Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие функции государства




Функции государства можно определить как основные направления его политической деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение власти.

В имеющейся научной литературе по теории государства вся проблема относительно функции государства, как правило, сводилась к классификации функции на внутренние и внешние, на классовые и общесоциальные. В литературе последних лет, в частности, в учебнике под редакцией В.В.Лазарева «Общая теория права и государства» сделана попытка рассмотреть проблему функции государства несколько по-иному. Здесь выделяются четыре функции государства: экономическая, политическая, социальная и идеологическая.

Думается, что и этот подход страдает немалыми недостатками: во-первых, все направления деятельности государства являются политическими, так как государство - это организация политической власти. Поэтому выделить политическую функцию с экономической и идеологической нельзя. Можно говорить об экономической политике государства, о социальной политике и т.д.; во-вторых, выделить идеологию функции государства также некорректно. Государство не может поддерживать какую-то идеологию, превращать ее в государственную. Куда может вывести такой подход мы уже знаем.

На мой взгляд, при уяснении понятия функции государства необходимо отправляться от цели и задачи государства, то есть задаться вопросом: зачем людям необходимо государство, каково его назначение?

Анализируя достижения мировой государственно-правовой науки, сегодня можно прийти к выводу о том, что государство нужно людям для более эффективной организации охраны их прав и интересов. Охрана прав и интересов граждан - главная забота государства и соответственно этому должны быть определены основные направления его политической деятельности и сформирована внутренняя структура государства.

Кстати сказать, даже внешним ознакомлением со структурой создаваемой в конкретном государстве различных министерств и ведомств можно судить о характере государства, об основной задаче и функциях, которые данное государство ставит перед собой. Так, в Советском Союзе в одно время насчитывалось около 170 союзных министерств и ведомств. По количеству министерств и ведомств СССР явно был рекордсменом мира. Однако большое количество министерств и ведомств явно не было сориентировано на деятельность во благо народа. В период СССР, например, Председатель КГБ, Министр обороны, Министр иностранных дел были членами Политбюро и имели значи­тельно большую возможность для решения проблем своего ведомства, нежели министр сельского хозяйства или жилищно-коммунального хозяйства. Некоторые ведомства, например, Ведомства по правам человека, Конституционный суд, как обязательные атрибуты правового (справедливого) государства, вообще не были организованы. СССР - явно был сориентирован на установление господства в мире, а об уровне жизни своих граждан, по существу, не заботился.

Решение всех проблем, возникающих в общественной жизни людей, на справедливой основе является одним из важнейших устоев современного общества. Поэтому обеспечение справедливости в обществе - главное социальное назначение правового государства, отсюда должны быть определены его функции.

Развитие общественной жизни людей протекает в сложном взаимодействии различных интересов и в весьма динамичных условиях. В любом обществе - можно встретить нищету, болезни, трудности в обеспечении стабильных источников средств к существованию. Экономические подъемы и спады, обусловленные ими безработица, социальная дезориентация, преступность требуют постоянного напряжения соответствующих структур государства и безотлагательного разрешения, возникающих при этом больших и малых проблем. При этом для государства благосостояние людей всегда должно оставаться основным смыслом его политической деятельности. Только здоровые и образованные люди могут сплачивать государствообразуюшее общество. Поэтому государство, имея в виду обеспечение справедливости во взаимоотношениях между людьми, должно постоянно заниматься охраной прав и интересов всех своих граждан, независимо от их национальности, пола, социального положения.

Государство, как организация политической власти общества, должно исходить из того, что в обществе люди, если они подвергаются дискриминации, несправедливо решаются их проблемы и нужды, то они не будут думать об оптимальном развитии этого общества: они будут стараться разрешить только свои проблемы, находящиеся в противоречии с проблемами других людей. Отсюда нестабильность в обществе, отсюда конфликты и разрушительные эксцессы. Лишь то общество может рассчитывать на стабильность и оптимальное развитие, где справедливость является основой деятельности государства и всех его институтов.

Исходя из социального назначения государства должны быть определены основные направления его политической деятельности. Не имея возможности раскрыть все направления политической деятельности государства, остановимся здесь лишь на некоторых, наиболее важных.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных