Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ПРОЩЕНИЕ 3 страница




Отчаяние постоянно окружает нас со всех сторон, но никогда нельзя знать наверняка, «реально ли оно на этот раз», потому что реальность так же загадочна, переменчива, неопределенна и многолика, как и само отчаяние. Любое отчаяние реально; так что вполне уместно поднимать тревогу всякий раз, когда оно приходит, но среди всех видов отчаяния есть лишь одно «по-настоящему

1 Торо Г.-Д. Уолден, или Жизнь в лесу.

2 Улица в Нью-Йорке, где расположены главные рекламныеагентства. (Примеч. пер.)

реальное», предельное, стопроцентное отчаяние — это отчаяние, быстро приводящее свою жертву, впавшую в прострацию, к психозу, серьезной физической болезни или самоубийству. В этом состоянии люди не пишут стихов, романов или пьес, выражающих отчаяние.

Да, в таком состоянии человек неспособен написать «В ожидании Годо». Он либо заболеет, либо бросится под автобус, либо впадет в столь глубокое «тихое отчаяние», что просто не сможет взяться за перо. Вполне может статься, что Сэмюэл Беккет порой и впадает в такое состояние (лично я об этом ничего не знаю и говорю чисто теоретически), но сам факт существования его произведений — нескольких романов и нескольких пьес — свидетельствует о том, что он время от времени выходит из этого состояния. Ведь творчество само по себе является преодолением отчаяния, и для глубоко отчаявшихся художников искусство, вне всякого сомнения, — это прежде всего способ исцелиться, вновь обрести веру. Произведение искусства организованно и рационально, оно представляет собой победу человеческого духа в высшем смысле слова, ибо оно исполнено достоинства. Искусство может быть насквозь пронизанным отчаянием («Тому, кто не ведал отчаянья, незачем было и жить», — писал Гёте), еще чаще оно может описывать отчаяние (Гамлет уже в самом начале пьесы предстает перед нами отчаявшимся молодым человеком, который хотел бы умереть), но каждое произведение искусства служит неопровержимым доказательством того, что побеждает не отчаяние, а человек.

И если по сравнению с отчаянием Беккета отчаяние других писателей начинает казаться «литературным», то объясняется это либо тем, что он достиг больших глубин отчаяния, либо тем, что сумел гораздо ярче выразить отчаяние, столь же глубокое, как у них. В любом случае, выражая отчаяние, он освобождался от него, пусть даже временно. Таким образом, этот «наиболее отчаявшийся» писатель в действительности меньше подвержен отчаянию, чем многие несчастные, которые, ничего не выразив, впали в идиотизм или покончили с собой.

Само собой разумеется, что тот элемент «Годо», который берет верх над отчаянием, не может быть объяснен

только лишь фактом существования этого художественного произведения как упорядоченного целого. Даже «юмор висельников» — это прежде всего юмор: хотя он берет начало в отчаянии и выражает отчаяние, он вместе с тем берет начало в радости и выражает радость. Шутливость остается шутливостью, и шутливость Беккета в «Годо» переходит порой в игривое и даже жизнерадостное озорство. Мрачное настроение прерывается время от времени вспышками легкомысленного веселья. Кроме того, в финале пьесы ничто не получает окончательного разрешения, все остается в неопределенности. Ибо пьеса эта трагикомична и еще в одном отношении: если в ней нет счастливого конца, отмеченного появлением Годо, то, с другой стороны, она ведь могла бы кончиться и еще более несчастливо — скажем, под занавес обнаружилось бы, что никакого Годо не существует или что он никогда не придет. По пьесе же он, может быть, и существует, может быть, и придет. На древе самоубийц никто не повесился. Напротив,

«...в этой невообразимой путанице ясно одно. Мы ждем прихода Годо... или наступления ночи... Мы не святые, но мы пришли на свидание. Многие ли могут похвастать тем же?»

Можно написать более мрачную пьесу — что Беккет и доказал некоторыми из своих последующих произведений, — но главный вопрос, касающийся трагикомедий Беккета и других модернистов, будет все тот же: зачем беспощадный анализ доводится в них до последней крайности, к чему такая неумолимая безжалостность, такой глубокий пессимизм, такое опустошающее отчаяние; какую радость может доставить нам полнейшая безрадостность? Ответить на этот вопрос мне поможет затасканное мнение не слишком высоколобых литературных критиков, сводящееся к тому, что в художественных произведениях, подобных упомянутой пьесе Беккета, мы якобы имеем дело с извращенными антисентиментальностью, анти-оптимизмом, антиверой; при этом подразумевается, что модернисты механически принимают установки, прямо противоположные обывательским, буржуазным. Право же, вместо того чтобы оспаривать это обвинение, остроумнее

будет спросить этих критиков: «Допустим, ну и что дальше?» Ведь «буржуазная идеология» и впрямь оказалась несостоятельной. Больше того, все идеалы попали под подозрение, все ценности обесценились. В наше время писатель (то есть, надо полагать, человек с умом и совестью), взявшийся утверждать высокие понятия, должен призадуматься над тем, не приведет ли его попытка спастись к бесповоротному осуждению. Ныне, когда утверждения взяты под подозрение, отрицания, возможно, более честны. В этих обстоятельствах негативное обретает силу позитивного.

Дольше всех сохраняется идеал надежды: ведь надежда дает жизнь всем прочим идеалам. Вот почему в наш век, век tabula rasa, надеяться или не надеяться — таков вопрос. Нас столько раз обманывали, что теперь саму жизнь принято изображать как Величайший Обман. Комедия, и особенно современная трагикомедия, видит жизнь такой, какая она есть, но, подобно тому как различным бывает отчаяние, есть вера и вера. Когда кричат, что вот-вот случится ужасное, надеются, что совместными усилиями удастся предотвратить несчастье. Назовите это хитростью, назовите это суеверием, — поступать так свойственно людям.

Гёте однажды высказал такую мысль: давать человеку определение — дело опасное, потому что определение сковывает и ограничивает его; до того, как мы свяжем его определением, человек есть то, чем он становится, и не может быть сведен к тому, чем он является в любой преходящий момент. Все это так, ответим мы, но иной раз определение, оскорбительное в своей несправедливости и комедийной презрительности, может сыграть роль шокотерапии. Застигнув человека в момент кражи, вы назвали его вором. Казалось бы, несправедливое обобщение. Но оно может сослужить полезную службу. Между прочим, комедия никогда не бывает справедливой. Ведь не совсем справедливо кричать: «Дом горит!», завидев пламя в одном из окон. Это же явный пессимизм — кричать, что дом горит, когда единственным свидетельством тому является огонь в одном окне. Но, возможно, благодаря этому пессимизму будут спасены люди. Именно таков в большинстве случаев пресловутый пессимизм современной

литературы. Негативизм подобного рода порожден не страстью к отрицанию, а горячим стремлением к чему-то положительному.

В основе безграничного и горького отчаяния, пронизывающего современную литературу, и в особенности произведения трагикомического жанра, о которых я веду речь, лежит надежда. Причем надежда здесь проявляет себя не как идея, «интересующая» автора, не как идеал, «за который он готов умереть», а как простой, неизбежный факт существования — вроде обмена веществ. Человек, действительно утративший надежду, вряд ли остался бы среди нас, чтобы поведать нам о своем состоянии. Как это ни странно, в доказательстве нуждается подлинность отчаяния автора, а отнюдь не надежды. И, пожалуй, подобное доказательство стало в наш век делом чести в чересчур уж большой степени. Произошло же это потому, что мы живем в атмосфере фальшивых надежд, насаждаемых шарлатанами и приспособленцами, и считаем своим долгом отмежеваться от них.

Всякое искусство представляет собой вызов отчаянию, а разновидность трагикомедии, рассматриваемая здесь нами, имеет дело с самым острым, душераздирающим и губительным отчаянием нашей эпохи. Что бы ни говорилось об этой трагикомедии, несомненно одно: она добирается до самой сути дела. Ее мироощущение не менее негативно, чем мироощущение таких современных трагедий, как «Кольцо Нибелунга», «Росмерсхольм», «Отец» или «Долгое путешествие в ночь». Юмор, который, собственно, и делает ее трагикомедией, еще более усугубляет ужас, а величественное превращает в гротескное. Кроме того, юмор, с улыбкой принимающий «все, как есть», углубляет в такой трагикомедии настроение «пораженчества» перед лицом жизни. Человек, незнакомый с данной разновидностью трагикомедии, ни за что бы, пожалуй, не поверил, что искусство может быть настолько негативным. Но именно в этой своей негативности современная трагикомедия обнадеживает и ободряет. Ведь никакое другое, менее сильное, потрясение не помогло бы нам воспрянуть духом, потому что мы просто-напросто не поверили бы драматургу, подобно тому как не верим

мы священникам и политикам. Подлинную надежду можно обрести, только испытав подлинное отчаяние — почти беспросветное и всепоглощающее в этой своей подлинности. «Was mich nicht umbringt, macht mich starker», — говорит Ницше: «То, что меня не убивает, придает мне силу». Итак, эта комедия, исполненная мрачного уныния и заканчивающаяся несчастливо, эта трагедия, проникнутая комизмом, придающим картине еще более безрадостный вид, привлекательна для нас тем, что она предлагает нам ту единственную надежду, которую мы в состоянии принять. И если эта надежда не сулит нам вечной жизни в раю, она поддерживает нас в повседневной жизни, а это, ей-богу, не менее важно.


ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

Ануй (Ануйль Жан) (1910-1987), французский драматург 244, 339

Аристотель (384—322 до н. э.), древнегреческий философ 27, 28, 30, 33, 36, 37, 39, 41, 50, 51, 74, 79, 81, 121, 136, 138, 169, 170, 228, 230, 254, 255, 259, 260, 288, 318, 319, 322, 325, 326

Аристофан (ок. 446—385 до н. э.), древнегреческий драматург 285

Арнольд Мэтью (1822—1888), английский поэт и критик, автор работ о Байроне и Л. Толстом. Статьи его собраны в сборниках «Критические опыты» 161

Арчер Уильям (1856-1924), английский театральный критик, автор ряда книг о театре, отстаивал современную реалистическую драму 249, 277, 306

Байрон Джордж Ноэл Гордон (1788— 1824), английский поэт 205, 335

Бальзак Опоре де (1799-1850), французский писатель 238, 240, 385

Барзэн Жак, американский историк и педагог, по происхождению француз 38

Бах Иоганн Себастьян (1685— 1750), немецкий композитор и органист 127

Бек Анри-Франсуа (1837-1899), французский драматург 372, 373, 376

Беккет Сэмюэл (1906—1989), французский писатель, драматург, лауреат Нобелевской премии (1969) 122, 123, /24, 125, 188,356, 385, 386, 387, 388

Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848), русский литературный и театральный критик 62

Берг Альбин (1885—1935), австрийский композитор, автор опер на собственные либретто 377

Бергсон Анри (1859—1941), французский философ-идеалист 34, 41, 60, 61, 70, 71, 130, 263, 280, 334, 347

Беренсон Бернхард (или Бернард) (1865—1959), американский искусствовед, специалист по итальянскому искусству Возрождения 346

Берк Эдмунд (1729—1797), английский оратор, писатель ///

Беркли Джордж: (1685— 1753), английский философ, субъективный идеалист 132

Бетховен Людвиг ван (1770— 1827), немецкий композитор 56, 112,127

Блейк Уильям (1757—1827), английский поэт и художник 227, 319, 359, 366

Бодкин Мод Беатрис, английский литературовед 35

Бодлер Шарль (1821-1867), французский поэт 380

Бомарше (наст, имя — Пьер-Огю-стен Карон) (1732-1799), французский комедиограф 20

Боссюэ Жак-Бенинг (1627— 1704), французский епископ, историк 255

Бразильяш Робер (1909— 1945), французский литературовед, автор книг о драме и театре, переводчик греческой поэзии 23, 99

Брандес Георг (1842— 1927), датский литературный и театральный критик, автор работ о творчестве Пушкина, Толстого, Горького, Ибсена, Бьёрнсона, Шекспира 120

Браунинг Роберт (1812-1889), английский поэт 83, 311

Брейер Иозеф (1842—1925), австрийский врач, учитель Фрейда 229, 365

Брехт Бертолът (1898—1956), немецкий драматург, поэт, публицист и театральный деятель 43, 88, 89, 153, 155, 162, 163, 164, 165, 166, 167, 168, 188, 189, 191, 197, 244, 294, 324, 356, 363, 373, 374, 383

Бронте Эмилия (лит. псевд. — Элйис Белл) (1818-1848), английская поэтесса-романтик, автор романа «Грозовой перевал» 59, 232, 242

Бубер Мартин (1878-1965), философ, профессор иудейского богословия в Иерусалимском университете 87

Буллаф Эдуард (1880-1934), английский искусствовед и эстетик, переводчик философских сочинений с итальянского и французского 57, 58

Бусико Дайон-старший (полное имя — Дионисиус Ларднер) (1820—1890), английский драматург 200

Бэрроуз Уильям С. (1914—1956), американский романист 373, 374

Бюхнер Георг (1813—1837), немецкий драматург и публицист 43, 89, 97, 98, 111, 375, 377

Вагнер Вильгельм Рихард (1813— 1883), немецкий композитор, дирижер, либреттист, писатель 98

Валентино Рудольфо (1895—1926), американский киноактер, итальянец по происхождению 32

Ван Друтен Джон (1901-1957), английский драматург, режиссер 36

Вашингтон Джордж (1732—1799), американский государственный деятель, первый президент США (1789-1797) 112

Бега Карпъо Лопе Феликс де (1562— 1635), испанский драматург, основоположник испанской национальной драматургии 39, 47, 362

Верди Джузеппе (1813—1901), итальянский композитор 98

ВиларЖан (1912-1971), французский актер, режиссер и театральный деятель 99

Вольтер (наст, имя — Франсуа-Мари Аруэ) (1694-1778), французский писатель, драматург и общественный деятель, крупнейший мыслитель XVIII века 39, 40, 48

Вулф Вирджиния (полное имя — Аделайн Вирджиния Вулф) (1882—1941), английская писательница, прозаик, эссеист и критик, переводчица Достоевского и Толстого 25

Ганди Мохандас Карамчанд (1869— 1948), один из руководителей национально-освободительного движения Индии, основоположник социально-политической и религиозно-философской доктрины, известной под названием гандизм 366

Гаррик Давид (1717-1779), английский актер, театральный деятель, драматург, критик, реформатор сцены, один из основоположников сценического реализма в Европе 94, 194

Гарей а Лорка Федерико (1898— 1936), испанский поэт и драматург 229, 313

Геббель Фридрих Христиан (1813— 1863), немецкий драматург 173, 198

Гей Джон (1685—1732), английский поэт и драматург, автор комедии «Опера нищего», которая положила начало новому жанру, так называемой «балладной оперы» 373

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831), немецкий философ 130

Гёльдерлин (Хёлъдерлин) Иоганн Христиан Фридрих (1770—1843), немецкий поэт 377

Гендель Георг Фридрих (1685—1759), немецкий композитор, почти 50 лет прожил в Лондоне, приняв английское подданство 112

Гете Иоганн Болъфганг (1749— 1832), немецкий поэт, мыслитель, драматург 56, 62, 80, 199, 317, 385, 386, 387, 389

Гилберт Уильям Швенк (1836— 1911), английский поэт, сценарист и английский композитор и Артур Салливан (1842— 1900), создатели английской оперетты 286

ГилгудДжон (1904-2000), английский актер и режиссер, лауреат премии «Оскар» (1981) 267

Гилсон (Жилъсон) Этъенн Анри (1884—1937), французский философ, профессор Сорбонны 83

Гоголь Николай Васильевич (1809— 1852), русский писатель 348

Гойя Франсиско Хосе де (1746— 1828), испанский живописец и гравер 379, 380, 381

Голсуорси Джон (1867—1933), английский писатель и драматург 74, 76

Голъдони Карло (1707—1793), итальянский драматург, реформатор итальянского театра 344

Гомер, легендарный поэт Древней Греции, который считается автором эпических поэм «Илиада» и «Одиссея». Время жизни Гомера античные источники определяют от XII до VII века до н. э. 250

Гонсалес де Салас Хусепе Антонио (1588—1651), испанский литературовед, автор книг о театре, античной трагедии, Аристотеле 325, 326

Гоффман Эрвинг (1922—1982), американский социолог, педагог, профессор, преподавал в Калифорнийском (Беркли) и Филадельфийском университетах 277, 218

Грасиан-и-Моралес Бальтасар (1601— 1658), испанский писатель и философ-моралист 131

Гренвим-Баркер Харли (1877—1946), английский актер, режиссер и драматург, автор монументального пятитомного труда «Предисловие к Шекспиру» 243

Гримм, братья: Якоб (1785—1863), Вильгельм (1786—1859), немецкие филологи, профессора Гёттин-генского, затем Берлинского университетов, члены Прусской Академии наук. Основоположники так называемой мифологической школы в фольклористике; собрали и издали немецкие народные сказки 252

Грин Грэм (1904-1991), английский писатель, драматург 167

Грюндгенс Густав (1899—1963), немецкий актер и режиссер, работал с М. Рейнгардтом 268

Гуйе Анри Гастон, французский литературовед, преподавал в университетах Лилля, Парижа, автор ряда книг по философии, религиозным учениям, по театру 34

Гюго Виктор Мари (1802-1885), французский писатель, член Французской Академии 140, 228, 237

Д'Аннунцио Габриэль (1863—1938), итальянский писатель и драматург 118

Данте Алигьери (1265—1321), итальянский поэт 132, 133, 162, 365

Дарвин Чарлз Роберт (1809-1882). английский естествоиспытатель, основоположник эволюционного учения о происхождении видов 236

Декарт Рене (1596-1650), французский философ и математик 31

394

Демосфен (ок. 384—222 до н. э.), древнегреческий оратор и политический деятель 94

Де Филиппе Эдуарде (1900-1984), итальянский драматург, актер, режиссер 285

Джеймс Генри (1843—1916), американский писатель, драматург, литературный критик 37, 38, 173, 194

Джеймс Уильям (1842—1910), американский философ-прагматист и психолог, брат писателя Генри Джеймса 237

Джойс Джеймс (1882—1941), ирландский писатель, один из основоположников модернистской литературы 114

Джонсон Бенджамин (или Бен) (1573—1637), английский драматург, поэт, теоретик драмы, создатель нового для драматургии эпохи Возрождения жанра — бытовой сатирической нравоучительной комедии 70, 113, 297, 298, 303, 333, 336, 344, 345, 347, 371

Джонсон Сэмюэл (1709-1784), английский критик, лексикограф, эссеист, поэт 61, 136, 328

Дидро Дени (1713-1784), французский философ-материалист, драматург, романист 189, 353

Диккенс Чарлз (1812—1870), английский писатель 59, 60, 107, 300, 348

Достоевский Федор Михайлович (1821—1881), русский писатель 145

ДрайденДжон (1631-1700), английский поэт, драматург и критик 279

Дюма Александр {сын) (1824—1895), французский драматург, автор пьесы (по его же роману) «Дама с камелиями» 287, 296

Дюрренматт Фридрих (1921—1990), швейцарский писатель, драматург 245

Еврипид (ок. 480 или 484— 406 до н. э.), древнегреческий драматург 325

Золя Эмиль (1840—1902), французский писатель, драматург, литературный и театральный критик 107, 240, 241, 242, 380

Ибсен Генрик (1828—1906), норвежский драматург, театральный деятель 42, 43, 63, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 89, 107, 119, 120, 121, 153, 155, 156, 160, 173, 242, 259, 276, 324, 353, 354, 375, 382

Ионеско Эжен (1909—1994), французский драматург (родился в Румынии), лидер «авангардистского» течения во французской драматургии 122, 245, 356, 378

Ирвинг Генри (наст, имя — Джон Генри Бродрибб) (1838-1905), английский актер, режиссер, театральный деятель 200, 202, 203, 205

Ирвинг Лоренс Генри Форстер, английский театральный художник и историк театра, внук Г. Ирвинга 200

Йекельс Людвиг (1861—1954), немецкий психолог, один из ранних _ последователей Фрейда 258, 320

Йитс (Ейтс) Уильям Батлер (1865— 1939), ирландский поэт, драматург, один из родоначальников ирландского литературного Возрождения 118, 213, 214, 228

Кайзер Георг (1878-1945), немецкий драматург, один из наиболее значительных драматургов экспрессионизма 166

Калло Жак (1592 или 759J-1635), французский гравер и рисовальщик 284, 285

Кальдерон дела Барка Педро Энао де ла Барреда-и-Рианьо (1600— 1681), испанский драматург 144, 145, 146, 326

Камю Альбер (1913-1960), французский писатель, драматург, актер и режиссер 311

Каноне Аль (1899-1947), американский гангстер 334

Карлейль (Карлайл) Томас (1795— 1881), английский писатель, публицист, историк, философ (шотландец по происхождению) 314

Карузо Энрико (1873—1921), итальянский артист оперы 94

Кафка Франц (1883-1924), австрийский писатель 294

Кеплер Иоганнес (1571—1630), немецкий астроном, математик, один из основателей современной астрономии 34

Кин Эдмунд (1787—1833), английский актер, представитель английского сценического романтизма 205, 206

Кинг Мартин Лютер (1929—1968), деятель негритянского движения США, один из руководителей борьбы за гражданские права негров 366

Киплинг Джозеф Редьярд (1865— 1936), английский писатель, поэт 269

Ките Джон (1795—1821), английский поэт-романтик 166

Клайв Китти (урожд. Кэтрин Рэфтор) (1711-1785), английская актриса, партнерша Д. Гаррика 194

Кларк Кеннет Маккензи (1903— 1983), английский искусствовед 178, 179

Клейст Генрих фон (1777—1811), немецкий поэт и драматург, представитель немецкого романтизма 89, 111, 232, 305, 320, 322, 377, 385

Клодель Поль (1868-1955), французский писатель, драматург, член Французской Академии 99

Коуард Ноэль Пирс (1899-1973), английский актер, режиссер, драматург, композитор 272, 275

КоктоЖан (1889-1963), французский писатель, поэт, драматург, либреттист, художник, скульптор, кинорежиссер и сценарист, член Французской Академии; автор многих книг и статей, посвященных театру 83, 144, 197, 244, 342

Кольридж Сэмюэль Тейлор (1772— 1834), английский поэт, критики философ 62, 65, 66

Конгрив Уильям (1670—1729), английский комедиограф 333

Конрад Джозеф (наст, имя — Юзеф Теодор Конрад Коженёвский) (1857—1924), английский писатель, поляк по происхождению 225, 226, 337

Констан Бенжамен (полное имя — Бенжамен Констан де Ребек) (1767—1830), французский писатель и политический деятель 80

КорнельЛъер (1606—1684), французский драматург, основоположник классицистской трагедии во Франции; член Французской Академии 32, 37, 39, 40, 89, 117, 141, 189, 305, 321

Корнфорд Фрэнсис Макдудл (1874— 1943), английский историк античной философии и культуры 138, 282

Котт Ян, польский критик и литературовед, профессор Варшавского университета 382

Коэн Джордж Майкл (1878-1942), американский актер, драматург, театральный продюсер, автор песен 101

Куртелин Жорж (наст, имя — Жорж-Виктор-Марсель Муано) (1858—1929), французский писатель, драматург 378

Кьеркегор Серен (1813—1855), датский религиозный философ, предшественник экзистенциализма 68, 378, 383

Кэрролл Льюис (наст, имя — Чарлз Латуидж Доджсон) (1832-1898), английский детский писатель, священник и математик, автор сказочной повести «Алиса в стране чудес» 262

Лабиш Эжен (1815-1888), французский драматург, член Французской Академии 287

Лангер Сюзанна Кнаут, американский философ, эстетик, педагог, профессор университетов Вашингтона, Мичигана и др.; автор ряда книг, член американской Академий искусства и науки 131, 352, 372

ЛафоркЖюль (1860-1887), французский литератор 228

Лендор Уолтер Сэвздж (1775—1864), английский поэт и прозаик 340

Лессинг Готхольд Эфраим (1729— 1781), немецкий писатель, драматург, просветитель 109, 147, 148, 149, 168, 353

Ли Верной (наст, имя — Вайолет Пэджет) (1857-1935), английский эссеист и критик, много писала по искусству, литературе, драме 188

ЛиДжипси Роз (1914-1970), американская актриса, писательница, автор детективных романов и пьесы «Обнаженный гений», поставленной в 40-е годы в Нью-Йорке 779

Ливис Фрэнк Реймонд, английский литературовед, один из основателей школы «новой критики» 171, 172

Лилло Джордж (1693-1739), английский драматург, создатель жанра мещанской драмы 108, 353

Линдберг Чарлз Огуст, американский летчик, национальный герой 23

ЛукачДьёрдъ (1885-1971), венгерский литературовед, эстетик, член Венгерской Академии наук 148

Льюис Джордж Генри (1817—1878), английский философ 146

Льюис Леопольд (1828-1890), польский писатель 203, 205

Лэм Чарлз (1775—1834), английский писатель, эссеист 270, 271, 288

Людовик XIV{№Ъ-П\5), король Франции с 1643 г. 371

Мадарьяга Сальвадор де (1886— 1978), испанский историк и литературный критик, профессор Оксфордского и Мексиканского университетов 62

Макиавелли Никколо (1469—1527), итальянский государственный деятель, историк, писатель, драматург (148) 333, 347, 366

Малларме Стефан (1842-1898), французский поэт-символист 170

Мандзони Алессандро (1785—1873), итальянский писатель, прозаик и поэт, глава итальянской романтической школы 348

Манн Томас (1875—1955), немецкий писатель, брат Генриха Манна 178

Маркс Карл (1818—1883), основоположник научного коммунизма 83, 136

Маркс, братья, американские актеры эстрады и кино 287

Маркс Харпо (1893—1964), американский актер эстрады и кино 274, 275, 333

Марло Кристофер (1564-1593), английский драматург, предшественник Шекспира 89, 237, 321

Мармонтель Жан-Франсуа (1723— 1799), французский писателе член Францухкой Академии 39, 40

Марсель Габриаль-Опоре (1889— 1973), французский драматург и философ 219

Мейерхольд Всеволод Эмилъевич (1874—1940), русский советский режиссер и актер 171, 283, 284

Мередит Джордж (1828-1909), английский поэт и романист 71, 300, 311

Метерлинк Морж (1862—1949), бельгийский писатель, драматург, лауреат Нобелевской премии 29, 43

Миллер Артур (род. 1915), американский драматург 245

Миллер Генри (1891—1980), американский писатель, прозаик, эссеист 373, 374

Мильтон Джон (1608—1674), английский поэт, публицист 82, 324

Мольер (наст, имя — Жан-Батист Поклен) (1622—1673), французский драматург, актер, театральный деятель, реформатор французского сценического искусства 39, 61, 66, 67, 68, 69, 109, 141, 148, 279, 297, 298, 299, 333, 336, 337, 343, 345, 346, 347, 371, 373, 376

Морено Джэкоб Л. (1892-1974)-американский психотерапевт, по происхождению румын, использовавший театр в лечебных целях; основал терапевтический театр (1936) 84, 87, 215, 216, 217

Моултон Ричард Грин (1849-1924), английский критик, профессор Чикагского университета 33, 46

Моцарт Вольфганг Амадей (наст, имя — Иоганн Крисостом Вольф-Ганг Теофиль) (1756— 1791), австрийский композитор 68, 336, 343, 344, 347, 351

Мэррей Гильберт (наст, имя — Мэррей Джордж Гильберт Эмэ) (1866—1957), родился в Австрии, учился в Лондоне, профессор греческой литературы в Глазго и Оксфорде; переводчик Софокла, Эсхила, Аристофана, автор книг по истории античной греческой литературы 35, 138, 255, 259






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных