Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Коммуникативная сторона общения (общение как обмен информацией).




Понятие и структура общения

8.1.1. Содержание, цели, средства и функции общения

8.1.2. Коммуникативная сторона общения (общение как обмен ин­формацией)

8.1.3. Интерактивная сторона общения (общение как взаимодей­ствие)

8.1.4. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие)

Содержание, цели, средства и функции общения.

Чело­век становится человеком только в общении.

Общение - взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффек­тивно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера.

В западной психологии понятие «общение» переводится как «коммуникация». Однако понятие «коммуникация» более широкое. Оно подразумевает связь, в ходе которой происходит обмен ин­формацией в живой и неживой природе. Общение же существует только между людьми. В качестве субъектов общения может высту­пать как индивид, так и группа.

Общение может осуществляться с целью, находящейся вне взаимодействия субъектов и в самом взаимодействии субъектов, а также для приобщения партнера к опыту и ценностям инициато­ра общения и, наоборот, приобщения инициатора к ценностям партнера.

Общение, находящееся вне самого взаимодействия субъектов, - деловое общение - служит способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой. Предмет делового общения - дело.

Особенности делового общения:

партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

основная задача делового общения - продуктивное сотруд­ничество.

«Умение общаться с людьми - такой же покупаемый за день­ги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире» - это слова Рокфеллера о значении общения для деловой деятельности.

Являются ли общением следующие виды взаимодействий? Общение или коммуникация
Связь между компьютерными си­стемами Коммуникация
Телефонная связь между индиви­дами Общение
Внутривидовая связь животных Коммуникация
Связь человека и машины Коммуникация

В общении выделяются: содержание, цель, средства, функции, фор­мы, стороны, барьеры.

Содержание - это информация, которая в межиндивидуаль­ных контактах передается от одного живого существа к другому.

По содержанию общение может быть представлено как:

• материальное - обмен продуктами и предметами деятель­ности, которые в свою очередь служат средством удовлет­ворения актуальных потребностей субъектов;

• когнитивное - обмен знаниями (познавательная и учебная деятельность);

• деятельное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками; от субъекта к субъекту передается информация, совершенствующая и развивающая способности;

• кондиционное - обмен психическими и физиологическими состояниями; люди оказывают влияние друг на друга, рас­считанное на то, чтобы привести друг друга в определен­ное физическое или психическое состояние, например, под­нять настроение или испортить его; возбудить или успоко­ить друг друга, а, в конечном счете - оказать определенное воздействие друг на друга;

• мотивационное - обмен побуждениями, целями, интере­сами, мотивами, потребностями; имеет своим содержани­ем передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направле­нии: например, один человек желает добиться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, что­бы сложилась определенная установка к действию, актуа­лизировалась некоторая потребность и т.п.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает дан­ный вид активности. Цели общения представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потреб­ностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других. Количество потребностей и соответственно целей у челове­ка увеличивается.

По целям общение делится на биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма, связано с удовлет­ворением основных органических потребностей) и социальное (пре­следует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития отношений, личностного роста индивида). В зависимости от целей существуют также частные виды обще­ния. Они определяются подвидами биологических и социальных потребностей:

• деловое - общение, включенное как частный момент в ка­кую-либо совместную и продуктивную деятельность людей; служит средством повышения качества этой деятельности; его содержанием является то, чем заняты люди, а не про­блемы, затрагивающие их внутренний мир;

• личностное - общение, сосредоточенное в основном вокруг внутренних психологических проблем, тех интересов и по­требностей, которые глубоко и интимно затрагивают лич­ность человека: поиск смысла жизни, определение своего от­ношения к значимому человеку, к тому, что происходит вок­руг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта;

• инструментальное - общение, которое не является само­целью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удов­летворения от самого акта общения;

• целевое - общение, служащее средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае - потребно­сти в общении.

В жизни человека общение не существует как обособленный про­цесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в инди­видуальную или групповую практическую деятельность, которая осуществляется при интенсивном и разностороннем общении.

Средства общения - способы кодирования, передачи, перера­ботки и расшифровки информации, передаваемой в процессе об­щения от одного живого существа другому. Кодирование инфор­мации - это способ передачи ее от одного к другому.

Средства общения можно разделить на следующие виды:

прямые телесные контакты (касанием тела руками и т.п.);

органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движением другого или восприятие производимых им зву­ковых сигналов);

язык и другие знаковые системы, письменность в ее разно­образных видах (тексты, схемы, рисунки, чертежи и т.д.);

технические средства записи и хранения информации (ви­деотехника, радио, кассеты, диски, дискеты и т.д.);

интонации, эмоциональная выразительность.

По формам общение делится на:

• прямое (естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных и невербальных средств информация лично пере­дается одним участником другому) и косвенное (включение в процесс общения «дополнительного» участника как посред­ника, через которого происходит передача информации);

• непосредственное (с помощью естественных органов (рука, туловище, голова), на его основе возникают различные виды опосредованного общения) и опосредованное (посредством чего-либо - неполный психологический контакт при по­мощи специальных средств, отдаляющих получение обрат­ной связи);

• массовое (множественные, непосредственные контакты не­знакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными ее видами) и межличностное (непосредствен­ные контакты людей в группах или парах, постоянных по составу участников, подразумевает психологическую бли­зость партнеров).

По ориентации можно выделить моно- и диалогическое обще­ние.

Монологическое общение подразделяется на:

императивное - это авторитарная, директивная форма воз­действия на партнера по общению с целью достижения кон­троля над его поведением и внутренними установками, при­нуждения к определенным действиям или решениям; парт­нер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной; конечная цель императива - принуждение партнера - незавуалирована;

манипуляции - предполагает воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений; партнер по общению используется манипулятором для до­стижения своих целей; коренное отличие манипуляции от императива состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения (они скрываются или подме­няются другими); партнер по общению воспринимается не как целостная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств; манипулятивное отношение к другому приводит к разрушению близ­ких, доверительных отношений между людьми.

Диалогическое общение представляет собой переход от эгоцент­рической, фиксированной на себе установки к установке на собе­седника, реального партнера по общению; такое общение обладает психотерапевтическими свойствами, приближает человека к боль­шему психическому здоровью, уравновешенности и целостности.

В функциях общения в соответствии с содержанием выделяются:

• инструментальная - характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходи­мой для исполнения действия;

• интегративная - раскрывает общение как средство объе­динения людей;

• трансляционная - функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.;

• функция самовыражения определяет общение как форму вза­имопонимания психологического контекста;

• экспрессивная - взаимопонимание переживаний и эмоцио­нальных состояний;

функция социализации - формирование навыков взаимо­действия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами;

функция социального контроля - регламентация поведения и деятельности.

Деловое общение можно рассматривать в единстве трех его сто­рон (рис. 14):

общение как обмен информацией (коммуникативная сто­рона общения);

общение как взаимодействие (интерактивная сторона об­щения);

общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения).

 

 


Коммуникативная сторона общения (общение как обмен информацией).

Деловое общение - коммуникация, т.е. обмен ин­формацией, значимой для участников общения.

Средства коммуникативного общения можно разделить на вер­бальные (словесные) — передача информации, и невербальные - передача отношения к партнеру по общению.

Невербальное поведение служит средством выражения психи­ческого состояния человека.

Невербальные средства общения вклю­чают (см. рис. 10):

кинесические средства - зрительно воспринимаемые дви­жения другого человека, выполняющие выразительно-ре­гулятивную функцию в общении;

средства общения, связанные с голосом (просодика и экс­тралингвистика);

такесические средства - тактильное воздействие;

проксемические средства - пространственная ориентация.

В структуру кинесических средств общения входят:

• мимика - движение мышц лица; мимика характеризуется целостностью и динамичностью (при неподвижном или не­видимом лице лектора теряется 10-15% информации); по мимике определяется эмоциональное состояние индивида: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, страх;

• взгляд, визуальный контакт - отражает эмоциональное со­стояние человека, свидетельствует о расположенности к об­щению: если на нас смотрят мало - то к тому, что мы делаем или говорим, относятся без интереса, а если много, то это либо вызов, либо хорошее отношение;

• поза - положение человеческого тела, типичное для дан­ной культуры; поза определяет статус человека (чем выше статус, тем непринужденнее поза); по позе можно судить о закрытости или расположенности к общению;

• жесты - разнообразные движения руками и головой; жес­тикуляция характеризуется интенсивностью, которая зави­сит от национальной культуры и эмоционального состояния;

• походка - стиль передвижения, по которому легко распоз­нать эмоциональное состояние.

К невербальным средствам, связанным с голосом, относятся:

просодика - общее название ритмико-интонационных сто­рон речи (высота и тембр голоса, громкость голосового тона, скорость речи, сила ударения);

экстралингвистика - включение в речь пауз, плача, каш­ля, смеха, вздохов.

Такесические средства общения - динамические прикоснове­ния в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя (биологичес­ки необходимая форма человеческого общения).

Использование такесических средств общения зависит от сле­дующих факторов:

статус общающихся сторон;

возраст;

пол;

степень знакомства;

национальные обычаи, традиции.

Проксемические характеристики - ориентация партнеров в момент общения, дистанция между ними (определяется культур­ными и национальными факторами). Существуют следующие при­мерные нормы приближения общающихся людей:

Вид общения Расстояние (см) Ситуация общения
Интимное 0-45 Общение близких людей
Персональное 45-120 Общение со знакомыми
Социальное 120-400 Официальное общение
Публичное 400-750 Выступление перед аудиторией

Проксемика учитывает также ориентацию на угол общения - поворот тела, носка ноги в направлении партнера или от него (направление мыслей). Важно учитывать позиции общающихся сто­рон за столом:

Расположение за столом Характер общения
Напротив Оборонительный
По обе стороны угла Дружеская беседа
По одну сторону стола Кооперативное
По диагонали Независимая позиция

Функцией вербальных средств общения является передача ин­формации, которая осуществляется при помощи языка. Этот про­цесс включает следующие этапы:

 
 

 

 


При этом частично искажается смысл и происходит потеря информации. Адекватность* восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия коммуникативных барьеров:

· информационно-дефицитный барьер - механический обрыв информации и отсюда ее искажение, неясность;

· замещающе-искажающий барьер - придание полученной информации иного значения чаще возникает, когда пере­дача идет через несколько человек - ретрансляторов;

· фонетическое непонимание - разные языки, диалекты об­щения, дефекты речи и дикции, неправильный граммати­ческий строй речи;

· семантический** барьер - различия в системах значений (те­заурусах) участников общения (жаргон, сленг, шутки, ци­таты, обороты речи);

· стилистический барьер - несоответствие стиля речи ком­муникатора и ситуации общения (или стиля речи и психо­логического состояния);

· логический барьер - логика рассуждения коммуникатора либо слишком сложна для реципиента, либо кажется ему невер­ной, противоречит присущей ему манере доказательств (женская, мужская, детская логика);

· социально-культурные различия - социальные, политичес­кие, религиозные, профессиональные различия, опреде­ляющие степень авторитета коммуникатора для реципиента и соответственно степень внимания к предлагаемой ин­формации.

Величина потерь информации определяется:

· совершенством человеческой речи;

· полнотой и точностью воплощения мысли в словарные

· фразы;

· наличием или отсутствием доверия к собеседнику; S личными целями и устремлениями;

· совпадением или несовпадением словарного запаса.

Помимо чистой информации сообщение имеет личностный смысл - жалоба, трудности решения проблемы, успехи.

Успешность делового общения во многом зависит от умения слу­шать (можно слушать, но не слышать). К ошибкам слушания относят:

· перебивание собеседника;

· поспешные выводы;

· поспешные возражения;

· непрошеные советы.

Коммуникативные навыки можно развивать и совершенствовать.

8.1.3. Интерактивная сторона общения (общение как взаимо­действие). Главное содержание общения — воздействие на парт­нера, взаимодействие, которое может быть ориентировано на кон­троль и понимание.

Стратегия «контролера» - стремление контролировать, управлять ситуацией, поведением других, желание доми­нировать.

Стратегия «понижателя»- стремление понять ситуацию и поведение других, желание лучше взаимодействовать, из­бегать конфликтов, т.е. соблюдение равенства партнеров.

Общение осуществляется по поводу того или иного предмета, характер общения определяется открытостью или закрытостью предметной позиции:

· открытость общения - способность выразить свою точку зрения на предмет и готовность учесть позиции других;

· закрытость общения - неспособность или нежелание рас­крывать свои позиции, свою точку зрения на предмет об­щения;

· смешанные типы общения - а) одна из сторон пытается выяснить позицию другой, не раскрывая своей; б) один из собеседников открывает партнеру свои позиции, рассчи­тывая на помощь и не интересуясь его мнением.

При выборе позиции общения следует учитывать:

· степень доверия к партнеру;

· возможные последствия открытости общения.

Этапы общения

В процессе общения можно выделить этапы:

I. Установление контакта. Задача контактной фазы - побу­дить собеседника к общению и создать максимум возможностей для дальнейшего делового обсуждения и принятия решений. Пра­вила установления контакта:

· продемонстрировать доброжелательность и открытость для общения (возможно применение невербальных средств об­щения - улыбка, наклон головы, выражение глаз), создать доброжелательную атмосферу;

· словесное обращение (приветствие) - сделать паузу, дож­даться ответа, увидеть открытость или закрытость партнера к общению;

· не вступать в контакт, если собеседник занят (разговарива­ет, причесывается), начинать его словами «вы», «ты», а не «я», «мы».

II. Этап ориентации помогает определить стратегию и тактику делового общения, развить интерес к нему, вовлечь партнера. За­дачи этого этапа:

· вызвать интерес к предстоящей беседе и вовлечь собесед­ника в обсуждение;

· выявить самооценку собеседника и сориентироваться в рас­пределении ролей;

· начать решение основной задачи общения.

На этом этапе сразу выясняют, каким по длительности будет разговор (свернутый, четкий или развернутый, подробный).

III. Активное обсуждение вопроса в непринужденной атмосфере:

· шутка;

· повышение эмоционального тонуса собеседника (похвала,

· напоминание о приятных событиях и т.п.);

· включение собеседника в выполнение физических действий (просьба помощи, благодарность).

С учетом самооценки партнера, которую можно повысить или понизить, и правильного распределения ролей по принципу до­минирование - подчинение возможны:

· «пристройка сверху» - выпрямленная поза с подбородком, параллельным земле; полное отсутствие контакта глаз; мед­ленная речь с выдержанными паузами; навязывание собе­седнику определенной дистанции;

· «пристройка снизу» - приниженная поза; постоянное дви­жение глаз снизу вверх; быстрый темп речи; предоставле­ние инициативы партнеру;

· «пристройка на равных» - синхронизация темпа речи; урав­нивание громкости речи; установление симметричного ри­сунка обмена взглядами.

Для обсуждения проблемы необходимы вербальные навыки: умение слушать и умение говорить.

IV. Принятие решения - определяется предыдущей стадией и логически вытекает из нее.

V. Выход из контакта - его цель создать хорошее последнее впечатление (образ), что будет влиять на будущие деловые отно­шения.

8.1.4. Перцептивная сторона общения (общение как восприя­тие). Термин «социальная перцепция» (социальное восприятие) впер­вые был введен американским психологом Дж. Брунером. Назвав восприятие социальным, он обратил внимание на то, что, не­смотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни соци­ально-психологические механизмы восприятия.

Брунер экспериментально доказал, что восприятие как пред­метов, так и людей зависит от:

· индивидуально-личностных факторов;

· социокультурных факторов (социальное происхождение, социальный статус человека).

Восприятие социальное представляет собой целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

Психологические механизмы будут разными при восприятии незнакомых людей или людей, с которыми уже общались: в пер­вом случае - механизмы межгруппового общения, во втором - механизмы межличностного общения.

Основа восприятия незнакомых людей - социальная стереотипизация, т.е. восприятие явлений или людей как представителей той или иной социальной группы. Почти каждый взрослый чело­век, имеющий опыт общения, способен по внешности человека, его одежде, манере говорить и поведению достаточно точно опре­делить его социально-психологические характеристики: черты ха­рактера; возраст; социальный слой; профессию.

Создаваемый образ партнера - регулятор последующего по­ведения.

Правильность и эффективность общения зависят от того, с кем мы общаемся. Люди, вступающие в общение, не равны по социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному по­тенциалу.

При восприятии незнакомых людей могут быть допущены ошибки, обусловленные рядом факторов.

· Фактор превосходства - действует при неравенстве парт­неров. Превосходство может проявляться во внешнем офор­млении (одежда, драгоценности, оформление кабинета и т.п.) и манере поведения. Под воздействием фактора пре­восходства возможна недооценка или переоценка партнера.

· Фактор привлекательности - склонность переоценивать внешне привлекательного человека и недооценивать не­привлекательного. Привлекательность - не только инди­видуальное впечатление, но и социальный атрибут, так как знаки привлекательности меняются в различных социальных эпохах, социальных и национальных группах. Эксперимен­тально доказано, что красивые люди воспринимаются бо­лее умными, добрыми, общительными, чем некрасивые.

· Фактор отношения к нам - люди, хорошо к нам относящи­еся, оцениваются выше, чем люди, относящиеся к нам пло­хо. Отношение к нам проявляется в согласии или несогласии с нашей позицией. Мы склонны тем выше оценивать челове­ка, чем ближе его мнение к нашему собственному.

Психологическими механизмами восприятия людей, с которы­ми уже встречались, являются:

· идентификация - уподобление себя ему; поставить себя на место другого и определить, как бы он действовал в по­добной ситуации;

· эмпатия - понимание на уровне чувств, стремление от­кликнуться на проблемы другого человека;

· рефлексия - осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

При исследовании общения двух субъектов (Катя и Таня) было доказано, что в этой ситуации наличествует не два, а восемь субъектов:

1. Катя, какова она есть сама по себе;

2. Катя, какой она видит себя;

3. Катя, какой ее видит Таня;

4. Катя, какой ей представляется ее образ в сознании Тани;

5. Таня, какова она есть сама по себе;

6. Таня, какой она видит себя;

7. Таня, какой ее видит Катя;

8. Таня, какой ей представляется ее образ в сознании Кати.

Успех общения зависит от того, насколько Катя имеет пра­вильное представление о себе, о Тане, о том, как ее воспринимает Таня. Если это представление неверно, то общение исключено.

В психологии известна интересная модель - «окно Джогарри»*, позволяющая представить, что каждый человек является носите­лем четырех пространств. Размеры этих информационных про­странств (открытых и закрытых) могут меняться в зависимости от того, в каком состоянии находится общение (начало установления контактов или состояние близких взаимоотношений).

Открытые и закрытые «пространства» личности Модель «окно Джогарри»

1. Открытая зона Открытое, т.е. известное для меня и для других людей 2. Слепая зона Закрытое для меня, но открытое для других, т.е. неизвестное мне
3. Скрытая зона Открытое для меня, но закрытое для других 4, Неизвестная зона Закрытое и недоступное ни мне, ни другим людям

Углубление человеческих контактов приводит к увеличению раз­меров открытых и доступных познанию «пространств» и уменьше­нию закрытых и недоступных пониманию «пространств» личности.

Размеры «пространств» личности в начале общения с другим человеком

   
   

Размеры «пространств» в результате установления близких






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных