаянию, а разновидность трагикомедии, рассматриваемая здесь нами, имеет дело с самым острым, душераздирающим и губительным отчаянием нашей эпохи. Что бы ни говорилось об этой трагикомедии, несомненно одно: она добирается до самой сути дела. Ее мироощущение не менее негативно, чем мироощущение таких современных трагедий, как «Кольцо Нибелунга», «Росмерсхольм», «Отец» или «Долгое путешествие в ночь». Юмор, который, собственно, и делает ее трагикомедией, еще более усугубляет ужас, а величественное превращает в гротескное. Кроме того, юмор, с улыбкой принимающий «все, как есть», углубляет в такой трагикомедии настроение «пораженчества» перед лицом жизни. Человек, незнакомый с данной разновидностью трагикомедии, ни за что бы, пожалуй, не поверил, что искусство может быть настолько негативным. Но именно в этой своей негативности современная трагикомедия обнадеживает и ободряет. Ведь никакое другое, менее сильное, потрясение не помогло бы нам воспрянуть духом, потому что мы просто-напросто не поверили бы драматургу, подобно тому как не верим мы священникам и политикам. Подлинную надежду можно обрести, только испытав подлинное отчаяние — почти беспросветное и всепоглощающее в этой своей подлинности. «Was mich nicht umbringt, macht mich starker», — говорит Ницше: «То, что меня не убивает, придает мне силу». Итак, эта комедия, исполненная мрачного уныния и заканчивающаяся несчастливо, эта трагедия, проникнутая комизмом, придающим картине еще более безрадостный вид, привлекательна для нас тем, что она предлагает нам ту единственную надежду, которую мы в состоянии принять. И если эта надежда не сулит нам вечной жизни в раю, она поддерживает нас в повседневной жизни, а это, ей-богу, не менее важно. ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ Ануй (Ануйль Жан) (1910-1987), французский драматург 244, 339 Аристотель (384—322 до н. э.), древнегреческий философ 27, 28, 30, 33, 36, 37, 39, 41, 50, 51, 74, 79, 81, 121, 136, 138, 169, 170, 228, 230, 254, 255, 259, 260, 288, 318, 319, 322, 325, 326 Аристофан (ок. 446—385 до н. э.), древнегреческий драматург 285 Арнольд Мэтью (1822—1888), английский поэт и критик, автор работ о Байроне и Л. Толстом. Статьи его собраны в сборниках «Критические опыты» 161 Арчер Уильям (1856-1924), английский театральный критик, автор ряда книг о театре, отстаивал современную реалистическую драму 249, 277, 306 Байрон Джордж Ноэл Гордон (1788— 1824), английский поэт 205, 335 Бальзак Опоре де (1799-1850), французский писатель 238, 240, 385 Барзэн Жак, американский историк и педагог, по происхождению француз 38 Бах Иоганн Себастьян (1685— 1750), немецкий композитор и органист 127 Бек Анри-Франсуа (1837-1899), французский драматург 372, 373, 376 Беккет Сэмюэл (1906—1989), французский писатель, драматург, лауреат Нобелевской премии (1969) 122, 123, /24, 125, 188,356, 385, 386, 387, 388 Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848), русский литературный и театральный критик 62 Берг Альбин (1885—1935), австрийский композитор, автор опер на собственные либретто 377 Бергсон Анри (1859—1941), французский философ-идеалист 34, 41, 60, 61, 70, 71, 130, 263, 280, 334, 347 Беренсон Бернхард (или Бернард) (1865—1959), американский искусствовед, специалист по итальянскому искусству Возрождения 346 Берк Эдмунд (1729—1797), английский оратор, писатель /// Беркли Джордж: (1685— 1753), английский философ, субъективный идеалист 132 Бетховен Людвиг ван (1770— 1827), немецкий композитор 56, 112,127 Блейк Уильям (1757—1827), английский поэт и художник 227, 319, 359, 366 Бодкин Мод Беатрис, английский литературовед 35 Бодлер Шарль (1821-1867), французский поэт 380 Бомарше (наст, имя — Пьер-Огю-стен Карон) (1732-1799), французский комедиограф 20 Боссюэ Жак-Бенинг (1627— 1704), французский епископ, историк 255 Бразильяш Робер (1909— 1945), французский литературовед, автор книг о драме и театре, переводчик греческой поэзии 23, 99 Брандес Георг (1842— 1927), датский литературный и театральный критик, автор работ о творчестве Пушкина, Толстого, Горького, Ибсена, Бьёрнсона, Шекспира 120 Браунинг Роберт (1812-1889), английский поэт 83, 311 Брейер Иозеф (1842—1925), австрийский врач, учитель Фрейда 229, 365 Брехт Бертолът (1898—1956), немецкий драматург, поэт, публицист и театральный деятель 43, 88, 89, 153, 155, 162, 163, 164, 165, 166, 167, 168, 188, 189, 191, 197, 244, 294, 324, 356, 363, 373, 374, 383 Бронте Эмилия (лит. псевд. — Элйис Белл) (1818-1848), английская поэтесса-романтик, автор романа «Грозовой перевал» 59, 232, 242 Бубер Мартин (1878-1965), философ, профессор иудейского богословия в Иерусалимском университете 87 Буллаф Эдуард (1880-1934), английский искусствовед и эстетик, переводчик философских сочинений с итальянского и французского 57, 58 Бусико Дайон-старший (полное имя — Дионисиус Ларднер) (1820—1890), английский драматург 200 Бэрроуз Уильям С. (1914—1956), американский романист 373, 374 Бюхнер Георг (1813—1837), немецкий драматург и публицист 43, 89, 97, 98, 111, 375, 377 Вагнер Вильгельм Рихард (1813— 1883), немецкий композитор, дирижер, либреттист, писатель 98 Валентино Рудольфо (1895—1926), американский киноактер, итальянец по происхождению 32 Ван Друтен Джон (1901-1957), английский драматург, режиссер 36 Вашингтон Джордж (1732—1799), американский государственный деятель, первый президент США (1789-1797) 112 Бега Карпъо Лопе Феликс де (1562— 1635), испанский драматург, основоположник испанской национальной драматургии 39, 47, 362 Верди Джузеппе (1813—1901), итальянский композитор 98 ВиларЖан (1912-1971), французский актер, режиссер и театральный деятель 99 Вольтер (наст, имя — Франсуа-Мари Аруэ) (1694-1778), французский писатель, драматург и общественный деятель, крупнейший мыслитель XVIII века 39, 40, 48 Вулф Вирджиния (полное имя — Аделайн Вирджиния Вулф) (1882—1941), английская писательница, прозаик, эссеист и критик, переводчица Достоевского и Толстого 25 Ганди Мохандас Карамчанд (1869— 1948), один из руководителей национально-освободительного движения Индии, основоположник социально-политической и религиозно-философской доктрины, известной под названием гандизм 366 Гаррик Давид (1717-1779), английский актер, театральный деятель, драматург, критик, реформатор сцены, один из основоположников сценического реализма в Европе 94, 194 Гарей а Лорка Федерико (1898— 1936), испанский поэт и драматург 229, 313 Геббель Фридрих Христиан (1813— 1863), немецкий драматург 173, 198 Гей Джон (1685—1732), английский поэт и драматург, автор комедии «Опера нищего», которая положила начало новому жанру, так называемой «балладной оперы» 373 Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831), немецкий философ 130 Гёльдерлин (Хёлъдерлин) Иоганн Христиан Фридрих (1770—1843), немецкий поэт 377 Гендель Георг Фридрих (1685—1759), немецкий композитор, почти 50 лет прожил в Лондоне, приняв английское подданство 112 Гете Иоганн Болъфганг (1749— 1832), немецкий поэт, мыслитель, драматург 56, 62, 80, 199, 317, 385, 386, 387, 389 Гилберт Уильям Швенк (1836— 1911), английский поэт, сценарист и английский композитор и Артур Салливан (1842— 1900), создатели английской оперетты 286 ГилгудДжон (1904-2000), английский актер и режиссер, лауреат премии «Оскар» (1981) 267 Гилсон (Жилъсон) Этъенн Анри (1884—1937), французский философ, профессор Сорбонны 83 Гоголь Николай Васильевич (1809— 1852), русский писатель 348 Гойя Франсиско Хосе де (1746— 1828), испанский живописец и гравер 379, 380, 381 Голсуорси Джон (1867—1933), английский писатель и драматург 74, 76 Голъдони Карло (1707—1793), итальянский драматург, реформатор итальянского театра 344 Гомер, легендарный поэт Древней Греции, который считается автором эпических поэм «Илиада» и «Одиссея». Время жизни Гомера античные источники определяют от XII до VII века до н. э. 250 Гонсалес де Салас Хусепе Антонио (1588—1651), испанский литературовед, автор книг о театре, античной трагедии, Аристотеле 325, 326 Гоффман Эрвинг (1922—1982), американский социолог, педагог, профессор, преподавал в Калифорнийском (Беркли) и Филадельфийском университетах 277, 218 Грасиан-и-Моралес Бальтасар (1601— 1658), испанский писатель и философ-моралист 131 Гренвим-Баркер Харли (1877—1946), английский актер, режиссер и драматург, автор монументального пятитомного труда «Предисловие к Шекспиру» 243 Гримм, братья: Якоб (1785—1863), Вильгельм (1786—1859), немецкие филологи, профессора Гёттин-генского, затем Берлинского университетов, члены Прусской Академии наук. Основоположники так называемой мифологической школы в фольклористике; собрали и издали немецкие народные сказки 252 Грин Грэм (1904-1991), английский писатель, драматург 167 Грюндгенс Густав (1899—1963), немецкий актер и режиссер, работал с М. Рейнгардтом 268 Гуйе Анри Гастон, французский литературовед, преподавал в университетах Лилля, Парижа, автор ряда книг по философии, религиозным учениям, по театру 34 Гюго Виктор Мари (1802-1885), французский писатель, член Французской Академии 140, 228, 237 Д'Аннунцио Габриэль (1863—1938), итальянский писатель и драматург 118 Данте Алигьери (1265—1321), итальянский поэт 132, 133, 162, 365 Дарвин Чарлз Роберт (1809-1882). английский естествоиспытатель, основоположник эволюционного учения о происхождении видов 236 Декарт Рене (1596-1650), французский философ и математик 31 394 Демосфен (ок. 384—222 до н. э.), древнегреческий оратор и политический деятель 94 Де Филиппе Эдуарде (1900-1984), итальянский драматург, актер, режиссер 285 Джеймс Генри (1843—1916), американский писатель, драматург, литературный критик 37, 38, 173, 194 Джеймс Уильям (1842—1910), американский философ-прагматист и психолог, брат писателя Генри Джеймса 237 Джойс Джеймс (1882—1941), ирландский писатель, один из основоположников модернистской литературы 114 Джонсон Бенджамин (или Бен) (1573—1637), английский драматург, поэт, теоретик драмы, создатель нового для драматургии эпохи Возрождения жанра — бытовой сатирической нравоучительной комедии 70, 113, 297, 298, 303, 333, 336, 344, 345, 347, 371 Джонсон Сэмюэл (1709-1784), английский критик, лексикограф, эссеист, поэт 61, 136, 328 Дидро Дени (1713-1784), французский философ-материалист, драматург, романист 189, 353 Диккенс Чарлз (1812—1870), английский писатель 59, 60, 107, 300, 348 Достоевский Федор Михайлович (1821—1881), русский писатель 145 ДрайденДжон (1631-1700), английский поэт, драматург и критик 279 Дюма Александр {сын) (1824—1895), французский драматург, автор пьесы (по его же роману) «Дама с камелиями» 287, 296 Дюрренматт Фридрих (1921—1990), швейцарский писатель, драматург 245 Еврипид (ок. 480 или 484— 406 до н. э.), древнегреческий драматург 325 Золя Эмиль (1840—1902), французский писатель, драматург, литературный и театральный критик 107, 240, 241, 242, 380 Ибсен Генрик (1828—1906), норвежский драматург, театральный деятель 42, 43, 63, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 89, 107, 119, 120, 121, 153, 155, 156, 160, 173, 242, 259, 276, 324, 353, 354, 375, 382 Ионеско Эжен (1909—1994), французский драматург (родился в Румынии), лидер «авангардистского» течения во французской драматургии 122, 245, 356, 378 Ирвинг Генри (наст, имя — Джон Генри Бродрибб) (1838-1905), английский актер, режиссер, театральный деятель 200, 202, 203, 205 Ирвинг Лоренс Генри Форстер, английский театральный художник и историк театра, внук Г. Ирвинга 200 Йекельс Людвиг (1861—1954), немецкий психолог, один из ранних _ последователей Фрейда 258, 320 Йитс (Ейтс) Уильям Батлер (1865— 1939), ирландский поэт, драматург, один из родоначальников ирландского литературного Возрождения 118, 213, 214, 228 Кайзер Георг (1878-1945), немецкий драматург, один из наиболее значительных драматургов экспрессионизма 166 Калло Жак (1592 или 759J-1635), французский гравер и рисовальщик 284, 285 Кальдерон дела Барка Педро Энао де ла Барреда-и-Рианьо (1600— 1681), испанский драматург 144, 145, 146, 326 Камю Альбер (1913-1960), французский писатель, драматург, актер и режиссер 311 Каноне Аль (1899-1947), американский гангстер 334 Карлейль (Карлайл) Томас (1795— 1881), английский писатель, публицист, историк, философ (шотландец по происхождению) 314 Карузо Энрико (1873—1921), итальянский артист оперы 94 Кафка Франц (1883-1924), австрийский писатель 294 Кеплер Иоганнес (1571—1630), немецкий астроном, математик, один из основателей современной астрономии 34 Кин Эдмунд (1787—1833), английский актер, представитель английского сценического романтизма 205, 206 Кинг Мартин Лютер (1929—1968), деятель негритянского движения США, один из руководителей борьбы за гражданские права негров 366 Киплинг Джозеф Редьярд (1865— 1936), английский писатель, поэт 269 Ките Джон (1795—1821), английский поэт-романтик 166 Клайв Китти (урожд. Кэтрин Рэфтор) (1711-1785), английская актриса, партнерша Д. Гаррика 194 Кларк Кеннет Маккензи (1903— 1983), английский искусствовед 178, 179 Клейст Генрих фон (1777—1811), немецкий поэт и драматург, представитель немецкого романтизма 89, 111, 232, 305, 320, 322, 377, 385 Клодель Поль (1868-1955), французский писатель, драматург, член Французской Академии 99 Коуард Ноэль Пирс (1899-1973), английский актер, режиссер, драматург, композитор 272, 275 КоктоЖан (1889-1963), французский писатель, поэт, драматург, либреттист, художник, скульптор, кинорежиссер и сценарист, член Французской Академии; автор многих книг и статей, посвященных театру 83, 144, 197, 244, 342 Кольридж Сэмюэль Тейлор (1772— 1834), английский поэт, критики философ 62, 65, 66 Конгрив Уильям (1670—1729), английский комедиограф 333 Конрад Джозеф (наст, имя — Юзеф Теодор Конрад Коженёвский) (1857—1924), английский писатель, поляк по происхождению 225, 226, 337 Констан Бенжамен (полное имя — Бенжамен Констан де Ребек) (1767—1830), французский писатель и политический деятель 80 КорнельЛъер (1606—1684), французский драматург, основоположник классицистской трагедии во Франции; член Французской Академии 32, 37, 39, 40, 89, 117, 141, 189, 305, 321 Корнфорд Фрэнсис Макдудл (1874— 1943), английский историк античной философии и культуры 138, 282 Котт Ян, польский критик и литературовед, профессор Варшавского университета 382 Коэн Джордж Майкл (1878-1942), американский актер, драматург, театральный продюсер, автор песен 101 Куртелин Жорж (наст, имя — Жорж-Виктор-Марсель Муано) (1858—1929), французский писатель, драматург 378 Кьеркегор Серен (1813—1855), датский религиозный философ, предшественник экзистенциализма 68, 378, 383 Кэрролл Льюис (наст, имя — Чарлз Латуидж Доджсон) (1832-1898), английский детский писатель, священник и математик, автор сказочной повести «Алиса в стране чудес» 262 Лабиш Эжен (1815-1888), французский драматург, член Французской Академии 287 Лангер Сюзанна Кнаут, американский философ, эстетик, педагог, профессор университетов Вашингтона, Мичигана и др.; автор ряда книг, член американской Академий искусства и науки 131, 352, 372 ЛафоркЖюль (1860-1887), французский литератор 228 Лендор Уолтер Сэвздж (1775—1864), английский поэт и прозаик 340 Лессинг Готхольд Эфраим (1729— 1781), немецкий писатель, драматург, просветитель 109, 147, 148, 149, 168, 353 Ли Верной (наст, имя — Вайолет Пэджет) (1857-1935), английский эссеист и критик, много писала по искусству, литературе, драме 188 ЛиДжипси Роз (1914-1970), американская актриса, писательница, автор детективных романов и пьесы «Обнаженный гений», поставленной в 40-е годы в Нью-Йорке 779 Ливис Фрэнк Реймонд, английский литературовед, один из основателей школы «новой критики» 171, 172 Лилло Джордж (1693-1739), английский драматург, создатель жанра мещанской драмы 108, 353 Линдберг Чарлз Огуст, американский летчик, национальный герой 23 ЛукачДьёрдъ (1885-1971), венгерский литературовед, эстетик, член Венгерской Академии наук 148 Льюис Джордж Генри (1817—1878), английский философ 146 Льюис Леопольд (1828-1890), польский писатель 203, 205 Лэм Чарлз (1775—1834), английский писатель, эссеист 270, 271, 288 Людовик XIV{№Ъ-П\5), король Франции с 1643 г. 371 Мадарьяга Сальвадор де (1886— 1978), испанский историк и литературный критик, профессор Оксфордского и Мексиканского университетов 62 Макиавелли Никколо (1469—1527), итальянский государственный деятель, историк, писатель, драматург (148) 333, 347, 366 Малларме Стефан (1842-1898), французский поэт-символист 170 Мандзони Алессандро (1785—1873), итальянский писатель, прозаик и поэт, глава итальянской романтической школы 348 Манн Томас (1875—1955), немецкий писатель, брат Генриха Манна 178 Маркс Карл (1818—1883), основоположник научного коммунизма 83, 136 Маркс, братья, американские актеры эстрады и кино 287 Маркс Харпо (1893—1964), американский актер эстрады и кино 274, 275, 333 Марло Кристофер (1564-1593), английский драматург, предшественник Шекспира 89, 237, 321 Мармонтель Жан-Франсуа (1723— 1799), французский писателе член Францухкой Академии 39, 40 Марсель Габриаль-Опоре (1889— 1973), французский драматург и философ 219 Мейерхольд Всеволод Эмилъевич (1874—1940), русский советский режиссер и актер 171, 283, 284 Мередит Джордж (1828-1909), английский поэт и романист 71, 300, 311 Метерлинк Морж (1862—1949), бельгийский писатель, драматург, лауреат Нобелевской премии 29, 43 Миллер Артур (род. 1915), американский драматург 245 Миллер Генри (1891—1980), американский писатель, прозаик, эссеист 373, 374 Мильтон Джон (1608—1674), английский поэт, публицист 82, 324 Мольер (наст, имя — Жан-Батист Поклен) (1622—1673), французский драматург, актер, театральный деятель, реформатор французского сценического искусства 39, 61, 66, 67, 68, 69, 109, 141, 148, 279, 297, 298, 299, 333, 336, 337, 343, 345, 346, 347, 371, 373, 376 Морено Джэкоб Л. (1892-1974)-американский психотерапевт, по происхождению румын, использовавший театр в лечебных целях; основал терапевтический театр (1936) 84, 87, 215, 216, 217 Моултон Ричард Грин (1849-1924), английский критик, профессор Чикагского университета 33, 46 Моцарт Вольфганг Амадей (наст, имя — Иоганн Крисостом Вольф-Ганг Теофиль) (1756— 1791), австрийский композитор 68, 336, 343, 344, 347, 351 Мэррей Гильберт (наст, имя — Мэррей Джордж Гильберт Эмэ) (1866—1957), родился в Австрии, учился в Лондоне, профессор греческой литературы в Глазго и Оксфорде; переводчик Софокла, Эсхила, Аристофана, автор книг по истории античной греческой литературы 35, 138, 255, 259 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|