Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Пред началом Вечерни отверзаются Царские врата.
Затем диакон испрашивает благословения предстоятеля на начало службы. Священник, стоя перед престолом в алтаре, произносит обычный возглас совершаемой вечерни Благословен Бог наш всегда: сейчас, и повседневно*, и в вечности*, которым исповедует как ветхозаветное знание человека о Боге, так и богословствует в благодати Нового Завета, прославляя Святую Троицу.
* Повседневно – до окончания нашего мiра, в котором действует отсчёт времени, данный нам как напоминание о приближающемся Страшном Суде; в вечности – когда закончится наш мiр и наступит новый, не имеющий времени, а следовательно, и конца.
Хор поет: Аминь. Слово «аминь» в переводе с еврейского означает: «истинно», «да будет так». Оно служит подтверждением сказанного, и блаженный Иероним называет его «печатью молитв». Затем чтец читает:
Пріиди1те, поклони1мсz цReви нaшему бGу.
| Придите, поклонимся* Царю нашему, Богу.
| * Призывая к поклонению Господу Иисусу Христу как Царю — Создателю и Владыке мiра видимого и невидимого (Ин 1:3; Откр. 1:5).
| Пріиди1те, поклони1мсz и3 припадeмъ хrтY, цReви нaшему бGу.
| Придите, поклонимся и припадём ко Христу, Царю, нашему Богу.
| Пріиди1те, поклони1мсz и3 припадeмъ самомY хrтY, цReви и3 бGу нaшему.
| Придите, поклонимся и припадём к Самому Христу, Царю и Богу нашему.
| Пріиди1те, поклони1мсz и3 припадeмъ къ НемY.
| Придите, поклонимся, и припадём к Нему.
| И, по прочтении призыва к поклонению, чтение продолжается произнесением «предначинательного» псалма. Но это уже не тот же псалом, который читался на Изобразительных, а псалом 103, которым обычно начинаются вечерние службы. Собственно, и эта служба называется «вечерня», и должна совершаться перед закатом, но из снисхождения к невозможности прихожан приходить столько раз за день в храм, духовенство обычно служит эту службу сразу после Царских Часов.
Бlгослови2 душE моS гDа: гDи б9е м0й, возвели1чилсz є3си2 ѕэлw2, во и3сповёданіе и3 въ велелёпоту њблeклсz є3си2. Њдэsйсz свётомъ ћкw ри1зою, простирazй нб7о ћкw к0жу. Покрывazй водaми превhспрєннzz сво‰, полагazй џблаки на восхождeніе своE, ходsй на крилY вётрєню. Творsй ѓгGлы сво‰ дyхи и3 слуги6 сво‰ џгнь палsщъ. Њсновazй зeмлю на твeрди є3S, не преклони1тсz въ вёкъ вёка. Бeздна, ћкw ри1за њдэsніе є3S, на горaхъ стaнутъ в0ды. T запрещeніz твоегw2 побёгнутъ, t глaса гр0ма твоегw2 ўбоsтсz. Восх0дzтъ г0ры, и3 низх0дzтъ полS въ мёсто, є4же њсновaлъ є3си2 и5мъ. Предёлъ положи1лъ є3си2, є3гHже не прeйдутъ, нижE њбратsтсz покрhти зeмлю. Посылazй и3ст0чники въ дeбрэхъ, посредЁ г0ръ пр0йдутъ в0ды. Напаsютъ вс‰ ѕвёри сє1льныz, ждyтъ nнaгри въ жaжду свою2. На тhхъ пти6цы нбcныz привитaютъ, t среды2 кaменіz дадsтъ глaсъ. Напаszй г0ры t превhспреннихъ свои1хъ, t плодA дёлъ твои1хъ насhтитсz землS. Прозzбazй травY скотHмъ, и3 ѕлaкъ на слyжбу человёкwмъ, и3звести2 хлёбъ t земли2. И# віно2 весели1тъ сeрдце человёка, ўмaстити лицE є3лeемъ, и3 хлёбъ сeрдце человёка ўкрэпи1тъ. Насhтzтсz древA польск†z, кeдри лівaнстіи, и5хже є3си2 насади1лъ. Тaмw пти6цы вогнэздsтсz: є3рwдjево жили1ще предводи1тельствуетъ и4ми. Г0ры высHкіz є3лeнємъ, кaмень прибёжище зazцємъ. Сотвори1лъ є4сть лунY во временA, с0лнце познA зaпадъ св0й. Положи1лъ є3си2 тьмY, и3 бhсть н0щь, въ нeйже пр0йдутъ вси2 ѕвёріе дубрaвніи: СкЂмни рыкaющіи восхи1тити, и3 взыскaти t бGа пи1щу себЁ. ВозсіS с0лнце, и3 собрaшасz, и3 въ л0жахъ свои1хъ лsгутъ. И#зhдетъ человёкъ на дёло своE, и3 на дёланіе своE до вeчера. Ћкw возвели1чишасz дэлA тво‰ гDи, вс‰ премyдростію сотвори1лъ є3си2: и3сп0лнисz землS твaри твоеS. СіE м0ре вели1кое и3 прострaнное, тaмw гaди, и4хже нёсть числA, живHтнаz м†лаz съ вели1кими. Тaмw корабли2 преплaваютъ, ѕмjй сeй, є3г0же создaлъ є3си2 ругaтисz є3мY. Вс‰ къ тебЁ чaютъ, дaти пи1щу и5мъ во бlго врeмz. Дaвшу тебЁ и5мъ, соберyтъ: tвeрзшу тебЁ рyку, всsчєскаz и3сп0лнzтсz бlгости. Tврaщшу же тебЁ лицE возмzтyтсz: tи1меши дyхъ и4хъ, и3 и3счeзнутъ, и3 въ пeрсть свою2 возвратsтсz. П0слеши д¦а твоего2, и3 сози1ждутсz, и3 њбнови1ши лицE земли2. Бyди слaва гDнz во вёки, возвесели1тсz гDь њ дёлэхъ свои1хъ: Призирazй на зeмлю, и3 творsй ю5 трzсти1сz: прикасazйсz горaмъ, и3 дымsтсz. Воспою2 гDеви въ животЁ моeмъ: пою2 бGу моемY, д0ндеже є4смь. Да ўслади1тсz є3мY бесёда моS, ѓзъ же возвеселю1сz њ гDэ. Да и3счeзнутъ грBшницы t земли2, и3 беззакHнницы, ћкоже не бhти и5мъ: бlгослови2 душE моS гDа. С0лнце познA зaпадъ св0й: положи1лъ є3си2 тьмY и3 бhсть н0щь. Ћкw возвели1чишасz дэлA тво‰ гDи, вс‰ премyдростію сотвори1лъ є3си2.
| Благослови, душа моя, Господа! Господь, Бог мой, как Ты велик! Твои облачения — величье и слава, как плащом, Ты окутан светом. Небо, словно шатёр1), раскинул, покрываешь водами2) высоты Свои. Облака — колесница Твоя, Ты летаешь на крыльях ветра3). Ты ветры делаешь Своими посланцами, Своими слугами — огонь и пламя4). На опорах поставил Ты Землю, чтобы вовек не сдвинулась с места. Как одеждой, её Океаном покрыл. Выше горных вершин были воды5). Ты прикрикнул на них — побежали они, заспешили, когда прогремел Твой гром, по горам промчались, спустились в дол — собрались там, где Ты повелел. И Ты границы назначил для них: впредь они не затопят землю! По ложбинам Ты посылаешь ручьи, и текут они среди гор, они поят всех полевых зверей, утоляют онагры6) жажду. Над ручьями селятся птицы, средь листвы слышны их голоса. Орошаешь Ты горы из чертогов Своих, и плодами Твоих рук насыщается земля. Ты траву растишь для скота и злаки, чтобы люди возделывали их, чтобы хлеб добывали у земли: чтоб сердца людей вино веселило, чтобы лица их от масла блестели, чтобы хлеб подкреплял их силы. Напоены водой деревья Господни — Им посаженные кедры ливанские. Птицы там гнёзда вьют, аисты живут среди сосен. Вершины приют дают горным козлам, скалы — приют даманам7). 8)Ты луну сотворил, чтобы показывала время. Солнцу час заката назначен. Ты наводишь тьму, наступает ночь, когда звери рыщут в лесу. Львы, рыча, на охоту выходят — ищут пищу, что Бог им послал. Когда Солнце взойдёт — уйдут, в своём логове лягут спать. На работу идёт человек — и до самого вечера трудится. Как многочисленны Твои творенья, Господи, и как же мудро Ты всё устроил! Твои созданья заполнили землю. Вот необъятное широкое море, и без числа в нём тварей морских. Там животные большие и маленькие9). Там плавают корабли. Левиафан10), Твоё творение, резвится там. Все к Тебе обращают взор — чтобы Ты дал им пищу, когда нужно. Ты подашь им — они подберут, Ты с ладони их кормишь — и они сыты. Ты отвернёшься — они в смятении. Отберёшь у них дыхание — умрут, снова станут глиной11). Пошлёшь Свой дух — они воссозданы. Так обновляешь Ты лик Земли12). Слава Господу — вовеки! Пусть радуется Он твореньям Своим! Он посмотрит на Землю — она дрожит. Прикоснётся к горам — дымятся. Буду петь о Господе доколе я жив, пока я есть — буду славить Его. Пусть Его порадует песнь моя, как и я о Господе радуюсь. Да не будет грешников на Земле! Да не будет на ней злодеев! Благослови, душа моя, Господа!
| 1) Вспоминается первый день творения, создание света и неба (см.: Быт. 1:1-5). Сравнение неба с шатром встречается у пророка Исаии (см.: Ис. 40:22).
2) Вероятно, имеются в виду небесные воды: ср. Пс. 28:10; Быт. 1:7; 7:11.
3) Вспоминается второй день творения (см.: Быт. 1:6-8).Тот же образ шествия Господа на облаках - см.: Ис. 19:1; Дан. 7:13.
4) В греч. языке понятия «дух, дыхание, дуновение, ветер» выражаются одним словом, посему в этом контексте, где говорится о стихиях, ст. 4 может иметь и такой смысл: «Ты превращаешь в ветер Своих Ангелов и во всепопаляющее пламя Своих служителей» или: «Ветры делаются Твоими Ангелами и пожигающий огонь — Твоими слугами». О явлении Ангела в пламени огня см. Исх. 3:1-2.
Вспоминается третий день творения (см.: Быт. 1:9-13).
Живописуется водная стихия в разных её проявлениях и порядок, внесённый в природу Богом.
5) Букв.:...на горах станут воды — вздымающаяся водная громада достигнет высоты гор, но не сможет затопить землю, не сможет нарушить установление Божие, стихия подчиняется Богу и начертанному Им порядку.
От водной бездны взор псалмопевца переносится на землю и на воду, текущую по земле, на её место и роль в природе: вода питает землю, поит растения, животных, вместе с землёй она создаёт среду обитания и среду произрастания для всей живой природы и человека.
6)...онагры - дикие ослы.
7) Даман — небольшое (до полуметра длиной) травоядное животное, обитающее в Африке и Палестине, в скалистых местностях.
8) Впечатление величия создаётся образом высоты: от обилия влаги вырастают высокие кедры, и на них высятся гнёзда аиста, вода как бы поддерживает эту верхушку дерева, тянется к ней; так же и земля тянется ввысь своими горами и скалами и на этой высоте принимает к себе животных.
Четвёртый день творения (см.: Быт. 1:14-19). Луна упомянута первой, потому что у древних евреев счёт времени вёлся по лунному календарю. Как и в предыдущих стихах, неживая природа объединяется здесь с одушевлённым міром: луна и солнце определяют собой ритм жизни человека и животных.
9) Пятый день творения (см.: Быт. 1:20-23).
10) Левиафан — морское чудовище, одно из воплощений хаоса, сокрушённое Господом.
11) Букв.: Отвратишь лицо Твоё — лишишь Своего благоволения;...отнимешь дыхание у них — ср. рассказ о сотворении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7).
12) Постоянное возобновление жизни — в руках Божиих.
|
Заключает чтение псалма славословие Пресвятой Троице:
Слaва nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у, и3 нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ. ґми1нь.
| Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и сейчас, и всегда, и в вечности. Аминь.
| Затем трижды (как очень многое в Церкви – в честь Пресвятой Троицы) произносится особое хваление Богу:
Ґллилyіа, ґллилyіа, ґллилyіа, слaва тебЁ б9е.
Возглашается Великая (мирная) ектения.
После мирной ектении поются стихиры «на Господи, воззвах» со стихами.
Пением Господи, воззвах и каждением в это время изображаются времена, когда дан был Богом чрез пророка Моисея Закон (Исх. 20:30; 7:8) и установлено ветхозаветное Богослужение. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя — это голос души, уклонившейся от Бога и нуждающейся в Его помощи. Люди не могли исполнить во всей строгости ветхозаветного Закона, который должен был привести людей к полному и живому осознанию невозможности спасения своими силами и чрез это возбудить в каждом человеке желание пришествия на землю Обетованного Спасителя міра, Который исполнит Закон и восстановит общение человека с Богом.
Запев псалма поётся хором, затем его читает чтец.
СТИХИРЫ НА «ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ»
И#з8 глубины2 воззвaхъ къ тебЁ гDи, гDи, ўслhши глaсъ м0й.
| Из глубины (сердца) я воззвал к Тебе, Господи, Господи, услышь голос мой:
| Пріиди1те, возрaдуемсz гDеви, настоsщую тaйну сказyюще: средостёніе градeжа разруши1сz, плaменное nрyжіе плещы2 даeтъ, и3 херувjмъ tступaетъ t дрeва жи1зни, и3 ѓзъ рaйскіz пи1щи причащaюсz, t негHже произгнaнъ бhхъ преслушaніz рaди: неизмённый бо џбразъ n§ь, џбразъ присносyщіz є3гw2, зрaкъ рабA пріeмлетъ, t неискусобрaчныz м™ре прошeдъ, не преложeніе претерпёвъ: є4же бо бЁ пребhсть, бGъ сhй и4стиненъ: и3 є4же не бЁ пріsтъ, чlвёкъ бhвъ чlвэколю1біz рaди. томY возопіи1мъ: рождeйсz t дв7ы б9е, поми1луй нaсъ.
| Придите, возрадуемся Господу, возвещая теперешнюю* тайну: отделявшая нас от Бога стена разрушена, пламенный мечь обращается вспять, и херувим отступает от древа жизни**, и я, изгнанный из рая за непослушание, приобщаюсь райской пищи, потому что неизменный образ Отца, образ вечности Его***, принимает внешний вид раба****, придя от не знающей брака Матери, не изменившись: Кем Он был, Тем остался – Богом истинным, и Кем не был – то принял, став человеком из любви к людям. Воскликнем Ему: Родившийся от Девы, Боже, помилуй нас!
| * т.е. явлённую сегодня, в Рождестве.
**Здесь упоминаются те меры, которые положил Бог после грехопадения Адама для охраны прохода в рай: «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч вращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:23-24), и вот теперь, в Рождестве, преграда доступу людей в рай разрушена: «пламенный меч», некий охранник рая, буквально «даёт свои плечи», т.е. поворачивается к Адаму спиной, своим слабым, незащищённым местом, становясь для него неопасным, а другой охранник – Херувим отступает со своего поста: путь в рай пришествием Христовым на землю вновь открыт!
***«… Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте…» (Евр.1:3).
**** см. также Фил. 2:7
| Да бyдутъ ќши твои2, внeмлющэ глaсу молeніz моегw2.
| Да будут уши Твои внимательны к голосу моления моего.
| ГDу ї}су р0ждшусz t с™hz, дв7ы, присвэти1шасz всsчєскаz: пaстырємъ бо свирsющымъ, и3 волхвHмъ покланsющымсz, ѓгGлwмъ воспэвaющымъ, и4рwдъ мzтsшесz, ћкw бGъ во пл0ти kви1сz, сп7съ дyшъ нaшихъ.
| С рождением Господа Иисуса от святой Девы всё высветилось (проявилось): когда пастыри играли на свирелях, и звездочёты поклонялись, ангелы воспевали — тогда Ирод встревожился, потому что Бог явился во плоти, Спаситель наших душ.
| Ѓще беззакHніz нaзриши гDи, гDи, кто2 постои1тъ; ћкw ў тебE њчищeніе є4сть.
| Если Ты будешь замечать беззакония, Господи, Господи, кто устоит? Ибо только Ты даруешь нам очищение. *
| *Пророк Давид умоляет Бога, чтобы Он поступил с ним не по Своему правосудию, а по милосердию.
| Цrтво твоE, хrтE, б9е, цrтво всёхъ вэкHвъ, и3 вLчество твоE во всsкомъ р0дэ и3 р0дэ, воплоти1выйсz t д¦а с™aгw, и3 t приснодв7ы марjи вочlвёчивыйсz, свётъ нaмъ возсіS, хrтE б9е, твоE пришeствіе: свётъ t свёта, џ§ее сіsніе, всю2 твaрь просвэти1лъ є3си2, всsкое дыхaніе хвaлитъ тS. џбразъ слaвы џ§іz, сhй, и3 прeжде сhй, и3 возсіsвый t дв7ы б9е, поми1луй нaсъ.
| Твоё Царство, Христос Бог — царство всех веков, и Твоя власть — во всяком поколении и народе; воплотившийся от Духа Святого и от Приснодевы Марии вочеловечившийся, свет Ты нам возжёг, Христос Бог, в Твоём пришествии: Свет от света, Отчее сиянье, всё творенье Ты озарил. Всё, что дышит хвалит Тебя, образ славы Отчей; Существующий и Предсуществовавший, и воссиявший от Девы, помилуй нас!
| И$мене рaди твоегw2 потерпёхъ тS гDи, потерпЁ душA моS въ сл0во твоE, ўповA душA моS на гDа.
| Почитая имя Твое святое, надеюсь на Тебя, Господи; надеется душа моя на слово Твое; уповает душа моя на Господа.
| Что2 тебЁ принесeмъ, хrтE, ћкw kви1лсz є3си2 на земли2, ћкw чlвёкъ нaсъ рaди; кazждо бо t тебє2 бhвшихъ твaрей благодарeніе тебЁ прин0ситъ: ѓгGли, пёніе: нб7сA, ѕвэздY: волсви2, дaры: пaстыріе, чyдо: землS, вертeпъ: пустhнz, ћсли: мh же, м™рь дв7у. и4же прeжде вBкъ б9е, поми1луй нaсъ.
| Что мы принесём Тебе, Христос, на земле явившемуся как Человеку ради нас?! Каждое из созданных Тобою творений Тебе приносит благодарение: ангелы – пение, небеса – звезду, звездочёты – дары, пастухи – благоговение, земля – пещеру, пустыня – ясли: мы же – Матерь Деву*, Боже, существующий прежде веков, помилуй нас!
| *Богородица – высшее, чистейшее, лучшее, что может принести Богу в дар человечество; ради Её пришествия положен был Богом с людьми Ветхий Завет, чтобы в рамках закона воспитать в падших потомках Адама благочестие, собрать его воедино и принести Богу дар.
| T стрaжи ќтренніz до н0щи, t стрaжи ќтренніz, да ўповaетъ ї}ль на гDа.
| От стражи утренней* до ночи, от стражи утренней да уповает Израиль на Господа.
| *Утренняя стража (смена караула) длилась от двух часов ночи до шести утра. В этом стихе выражен призыв уповать на Бога всегда.
| Ѓгг7ли въ вертeпэ предстaвше, поz1ху тS, гDи, р0ждшагосz t дв7ы я4кw чл7вёка, волсви1 же и3 пaстыріе съ ни1ми, хrтE, покланz1хусz тебЁ, въ я4слехъ возлежaщу младeнцу: џви u4бо u3жаснyвшесz нищетЁ твоeй, сл0ве, стрaннэй, џви же дaры злaто ти2 приносsще, и3 смv1рну и3 лівaнъ. съ ни1ми вопіeмъ ти2: бл7годётелю всsческихъ, гDи, слaва тебЁ.
| Предстали Ангелы в пещере, Тебя воспевая, Господь, родившегося человеком от Девицы*, а с ними Тебе, Христос, лежащему в яслях** младенцу, покланялись мудрецы и пастухи: первые ужаснулись Твоей, Бог- Слово, невиданной нищете, другие же принесли тебе дары — золото, смирну*** и ладан. С ними и мы горячо взываем к Тебе: «Слава Тебе, Господь, делающий всем добро!»
| * юной Девы, девственницы;
**после рождения Господа все мы привыкли к этому слову, однако, не стоит забывать, что в ту самую ночь Господь лежал в кормушке для скота, таково было Его смирение — в чём также проявилось истощание Божества.
*** Смирна (Мф 2:11) — благовонное вещество, добываемое из тернистого дерева, распускающееся в 8 и 9 футов в высоту и вывозимое, главным образом, из Аравии в Восточную Индию. С самых древних времён смирна составляла значительный предмет торговли и входила в состав ветхозаветного мvра (Исх. 30:23), равно как и в состав для благовонного умащения тел умерших. Она входила также в число тех ценных даров, которые обыкновенно представляли царям и вельможам в знак особого почтения в древние времена на Востоке (Мф 2:11).
| Ћкw ў гDа млcть, и3 мн0гое ў негw2 и3збавлeніе, и3 т0й и3збaвитъ ї}лz t всёхъ беззак0ній є3гw2.
| Ибо у Господа милость, и велико у Него избавление, и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
| С0лнце слaвы свётлою твоeю u3тр0бою понeсшаz, q бlгодaтнаz всенепор0чнаz, и5же во мрaцэ житіS лучи6 восхотёвша и3спусти1ти сіsніе спаси1тельное, дв7а по рождествЁ ћкw прeжде рождествA пребывaеши пaче сл0ва, и3 сего2 пеленaми ћкw џблаки повивaеши, просвэщaющаго вёрою вопію1щыz: бл7годётелю всsческихъ, гDи, слaва тебЁ.
| О, Безпорочная Благодатная, понёсшая в Твоей светлой утробе Бога- Солнца славы, Который, будучи во мраке земной жизни*, пожелал испустить спасительное сияние лучей! Ты девой пребываешь после рождения Сына, как и прежде, превосходя разумение, и Его пеленаешь пелёнками, как облаками, Бога-Солнца, просвещающего горячо взывающих: «Слава Тебе, Господь, делающий всем добро!»
| *т.е. уже родившись на свет: «В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин 1:4-5).
| Хвали1те гDа вси2 kзhцы, похвали1те є3го2 вси2 лю1діе.
| Хвалите Господа, все народы, восхвалите Его, все племена.
| Твaрь просвэти1сz, на земли2 р0ждшусz ти2, вLко, и3 нб7сA тz2 стрaхомъ воспёша, пaстыріе съ волхвы2 бл7гочeстнw тz2 слaвлzху, ћкw ви1дэша тz2, сл0ве, њбнищaвшаго и3 пелены6 носz1щаго, и4миже разрэши1лъ є3си2, ми1лостиве, ю5зы всёхъ согрэшeній, соедини1въ нетлёнію жи1знь нaсъ вопію1щихъ ти2: бл7годётелю всsческихъ, гDи, слaва тебЁ.
| Осветилось творенье, когда ты, Владыка, родился на Земле и Небеса в страхе воспели Тебя, пастухи же и мудрецы благочестиво Тебя прославляли, потому что видели Тебя, Бог- Слово*, обнищавшим и носящим пелёнки, которыми Ты, Милостивый, рассёк узлы** прегрешений всех людей, и привязал к нетлению нашу жизнь — нас, которые горячо взывают Тебе: «Слава Тебе, Господь, делающий всем добро!»
| *«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1:1).
**Известный исторический случай: в храме оракула Аполлона стояла телега, дышло которой было привязано к ней очень замысловатым и хорошо запутанным узлом. Предсказателем Гордием было предсказано, что кто этот узел сумеет распутать — получит во владение весь мiр. Александр Македонский, узнав об этом при посещении храма, просто взял меч и одним движением разрубил этот узел. Впоследствии он стал властелином всей на тот момент известной «вселенной». От этого события пошла поговорка «разрубить Гордиев узел», что значит — волевым и неожиданным решением разрулить какую-нибудь сложную ситуацию. Однако, не следует думать, что выполнилось «пророчество». Просто-напросто Гордий знал, что тот, кто вообще возмётся за решение этой задачи — человек, который многого добьётся в жизни. Простое знание психологии человека (как и у всех гадателей).
Инокиня Кассия, автор этих стихир, хорошо знала историю и была художественно одарённой женщиной, поэтому она привела эти слова как напоминание о всемирном владычестве Того, кто разрубит узел. В данном случае — нашего греховного пленения первородным грехом. А то, что сделает Он это не мечом, а пелёнками, то есть Своим рождением, ещё и ещё раз говорит нам о том, что Бог есть Любовь (1Ин 4:16).
| Ћкw ўтверди1сz млcть є3гw2 на нaсъ, и3 и4стина гDнz пребывaетъ во вёкъ.
| Ибо утвердилась милость Его на нас, и истина Господня пребывает вовек.
| Днeсь воплощaетсz бGъ t дв7ы ст7ы1z, и3 w3бнищавaетъ гDь, да w3богати1тсz нищет0ю ю4же смири1лъ ѕмjй: ны1нэ пристyпимъ къ немY и3 просвэти1мсz, возсіz1 бо свётъ w3мрачє1ннымъ и3 смирє1нныz вознесE а4гг7льски пою1щыz: слaва въ вы1шнихъ бг7у, и3 на земли2 ми1ръ, въ человёцэхъ бл7говолeніе.
| Сегодня Бог принимает плоть от святой Девы, и Господь становится нищим, чтобы обогатиться нищетой человека, которую таковой соделал змей *; приступим к Нему сейчас и просветимся**, потому что воссиял для помрачённых свет***, и вознёс Бог **** смиренных, поющих по-ангельски: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк 2:14)
| *т.е. принять в Себя природу человека, которую змей сделал жалкой, ничтожной, нищей.
** «приступите к Нему и просветитеся» (Пс. 33:6)
***Ис. 9:2 «Народ, обитающий во тьме, увидел великий свет — свет воссиял для тех, кто живёт в стране мрака».
****«… и вознесе смиренныя..» (Лк 1:52)
| Слaва, и3 нhнэ:
| Слава, и сейчас:
| Ѓvгусту є3диноначaльствующу на земли2, многоначaліе человёкwвъ престA: и3 тебЁ вочlвёчшусz t чcтыz, многоб0жіz јдwлwвъ ўпраздни1сz, подъ є3ди1нэмъ цaрствомъ мірски1мъ грaди бhша, и3 во є3ди1но вLчество б9ествA kзhцы вёроваша. Написaшасz лю1діе повелёніемъ кeсаревымъ, написaхомсz вёрніи и4менемъ бжcтвA, тебє2 вочlвёчшагwсz бGа нaшегw. Вeіz твоS ми1лость, гDи, слaва теЁ.
| Когда Август стал единым властителем на земле, прекратилось людское многовластие; когда Ты вочеловечился от Чистой, уничтожилось многобожие идолов. Под одним мiрским царством были города, и в одно Владычество Божества веровали народы. Люди были переписаны по велению кесаря, надписались верные именем Божества* – Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!
| *«Господи, кроме Тебя, мы иного не знаем, имя Твоё именуем» (Ис. 26:13), т.е. мы стали называться христианами: «…целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян. 11:26).
| Во время пения последней стихиры совершается малый вход.
Шествие Спасителя с сонмом ангелов и святых видел во время Литургии преподобный Серафим Саровский.
Благословен вход святых Твоих... — произносит Настоятель, осеняя вход в Царские врата крестным зна´мением. Вынос Евангелия — это выход Христа на проповедь, свеча — предшествующий Ему Иоанн Креститель (Ин 1:27). Диакон возглашает: Премудрость, про´сти (будьте внимательны, станьте прямо!). Это призыв к верующим в простоте сердца, стоя благоговейно, внимать премудрости Божией, явлённой міру проповедью Спасителя.
Песнь Свете Тихий повествует о пришествии на землю в конце ветхозаветного времени Христа, о начале нового, благодатного дня, свет которого принес Спаситель, — дня вечности, даруемого міру Единым Безсмертным, Единым Блаженным Богом, ради искупительного подвига Его Сына, В этом песнопении нашло выражение христианское учение о духовном свете, просвещающем человека, о Христе — Источнике благодатного света (Ин 1:9). Песнь эта очень древняя. О ней святитель Василий Великий пишет: «Отцы наши не хотели принимать в молчании благодать вечернего света, но тотчас, как он наступал, приносили хваление».
Свёте ти1хій с™hz слaвы, безсмeртнагw nц7A нбcнагw, с™aгw бlжeннагw, ї}се хrтE: пришeдше на зaпадъ с0лнца, ви1дэвше свётъ вечeрній, поeмъ nц7A, сн7а и3 с™aго д¦а, бGа. Дост0инъ є3си2 во вс‰ временA пётъ бhти глaсы прпdбными, сн7е б9ій, жив0тъ даsй: тёмже мjръ тS слaвитъ.
| Иисус Христос – тихий Свет святой славы безсмертного, святого, блаженного Небесного Отца! Придя к закату солнца, увидев свет вечерний, воспеваем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. Достойно Тебя во все времена воспевать голосами праведными, Сын Божий, дающий жизнь – потому мiр Тебя и славит.
| Священники, войдя в алтарь, благоговейно целуют Престол, что означает Воскресение Господа и явление Его по Воскресении людям, и, изображая, что «Единородный Сын Божий, сошедый к нам с Небес, снова вознесся и возвел нас на Небо», отходят к горнему месту алтаря и стоят там во время пения прокимна (с греч. — «предшествующий»).
В разные дни недели в этом месте поются разные прокимены. Мы помещаем сегодняшний – особенный. Прокимен и его стихи возглашаются диаконом, хор на каждый возглас диакона повторяет прокимен. В конце диакон возглашает первую половину прокимена, хор его заканчивает.
Млcть твоS гDи, поженeтъ мS вс‰ дни6 животA моегw2.
| Милость Твоя, Господи, да сопутствует мне во все дни жизни моей
| Стjхъ: ГDь пасeтъ мS, и3 ничт0же мS лиши1тъ, на мёстэ ѕлaчнэ, тaмw всели1 мz.
| Стих:Господь — Пастырь мой*, ничего не лишит Он меня. На нивах обильных поселил Он меня.
| *...пастырь — в Библии: наставник, руководитель (ср.: Ис. 40:11; Иер. 23:4; Иез. 34:23; Ин 10:11-12; 1 Пет. 2:25).
|
Прокимены — «преднапутия праздников и наступающих дней». Предшествуют они паримиям — чтениям из Священного Писания.
Первой читается паримия из книги Бытия.
Въ начaлэ сотвори2 бGъ нeбо и3 зeмлю. Землs же бЁ неви1дима и3 неустр0ена, и3 тмA верхY бeздны: и3 д¦ъ б9ій ношaшесz верхY воды2. И# речE бGъ: да бyдетъ свётъ: и3 бhсть свётъ. И# ви1дэ бGъ свётъ, ћкw добро2: и3 разлучи2 бGъ междY свётомъ, и3 междY тм0ю. И# наречE бGъ свётъ, дeнь: и3 тмY наречE, н0щь. и3 бhсть вeчеръ, и3 бhсть ќтро, дeнь є3ди1нъ. И# речE бGъ: да бyдетъ твeрдь посредЁ воды2, и3 да бyдетъ разлучaющи посредЁ воды2, и3 воды2: и3 бhсть тaкw. И# сотвори2 бGъ твeрдь: и3 разлучи2 бGъ междY вод0ю, ћже бЁ подъ твeрдію, и3 междY вод0ю, ћже бЁ надъ твeрдію. И# наречE бGъ твeрдь нeбо: и3 ви1дэ бGъ, ћкw добро2. и3 бhсть вeчеръ, и3 бhсть ќтро, дeнь вторhй. И# речE бGъ: да соберeтсz водA, ћже подъ небесeмъ въ собрaніе є3ди1но, и3 да kви1тсz сyша: и3 бhсть тaкw, и3 собрaсz водA, ћже подъ небесeмъ въ собр†ніz сво‰, и3 kви1сz сyша. И# наречE бGъ сyшу, зeмлю: и3 собр†ніz в0дъ, наречE морS. и3 ви1дэ бGъ, ћкw добро2. И# речE бGъ: да прорасти1тъ землS бhліе травн0е, сёющее сёмz по р0ду и3 по под0бію, и3 дрeво плодови1тое, творsщее пл0дъ, є3мyже сёмz є3гw2 въ нeмъ, по р0ду на земли2: и3 бhсть тaкw. И# и3знесE землS бhліе травн0е, сёющее сёмz по р0ду и3 по под0бію, и3 дрeво плодови1тое, творsщее пл0дъ, є3мyже сёмz є3гw2 въ нeмъ по р0ду на земли2: и3 ви1дэ бGъ, ћкw добро2. И# бhсть вeчеръ, и3 бhсть ќтро, дeнь трeтій.
| В начале сотворил Бог небо и землю.
Земля была пуста и пустынна, тьма была над пучиной, и дух Божий веял над водами. И сказал Бог:
— Да будет свет.
И появился свет. Бог увидел, как хорош свет, и отделил его от тьмы, дал свету имя «день», а тьме — имя «ночь».
Настал вечер, настало утро — первый день.
И сказал Бог:
— Пусть средь воды будет свод, разделяющий воду надвое.
И стало так. Бог создал свод, и отделил воды под сводом от вод над сводом и дал своду имя «небо».
Настал вечер, настало утро — второй день.
И сказал Бог:
— Пусть воды, что под небом, соберутся вместе и покажется суша.
И стало так. Воды, что под небом, собрались вместе — и показалась суша. Бог дал суше имя «земля», а собравшимся водам — имя «моря». И увидел Бог, как это хорошо.
И сказал Бог:
— Пусть из земли произрастут растения: травы, дающие семена, и деревья разных видов, приносящие плоды с семенами.
И стало так. Земля породила растения: травы разных видов, дающие семена, и деревья разных видов, приносящие плоды с семенами. И увидел Бог, как это хорошо.
Настал вечер, настало утро — третий день.
| Почему в навечерие Рождества Христова вспоминает об этом Церковь? Потому что с момента Рождества Христова весь мiр в духовном отношении как бы воссоздаётся. Светает во мраке греховном. Восходит заря освобождения от рабства греху, проклятию и смерти.
Вторая паримия — из книги Чсла.
Бhсть д¦ъ б9ій на валаaмэ, и3 воспріeмъ при6тчи сво‰, речE: к0ль добри2 д0ми твои2, їaкwве, и3 ски6ніz тво‰, ї}лю; ћкw страны6 њсэнsющыz, ћкw сaдіе при рэкaхъ, и3 ћкw ски6ніz, ±же водрузи2 гDи, и3 ћкw кeдри при водaхъ. И#зhдетъ человёкъ t сёмене є3гw2, и3 њбладaетъ kзы6ки мн0гими, и3 возвhситсz цrтво є3гw2, и3 возрастeтъ. БGъ настaвитъ є3го2 и3зъ є3гЂпта, ћкw слaву є3динор0га є3гw2. Поsстъ kзhки вр†гъ свои1хъ, и3 т0лщу и4хъ и3зможди1тъ: и3 стрэлaми свои1ми ўстрэли1тъ врагA. Возлeгъ почи2, ћкw лeвъ, и3 ћкw скЂменъ, кто2 возстaвитъ є3го2; Благословsщіи тS благословeни, и3 проклинaющіи тS, пр0клzти. Возсіsетъ ѕвэздA t їaкwва, и3 востaнетъ человёкъ t ї}лz, и3 ссэчeтъ кнsзи мwави6тскіz: и3 плэни1тъ вс‰ сhны си1fовы, и3 бyдетъ є3дHмъ достоsніе, и3 бyдетъ наслёдіе и3сavъ врaгъ є3гw2, и3 ї}ль сотвори2 крёпость.
| Был Дух Божий на Валааме и произнёс он слово своё: «Как прекрасны шатры твои, Иаков, и жилища твои, Израиль! Распростёрты, как зелень в долинах, словно сады у реки, как алоэ, что Господь посадил, как кедры, что у ручья: влага капает с их ветвей, семя их — у многоводного потока. Их царь возвысится превыше Агага, великим будет царство его! У Бога, что их вывел из Египта, мощь — как рога дикого быка! Он пожирать будет враждебные народы, крушить их кости, ломать их стрелы. Словно лев он склонился, на землю лёг — кто осмелится льва потревожить? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят! Вот восходит звезда из Иакова, жезл вздымается из Израиля, — раздробит он виски Моаву, разобьёт темя всем сынам Шта. Завоёван будет Эдом, под пятой врагов будет Сер — а Израиль явит силу свою.
| После прочтения этой паримии открываются Царские врата и совершается торжественное возглашение одного из тропарей пророчеств, в которых говорится о событии Рождества Христова. Совершается это возглашение особым образом, когда тропарь и его стихи торжественно возглашает чтец на средине храма, а хор постоянно повторяет окончание тропаря.
Тaйнw роди1лсz є3си2 въ вертeпэ, но нб7о тS всBмъ проповёда, ћкоже ўстA, ѕвэздY предлагaz, сп7се, и3 волхвы2 ти2 приведE, вёрою покланsющыzсz тебЁ: съ ни1миже поми1луй нaсъ.
| Ты родился тайно в пещере, но небо Тебя всем проповедало, как будто губами, звездой, Спаситель, и привело к Тебе звездочётов, верой поклоняющихся Тебе; с ними помилуй и нас!
| Стjхъ №: Њснов†ніz є3гw2 на горaхъ с™hхъ, лю1битъ гDь вратA сіHнz пaче всёхъ селeній їaкwвлихъ, пресл†внаz глаг0лашасz њ тебЁ, грaде б9ій. ПомzнY раaвъ и3 вавmлHна, вёдущымъ мS.
| *Стих 1: Основание его** на горах святых. Господь любит врата Сиона*** более всех селений Иакова.**** Славное возвещается о тебе, град Божий! Упомяну знающим меня о Рааве и Вавилоне… [Пс. 86:2-4].
| *Стихи взяты из 86 псалма, в котором звучит торжествующий гимн Сиону (Иерусалиму) как городу Божию, к которому влекутся все народы. Вдохновенное пророческое видение города Божия, где уже нет порока и вражды, а вместо них царят милость, мир, любовь, — см.: Ис. 2:2—4; 54:1—3; 60:3-9.
**Речь идёт о Иерусалиме, который расположен на возвышенности.
***Ворота были средоточием экономической и социальной жизни города и могли упоминаться в значении самого города.
****Древнееврейского народа, именуемого так по имени своего прародителя. (Ис. 40:27; 41:14,21; 42:24)
| И# поeмъ конeцъ: И# волхвы2 ти2 приведE, вёрою покланsющыzсz тебЁ: съ ни1миже поми1луй нaсъ.
| Припеваем окончание: и привело к Тебе звездочётов, верой поклоняющихся Тебе; с ними помилуй и нас!
| Стjхъ в7: И# сE и3ноплемє1нницы, и3 тЂръ, и3 лю1діе є3fі0пстіи, сjи бhша тaмw. м™и сіHнъ, речeтъ человёкъ, и3 человёкъ роди1сz въ нeмъ, и3 т0й њсновA и5 вhшній.
| Стих 2: Вот Филистимляне и Тир с Ефиопиею, — скажут: «такой-то родился там». О Сионе же будут говорить: «такой-то и такой-то муж родился в нём, и Сам Всевышний укрепил его*» [Пс. 86:4-5].
| *Этот стих можно истолковать как духовное понимание Сиона (Иерусалима): родившиеся в нём — это все те, кто чтит Бога. Иерусалим как мать многих детей воспевается у пророка Исайи 49:20-21; 66:15). Святые отцы видят в этом стихе пророчество о Рождении Господа нашего Иисуса Христа и о Церкви («мысленном Сионе») как о матери для всех христиан.
| И# поeмъ конeцъ: И# волхвы2 ти2 приведE, вёрою покланsющыzсz тебЁ: съ ни1миже поми1луй нaсъ.
| Припеваем окончание: и привело к Тебе звездочётов, верой поклоняющихся Тебе; с ними помилуй и нас!
| Стjхъ G: ГDь повёсть въ писaніи людeй, и3 кнzзeй си1хъ бhвшихъ въ нeмъ: ћкw веселsщихсz всёхъ жили1ще въ тебЁ.
| Стих 3: Господь в переписи народов напишет: «такой-то родился там»*. И поющие и играющие – все источники мои в тебе [Пс. 86:6-7].
| *Совершенно недвусмысленное пророчество об обстоятельствах, сопровождающих Рождение Христа.
| И# поeмъ конeцъ: И# волхвы2 ти2 приведE, вёрою покланsющыzсz тебЁ: съ ни1миже поми1луй нaсъ.
| Припеваем окончание: и привело к Тебе звездочётов, верой поклоняющихся Тебе; с ними помилуй и нас!
| Слaва:
| И# поeмъ конeцъ: И# волхвы2 ти2 приведE, вёрою покланsющыzсz тебЁ: съ ни1миже поми1луй нaсъ.
| Припеваем окончание: и привело к Тебе звездочётов, верой поклоняющихся Тебе; с ними помилуй и нас!
| И# нhнэ:
| И# поeмъ конeцъ: И# волхвы2 ти2 приведE, вёрою покланsющыzсz тебЁ: съ ни1миже поми1луй нaсъ.
| Припеваем окончание: и привело к Тебе звездочётов, верой поклоняющихся Тебе; с ними помилуй и нас!
| Тaйнw роди1лсz є3си2 въ вертeпэ, но нб7о тS всBмъ проповёда, ћкоже ўстA, ѕвэздY предлагaz, сп7се, и3 волхвы2 ти2 приведE, вёрою покланsющыzсz тебЁ: съ ни1миже поми1луй нaсъ.
| Ты родился тайно в пещере, но небо Тебя всем проповедало, как будто губами, звездой, Спаситель, и привело к Тебе звездочётов, верой поклоняющихся Тебе; с ними помилуй и нас!
| Царские врата затворяются, продолжается чтение паримий.
Следующая паримия – из книги пророка Исайи.
Тaкw гlг0летъ гDь: и3зhдетъ жeзлъ t к0рене їссeова и3 цвётъ t к0рене є3гw2 взhдетъ: и3 почjетъ на нeмъ д¦ъ б9ій, д¦ъ мyдрости и3 рaзума, д¦ъ совёта и3 крёпости, д¦ъ вёдэніz и3 благочeстіz: д¦ъ стрaха б9іz и3сп0лнитъ є3го2. Не по слaвэ сyдитъ, нижE по глаг0ланію њбличи1тъ: но сyдитъ прaвдою смирeнныхъ сyдъ, и3 њбличи1тъ прaвостію сл†вныz земли2: и3 порази1тъ зeмлю сл0вомъ ќстъ свои1хъ, и3 д¦омъ ўстeнъ ўбіeтъ нечести1ваго. И# бyдетъ прaвдою препоsсанъ по чрeслэхъ свои1хъ, и3 и4стиною њбви1тъ по рeбрwмъ свои6мъ. ТогдA пожирyетъ в0лкъ со ѓгнцемъ, и3 рhсь почjетъ съ к0злищемъ, и3 телeцъ и3 лeвъ и3 ю3нeцъ вкyпэ пожирyютъ, и3 nтрочA мaло поведeтъ и5хъ. Телeцъ и3 лeвъ вкyпэ пасyтсz, и3 вкyпэ ч†да и4хъ бyдутъ: и3 лeвъ ћкw в0лъ снёсть плє1вы. И# nтрочA млaдо на пещeру ѓспідску, и3 на л0же плeмене ѓспідска рyку возложи1тъ. И# не сотворsтъ ѕлA, нижE и4мутъ погуби1ти ни є3ди1нагw же на горЁ с™ёй моeй: занeже нап0лнисz всS землS познaти гDа, ћкw водЁ мн0зэ покрhти морS. И# бyдетъ въ дeнь џнъ к0рень їессeовъ, и3 возстаsй владёти kзhки: на него2 kзhцы ўповaютъ, и3 бyдетъ пок0й є3гw2, чeсть.
| Так говорит Господь: Над корнем срубленного дерева Иессея* поднимется новый росток, от корня этого произрастёт** молодой побег! И пребудет на нём дух Господа, дух мудрости и понимания, дух разумения и силы, дух знания и страха пред Господом. Страх пред Господом наполнит его! Не по виду он будет судить, не по слухам станет решать. Дела бедных рассудит он честно, тяжбы обездоленных на этой земле решит справедливо. Покарает он землю жезлом речей своих, дуновеньем своих уст уничтожит злодея! Препояшется он справедливостью, верность будет поясом ему. Будет волк жить вместе с ягнёнком, леопард ляжет рядом с козлёнком, телёнок и лев станут вместе кормиться, и маленький мальчик их будет пасти. Медведица и корова станут пастись вместе, их детёныши будут лежать бок о бок. Будет лев, словно бык, питаться соломой. Младенец будет играть возле змеиной норы, ребёнок руку положит на щель, где живёт гадюка. Зла и вреда уже не станут творить на Моей святой горе, ибо знание о Господе наполнит землю, как вода наполняет море. И будет в тот день: корень Иессея сделается знаменем для народов, и народы к нему обратятся, и страна его пребудет во славе.
| *Иессей — отец Давида, из рода которого произошёл Христос.
**Другой перевод: «будет плодоносить».
| Следующей читается паримия из книги Даниила пророка.
РечE даніи1лъ навуходон0сору: ты2 царю2, ви1дэлъ є3си2, и3 сE џбразъ є3ди1нъ, џбразъ џный вели1къ, и3 nбли1чіе є3гw2 nкрyгло, стоsше предъ лицeмъ твои1мъ, и3 видёніе є3гw2 стрaшно. Џбразъ, є3гHже главA t злaта чи1ста: рyцэ и3 пeрси и3 мы6шцы є3гw2 срeбрzны: чрeво и3 стeгны мBдzны: г0лєни желBзны: н0зэ чaсть ќбw желёзна, и3 чaсть нёкаz скудeльна. Ви1дэлъ є3си2, д0ндеже tт0ржесz кaмень t горы2 безъ рyкъ, и3 порази2 џбразъ, на н0ги жєлёзныz и3 скудє1льныz, и3 и3стни2 | до концA. ТогдA и3стни1шасz во є3ди1но, скудeль, желёзо, мёдь, сребро2, злaто, и3 бhша ћкw прaхъ t гумнA жaтвеннагw, и3 взsтъ | мн0жество духновeніz, и3 мёсто не њбрётесz и5мъ: кaмень же, порази1вый џбразъ, бhсть въ г0ру вeлію, и3 и3сп0лни всю2 зeмлю. СіE є4сть с0ніе, и3 сказaніе є3гw2 речeмъ предъ царeмъ: Возстaвитъ бGъ нбcный цrтво, є4же во вёки не и3стлёетъ, и3 цrтво є3гw2 лю1демъ и3ны6мъ не њстaвитсz. И# и3стни1тъ и3 и3зможди1тъ вс‰ ц†рствіz, и3 то2 востaнетъ во вёки. И$мже џбразомъ ви1дэлъ є3си2, ћкw t горы2 tсэчeсz кaмень безъ рyкъ, и3 сотры2 скудeль, желёзо, мёдь, сребро2, злaто. БGъ вели1кій сказA царю2, и5мже подобaетъ бhти по си1хъ, и3 и4стинно с0ніе, и3 вёрно сказaніе є3гw2.
| Вот что ты видел, царь: стоит перед тобой истукан — огромный истукан, он ярко сияет, и вид его наводит ужас. Голова у этого истукана — из чистого золота, грудь и руки — из серебра, живот и бёдра — из меди. Голени — из железа, а ступни — частью из железа, частью из глины*. Потом ты видел: откуда-то сам собой, без помощи рук человеческих, откололся камень и упал на истукана, на его ступни из железа и глины, и раздробил их. Тут железо, глина, медь, серебро и золото разом рассыпались и стали как мякина на току летом; ветер унёс их, и даже следа не осталось. А камень, который упал на истукана, стал великой горой и занял всю землю. Таков сон. А теперь мы расскажем царю, что он означает. Во дни этих царствований Бог Небесный воздвигнет царство вечное, нерушимое, неприступное для других народов. Оно сокрушит и разрушит все эти царства, а само будет стоять вечно. Поэтому ты видел, как от горы сам собой, без помощи рук человеческих, откололся камень и разбил железо, медь, глину, серебро и золото. Так великий Бог показал царю будущее. Сон правдив, и толкование верно.
| * Символику видения обычно понимают следующим образом. Золотая голова — это вавилонское царство. Серебряные грудь и руки обозначают мидийское царство, медные живот и бёдра — персидскую империю, голени и ступни — государства Александра Македонского и его преемников.
| И снова отверзаются Царские врата для торжественного возглашения тропаря пророчества.
Возсіsлъ є3си2, хrтE, t дв7ы, разyмное сlнце прaвды, и3 ѕвэздa тz показA въ вертeпэ вмэщaющасz невмэсти1маго. волхвы2 настaвилъ є3си2 на поклонeніе твоE, съ ни1миже тS величaемъ: жизнодaвче, слaва тебЁ.
| Ты, Христос, воссиял от Девы как невещественное* Солнце Правды: и звезда указала на Тебя, вмещающегося в пещере Невместимого. Звездочётов наставил поклоняться Тебе, и с ними мы Тебя величаем: Податель жизни, слава Тебе!
| *В отличие от сотворённого Богом светила (Быт. 1:14-18).
| Стjхъ №: ГDь воцRи1сz, въ лёпоту њблечeсz, њблечeсz гDь съ си1лу, и3 препоsсасz: и4бо ўтверди2 вселeнную, ћже не подви1житсz. Гот0въ прест0лъ тв0й tт0лэ, t вёка ты2 є3си2.
| *Стих 1: Господь царствует**, Он облечён величием, облечён Господь могуществом и препоясан****: потому вселенная тверда, не подвигнется. Престол Твой утверждён искони, вечен Ты. [Пс. 92:1-2].
| *Стихи к тропарям взяты из 92 псалма, который весь является гимном величию и могуществу Божию.
**букв. — Воцарился – восклицание, которым приветствовали в древности нового царя (смотрите: 2Цар. 15:10).
*** Букв. — …облёкся … силою и препоясался – образное выражение из военного быта – сравним со словами Давида: «Ты препоясываешь меня силою для войны» (2Цар. 22:40).
| Тaже пaки: Волхвы2 настaвилъ є3си2 на поклонeніе твоE, съ ни1миже тS величaемъ: жизнодaвче, слaва тебЁ.
| И снова: Звездочётов наставил поклоняться Тебе, и с ними мы Тебя величаем: Податель жизни, слава Тебе!
| Стjхъ в7: Воздвиг0ша рёки, гDи, воздвиг0ша рёки глaсы сво‰. В0змутъ рёки сотрє1ніz сво‰, t глaсwвъ в0дъ мн0гихъ.
| Стих 2: Восшумели реки, Господи, возвысили реки голос свой; Вздымают реки волны свои, слышен голос вод многих. [Пс. 92:3-4]
| Тaже пaки: Волхвы2 настaвилъ є3си2 на поклонeніе твоE, съ ни1миже тS величaемъ: жизнодaвче, слaва тебЁ.
| И снова: Звездочётов наставил поклоняться Тебе, и с ними мы Тебя величаем: Податель жизни, слава Тебе!
| Стjхъ G: Ди6вны высwты2 морск‡z, ди1венъ въ выс0кихъ гDь. СвидBніz тво‰ ўвёришасz ѕэлw2: д0му твоемY подобaетъ с™hнz, гDи, въ долготY днjй.
| Стих 3: Дивны высокие волны морские*; дивен в высях небесных Господь. Откровения Твои воистину верны. Дому Твоему присуща святость, Господи, на безконечные дни. [Пс. 92:4-5].
| *Здесь и в предыдущем стихе — Господь царствует над стихиями.
| Тaже пaки: Волхвы2 настaвилъ є3си2 на поклонeніе твоE, съ ни1миже тS величaемъ: жизнодaвче, слaва тебЁ.
| И снова: Звездочётов наставил поклоняться Тебе, и с ними мы Тебя величаем: Податель жизни, слава Тебе!
| Слaва:
| Тaже пaки: Волхвы2 настaвилъ є3си2 на поклонeніе твоE, съ ни1миже тS величaемъ: жизнодaвче, слaва тебЁ.
| И снова: Звездочётов наставил поклоняться Тебе, и с ними мы Тебя величаем: Податель жизни, слава Тебе!
| И# нhнэ:
| Тaже пaки: Волхвы2 настaвилъ є3си2 на поклонeніе твоE, съ ни1миже тS величaемъ: жизнодaвче, слaва тебЁ.
| И снова: Звездочётов наставил поклоняться Тебе, и с ними мы Тебя величаем: Податель жизни, слава Тебе!
| Возсіsлъ є3си2, хrтE, t дв7ы, разyмное сlнце прaвды, и3 ѕвэздa тz показA въ вертeпэ вмэщaющасz невмэсти1маго. волхвы2 настaвилъ є3си2 на поклонeніе твоE, съ ни1миже тS величaемъ: жизнодaвче, слaва тебЁ.
| Ты, Христос, воссиял от Девы как невещественное Солнце Правды: и звезда указала на Тебя, вмещающегося в пещере Невместимого. Звездочётов наставил поклоняться Тебе, и с ними мы Тебя величаем: Податель жизни, слава Тебе!
| Сразу по провозглашении этого тропаря вечерня переходит в Литургию.
Диакон: ГDу пом0лимсz.
Хор: ГDи поми1луй.
Священник в это время благодарит Бога, Которого на небе Трисвятой (Песнью: Свят, Свят, Свят) песнью прославляют серафимы и херувимы (высшие ангелы) за то, что Он создал человека по Своему образу и подобию. Также благодарит Бога за то, что Он удостоил его, священника, предстать перед Его страшным престолом и просит, чтобы Он принял и от нас, людей, Трисвятую песнь.
И произносится прокимен (с греч. — «предшествующий»).
Прокjменъ, глaсъ №: ГDь речE ко мнЁ: Сн7ъ м0й є3си2 ты2, ѓзъ днeсь роди1хъ тS.
| Прокимен: Господь сказал Мне: «Ты – Сын Мой, Я сегодня родил Тебя».
| Стjхъ: Проси2 t менє2, и3 дaмъ ти2 kзhки, достоsніе твоE, и3 њдержaніе твоE концы2 земли2.
| Стих: Проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твоё, и во владение Твоё – пределы земли.
| Вслед за прокименом читается «зачало» (часть) из Послания к Евреям святого Апостола Павла. Это послание так важно, что оно читалось уже на 1-м часе. Повторяется оно и сейчас, для того, чтобы показать, что Рождение Христа было предсказано не один раз и не одним пророком.
Многочaстнэ и3 многоoбрaзнэ дрeвле бGъ гlг0лавый nтцє1мъ во прbр0цэхъ, Въ послёдокъ днjй си1хъ глаг0ла нaмъ въ сн7э, є3г0же положи2 наслёдника всBмъ, и4мже и3 вёки сотвори2. И$же сhй сіsніе слaвы, и3 џбразъ v3постaси є3гw2: носs же всsчєскаz глаг0ломъ си1лы своеS, соб0ю њчищeніе сотвори1въ грэхHвъ нaшихъ, сёде њдеснyю пrт0ла вели1чествіz на выс0кихъ. Толи1кw лyчшій бhвъ ѓгGлъ, є3ли1кw преслaвнэе пaче и4хъ наслёдствова и4мz. Комy бо речE когдA t ѓгGлъ: сн7ъ м0й є3си2 ты2, ѓзъ днeсь роди1хъ тS; и3 пaки, ѓзъ бyду є3мY во nц7A, и3 т0й бyдетъ мнЁ въ сн7а; є3гдa же пaки вв0дитъ первор0днаго во вселeнную, глаг0летъ: и3 да покл0нzтсz є3мY вси2 ѓгGли б9іи. И# ко ѓгGлwмъ ќбw глаг0летъ: творsй ѓгGлы сво‰ дyхи, и3 слуги6 сво‰ џгнь палsщъ. Къ сн7у же: пrт0лъ тв0й, б9е, въ вёкъ вёка: жeзлъ прaвости, жeзлъ цrтвіz твоегw2. Возлюби1лъ є3си2 прaвду, и3 возненави1дэлъ є3си2 беззак0ніе: сегw2 рaди помaза тS, б9е, бGъ тв0й є3лeемъ рaдости, пaче прич†стникъ твои1хъ. И# пaки: въ начaлэ ты2, гDи, зeмлю њсновaлъ є3си2, и3 дэлA рукY твоє1ю сyть нб7сA. Т† поги1бнутъ, тh же пребывaеши, и3 вс‰ ћкоже ри1за њбетшaютъ, И# ћкw nдeжду свіeши и5хъ, и3 и3змэнsтсz: тh же т0йжде є3си2, и3 лBта тво‰ не њскудёютъ.
| Многократно и многообразно говоривший некогда с нашими отцами через пророков, Бог в эти последние дни говорил с нами через Сына. Ему Он отдал в наследие весь мiр, через Него сотворил вселенную. Сын есть сияние Божьей Славы и отпечаток самой Его сущности. Он управляет вселенной Своим могучим словом. Совершив очищение грехов, Он сел по правую руку Божественного величия в небесах, став настолько же выше ангелов, насколько имя, унаследованное Им, выше их имён. И в самом деле, кому из ангелов сказал когда-либо Бог: «Ты — Мой Сын, сегодня Я стал Отцом Тебе»?! И ещё: «Я буду Ему Отцом, а Он будет Мне Сыном». И опять же, когда Он приводит Своего Первенца-Сына в мiр, Он говорит: «Пусть Ему поклонятся все ангелы Божьи!» Об ангелах Бог говорит: «В вестники Бог берёт Себе ветры и в слуги — обжигающий пламень». О Сыне же Он говорит: «Престол Твой, о Боже, на веки веков. Жезлом справедливости правишь Ты в Царстве Своём. Ты праведность любишь, порок ненавидишь. И поэтому Бог Твой, о Боже, возвысил Тебя над сподвижниками, елеем восторга помазав Тебя». И ещё Он говорит: «Это Ты, о Господь, изначально заложил основанья земли, небеса — это тоже дела Твоих рук. Погибнут они — но Ты остаёшься. Они, как плащ, обветшают, Ты свернёшь их, подобно одежде, переменишь, как плащ, их — и они переменятся. Но Ты всегда тот же, и годам Твоим нет конца!»
|
Во время чтения Апостола совершается каждение.
По окончании чтения Апостола певцы поют «Аллилуиа», а чтец произносит стихи из псалмов — аллилурии — хвалебные гимны, возвещающие о явлении всем людям спасительной благодати Божией. Это пение является подготовительным к чтению Евангелия и подчёркивает его торжественность.
Ґллилyіа, глaсъ є7: РечE гDь гDеви моемY: сэди2 њдеснyю менє2, д0ндеже положY враги2 тво‰ подн0жіе н0гъ твои1хъ.
| Аллилуиа: Сказал Господь Господу моему: «Сиди справа от Меня, доколе не повергну врагов Твоих к подножию ног Твоих».
| Стjхъ: Жeзлъ си1лы п0слетъ ти2 гDь t сіHна.
| Стих: Жезл власти дарует Тебе Господь с высот Сиона.
| Стjхъ: И#зъ чрeва прeжде денни1цы роди1хъ тS.
| Стих:«Из чрева Моего до зари мiроздания рождён Ты».
|
Совершается чтение Праздничного Евангелия.
Перед аналоем, на который диакон полагает Евангелие, стоят пономари с зажженными свечами в знак благоговения к слову Божию и в ознаменование подаваемого Евангелием света богоразумия, просвещающего слушающих познанием спасительных тайн. Перед чтением Евангелия священник молится:
+ Эту молитву можно читать вместе со священником, но только про себя и только в храме.
| Воссияй в наших сердцах, человеколюбивый Владыка, нетленный свет Твоего Богоразумения и отверзи очи нашего ума к уразумению Твоих евангельских проповедей; вложи в нас и страх Твоих божественных заповедей, чтобы мы, преодолев плотские похоти, вели духовную жизнь, думая и совершая всё к Твоему благоугождению. Ибо Ты — просвещение наших душ и тел, Христе Боже, и Тебе славу возносим: Отцу и Сыну и Святому Духу.
|
Этот отрывок из Евангелия тоже очень важен, поэтому он уже читался на третьем часе.
Е#ђліе t луки2.
| Евангелие от Луки
| Во днeхъ џнэхъ, и3зhде повелёніе t кeсарz ѓvгуста, написaти всю2 вселeнную. СіE написaніе пeрвое бhсть, владsщу сmрjею кmринjю. И# и3дsху вси2 написaтисz, к0ждо во св0й грaдъ. Взhде же и3 їHсифъ t галілeи, и3зъ грaда назарeта во їудeю, во грaдъ дв7довъ, и4же нарицaетсz виfлеeмъ, занE бhти є3мY t д0му и3 nтeчества, дв7дова, написaтисz съ марjею, њбручeнною є3мY жен0ю, сyщею непрaздною. Бhсть же, є3гдA бhша тaмw, и3сп0лнишасz днjе роди1ти є4й. И# роди2 сн7а своего2 пeрвенца, и3 пови1тъ є3го2, и3 положи2 є3го2 въ ћслехъ: занE не бЁ и5мъ мёста во nби1тели. И# пaстыріе бёху въ т0йже странЁ бдsще, и3 стрегyще стрaжу нощнyю њ стaдэ своeмъ. И# сE ѓгGлъ гDень стA въ ни1хъ, и3 слaва гDнz њсіS и5хъ: и3 ўбоsшасz стрaхомъ вeліимъ. И# речE и5мъ ѓгGлъ: не б0йтесz, сe бо благовэствyю вaмъ рaдость вeлію, ћже бyдетъ всBмъ лю1демъ, ћкw роди1сz вaмъ днeсь сп7съ, и4же є4сть хrт0съ гDь, во грaдэ дв7довэ. И# сE вaмъ знaменіе: њбрsщете мLнца пови1та, лежaща въ ћслехъ. И# внезaпу бhсть со ѓгGломъ мн0жество вHй нбcныхъ, хвaлzщихъ бGа, и3 глаг0лющихъ: слaва въ вhшнихъ бGу, и3 на земли2 ми1ръ, въ человёцэхъ благоволeніе. И# бhсть, ћкw tид0ша t ни1хъ на нб7о ѓгGли, и3 человёцы пaстыріе рёша дрyгъ ко дрyгу: прeйдемъ до виfлеeма, и3 ви1димъ глаг0лъ сeй бhвшій, є3г0же гDь сказA нaмъ. И# пріид0ша поспёшшесz, и3 њбрэт0ша маріaмь же и3 їHсифа, и3 мLнца лежaща во ћслехъ. Ви1дэвше же сказaша њ глаг0лэ глаг0ланномъ и5мъ њ nтрочaти сeмъ. И# вси2 слhшавшіи диви1шасz њ глаг0ланныхъ t пaстырей къ ни6мъ. Маріaмъ же соблюдaше вс‰ глаг0лы сі‰, слагaющи въ сeрдцы своeмъ. И# возврати1шасz пaстыріе, слaвzще и3 хвaлzще бGа њ всёхъ, ±же слhшаша и3 ви1дэша, ћкоже глаг0лано бhсть къ ни6мъ.
| В те дни вышел указ, в котором император Август повелевал провести перепись по всей земле. Это была первая перепись, она проводилась, когда Сирией правил Квириний. Все пошли на перепись, каждый в свой город. Иосиф тоже отправился — из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давида под названием Вифлеем, потому что он был из рода Давида, его потомок. Он пошёл на перепись с Мариам, своей наречённой, которая была беременна, И когда они были в Вифлееме, ей пришло время родить. Она родила сына-первенца, спеленала его и положила в ясли для скота, потому что в гостинице места им не нашлось. Неподалёку от тех мест были пастухи, они жили в поле и сторожили ночью на пастбище стадо. Перед ними предстал ангел Господень, и сияние славы Господней озарило их. Их охватил великий страх,
Но ангел сказал им:
— Не бойтесь! Я несу вам радостную весть — великую радость для всего народа, и сегодня в городе Давида родился ваш Спаситель — Помазанник, Господь! И вот вам знак: вы найдёте ребёнка, который лежит спелёнутый в яслях.
И вдруг рядом с ангелом предстало небесное воинство, восхвалявшее Бога: — Слава Богу в вышних небесах! Мир на земле людям, которых Он полюбил! Когда ангелы вернулись на небо, пастухи стали говорить друг другу: «Пойдёмте в Вифлеем, посмотрим на то, что там случилось и о чём нам поведал Господь». Они поспешно отправились в путь и нашли Мариам с Иосифом и ребёнка, лежащего в яслях. Увидев его, они рассказали то, что им было сказано об этом ребёнке. Рассказ пастухов удивил всех, кто его слышал. Но Мариам всё запоминала и размышляла об этом. А пастухи вернулись назад, прославляя и восхваляя Бога за всё, что им довелось увидеть и услышать: всё было так, как сказал им ангел.
|
Далее Литургия проходит, как обычно. С её ходом вы можете ознакомиться в книжках «Всенощное бдение и Литургия», которые продаются во многих иконных лавках, для пользования прихожанами лежат на полочке возле иконы прп. Серафима Саровского в нашем храме; а также в более ранних книжках нашего издания.
После отпуста Литургии совершается действо Славления Христа.
Духовенство и певчие выходят на средину храма, где пономарём уже установлена горящая свеча, как символ немеркнущей Славы Христовой. Перед свечой духовенство и хор поют тропарь и кондак Рождества Христова — песнопения, наиболее полно излагающие как краткое содержание событий Праздника, так и его внутреннее содержание.
Ржcтво2 твоE, хrтE б9е нaшъ, возсіS мjрови свётъ рaзума: въ нeмъ бо ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю ўчaхусz, тебЁ клaнzтисz сlнцу прaвды, и3 тебE вёдэти съ высоты2 вост0ка: гDи, слaва тебЁ.
| Рождество Твоё, Христе Боже наш, озарило мiр светом истины, (ибо) через него служащие звёздам* звездою научились Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!
| *Волхвы-звездочёты. Это были не языческие жрецы, а образованные люди из высших слоёв общества. Каспар, Мельхиор и Валтасар были не узкими специалистами-астрономами, а учёными, обладающими самыми широкими знаниями во многих областях науки того времени. Зная историю, они знали и о пророчествах о Пришествии в мiр Спасителя. Это позволило им точно узнать, что собой представляет появившаяся звезда, и последовать за нею к месту рождения Господа Иисуса Христа.
| Слaва: И# нhнэ:
| Дв7а днeсь пресyщественнаго раждaетъ, и3 землS вертeпъ непристyпному прин0ситъ. ѓгGли съ пaстырьми славосл0вzтъ, волсви1 же со ѕвэзд0ю путешeствуютъ: нaсъ бо рaди роди1сz nтрочA млaдо превёчный бGъ.
| Дева в сей день Сверхсщественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят*, волхвы же за звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое — предвечный Бог!
| *Священное Предание Церкви донесло до нас, что это были не обычные пастухи, а низшие служители Храма, которые пасли стада овец, предназначавшихся для жертвоприношения «всесожжения», из числа которых выращивались ягнята, агнцы для последующей Пасхальной трапезы. Таким образом, те, кто всё время видели ветхозаветных агнцев, первыми увидели новозаветного Агнца, которому предстояло быть принесённым в жертву за грехи всех людей.
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|