Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этап изобразительной пластики




Стадия элементарной пластики. Ребенок создает свои первые пластические образы, которые не отличаются реализмом, но пред­ставляют собой некий сплав элементарных умений в лепке с первич­ным опытом восприятия, обобщения и отображения воспринимаемой действительности. Эти поделки порой наивны и просты, но очень тонко передают яркие черты изображаемых объектов.

Маша (2 г. 1 мес.) у мышки сделала большие глаза и пояснила: «Она же киску увидела». Алиса (2 г. 3 мес.) слепила пауку большое туловище и ко­роткие лапки: «Животик у него должен быть большим, а то муха не поме­стится, а лапки короткие, чтобы висеть удобнее на паутине». А у Дани (1г. 6 мес.) получился комок округлой формы, из которого в разные стороны были вытянуты тонкие столбики. Когда педагог спросил, что он слепил, Даня сморщил нос и стал изображать сап ежика, (цв. вкл. рис. 11)

Необходимо познакомить детей и с другими пластическими мате­риалами, в том числе с глиной, чтобы расширить представления об особенностях создания пластических образов из разных материалов.

В период, когда дети еще недостаточно владеют пластическими материалами, техническими приемами лепки, когда они совершают первые шаги в постижении основ скульптурного искусства, целе­сообразно использовать вместе с основными материалами, допол­нительные, чтобы помочь детям придавать выразительность образу, тем самым стимулируя их творческие поиски.

На стадии элементарной пластики очень важно не допускать из­лишней опеки. Помощь детям необходима, если используемые ими приемы не позволяют получить ожидаемый результат.

Ребенок с силой прижимает две детали своей поделки, но они у него распадаются. Нужно подсказать, каким образом стоит поступить в этой ситуации — использовать примазывание.

В отношении содержания и формы пластических образов целе­сообразнее роль наблюдателя, чем активного участника, так как ре­бенок, имея пусть даже элементарный опыт, старается высказать все то, что он успел узнать, увидеть и понять. Следовательно, грубое вмешательство педагога, корректирующего поделку в соответствии с собственными представлениями об образе, не вполне уместно, по­скольку у детей может снизиться интерес к лепке. Помощь может оказываться только по просьбе ребенка.

Овладение приемами и способами лепки дает возможность быть более раскованными в плане самовыражения. В этом случае на сме­ну приходит другая стадия творческого развития.

Стадия свободной лепки. Дети не только закрепляют и расши­ряют свой изобразительный опыт в лепке, но и пытаются передавать выразительность в создаваемых пластических образах, отображать их характер и собственное отношение к ним. В процессе лепки они стараются добавить свои элементы, сделать работу отличной от дру­гих. Если на более ранних этапах дети могли свою неумелость скрыть, выдумывая характеристики образа, то на данной стадии они нахо­дятся в поиске интересных форм, сюжетов, приемов. Именно в этот период дети самостоятельно могут привлекать другие материалы с целью придания пластическому образу наибольшей выразительности и оригинальности. Поделки, выполненные ими на этой стадии, очень часто используются в театрализованной деятельности и сюжетной игре.

Несмотря на то, что лепка фигур — довольно сложный и кро­потливый процесс, при умелом руководстве она вызывает повы­шенный интерес дошкольников, обусловленный тем, что их мож­но взять в руки, рассмотреть с разных сторон. Детям свойственно тактильное обследование предметов. Поэтому на выставках они стараются тайком потрогать экспонат, в магазине взять игрушку в руки, а не разглядывать ее со стороны. Тактильные ощущения очень важны в формировании изобразительного опыта. Тактильная па­мять помогает детям впоследствии точнее передавать характери­стики того или иного объекта (предмета). Поэтому пластическое творчество необходимо развивать наравне с другими, начиная с раннего детства.

Стадия пластического фантазирования. Овладев основными техниками, способами лепки, дети начинают обогащать и расширять содержательную сторону своих пластических образов, придумывая нестандартные варианты и комбинации приемов.

На этой стадии детские работы очень разноплановы, неоднознач­ны. Каждый ребенок проявляет себя особенным образом. Единствен­ное, что их объединяет, — это стремление хотя бы в чем-то проде­монстрировать свой стиль, отличный от других.

Дети начинают с неумелых, но интересных «каракулей», посколь­ку обладают потрясающей художественной интуицией. Далее развитие происходит эффективно при разумном руководстве, способствующим раскрытию всего того, что заложено в ребенке. Тогда, осваивая осно­вы изобразительного искусства, дошкольник становится свободным в выражении своих впечатлений, ощущений, отношений. И это служит показателем развития творчества.

2 вопрос.

Своеобразие художественного образа, создаваемого дошкольником, сам процесс его зарождения и воплощения обусловлены особенностями психического и личностного развития ребенка-дошкольника.

Что это за особенности?

В первую очередь это особенности нервных психических процессов, реализующий творческий акт. Особого внимания заслуживает анализ воображения. Воображение – основа творческой деятельности, а творчество – один из существенных показателей развития личности, одна из сущностных ее характеристик.

В то же время воображение - основное психическое новообразование дошкольного детства. Этот возрастной период сензитивен для его развития. Следовательно, одна из главных задач взрослых - создать благоприятные условия для его развития в контексте разных видов деятельности и в первую очередь в тех, которые по сути своей основаны на этом психическом процессе, не могут без него существовать. Значит, именно в них идет и наиболее интенсивное его развитие (игра, художественная деятель­ность). Поэтому внимание взрослых к воображению и творчеству дошкольника в процессе руководства его изобразительной деятельностью должно быть первоочередным. Воображение - психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путём переработки материала восприятий и памяти. Назовите, какие функции воображения вы знаете?

1. Познавательная - расширение и углубление знаний о действительности.

2. Антиципации - предвосхищение результата деятельности.

3. В общении воображение играет важную роль в процессе понимания человеком другого человека.

4. Формируется мечта, которая выполняет функцию мотивации (побуждение к деятельности).

5. Защитная функция (переживание будущих возможных неприятностей предохраняет нас от стресса и неожиданностей).

Воображение и эмоции. Связь двоякая.

1. Эмоции влияют на воображение. Закон двойного выражения чувств - человек не только переживает какую-то эмоцию, но стремится воплотить её в образах.

2. Воображение влияет на эмоции. Закон реальности чувств. Ситуация, когда эмоция находит своё выражение в образе фантазии, воображение ослабляет реальное проявление эмоций, т.е. в рисунке человек изживает эти эмоции. Эта закономерность используется в психотерапии.

Техника воображения. В основе воображения - анализ и синтез. Давайте вспомним приёмы воображения.

1. Агглютинация (склеивание) - создание нового путём присоединения в воображении частей или свойств разных объектов.

2. Акцентирование некоторых сторон отражаемого предмета или явления (в основе шаржа, герои литературы - хватайка), акцентирование путём сравнения.

3. Гиперболизация - преувеличение предметов, явлений или их отдельных частей (Илья Муромец).

4. Преуменьшение.

5. Схематизация, где отдельные черты сглаживаются, а главные выступают отчётливо.

6. Превращение образов - оставаясь самим собой, в то же время образ приобретает новый вид, не соответствующий своей природе.

7. Уподобление - использование метафор - образование движения слов на базе переносного значения. Пример: символ лев - сила, кошка - хищность. Аллегория -воплощение абстрактного понятия в реальный образ (Флора, Фауна).

8. Типизация - обобщение типичных черт представителей какого-то времени, какой-то эпохи в данном образе.

Вспомним формы и виды воображения.

Пассивное и активное воображение.

Пассивное имеет место тогда, когда воображение создаёт образы, которые не осуществляются и не предполагают осуществляться.

Например, непроизвольное - сны, галлюцинации, произвольное - грёзы, дневные защитные фантазии.

Творческое воображение - это самостоятельное создание образов без опоры на какой-то материал - объективную и субъективную новизну результата.

Качество воссоздающего воображения зависит от богатого опыта. Особенность воссоздающего - человек создаёт образы, опираясь на чужой опыт.

Рассмотрим особенности детского воображения.

Детское воображение беднее, чем у взрослого, качество и разнообразие комбинаций уступают комбинациям взрослого. Выготский отметил такое качество образов детского воображения, как субъективность. Ребенок - своеобразный исследователь, он ставит вопросы, выдвигает гипотезы и проверяет их. Отсюда удивительные «открытия» малышей в области языка, зафиксированные К.И.Чуковским. Оказывается, ворон - это Воронин муж, а ножницы, непонятно, почему так назвали, гораздо правильнее назвать «режницы». При всем этом свобода детского воображения не беспредельна. А.В.Запорожец отмечал реализм детского воображения. Именно поэтому ребенок, участвуя в сочинении сказки, согласился, чтобы чернильница сторожила дом, но не захотел, чтобы она при этом лаяла, а предложил, чтобы она лучше фыркала чернилами (А. В. Запорожец). Воображение и чувства в творческом процессе тесно взаимосвязаны, чувстве стимулируют работу воображения, образы воображения рождают чувства. У ребенка чувства неглубокие (хотя и яркие), недостаточно осознанные. Детские чувства отличаются искренностью, непосредственностью. Восприятие, мышление, чувства, интуиция проявляются у ребенка в структуре воображения. Детское воображение отличают яркое видение образа, способность к быстрому вхождению в образ, в изображаемые обстоятельства. Это характерно почти для всех дошкольников. Чем младше ребенок, тем больше он верит в создаваемые им и другими образы. Наиболее ярко это проявляется в игре. Не случайно К.С.Станиславский призывал актеров учиться у детей искусству игры, искусству вживания в образ и органичного в нем существования. Большой интерес вызывают работы О.М. Дьяченко. Глубокое изучение ею закономерностей развития воображения у детей позволило ей создать специальную программу целенаправленного развития этой способности у детей 3-7 лет. В исследованиях психологов (Л. С. Выготского, А. Н.Леонтъева, А.Л Кошелевой, А.В.Запорожца, О.М.Дьяченко) выделяются и анализируются два вида воображения - «познавательное» и «эмоциональное», которые начинают дифференцироваться к трем годам. По данным О.М.Дьяченко дети подразделяются по признаку преобладания того или иного вида воображения.

Зарисуем таблицу.

«Познавательное» «Эмоциональное»
связано с отражением объективного мира, как такового. При любом содержании рисунка ребёнок будет стремиться более подробно, детально, последовательно изображать предмет и сюжет, проявляя при этом творчество. Показатель оригинальности ниже (в средней и старшей группе)   Дети более успешно планируют свою деятельность и более самостоятельны при выполнении задания.     Для детей цвет имеет меньшее значение как выразительное средство. Именно эти дети могут использовать карандаш одного цвета и меньше варьируют цвет. Цвет изображаемого обычно соответствует реальности.   связано с отражением собственных переживаний своего «Я». Дошкольник может удовлетвориться и более схематичным изображением, дети творчески фиксируют в изображении в основном свои переживания, отношения. Показатель оригинальности выше (в младшей и подготовительной группах) кризисы 3, 7 лет Ребенок действует более беспорядочно и нуждается в эмоциональной поддержке взрослого, чаще обращается за помощью. Такие дети более зависимы от взрослых в регуляции и оценке их собственной деятельности (хотя задания могут выполнять на высоком уровне). Дети цветом выражают свое отношение к рисунку, они любят его варьировать, и в меньшей степени озабочены степенью реалистичной цветовой характеристики образа (корова может быть красной).  
«Познавательное» воображение может смениться на «эмоциональное», если ребенок находится в ситуации, связанной с эмоциональными трудностями. Данная закономерность позволяет понять, почему в одной и той же группе одни ребята пытаются тщательно изображать, вырисовывать детали, а другие только намечают изображение, фиксируя внимание на динамике события. Почему для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, а другим выразить взаимоотношения персонажей, настроение и т.п. Учитывая эту закономерность, педагог может соответственно строить свою работу с детьми.
«Познавательное» «Эмоциональное»
1. Направлять детей на передачу своего отношения к содержанию 2. В любом возрасте создание оригинальных образов возможно при наличии свободы, поощрения смелости, отсутствия жестких регламентирующих оценок, тогда ребенок смело варьирует свой опыт, экспериментирует, находит новое в темах, замыслах, способах исполнения. 3. Больше стимулировать поиск своеобразия, оригинальности содержания и способов воплощения образа, обращать на это внимание при анализе работ. Нужно радоваться оригинальности, своеобразию рисунка ребенка.   1. Направлять детей на усиление в рисунке изобразительной стороны. 2. Чтобы сохранить и поддержать тенденцию к развитию оригинальности изображения, следует принимать все, что делает в рисунке (лепке) малыш, лишь стимулируя в интересной для него форме упражнение в способах действия. В работе с детьми младшей и подготовительной групп надо быть особенно чуткими к переживаниям детей, щадить их самолюбие, предоставлять больше свободы для самовыражения, осторожнее относиться к оценке рисунка, в котором, ребенок может не столько изображать, сколько обозначать свое состояние, настроение, желание. 3. Важно направлять на более четкое планирование содержания, способов, последовательности воплощения образа. При анализе их работ (в старшем воз­расте), отмечая выразительность и оригинальность, связывать это со способами изображения, качеством планирования. Нужно выражать уверенность в возможностях ребенка, восхищаться его настойчивостью, умением найти средства выражения. 4. Более целенаправленно строить работу по формированию творческих замыслов у дошкольников: организовывать индивидуальную работу с детьми в момент реализации ими замысла, стимулировать смелость, чувство уверенности в себе у детей, сосредоточенных на своих переживаниях. 5. Нужно помнить, что эти дети нуждаются в особом подходе при оценке результатов их деятельности и при предъявлении заданий. Самооценка может быть высокой, а задание такой ребенок выбирает более легкое. Это говорит о том, что ребенок сомневается в своих возможностях, но хочет считать себя самостоятельным, умеющим, знающим.
Таким образом, существует 2 фактора, определяющего своеобразие детского творчества: 1. Воображение. 2. Индивидуальные свойства - это свойства характера и способностей, т.е. те действия, в которых отражается интерес человека к другим людям, которые делают его пригодным к деятельности. Итак, характеристика детского рисунка дает ответ на вопрос, чторебенок может сделать в сфере художественной изобразительной деятельности. Анализ этапов творческого акта - какребенок создает художественно-выразительный образ. Анализ специфики психических процессов, проявляющихся и составляющих изобразительную деятельность, а также взаимосвязь их с некоторыми особенностями личности дошкольника - ответ на вопрос, почему ребенок проявляет себя таким образом в процессе и в результатах деятельности.

 

3 вопрос.

С пониманием сущности детского творчества тесно связан вопрос о конкретных критериях его оценки. Это один из сложнейших и нерешенных однозначно до сих пор вопросов. В западной психологии широко распространены методы тестирования, дающие определенное представление о творческих потенциях и актуальном уровне творческого развития человека.

В настоящее время они широко используются и у нас (методика определения К. Гилфорда, Торренса и др.) в подлинном или преобразованном варианте. Модифицированная диагностика О.М. Дьяченко. Показатель активности воображения: тип решения задач.

Однако неестественность ситуации тестирования, ограничение во времени, невозможность учесть личностные характеристики и другие недостатки тестов не дают полной и объективной картины. Поэтому сами ученые приходят к выводу, что методы измерения и оценки творчества должны быть более естественными и не представлять собой прямолинейные тесты.

Выбор критериев оценки детского творчества осложняется и неоднозначным определением в науке сущности творчества вообще и детского творчества в частности. Одну из попыток систематизировать критерии оценки детского продуктивного художественного творчества предприняла Н.А. Ветлугина. Это показатели, характеризующие:

- отношения интересы, способности детей;

- способы творческих действий;

- качество детской продукции.

Их можно взять за основу при определении критериев оценки детской изобразительной деятельности как творческой.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных