Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этап творческого конструирования




Стадия элементарных построек. Ребенок, совмещая несколько деталей, создает простейшие постройки, сначала мало похожие на ре­альные объекты, но понятные ему, поэтому он включает их в игру.

Артем (11 мес.), поставив кубик на кирпичик, сверху устанавливает ма­шину и звукоподражанием, мимикой, жестами показывает, что у него по­лучился гараж. И хотя взрослым постройка мало чем напоминает гараж, Артем с полной уверенностью утверждает обратное.

Первые конструкции, так же как и первые рисунки, не отличают­ся большим реализмом, но, самое главное, в этот период дети на­чинают вкладывать определенное содержание в то, что они создают. Таким образом, можно говорить о начавшемся преобразовании зри­тельного, познавательного опыта в конструктивные образы.

Роль взрослого в этом процессе значительна. Учитывая, что уро­вень развития конструктивных умений детей невелик, необходимо расширить содержательную и техническую стороны конструкций. Нужно показать малышу, что один и тот же объект можно построить разными способами, используя разнообразные детали и конструк­тивные приемы. Взрослые, вступающие в сотворчество, должны подробно пояснять все свои действия, чтобы малыши могли запом­нить алгоритм постройки того или иного объекта.

Стадия подражания и копирования. Именно на этой стадии у детей очень часто пропадает интерес к конструированию, поскольку они не всегда могут самостоятельно найти адекватные способы соз­дания построек, а взрослые не так часто помогают им. Чтобы акти­визировать детское конструктивное творчество, нужно расширить представления детей о механизмах возведения построек из конструк­торов разных типов (от «Теремка» до «Лего»), тем более что ныне есть возможность выбора в зависимости от предпочтений и потреб­ностей. В этом случае подражание и копирование позволяют более детально опробовать разные конструктивные приемы, чтобы в даль­нейшем быть независимым в плане техники.

На стадии копирования параллельно с соответствующими упраж­нениями целесообразны фрагментарная репродукция, творческие задания с целью ознакомления детей с архитектурными сооруже­ниями, различными по стилю и характеру, а также с предметами дизайна, так как оба вида искусства напрямую связаны с конструк­тивным творчеством.

Когда ребенок понимает суть конструктивных приемов, у него появляется потребность создать свою постройку.

Стадия свободного конструирования. Дети не просто стремят­ся к самостоятельности в возведении конструкций, но и стараются придать своим сооружениям конструктивную образность. Конечно, первоначально дети выполняют постройки с опорой либо на картин­ки, либо на схемы. Иногда в качестве образца выступают фотографии тех или иных объектов. Но чем больше построек дети создают, тем больше новшеств они в них вносят.

Если недостает каких-то деталей для того, чтобы получилось за­думанное сооружение, дети легко находят им замену, используя для этого различные материалы: природные, бросовые, пластические. Все создаваемое детьми в процессе конструирования активно ис­пользуется в игре, дети конструируют в большей степени для игры, которая выступает в качестве стимулирующего фактора.

Как правило, детские конструкции выполняются на основе ком­бинирования отдельных фрагментов: башню я возьму с этой картин­ки, а мост — с другой. Но бывает, что дети, используя базовые фор­мы, придают постройке новый вид.

Стадия конструктивного фантазирования. Дети не только придумывают оригинальные и необычные по форме конструкции, но и нестандартные, новые приемы, способы соединения деталей.

Ваня (6 лет) неожиданно для себя открыл, что мелкие детали на кон­струкции можно закрепить с помощью глины и воска.

Конструктивное творчество не ограничивается работой со строи­тельным материалом. В его состав также входит деятельность с при­родными и бросовыми материалами, бумагой. Однако выделять этапы и стадии конструктивного творчества в процессе работы с этими материалами представляется нецелесообразным, поскольку самостоятельно ребенок не воспринимает обозначенные материалы как средства для создания какой-либо конструкции. Только от педа­гога или взрослого он может узнать об их конструктивных возмож­ностях. Если в работе с конструктором или с красками дети, даже не имеющие изобразительного опыта, с интересом экспериментируют, открывая для себя различные приемы, то действия с каким-либо из указанных материалов приводят, как правило, к довольно ограни­ченным и примитивным результатам.

Работа с бумагой сводится к тому, что ее мнут, на ней рисуют, ее режут ножницами или рвут руками. Других приемов конструирования из бумаги дети самостоятельно найти не могут.

Примерно такая же ситуация с природными и бросовыми мате­риалами. Поделки, которые дети самостоятельно способны создать из них, крайне просты, а иногда шишки, травки, коробочки, пласти­ковые бутылки воспринимаются только с точки зрения их прямого назначения, и не более того. В связи с этим конструктивное творче­ство с использованием природного, бросового материалов и бумаги логичнее рассматривать с точки зрения целенаправленного обучения в разделе, раскрывающем специфику данного вида творчества.

Для того чтобы иметь полное представление о том, как проис­ходит творческое развитие ребенка в различных видах деятельности, важно рассмотреть особенности взаимодействия дошкольника с пла­стическими материалами.

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных