Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обеспечение в обществе верховенства закона




Верховенство легитимного закона в обществе - важнейший принцип правового государства. Слово верховенство в данном контексте означает, что все юридически значимые действия людей, предприятий, организаций, должностных лиц сверяются с требованиями законов: требование законов превыше всего! В правовом государстве господствуют не лица, а общие правила или правовые нормы: преодолевается страх перед начальником, чиновником, которые правы не всегда, а только тогда, когда повелевают, приказывают сообразно законам.

Чтобы разобраться в проблеме верховенства легитимного закона, необходимо вникнуть в суть самих законов. В частности, какие требования предъявляются в правовом государстве к законам? Ведь не любое государство, в котором законы принимаются и точно исполняются, отвечает требованиям правового государства. Вообще в мире нет государства, в котором не принимались бы законы и не устанавливались правовые требования, однако, далеко не все отвечают стандартам правового государства. Для того чтобы правильно понять сущность такого государства, необходимо учитывать, что бывают разные законы. Одни разрабатываются кабинетным способом, принимаются и навязываются обществу. Это происходит, когда государство отрывается от народа, становится над ним и через свои законы диктует условия гражданам. Другие законы выражают волю народа, соответствуют конституции правового государства и являются продолжением заложенных в ней идей и принципов. Такие законы называются легитимными, правовыми. Против этого названия принципиальных возражений нет. Однако, по нашему мнению, законы правового государства все же следует называть легитимными, а не правовыми, потому что легитимный закон это и есть правовой, то есть справедливый закон. Легитимность установить легче, чем принадлежность к правовому закону: она определяется соответствием закона конституции государства, выражением в нем воли и интересов государствообразующего народа. Последнее проверяется не только прямым участием народа в обсуждении и принятии закона путем обнародования и всенародного голосования, но и легитимностью законодательной власти. В реальной жизни только проверкой соответствия принятого закона требованиям конституции и правомочности органа, который принял закон, можно определить легитимность закона, принять меры к отмене его силы или, напротив, к оставлению в силе. Если соответствующий орган (конституционный суд или другой орган контроля легитимности закона) будет устанавливать, правовой ли закон или неправовой, то недалеко и до вольностей самого органа контроля.

Проблема правового закона имеет определенное значение при разработке основного и других законов. Здесь понятие «правовой» означает правильный, справедливый, народный, поскольку русское слово «право» исходит от слова «правое». Законодатель, действительно, должен принимать правовые законы. Но в отношении принятых и действующих законов больше подходит понятие «легитимность», поскольку оно позволяет оценить их с позиции конституционности и правомочности органа, принявшего закон. Другими словами, если традиционно наши законы были рассчитаны в своей реализации на давление сверху, то законы правового государства - на инициативу снизу, на самих людей. Именно они в первую очередь заинтересованы в строгом исполнении законов.

Далее. В правовом государстве законы служат основным инструментом управления общественными делами. Именно через законы устанавливается власть права. Сказанное положение имеет два аспекта. Первый: законы и только законы должны регулировать подавляющее число отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Ни подзаконные акты, ни тем более инструкции, положения, разработанные и утвержденные в кабинетах министерств и ведомств, не должны ни количественно, ни качественно преобладать над законами, которых должно быть столько, сколько необходимо для упорядочения и сглаживания общественной жизни. Второй: в правовом государстве только законы могут служить естественным убежищем людей от угнетения и несправедливости; не должны возникать вопросы типа кому верить? Кто нас рассудит? Эти вопросы должны адресоваться закону и разрешаться им, и важнейшей задачей всех юрисдикционных органов является деятельность строго в рамках законов.

В правовом государстве все надежды людей должны быть оправданы законами. Его законы должны гарантировать предсказуемость жизни.

Большое значение уделяется обнародованию законов. В цивилизованном мире уже давно установилось правило: нельзя требовать исполнения неизвестного закона. Любой закон должен быть доступным всем гражданам. Нельзя строить бизнес на деле обнародования и размножения законов; ими население обеспечивается государством, самой законодательной властью. Юридическая помощь населению направлена не на обеспечение законами, а на разъяснение и их правильного применения.

Думается, что нет необходимости подробно останавливаться на том, что законы должны быть понятны всему населению. Они не могут противоречить один другому, должны быть стабильными. Если их ежегодно менять, то интерес населения к ним, естественно, пропадет.

Законы правового государства должны быть работающими, иначе нет смысла принимать их. Лишь отдельным политикам нужен закон для вида, а не для исполнения. Народу нужен работающий, действенный закон. Каждый должен спокойно ложиться спать и спокойно просыпаться, не опасаясь неприятностей, вытекающих из по­литических перемен. Такую гарантию людям могут дать только работающие законы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных