Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Определение в словарях




Клиенты не особенно разделяют понятия «сумасшедший», «идиот», «дурак», употребляя их как синонимы, поэтому проясним значение всех приведенных слов, чтобы лучше понимать эту многоликую субличность. Итак, «сумасшедший – (1) страдающий душевным, психическим расстройством; умалишенный. (2) Утративший способность здраво рассуждать, поступающий необдуманно, безрассудно»[27]. Идиот – в первом значении «человек, страдающий идиотией, слабоумием». Во втором (просторечное, бранное) – «дурак, болван, тупица»[28]. Смотрим дальше: «дурак – (разг.) глупый, тупой человек, а также помешанный, юродивый»[29]. Наконец, «юродивый – (устар.) психически ненормальный; блаженный, аскет-безумец или принявший вид безумца, обладающий, по мнению религиозных людей, даром прорицания»[30].

Один из самых стойких социальных стереотипов – «сумасшествие – это плохо». Причем, плохо не само по себе, а в силу неприятия обществом. На сегодняшний день если кто-то рискует быть сумасшедшим, то нарушает одну из важнейших норм. Разум – это, прежде всего, ответственность и контроль. Безответственного человека, вышедшего из-под контроля, немедленно записывают в маргиналы[31] – он опасен для общества, потому что поведение его непредсказуемо («Не то чтоб разумом моим / Я дорожил; не то чтоб с ним / Расстаться был не рад: / Когда б оставили меня / На воле, как бы резво я / Пустился в темный лес!.. /Да вот беда: сойди с ума, /И страшен будешь как чума, /Как раз тебя запрут, /Посадят на цепь дурака /И сквозь решетку как зверка /Дразнить тебя придут»[32]).

В социуме одной из главных ценностей является разумность, а утрата разума воспринимается как несчастье. Человечество стало разумным не так давно, но именно это позволило ему выделиться из природы и стать «господином» над ней и над самим собой. Разумеется, это палка о двух концах: за то, что интеллектуальный «орган» переразвит в ущерб остальным, мы уже сегодня платим экологическими катаклизмами. Чтобы достичь баланса или хотя бы как-то сдвинуть этот дисбаланс с мертвой точки на уровне индивидуума, мы предлагаем осмыслить вторую, угнетенную часть нашей натуры – «неразумную».

Персонаж карт Таро «Дурак»

Карты Таро называют архетипическими, так как они отражают универсальный, «общечеловеческий» опыт и основные модели развития человека Причина их непреходящего очарования (более 500 лет!) в том, что сведения карт при раскладе странным образом совпадают с текущей ситуацией. Хотя у современного человека в распоряжении находятся инструменты научного познания мира, внутренний мир человека по-прежнему остается загадкой, в нем не работают причинно-следственные законы материального мира. Зато они напоминают нам мифы, описывающие жизнь человека как путешествие, своего рода лестницу, ведущую к более высоким уровням сознания[33].

Двадцать две карты, называемые Старшими Арканами Таро, представляют собой серию изображений, отражающих различные стадии этого путешествия. Двадцать одна карта имеет свой номер, но карта «Дурак» – особая, без номера. На ней изображен безумный юноша, в экстатическом забвении занесший ногу над пропастью. Он завис, находясь одновременно в двух состояниях: одна нога на твердой почве – и удерживает его на тверди земной, таща за одежду, не кто иной, как собачка – инстинкт самосохранения. Другая нога, как мы уже сказали, занесена над пропастью – неизвестностью, в которую мы рвемся, стремясь обрести свободу. Вечная развилка, перед которой стоит человек, выбирая свой путь: свобода (но при этом и одиночество) или же единение (но при этом зависимость)!

Это карта, с которой начинается путешествие жизни. По описанию Дурак сильно напоминает новорожденного. Действительно, родившийся человек в каком-то смысле «дурак», не имеющий ни опыта, ни даже минимальных средств человеческого общения в виде речи – иначе говоря, не социализованный. Ему предстоит стать «умным» – усвоить те правила, по которым живут и взаимодействуют между собою люди. Самое первое правило, которое мы усваиваем еще в бессознательном возрасте – «не будь с краю». Засыпая, мы слышим слова колыбельной: «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придет серенький волчок и укусит за бочок, унесет под кустик и домой не пустит», что в переводе с «марсианского» означает: «не будь маргиналом, сынок»[34].

Дурак – типичный маргинал. Еще раз посмотрите на карту – юноша занес ногу над пропастью, он стоит на самом краю! Быть «с краю» – значит быть не таким, как все. Асоциальными «разрешается» быть только малым детям, сумасшедшим и преступникам, причем, все три категории, как мы уже сказали, предпочтительно держать под присмотром и контролем.

В словаре символов «Дурак» рассматривается как сверхсознание: «Это горемыка, все состояние которого заключается в тощем узелке, – символе бессознательного, безответственности и подчинения неосознанным влечениям. Истолкование при гадании: устремление во власть слепых инстинктов и страстей. Безответственность, безрассудство, рабство, утрата свободы волеизъявления. Безразличие, бесчувственность, беспечность»[35].

Однако в карте «Дурак» есть и другая символика – «в ней заключен изначальный хаос всех космогонических систем – то исходное сырье, из которого Демиург[36] начинает творить свои миры. Это не остывшая еще лава, которой предстоит спустя миллионы лет превратиться в платформу; это темные воды, над которыми летает Дух Божий; это сырая глина, не ставшая еще кувшином»[37]. Не правда ли, это поэтическое описание архетипа «Дурак» является не чем иным, как описанием бессознательного?

Мифы и сказки

Юнг первым заставил нас взглянуть на мифы и сказки как на отражение коллективного бессознательного. Бессознательное – та самая первичная материя, из которой возникают и развиваются сознание и эго личности. Чтобы в нашем сознании, этой крошечной вершине айсберга над огромной скрытой под водой глыбой бессознательного, возникло что-то новое, какое-то малюсенькое приращение, «общество переворачивается с ног на голову, возникают крестовые походы, рождаются новые религии, и в результате мощных потрясений целые империи превращаются в руины"[38].

На наш взгляд, сейчас актуально реабилитировать «дурака» – понять его ресурс и важность для выживания. Человечеством давно уже адаптированы такие божественные простаки, как Тиль Уленшпигель, который не боится попросить короля поцеловать его в зад; наивный Парсифаль, предназначение которого после тяжких испытаний и долгого пути обрести святой Грааль[39]; все шекспировские шуты, позволяющие себе говорить правду власть имущим; Иванушка-дурачок, побеждающий самых умных и коварных героев.

Однако, похоже, этого недостаточно. Каждое новое поколение создает свои собственные мифы, в которых снова и снова ищет ответа на вопрос человеческого существования.

Культовая песня тинэйджеров «Я сошла с ума»

Вот один из мифов нового времени – песня группы «Тату» «Я сошла с ума», которая не выходит из тройки лучших хитов уже полгода – с чего бы это? Какие пласты подросткового бессознательного задевает непритязательный текст, в котором пресловутая фраза – «я сошла с ума» – повторяется 24 раза?

Девочкам по 15 лет, они любят друг друга («мне нужна она») – вот, собственно, и все. Однако пресса сравнивает песню с открытием новой земли: «Самая яркая и неожиданная сенсация уходящего года – дуэтный проект "Тату". Их появление на эстраде можно сравнить только с открытием новой земли – юные исполнительницы буквально взорвали "Русскую десятку" MTV своим дебютным видео "Я сошла с ума"… Их искренность граничит с вызовом и шокирует неподготовленного слушателя»[40].

Новое, как это всегда бывает, несут молодые, подтверждая тем самым, что конфликт отцов и детей вечен. Похоже, здесь мы имеем дело с тем самым «приращением» к общественному сознанию – оказывается, можно любить и представителей своего пола.

«Все нормально. Не надо психовать и травиться валидолом. Ну, хочется подурить, а почему нет? Ведь у нас всего-то выбора: мальчик или девочка. Другого для любви не дано. Геи – уже неинтересно. Борис Моисеев всех распугал. А вот до лесбиянок наш шоу-бизнес только в этом году додумался. Видать, хитрые продюсеры посмотрели "Покажи мне любовь" и выдали "Тату". Да так, что теперь в метро невозможно ездить. Девицы сидят напротив друг друга, в упор рассматривают, начинают губки облизывать. А в мозгах шумит: «Я сошла с ума»… (журнал «Молодой», январь 2000 «"ТАТУ" и все такое…»).

Сила песни – в прецеденте: нарушен один из самых стойких, освещенных веками социальных стереотипов гетеросексуальности. А сила нимфеток – в «невменяемости»: добровольное признание «я сошла с ума» обезоруживает («Мама-папа, прости…»).

Фильм «Идиоты»

Еще один социальный шок – фильм «Идиоты» Ларса Фон Триера (1998, Дания). Он снят ручной камерой, наподобие документального – хроника одной коммуны идиотов, которые наотрез отказываются жить по «нормальным» законам общества. Молодые люди развлекаются тем, что имитируют поведение слабоумных. Это позволяет им эксплуатировать снисходительность и жалость людей и пользоваться многочисленными привилегиями: бесплатно посещать рестораны, бассейн, экскурсии и т. п.

Их лидер пытается подвести под их поведение идеологическую базу: «В чем смысл этого общества, которое становится все богаче и богаче? Но никто от этого не становится счастливей. Еще в каменном веке все идиоты вымерли. Сейчас это не должно повториться. Быть идиотом – это роскошь и это шаг вперед. Идиоты – это люди будущего. Если только человеку удается найти идиота, своего собственного идиота – он счастлив…»

Совершенно случайно к компании примыкает Карен, у которой только что умер новорожденный ребенок. Об этом зритель узнает в самом конце фильма, и тогда станет понятным равнодушие Карен к тому, где, как и с кем жить. Однако на протяжении всего фильма она задает «идеологу» коммуны «нормальные» вопросы: «Зачем они это делают? Есть же и настоящие больные? Мне жаль тех людей, которые, в отличие от нас, лишены рассудка. Как можно оправдать эту игру в идиотов?» И еще: «Я бы только хотела понять… почему я здесь?» И тот отвечает: «Может быть, потому, что в тебе сидит маленький идиот и стремится выйти наружу и найти себе компанию, как ты думаешь?»

Для главной героини это не игра, а совершенно новый, счастливый образ жизни. Новизна в том, что, оказывается, можно не относиться с трепетом к дорогой черной икре, а есть столовыми ложками и даже раскидывать по сторонам (Карен: «Это дорогая еда, многие люди голодают!»). Можно обманывать, если опасно говорить правду, можно настаивать на своих правах.

Базовые права человека – право на существование, на территорию и защиту ее, на потребности и их удовлетворение, на любовь – Карен, как и множеству людей, трудно воспринимать как данность. До сих пор она жила в том убеждении, что счастье надо заслуживать, в противном случае возникает чувство вины. Со слезами на глазах Карен признается: «Мы здесь так счастливы. Я не имею права быть такой счастливой!» Одна из «идиоток» успокаивает ее: «Имеешь. Конечно, имеешь. Имеешь право быть здесь и быть счастливой. Ты мне веришь? Веришь?» – «Да. Верю. Да».

Наконец, главный герой предлагает членам «коммуны» выйти «в народ» – начать «валять дурака» в реальной жизни. Те неохотно соглашаются, бросают жребий, но в реальной жизни – на работе или в семье – никто из них не рискует быть маргиналом, нарушить социальные ожидания и тем самым получить неодобрение окружающих. И тогда именно Карен решается на эксперимент – вернуться в собственную семью и вести себя по-идиотски: «Быть идиоткой вместе с вами – это, возможно, лучшее, что со мной было. Увидим, смогу ли я доказать, что все это имело смысл».

Пригласив с собою «эксперта», она возвращается в свою квартиру. Многочисленные родственники, включая мужа, не проявляют ни радости, ни удивления, увидев ее. Все садятся за стол. При первых же признаках «дуракаваляния» ее муж, не сказав ни слова, отвешивает ей оплеуху и продолжает есть. Все делают вид, что ничего не произошло. Девушка-эксперт встает и говорит: «Достаточно. Пойдем отсюда, Карен». Конец фильма.

Все так красноречиво ясно, что, вроде, и не нуждается в комментариях. Когда «нижняя» ступенька пирамиды Маслоу – витальные потребности – удовлетворена, люди могут позволить себе быть такими «идиотами», что замахнуться на удовлетворение «высших» потребностей – к примеру, безусловно любить друг друга…

Передача «Скрытой камерой»

По сути, это «идиотизм» – идти против социальных стереотипов. Однако не идти – значит подвергнуться стагнации, застою.

Когда речь идет о зрелищах, то очень ярко проявляется разница в культурах двух обществ: американского и нашего. Я смотрю «Скрытой камерой», где люди сняты в самых «дурацких» проявлениях, и при этом большинство счастливо, узнавая, что попали на экран. Сравниваю с передачей Комиссарова (наш вариант «скрытой камеры», несколько лет назад шедший по ТВ): девушка заходит в переполненный общественный транспорт с обручем, дающем ей личное пространство, и на нее обрушивается шквал агрессии пассажиров. А между тем речь идет о психологическом базовом праве на собственную территорию и ее защиту… В другом сюжете балерина в пачке и пуантах с пластинкой «Лебединого озера» подмышкой звонит в двери квартир незнакомых людей и просит позволить ей порепетировать танец...

Про что эти передачи? Когда с экрана посредством видеосюжета к нам обращаются с призывом: «Люди, будьте глупыми!» – мы воспринимаем это как: «Люди, не бойтесь экспериментировать, пробуйте нетрадиционное, забудьте про условности, раскройте свою творческую часть». Нам кажется, именно это мы предлагаем попробовать нашим клиентам на терапевтических сессиях. Порой они кажутся театром абсурда, кажется, что, подобно Дураку в картах Таро, мы сделаем шаг вперед и полетим в пропасть, но странным образом именно на этом пути мы обретаем жизненную силу, энергию к новым свершениям и, самое ценное, утраченную радость бытия.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных