Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теория юриспруденции как учебная и научная дисциплина




Представляет определенный познавательный интерес характеристика «Теории юриспруденции» как в качестве учебной, так и научной дисциплины. Несмотря на значительную общность в структуре «Теории юриспруденции» как учебной дисциплины и «Теории юриспруденции» как научной дисциплины, между ними есть и различия.

«Теория юриспруденции» как учебная дисциплина базируется на данных юридической науки и представляет собой определенную систему изучения знаний, которые накоплены этой наукой.

Эта учебная дисциплина изучается в юридических высших учебных заведениях. Конечно, можно отдельно изучать теорию государства и теорию права, писать монографии, посвященные отдельным проблемам государства и права. Однако в любом цивилизованном государстве разрабатываются и утверждаются государственные образовательные стандарты, на основе которых создаются учебные планы юридических вузов, составляются рабочие программы, пишутся учебники. С ориентацией на образовательные стандарты и учебные планы формируются кафедры. В соответствии с этими официальными документами проблемы государства и права в юридических вузах специализировано и более обобщенно изучаются в курсе «Теория государства и права». Эта дисциплина в России сложилась исторически, и ее система более или менее четко определилась. Правда, в последние годы в Российской Федерации появились книги, претен­дующие на роль учебника для студентов юридических вузов, но не соответствующие учебным планам и нарушающие общепринятую систематизацию курса «Теория государства и права». Так, некоторые представители этой науки пытаются учредить учебную дисциплину под названием «Теория права и государства", появился учебник «Общая теория права и государства». Между тем такие названия не только не вписываются в существующие образовательные стандарты, но и вносят изрядную путаницу в содержание этой учебной дисциплины. Как будет показано, в дисциплине «Теория государства и права» речь идет о праве как предмете деятельности юристов. А творцом такого права, по существу, является государственная власть. Другими словами, каково государство - таково и его право. Поэтому нельзя начинать изучение права, являющегося результатом правотворческой деятельности государства, без выяснения понятия и сущности самого государства. Конечно, взаимосвязь государства и права не такая простая, и на этом мы еще остановимся. Но в любом случае, на наш взгляд, сначала нужно вести речь о государстве, а лишь затем о его праве, правовой системе. Название учебной дисциплины должно быть сформулировано не произвольно, а в соответствии с данными науки о государстве и праве, с теми реальными отношениями, которые складываются между государством и его правом.

Поэтому введение понятия «Теория юриспруденции» вместо «Теория права и государства» или «теория государства и права» позволяет сразу же акцентировать внимание на юридическое право. Когда же речь идет о теории права вообще, то здесь не всегда право понимается в юридическом смысле. Более того, увлеченность проблемой теории права вообще может привести и приводит в науке к излишне расширительному толкованию понятия права, включение в его сферу метаюридических или же околоюридических явлений. Ярким примером в этом отношении является включение мусульманского права в ряд юридических правовых систем. Между тем, как мы попытаемся доказать в соответствующих разделах этой работы, мусульманское право вообще не является юридическим правом, а наряду с христианским, индусским и т.д. правом является сводом религиозных правил и распространяется только в отношении верующих в ислам.

В отличие от общей теории права юриспруденция имеет дело только с юридическим правом, реально действующим на момент его исследования, изучения. Общая теория права обычно выходит далеко за пределы действующих (действовавших) юридических норм, охватывает своим влиянием внеправовые регуляторы и явления. К их числу нередко относятся нормы канонического, мусульманского, индусского и т.п. права, а также такие понятия, как свобода, равенство, справедливость и др.

Теория юриспруденции (также как действующая ныне Теория государства и права) как учебная дисциплина имеет свою систему, то есть внутреннее строение, структуру.

Система курса (направление изучения дисциплины) Теории юриспруденции представляет собой логически последовательное внутреннее строение тем и вопросов, рассчитанных на усвоение знаний о государстве и праве.

Система курса «Теории юриспруденции» - это не произвольное рассредоточение различных вопросов, посвященных проблемам государства и права, а - еще раз отметим - их логически последовательное и взаимоувязанное строение.

Следует также отметить, что последовательность расположения тем и вопросов в курсе не всегда в литературе выдерживается. Сплошь и рядом можно встретить издания, претендующие на статус учебника или учебного пособия, в которых внутренняя структура расположения тем и вопросов не способствует последовательному раскрытию механизма функционирования государственной власти и системы права. Так, в учебнике В.В.Лазарева, который назван «Общая теория права и государства», материал изложен непоследовательно: вначале речь идет о праве, а затем о государстве. Но когда в учебнике речь идет о правотворчестве государства, авторы не могут уйти от утверждения, что право является результатом специальной правотворческой деятельности государства. В курсе лекций «Теория права и государства» (Уфа, 1994) непоследовательность изложения материала явно затрудняет усвоение механизма правового регулирования. Так, о правовой норме речь идет в главе 19-й, а о правотворчестве - лишь в 22-й. Становится не ясно, откуда берется правовая норма, и что является результатом правотворчества. Система курса «Теория юриспруденции», на наш взгляд, должна отвечать следующим основным требованиям:

1. Все темы курса составляют системную (последовательную, взаимосвязанную, логически выдержанную) целостность, дающую необходимые знания о государстве и праве;

2. Темы располагаются так, чтобы можно было разобраться в их содержании и последовательности изучения. Если, к примеру, вначале речь идет о правоотношениях, а затем о юридических фактах и правовых нормах, то вряд ли можно разобраться в механизме правового регулирования. Между тем главное в изучении права как раз и сводится к усвоению механизма правового регулирования, то есть того, как с помощью права можно влиять на общественную жизнь;

3. Содержание курса «Теория юриспруденции» должно быть таким, чтобы каждый изучающий этот предмет мог всесторонне осознать весь правовой механизм государства, необходимый для оценки конкретных государственно-правовых систем. В современных условиях этот курс призван дать знания не только о прошлом и настоящем государства и права, но и сформулировать оценочные критерии для формирования наиболее оптимальных государственно-правовых структур.

Современная система курса «Теория юриспруденции», на наш взгляд, может быть построена по следующей блочно-тематической схеме;

I. Научно-тематический блок. Теория юриспруденции как наука. Предмет и метод теории юриспруденции в современных условиях.

П. Учения о происхождении государства и права. Исторические школы и концепции о происхождении государства. Исторические школы о происхождении права. Научное учение о происхождении государства и права.

III. Государство и общество. Соотношение общества и государства. Гражданское общество и государство. Государство и личность. Права человека в современном мире. Демократия и современные демократические государства.

IV. Учение о государстве. Понятие и признаки государства. Многообразие понятия государства. Сущность государства. Типы государства. Формы государства. Функции государства. Механизм государства. Учение о государственной власти. Государственная служба.

V. Учение о праве. Множество подходов к понятию права. Определение и признаки юридического права. Сущность права. Типы права. Формы (источники) права. Функции права. Правотворчество. Нормы права. Юридические факты. Правоотношение. Реализация права. Толкование права. Пробелы в праве и пути их восполнения.

VI. Правовая система. Понятие и значение правовой системы. Семейство правовых систем. Система права и система законодательства. Юридическая техника. Юридическая работа. Юридическая практика. Правомерное поведение. Законность и правопорядок.

VI. Правовая культура и государственность. Правосознание. Правовая культура. Правовой нигилизм и пути его преодоления. Государственность. Историческая судьба государства и права.

В современных условиях, когда правовое государство только строится, формируется, целесообразно выделить отдельно вопросы правового государства. Конечно, в принципе вопросы правового государства - суть, составная часть проблем, связанных с государством и правом вообще, их, по существу, нельзя выделить в отдельную тему. Но это дело будущего, когда, действительно, вопросы правового государства и государства вообще не будут для нас иметь различий. Сегодня же, к сожалению, тему правового государства не только можно, но и нужно выделить как специальную.

Теория юриспруденции как научная дисциплина имеет почти ту же систему, что и система учебного курса «Теория юриспруденции». Различие между ними заключается в том, что «Теория юриспруденции» как научная дисциплина несколько шире учебной дисци­плины. Научная дисциплина «Теория юриспруденции» охватывает своим исследованием и вопросы, в определенной мере выходящие за пределы собственно предмета в связи с необходимостью выяснения степени взаимовлияния различных наук.

Теория юриспруденции является междисциплинарной наукой. Междисциплинарной она является не только потому, что вырабатывает методологию, понятийные, категориальные инструменты для отраслевых юридических наук, но и потому, что широко опирается на результаты неюридических наук. Многие неюридические дисциплины также затрагивают проблемы, связанные с правом. Они воспринимают право с исторической, философской, логической, социологической, антропологической и т.д. позиций. Соответственно этому складываются такие дисциплины, как история права, философия права, социология права и т.д. В отличие от них юриспруденция изучает право с юридической позиции. Поэтому юриспруденция четко отграничивается от философии права, от социологии права, которые некоторые представители теории права предлагают включить в науку общей теории права.

Конечно, если будет доказана необходимость формирования науки «Общая теория права», то она, видимо, будет включать в свой состав такие дисциплины, как философия права, социология права, психология права и т.д. Такая наука могла бы включить в свой состав и такие явления, как теория канонического права, теория мусульманского права, а также теории естественного права, позитивного права и некоторых других. Однако и при этом нужно различать «Общую теорию права» и «Теорию юриспруденции».

Науку «Теория юриспруденции» как раз и необходимо сформулировать для того, чтобы отмежеваться от безбрежной общей теории права и сосредоточиться в пределах юридического права. Предметом исследования и изучения «Теории юриспруденции» должно стать возникновение, развитие и совершенствование юридических норм и обобщенная практика их применения. Поскольку ни возникновение юридических норм, ни их практическое применение (реализация в целом) не могут осуществляться без участия государства.

Развитие науки «Теория юриспруденции» приведет и к дальнейшему применению, совершенствованию «Теории юриспруденции» как учебной дисциплины.

Осмысливая основные категории и понятия, с помощью которых «Теория юриспруденции» раскрывает свой предмет изучения, необходимо отграничить некоторые устоявшиеся в классической государствоведческой науке представления от тех, которые получены современными исследованиями. Так, например, многие понятия в области государствоведения, введенные еще во времена Платона и Аристотеля, по существу, сегодня утратили свое былое значение и не могут использоваться в прежнем смысле для раскрытия характерных черт государства. К таким понятиям относятся: государство, демократия, глава государства, равенство граждан, свобода личности, взаимоотношения государства и личности и др. Поэтому современная юриспруденции осмысливает их заново и объясняет уже применительно к сегодняшним реалиям. В то же время, те классические понятия, которые многократно апробированы на практике, включая и современную практику, и адекватность которых не подвергается сомнению, остаются в силе и в полной мере будут использоваться и сегодня. К таким, например, следует отнести понятия: государственный суверенитет, народный суверенитет, разделение власти и др.

Естественно, что современная «Теория юриспруденции» вводит новые понятия, неизвестные ранней государствоведческой науке. К таким относятся понятия: мононорма, микронорма, макронорма, правоположение, цивилизационнный подход к типологии государства и права, президентская республика, правомерное поведение, усмотрение правоприменителя и т.д.

Перед российской школой теории юриспруденции стоят сегодня некоторые специфические задачи, связанные с одновременным освобождением от остатков марксистско-ленинских представлений о государстве и праве и принятием на вооружение достижений общемировой политико-правовой мысли. Эта наука в Российской Федерации становится действительно научной дисциплиной, способствующей формированию гражданского общества и подлинной государственности.

В каких направлениях российская школа науки «Теории юриспруденции» сегодня могла бы развиваться?

Во-первых, в направлении полного преодоления узости марксизма-ленинизма в части политического господства рабочего класса, об объективной необходимости уничтожения частной собственности, невозможности сотрудничества противоположных классов, социальных групп. В то же время нельзя увлекаться и впадать в другую крайность - выводить все государственно-правовые явления из теории естественного права, юридического позитивизма, свободного права и др.

Через обобщение всего положительного и отрицательного в истории государственно-правовой мысли цивилизованный мир уже вышел на параметры правового государства. Поэтому российской школе теории юриспруденции необходимо усиленно заниматься поиском наиболее оптимальных путей формирования правового государства. Что оно из себя представляет, какими характерными чертами отличается и как его можно построить в конкретном российском обществе - именно эти проблемы являются главными в области учения о государстве.

Во-вторых, в области учения о праве современная задача «Теории юриспруденции» заключается не только в том, чтобы найти оптимальные пути установления в российском обществе власти права, но еще и в том, чтобы совершенствовать правовой механизм государства с учетом мирового опыта, накопленного в области государствоведения.

В-третьих, в рамках совершенствования правового механизма государства необходимо углубиться в понятие и сущность системы права. Вопрос о системе права у нас изрядно запутан. В частности, он должен быть осмыслен с позиций полиструктурного строения системных образований. В системе права выделяются публичное и частное право, появляются новые отрасли (например, коммерческое, аграрное, экологическое право и др.), а некоторые отрасли права исчезают или могут исчезнуть, как, например, традиционное колхозное, земельное, хозяйственное право и др.

В-четвертых, наука «Теория юриспруденции» вплотную занимается выработкой концепции правовой реформы в российском обществе. Особенно актуальными в этом плане для российской действительности являются: совершенствование практического законодательства, с тем чтобы оно соответствовало уровню демократического правового государства; создание подлинно самостоятельной ветви судебной власти, способной решать юридические дела на основе справедливости; создание такой ветви исполнительной власти, которая функционировала бы только на основе законов и стала бы эффективным инструментом исполнения и обеспечения соблюдения законов; организация правопросветительской работы со всем населением в целях обучения граждан свободно пользоваться своими правами и защищать свои интересы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных