Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Макроуровень характеризует ценности, значимые для деятельности социального работника как профессионала.




К профессионально значимым ценностям социальной работы относятся:

- преимущество индивида по отношению к обществу. Социальный работник способствует возвращению клиента в общество его полноправным членом. Социальный работник не должен нарушать права и свободы клиента, но в то же время он стоит на страже общественных интересов, стремясь не допустить, чтобы свобода действий клиента принесла вред окружающим людям;

- конфиденциальность в профессиональной деятельности социального работника, которая включает:

- информирование клиента о целях получения у него информации и ее границах,

- согласование с клиентом вопросов обсуждения его проблем с третьими лицами в случае профессиональной необходимости, а также в научных целях;

- готовность отделить личные чувства и нужды от профессиональных отношений, так как основу профессионального взаимодействия социального работника с клиентом составляют ценностные ориентиры, взаимоуважение, альтруизм;

- стремление к социальным изменениям, соответствующим осознанным социальным потребностям в соответствии с нуждами и предпочтениями клиента;

- готовность социального работника к передаче своих знаний и умений другим, что, несомненно, будет способствовать развитию общества, изменению курса социальной политики, законодательства, развитию учреждений социальной защиты и общественных институтов;

- уважение к индивидуальным и групповым различиям во взаимодействии с клиентом и оказание ему помощи независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, социального происхождения, возраста, семейного, имущественного или сословного положения, политических взглядов, умственных и физических недостатков;

- стремление к развитию самопомощи у клиента, что считают основной задачей социального работника;

- готовность этично, компетентно, профессионально действовать от имени клиента даже в тех случаях, когда субъективные ощущения социального работника связаны с подавленностью, неуверенностью в своих силах, отсутствием должного внимания со стороны соответствующих сторон;

- стремление к социальной справедливости, экономическому, физическому, интеллектуальному благосостоянию всех членов общества, доступности необходимых ресурсов, услуг, возможностей для развития социальной справедливости;

- стремление к высоким личным стандартам в жизни и профессиональной деятельности, ответственность за свою профессиональную компетенцию, качество предоставляемых услуг, престиж профессии.

Специалисты выделяют также и другие ценности социальной работы:

- соблюдение разумных интересов клиента. Социальный работник выступает от имени общества и выполняет задачу стабилизации и гармонизации отношений в обществе, которая достигается лишь тогда, когда отсутствует ущемление в правах социально незащищенных слоев населения. Социальный работник определяет приоритеты и оказывает содействие в решении жизненных проблем клиента;

- личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества последствия его действий. Социальный работник должен предвидеть результат своей деятельности, учитывать последствия, в том числе и отдаленные, принимаемого решения не только для клиента, но и для общества. В то же время соц. работник не может нести ответственность за поступки клиента, совершаемые им после утери связи с социальным работником;

- уважение права клиента на принятие решения на любом этапе совместных действий. Соц. работнику необходимо выяснить, каким представляется клиенту конечный результат их совместной деятельности, и предложить аргументированный вариант выхода из ситуации. Клиент имеет право самостоятельно решать свою судьбу и согласиться или отказаться от помощи;

- принятие клиента таким, какой он есть. Соц. работник не имеет права предъявлять своим клиентам одинаковые требования. Ему необходимо учитывать индивидуальность клиента, что даст ему возможность объективно оценить способности клиента, а также применить при необходимости методы психолого-педагогической коррекции личностных качеств клиента с целью его более полной социальной адаптации;

- конфиденциальность. Вся информация, которой владеет социальный работник в силу своей профессиональной деятельности, конфиденциальна, и он обязан уведомить об этом своего клиента. Сведения могут быть сообщены третьему лицу только с согласия клиента и только тому, кто может помочь в решении проблем клиента. Кроме того, необходимо уведомить лиц, которым сообщена информация, о ее конфиденциальности.

- доброжелательность. Она помогает верный тон в общении с клиентом, способствует улучшению обратной связи и откровенности со стороны клиента;

- бескорыстие. Соц. работник зачастую делает для клиента гораздо больше, чем это предписывается инструкцией. Соц. работник должен деликатно, но твердо отказаться от всех материальных благодарностей от клиента.

- честность и открытость во взаимоотношениях соц. работника и клиента. Это способствует доверительности со стороны клиента, положительно сказывается на эффективности оказания услуг клиенту. Соц. работник не должен скрывать негативную информацию или приукрашать ее. Необходимо в деликатной форме ознакомит клиента с результатами деятельности, объяснить ошибки и спрогнозировать совместное достижение поставленной цели;

- полнота информированности клиента о предпринимаемых действиях. Недостаток информации негативно сказывается на принятии решения клиентом и в конечном итоге – на качество оказываемой клиенту помощи. Достоинство клиента требует, чтобы он был полноправным участником процесса социальной работы, а не пассивным объектом воздействия;

- отсутствие предрассудков и предубеждений в отношении клиента. Социальный работник обязан уважать убеждения, взгляды, идеи, мнения своего клиента, даже если они не совпадают с его собственными.

- 3. Мезоуровень ценностных ориентации социальной работы связан с ценностями клиентов: абстрактными, групповыми, операциональными и инструментальными.

Социальная работа является нормативной дисциплиной, она имеет дело с ценностями и социальными нормами людей. В этом отношении учет норм и ценностных ориентаций клиентов является необходимым условием для философских концептов социальной работы.

Формируя свое поведение в обществе, человек идентифицирует ценностные ориентации с основными жизненными проблемами. Согласно концепции Ф. Кланхон, повторяемость жизненных проблем дает возможность их классификации:

– человек, взаимодействуя с природой и окружающей средой, либо доминирует над ней, либо сосуществует, либо ею порабощен;

– человек оценивает природу человека как добрую или злую,

– либо в сочетании добра и зла;

– человек предпочитает в большей степени будущее, чем прошлое или настоящее;

– человек предпочитает виды деятельности, связанные с развитием и становлением;

– человек оценивает свои отношения с остальными людьми с позиций прямой, косвенной и индивидуальной взаимозависимости.

В различных культурах и обществах эти ценностные ориентации имеют свои различия и свою систему приоритетов.

Классификация Памфрея вводит различные уровни ценностей. К первому уровню он относит абстрактные ценности, такие как демократия, справедливость, равенство, прогресс, свобода, мир, самореализация. Ко второму уровню относятся ценности функционирующей личности: «хорошее – плохое» общество, «хорошая – плохая» семья, «престижная – непристижная» работа и т.п. Третий уровень составляют инструментальные, или операциональные, ценности. С точки зрения обя­зательств, которые берет на себя человек в процессе функционирования в сообществе, у него могут иметься аутентичные, адаптивные, аспирационные ценности.

Способность воспринимать, дифференцировать и осознавать факты и ценности была описана А. Маслоу как характеристика правильно функционирующего человека. Согласно его гуманистической теории личности, человек имеет ряд метаценностей (метапотребностей), или бытийных ценностей. Несмотря на свой абстрактный характер, в реальной жизни они получают конкретное наполнение и приоритетность в зависимости от по­требностей в самоактуализации личности. Доминирующие ценности связаны не только с трудной жизненной ситуацией, но и с экзистенциальными приоритетами, витальными потребностями, мотивами личностного роста. Согласно классификации А. Маслоу, бытийные ценности индивида, метаценности можно представить в понятийных пропозициях.

Таким образом, люди имеют не только ценности, но и их иерархию, на которую ориентируются в различных жизненных ситуациях, в зависимости от того, насколько общество санкционирует их действия и поступки.

МАСЛОУ

Интериоризированные (ставшие внутренне присущими) ценности и нормы личности учитываются в социальной работе. Они выступают в качестве социальной нормы, формируют принципы профессиональной ответственности, ценностные концепты профессии.

 

Микроуровень философских ценностей социальной работы, отражает ценностный спектр профессионального взаимодействия социального работника и клиента (индивидуальные интервенции и взаимодействия).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных