Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теоретические предпоссылки




Выбор идеи организации детско-родительских групп и стратегии коррекционной работы в них основан на базовых положениях гештальт-психологии и гештальт-терапии.

Поле «организм – окружающая среда». Ни один организм не является самодостаточным. Организм существует и развивается только в среде, с которой он составляет единое поле. Поведение организма определяется характером существующих отношений между ним и средой. Любой живой организм, включая личность человека, не может быть понят, когда его рассматривают изолированно. Взаимодействие организма с его средой является решающим в понимании того, каков это организм и как он существует.

В психотерапевтической практике данное положение подтверждает необходимость совместного участия детей и родителей в коррекции ДРО. Это позволяет актуализировать сложившиеся «организм-среда» отношения, выявить их конфликтность и осуществить коррекцию.

Контактная граница. Здоровое развитие организма предполагает удовлетворение потребностей, связанных с объектами, находящимися в окружающей среде. Для этого организму следует научиться вступать в контакт с необходимыми объектами (детям для обеспечения потребности в питании, любви, безопасности, знаниях нужны родители, которые являются частью их ближайшего окружения). Таким образом, функционирование личности в среде – это то что происходит на границе контакта между индивидом и средой. Именно на этой границе происходят все психологические явления: эмоции, мысли, поступки, поведение. Здесь же формируется отношение к этим объектам среды, которые могут помочь или помешать стремлению индивида удовлетворить потребности. Только через контакты растущий организм (в нашем случае ребенок) ищет и находит в окружающей среде то, что нужно для выживания и развития («для перехода от опоры на окружающих, к опоре на себя») (6). Ему необходимо исследовать окружающий мир, определить свои возможности, расширить свои границы, выявив насколько далеко он может зайти. Ему также следует научиться обращаться с ограничениями. Нарушение развития личности возникает, когда родители грубо вмешиваются в процесс взросления. Так, например, выражение (вынесение на границу контакта) потребности в поддержке может быть встречено отказом, любопытство – защитной реакцией или скудостью информации, попытка найти собственную манеру поведение – критикой. Частые, повторяющиеся реакции такого рода оказывают негативное влияние на развитие личности и затрудняют установление здоровых контактов, необходимых для выживания в среде. Следовательно, предметом исследования и терапии является для психолога не собственно «организм» или «среда», а «граница контакта организм-среда», где и происходят все психологические феномены. А это возможно только в условиях детско-родительской группы.

Целостность. Человек в гештальт-психологии рассматривается как целостный организм. Его психические и физические действия взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следовательно, психическая и физическая деятельность есть «проявление одного и того же: человеческого бытия» (6).

То, что человек делает, объясняет от, что он думает и то, что он думает, дает ключ к пониманию того, что он делает и что хотел бы делать. На практике это положение реализуется в том, что психолог работает одновременно и с вербальным материалом и с телесными проявлениями, которые являются сообщениями о событиях и переживаниях человеком не осознаваемых. Зная, что мысли и действия состоят из одного и того же материала, психолог может переводить их с одного уровня на другой. Средством такого перевод в нашем случае выступает игра, так как она является естественной для ребенка формой преодоления эмоциональных трудностей в контактах со средой. Игра задействует всю личность ребенка, давая возможность пережить себя на всех уровнях: умственном, эмоциональном, телесном, что помогает восстановить ему чувство целостности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных