Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этап творческого рисунка




Стадия «самости» заключается в том, что ребенок накопил определенное количество зрительных образов, приобрел отдельные изобразительные навыки, и поэтому у него появляется потребность выразить свое отношение ко всему, что он воспринял, понял, за­помнил. Наступает период синтеза, возникающего на основе пред- шестуют этапа анализа.

Если на предыдущих стадиях дети легко соглашаются дорисовать совместно с педагогом свои каракули, то на этой стадии они в боль­шинстве своем отказываются от совместного творчества: «Я сам...» Если лишить дошкольников возможности на этой стадии самовы­разиться, то все последующие знания могут просто не усвоиться, поскольку творческое развитие помимо этапов и стадий предпола­гает реализацию нескольких направлений:

- накопление;

- обобщение;

- сопоставление с имеющимся опытом;

- собственная интерпретация;

- расширение знаний, умений;

- подражание;

- уточнение;

- творческая инициатива;

- свободное владение техниками и материалами, творческое фан­тазирование.

Поэтому очень важно с точки зрения качественного овладения ребенком основами изобразительной грамоты организовывать педа­гогический процесс так, чтобы после длительного периода накопле­ния первого опыта в области рисования дошкольник проявил само­стоятельность при выполнении работы. Ведь самостоятельность, один из критериев творчества, характеризует степень свободы личности не только в оценке воспринимаемых явлений действительности, но и в передаче внутренних ощущений, возникающих в процессе соз­дания образов, в умении смело трансформировать представления о чем-либо, дополняя, придумывая новые элементы.

Малыши не просто проявляют активность в нанесении изобра­жений, но и добиваются получения определенного образа, пока еще довольно примитивного. В рисунках детей присутствуют повторяе­мость, ритмичность, несмотря на то что они могут увлеченно и дли­тельно заниматься рисованием, тщательно прорисовывать отдельные детали, оценивать на расстоянии выразительность образа и опреде­лить степень завершенности работы.

Новообразованием на этой стадии можно считать способность детей останавливаться в тот момент, когда работу, по их мнению, можно считать законченной, а не зарисовывать темной краской весь лист бумаги, как это было на более ранних стадиях.

Рисунки, создаваемые дошкольниками, пока еще не отличаются реализмом. И хотя в них отдельные признаки изображаемых пред­метов уже узнаваемы, характер владения приемами, техниками, вы­разительными средствами не стабилен. Важно придерживаться сле­дующей позиции. С одной стороны, взрослые не должны навязывать свою помощь и активно привлекать ребенка к сотворчеству, если он сам не стремится к нему. Но даже в условиях сотворчества инициа­тива должна принадлежать дошкольнику. С другой стороны, при возникающих у малыша затруднениях в выборе средств, в подборе материалов для использования той или иной техники следует очень тактично, ненавязчиво, косвенно продемонстрировать некоторые моменты, но на отдельном листке бумаги. И только в самых сложных ситуациях, когда ребенок готов прекратить выполнение работы из-за возникших затруднений, помочь ему совместно отработать элементы, не дорисовывая образ за ребенка. Необходимо вместе отметить удач­ные решения, найти ошибки, сравнить с другими изображениями, а также помочь достичь большей выразительности, соблюдая прави­ла композиции. Нужно не давать готовые знания, а искать совмест­ные пути решения, рассматривая различные варианты, стимулируя собственную активность ребенка.

Ошибки композиции, встречающиеся в детских работах — след­ствие недостатка художественно-изобразительного опыта, характер­ного для данного этапа развития творчества. Эти ошибки постепенно нужно устранять, иначе они будут укореняться и проявятся в дальнейшем, что скажется на качественном уровне работ.

Рисунки детей на стадии «самости» не исключают выразитель­ности образов. Она достигается оригинальным использованием цвета, фактуры, элементов стилизации или интересным содержа­нием самого рисунка. Интересными могут быть работы, относимые к разным стадиям детского творчества, но степень их выразитель­ности в каждый период имеет свою характеристику, обусловленную возрастными и психофизическими особенностями дошкольников.

Период, когда ребенок самостоятельно пытается интерпретировать собственный опыт в ходе практической деятельности, завершается тем, что «юный художник» начинает осознавать нехватку определен­ных знаний и умений в области рисования, поэтому он обращается за помощью к педагогу. В одних случаях такая ситуация сопряжена с появляющейся апатией к рисованию. В других — она приводит к подражанию взрослому или безынициативности, желанию действо­вать только по инструкции.

Стадия расширения художественно-изобразительного опы­та. Накопленные знания, умения конкретизируются и углубляются по нескольким направлениям. Во-первых, расширяется познаватель­ная сфера. Дети рассматривают различные предметы, объекты, яв­ления с точки зрения их структуры, образного выражения в искусстве. Во-вторых, закрепляется и совершенствуется техническая сфера в области основ изобразительной грамоты. Дети не только знакомятся с новыми выразительными средствами, техниками и приемами ри­сования, но и изучают новые способы передачи объектов окружа­ющего мира. В-третьих, развивается эмоциональная сфера. Дошколь­ники учатся изобразительными средствами выражать собственные мысли, чувства, эмоции, передавать свое отношение к создаваемому образу, отражать его характер.

Данная стадия представляет собой некое усложнение, которое строится поэтапно. Сначала расчленение прежнего опыта на состав­ляющие, затем на основе укрепления ассоциативных связей в отно­шении всего воспринимаемого и представляемого формирование сложного образа, подкрепленного новыми знаниями и умениями. В этой ситуации важно не сводить приобретения в области рисования до примитивизма, а, наоборот, на их базе формировать новые связи, показывая ребенку различные варианты раскрытия одной темы, раз­ные способы передачи образа.

Важное условие успешного развития дошкольников в этот пери­од — детальная проработка отдельных элементов рисунка. Не нужно бояться подробного показа приемов письма, сопровождая его объ­яснением. Именно в совокупности воздействуя на различные рецеп­торы, можно обеспечить усвоение законов и правил изобразитель­ного искусства, необходимых для построения разных по структуре образов: реалистичных, абстрактных и стилизованных.

Стадия свободного рисунка. На этой стадии дети создают раз­личные образы: реалистичные, стилизованные и абстрактные, стре­мятся выполнить неповторимый, оригинальный рисунок,. На этой стадии детям целесообразно демонстрировать различные по характеру, технике и степени сложности эскизы, раскрывающие одну и ту же тему. Принцип вариативности выступает в данном слу­чае творческим стимулом для детей. Практикой доказано: когда на занятии детям предоставляется один образец, они осознанно или подсознательно копируют его. Чем больше вариантов, тем интереснее и разнообразнее получаются работы. Эскизы предоставляются для того, чтобы дети могли увидеть разные способы изображения одно­го и того же предмета, явления и на основе увиденного придумать свой вариант.

Когда ребенок осознает свою изобразительную свободу, он вни­мание, активность направляет на содержание работы, стремясь ото­бразить сложные темы. Если же обучение было репродуктивным, то к старшему дошкольному возрасту появляется примитивизм в ри­сунках, характерной особенностью которого становятся цветовое и композиционное однообразие, стереотипизация образов.

Возраст 5 лет очень значим для дальнейшего творческого станов­ления, так как в этот период дети начинают давать оценку своим работам, сравнивать их с другими, сопоставлять с реальными объ­ектами окружающего мира и, замечая изобразительное несоответ­ствие, постепенно теряют интерес к рисованию.

Причины снижения интереса дошкольников к изобразительному творчеству педагоги видят в том, что меняются их потребности; ри­сование как способ общения отступает на второстепенный план, поскольку сюжетно-ролевая игра и непосредственное взаимодействие больше занимают детей. Безусловно, в старшем дошкольном возрас­те у детей больше возможности организовывать совместную деятель­ность друг с другом, но это не связано напрямую с затуханием ин­тереса к рисованию, так как изобразительное творчество может, наоборот, способствовать объединению детей в процессе выполнения коллективных работ.

Отсутствие побудительных мотивов к рисованию объясняется с тем, что при несистематичном и нецеленаправленном обучении дети к старшему дошкольному возрасту оказываются с довольно низким уровнем владения основами изобразительной грамоты, поскольку были лишены возможности проявить свой потенциал. Взрослые, об­легчая организацию педагогического процесса, не стремятся к со­зданию условий, стимулирующих детское творчество. Многих труд­ностей можно избежать, если начинать обучение с раннего возраста, не боясь, что дети не поймут, не запомнят, чего-то не сумеют. Не­возможно в старшем возрасте ждать творческого всплеска и ориги­нальных работ, если до этого момента был примитивизм, заключаю­щийся в искусственном упрощении изобразительных образов. Такой подход не облегчает развитие творчества, а препятствует ему. Снача­ла мы учим рисовать одной полоской дорожку в нижней части листа, а потом ругаем детей за отсутствие перспективы.

Ранний возраст — один самых ярких периодов, в который дети многому учатся, накапливают знания и умения. Не стоит упрощать то, что и так просто. Нужно подобрать адекватные методы обучения. Чем разнообразнее они, тем легче осуществить индивидуально- дифференцированный подход и при большом количестве детей в группе.

На стадии свободного рисунка роль педагога состоит в том, что­бы направлять детей, по необходимости давать советы, но не пред­лагать готовые варианты. Любой вопрос необходимо рассматривать с разных сторон, а решение принять должен сам ребенок. Если до­школьник решил, что у него работа не получилась и он намерен выбросить ее и начать работать на другом листе, педагогу необходи­мо убедить его, что все можно исправить (размыть, закрыть, списать и т.д.), но ни в коем случае не уничтожать рисунок. Во-первых, это нужно сделать потому, что каждый новый, чистый листок будет фор­мировать у ребенка страх перед неудачей. Следовательно, очередная неудача может усугубить негативное отношение дошкольника к своему творчеству. Во-вторых, исправление способствует выработке умения находить альтернативные решения, что немаловажно для развивающейся личности. В-третьих, исправление помогает сэконо­мить время на занятии, так как новая работа потребует больших временных затрат.

В процессе приобретения опыта и умения использовать его в рисо­вании у ребенка появляется возможность вносить новые элементы, осознанно экспериментировать с техниками и материалами, форми­руется потребность придумать нечто такое, чего раньше еще не было.

Стадия фантазирования. Не все дети переходят на стадию фантазирования. Суть творчества не ограничивается изобретением чего-то нового и ценного для общества, самое главное — чтобы ре­зультаты творчества были ценными для самих детей.

Возраст 6 — 7 лет во многом переломный. Все, чем овладевают дети до 7 лет, становится их прочным приобретением на последую­щие годы. У людей, не имеющих отношения к рисованию, уровень работ остается таким же, каким он был в этом возрасте.

Характер творческого развития детей зависит не только от их ху­дожественной интуиции, но и от педагогического воздействия ква­лифицированных специалистов, которые помогают дошкольникам реализовать их творческий потенциал, стимулируя их собственные эстетические потребности.

 

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных