Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Определение юридического права и его признаки




Вследствие различных причин (сложность проблемы выясне­ния сути и природы юридического права; наличие в реальной жизни различных правовых систем; желание у различных социальных групп и слоев видеть в праве то, что им выгодно и удобно и т.д.) в историческом прошлом, да и в современном мире сформировалось множество определений о юридическом праве.

Право по-своему определяли древние римляне (римские юристы). Есть определения более позднего времени. Значительное внимание выяснению сущности юридического права уделили основоположники марксизма-ленинизма. Своеобразную трактовку права давали советские юристы. Не будем останавливаться на всех определениях, поскольку о них можно узнать в различных учебниках. Рассмотрим лишь некоторые, относящиеся уже к последнему, постсоветскому периоду представления, с тем чтобы, оценивая их, выйти на приемлемое определение юридического права.

Следует заметить, что в последнее время многие бывшие советские ученые-юристы, несколько раскрепостившись от чисто марксистско-ленинского представления о праве, на наш взгляд, ударились в другую крайность и вышли на представления, господствовавшие на западе в XIX в. Так, Р.З.Лившиц в книге «Теория права», почему-то названной учебником для студентов юридических высших учебных заведений (дисциплины с таким названием в юридических вузах никогда не было), дает следующее определение: «Право есть нормативно закрепленная справедливость, состоящая в реализации общественного компромисса»[55]. Я попробовал раздать это определение права прокурорским и судебным работникам, чтобы они оценили его с точки зрения предмета их повседневной работы, но они явно были удивлены представлениями научных работников о понятии права в юридическом смысле.

Еще большее удивление у них вызвало определение права, данное в учебнике для юридических вузов под названием «Общая теория права и государства» (кстати сказать, учебная дисциплина с таким названием также никогда в юридических вузах не преподавалась, и нет ее в действующих образовательных стандартах). Здесь понятие права определяется следующим образом: «Право - это сово­купность признаваемых в данном обществе и обеспеченных социальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношениях друг с другом»[56]. По мнению практикующих юристов, в этом определении каждое выражение нуждается в дополнительном объяснении: во-первых, что означает выражение «признаваемых в данном обществе... нормативов»? В «данном обществе» - в каком обществе?; во-вторых, что такое «нормативы равенства и справедливости»? Откуда они берутся и кто определяет, что именно они и есть нормативы равенства и справедливости? Вопросы, вопросы...

Когда же доходишь в этом определении до выражения «регулирующих борьбу и согласование свободных воль...», то не только вспоминаешь философию права Гегеля, где «абстрактное право» рассматривается в качестве первого шага к подлинной свободе, так как благодаря ему осуществляется согласование двух производных индивидуальных воль, но и невольно жалеешь студентов - будущих юристов: ведь им придется это определение буквально зубрить, поскольку в нем очень мало похожего на реальное юридическое право, а следовательно, мало и разумного.

Видимо, испугавшись такой сложности, В.В.Лазарев сам же поспешил объявить свое определение научным пониманием права. Кроме того, по В.В.Лазареву, оказывается, есть обыденное и профессиональное представление о праве. Получается, что у профессора одно понимание права, у прокурора - другое, а у крестьянина - третье. Возможно, дело так и обстоит. Но право-то от уровня его понимания не меняется. Да и задача юриспруденции сводится не к закреплению разноуровневого понятия права в обществе, а напротив, к выработке такого определения, которое соответствовало бы реальному, действующему праву, признавалось представителями всех научных дисциплин и слоев населения.

Анализ подходов к понятию права в учебной литературе последнего времени приводит к выводу об их односторонности. Многие авторы, начав исследование с постановки вопроса о том, что такое право, заходят так далеко, что не могут выйти оттуда к понятию права, отражающему его сущность. Между тем, хотя бы для сверки своих подходов к пониманию права, можно поступить иначе: например, поставить перед собой вопрос о том, что такое закон, реально существующий в любом обществе. Поскольку законов много, имеются и подзаконные акты, надо расширить вопрос и спросить себя, что такое законы или законодательство, что в них выражено и какое отношение они имеют к Иванову, Петрову и т.п. Если идти таким путем, то нельзя не выйти к понятию юридического права.

Или; скажем, такой подход: Иванов говорит, что он имеет право на 15 соток земли и поэтому обращается за реализацией этого права. Мы можем убедиться в том, что Иванов имеет такое право, заглянув в земельное законодательство. Но в земельном законодательстве сказано, что граждане для определенных целей имеют право на земельный участок. Отсюда мы заключаем, что не только Иванов, а все граждане для определенных целей имеют право, называемое правом граждан на индивидуальное землепользование. Подобным образом складываются представления и в других сферах. Получается целая система права.

Через законы и другие нормативно-правовые акты мы преодолеваем и проблему жизненной реальности права. Если исходить из представления о праве как о нормативно закрепленной справедливости, то весьма трудно с этой меркой подходить к реальной жизни. Не напрасно ведь говорят, что естественные права - это химера. Законы же - реальные явления: они существуют, у них есть авторы, их можно прочитать, осмыслить.

К правильному осмыслению юридического права мы подойдем и через анализ деятельности правозащитных, правоохранительных органов Что они защищают, охраняют и чем при этом руководствуются? Если же попытаться ответить на эти вопросы, снова выйдем на законы и другие нормативно-правовые акты, то есть на источники юридического права, которые и являются предметом теории юриспруденции, интереса юристов и граждан.

Но самый, пожалуй, верный путь к пониманию права лежит через представление о правопорядке. При этом, естественно, необходимо исходить из того, что правопорядок отличается от понятия «общественный порядок». Если общественный порядок устанавливается и определяется через соблюдение и исполнение всех видов социальных норм, то правопорядок - через соблюдение и исполнение правовых, то есть юридических норм, так или иначе связанных с деятельностью государственных органов. Руководствуясь лишь представлением о том, что «право есть нормативно закрепленная справедливость» устанавливать в обществе правопорядок практически невозможно. Для установления правопорядка необходимо, чтобы источники права были четко оформлены, и по отношению к ним было однозначно выражена позиция самого государства. Поэтому выработать понятие права без связи с государством занятие абсолютно бесполезное с позиции установления в обществе определенного правопорядка. Более того, также как правопорядок зависит от деятельности правоохранительных органов государства, так и само право, на основе которого устанавливается правопорядок, не может быть уяснено вне связи его с государством. Как бы мы ни рассуждали, в реальной жизни юридическое право объективируется в форме закона, нормативного акта, изданного государством или санкционированного им.

Таким образом, юриспруденция в вопросах правопонимания имеет дело как с относительно абстрактным правом, с тем, каковым оно должно быть, так и с конкретным правом отдельных государств, то есть с системой действующих юридических норм на территории того или иного государства. Это вполне естественно, так как теория юриспруденции, обобщая правовые системы конкретных государств, сопоставляя их с абстрактным правом, поднимает правопонимание на новую ступень и с позиций этой высоты разрабатывает критерии оценки правовых систем конкретных же государств.

Выработка современного научного определения юридического права конкретного государства (конкретных государств) главным образом требует увязки его с государством, так как юридическое право является результатом правотворческой деятельности государства. Отсюда, по нашему мнению, определение юридического права сводится к следующему:

Право - это система установленных и гарантированных государством формально определенных правил поведения общего характера, обусловленных в конечном счете материальными и духовно-культурными условиями жизни общества.

В таком определении присутствуют следующие признаки права, отличающие его от неюридических правил поведения:

1. Право - это установленные государством и обеспеченные им в исполнении система правил поведения. Производность права от государства - объективная реальность. Если нет связи с государством, то такое правило поведения не является правовой нормой. Эта связь в некоторых случаях проявляется через санкционированные государством, правила поведения, установленные негосударственными структурами;

2. Право - это система формально определенных правил поведения. Определенность - его важный признак. Право всегда есть противостояние произволу, бесправию, хаосу и т.д., а поэтому оно само должно иметь четко определенную форму, отличаться нормативностью. Сегодня и у нас приобретает важное значение принцип, согласно которому, если юридическое право соответствующим образом не оформлено и не доведено до сведения адресатов (то есть, не опубликовано), им нельзя руководствоваться при решении конкретных дел;

3 Право - это система правил поведения общего характера. Оно отличается неконкретностью адресатов, рассчитано на неоднократное применение;

4 Право - это система правил поведения общеобязательного характера. Оно распространяется на всех, начиная от президента страны и кончая рядовым гражданином. Общеобязательность права обеспечивается государственной гарантией;

5. Право представляет собой систему норм, что означает его внутреннюю непротиворечивость, согласованность и беспробельность;

6. Право - это система таких правил поведения, которые вызваны и обусловлены материальными и культурными условиями жизни общества. Если условия не позволяют реализовать содержащиеся в правилах поведения требования, то лучше воздержаться от установления таких правил, иначе будут приняты неработающие нормы;

7. Право - это система правил поведения, выражающая волю государства, а более конкретно - волю законодательной ветви власти, где и аккумулируется воля государствообразующего народа.

4. Сущность юридического права

Выясняя сущность юридического права, в первую очередь, необходимо обратить внимание на то, что и в юридическом праве основная нагрузка падает на слово «право». Право - это система конкретных правил поведения. Причем право складывается из таких правил поведения, которые, прежде всего, связаны с правильным, праведным регулированием общественных отношений среди людей. Понятие право исходит от слова «правое», которое можно истолковать и как «правильное», то есть справедливое. Даже если истолковать исконное понятие «право» от слов «править», «управлять», то и тогда необходимо учитывать то, что речь идет о правильном, справедливом правлении или управлении. Именно в этом смысле и принимаются законы, содержащие определенные правила поведения.

Законы - это, конечно, средство управления поведением людей. Только через законы можно выйти к цивилизованным средствам управы в отношении тех, кто не хочет жить по правилам человеческого общежития. Выходя через государства к юридическому праву можно сказать, что право - это средство справедливого управления общественными делами. Это объясняется тем, что юридическое право должно оформляться легитимными законами, гласно, в интересах людей, то есть справедливое начало должно быть заложено в юридических законах, из которых складывается и само юридическое право в целом. Если юридическое право (законы государства) не будет легитимным, справедливым, то государствообразующий народ может требовать его отмены или замены. Именно через такие противоречия развивается человеческое общество и совершенствуются юридические законы.

Попутно можно еще раз заметить, что представители либертарного подхода к понятию «право», пытаясь свести право к некой справедливости, лишают юридическое право качества рукотворности. Они, пытаясь доказывать независимость права от человека, от государства, объективно ставят человека и даже само государство в фатальную зависимость от права. Между тем таким подходом как раз человек и лишается важнейшего своего права участвовать в право-творческом процессе, то есть в разработке и принятии законов - источников юридического права.

В то же время при нормальном подходе к природе формирования юридического права, при легитимности юридических законов получается, что вся система юридического права опирается на такие общечеловеческие ценности, как: справедливость; свобода; демократия и т.д. Но для этого не надо изобретать различные подходы к пониманию права, а идти в направлении того, чтобы сделать юридическое право легитимным, справедливым. Да и сделать это государствообразующему народу, при развитости институтов гражданского общества, намного легче, чем понять то, что несправедливые законы (при отсутствии судей, специализирующихся на установлении справедливости) правом не являются. Скорее всего, можно согласиться с утверждением о том, что бывают несправедливые законы, а, следовательно и несправедливое право, нежели с утверждением о том, что все несправедливое не является правом.

Таким образом, постигая сущность юридического права, в первую очередь, необходимо сказать, что юридическое право должно служить интересам справедливости, защищать естественные права человека, оберегать его честь и достоинство. Хотя юридическое право не всех государств и не всегда в полном объеме может соответствовать этим требованиям, такой сущности (иначе нельзя было бы и вести речи о совершенствовании законодательства), но от этого оно не перестает быть юридическим правом. Человечество развивается от несовершенного юридического права к более совершенному, отвечающему по своей сущности потребностям служения справедливости, свободе личности, защите ее интересов.

Говоря о сущности юридического права, нельзя обойти и вопрос о том, чью волю оно выражает, чьи интересы защищает. В юридической литературе нет единообразия и в этом вопросе. В некоторых учебниках можно найти утверждение о том, что право выражает волю господствующего класса, а в советское время считалось, что оно выражает только волю народа. Как нам представляется, применительно к идеальной правовой системе, идеальному государству можно сказать, что в праве выражается воля государства, в частности законодательной ветви власти. В свою очередь, воля законодательной власти должна отражать волю народа. Однако, рассуждая так, мы должны прийти к выводу, что в реальном демократическом государстве выразителем обобщенной воли народа служит государственная власть. Воля народа обобщается и в случаях решения важных вопросов через референдум, который проводится на основании решения органов представительной власти, ими же обобщаются его результаты. Источником власти государства является государствообразующий народ как политическая общность, а в законах от его имени выражается воля законодательной власти. Утверждение о том, что в законах выражается воля народа является демагогическим, бездоказательным. И наоборот, легко доказывается то положение, что в них реально выражается воля законодательной власти. Но она выражает свою волю от имени народа, формирующего эту ветвь власти.

В интересах понимания сущности права нам необходимо преодолеть стереотип мышления, выработанный в период господства в нашей стране марксистско-ленинской идеологии. Теперь уже ясно, что марксистские партии роль права в обществе низвели до послушного инструмента правящей партии в ее политической борьбе. Не только на практике, но и в теории марксизм-ленинизм сущность права свел к воле господствующего класса, инструменту классового государства, политической мере. Развитие этой теории в условиях победившей социалистической революции, особенно в преломлении ее к повседневным практическим нуждам социалистического и коммунистического строительства, по существу, привело к толкованию права как карательно-запретительной меры.

Между тем изначальная общечеловеческая ценность права состоит в том, что оно направлено на установление справедливости в обществе. Как общественный институт оно как раз и было найдено для того, чтобы противостоять насилию, произволу, хаосу с позиции справедливости и нравственности. Поэтому право всегда выступает в обществе стабилизирующим, усмиряющим фактором. Его главное предназначение - обеспечить согласие, гражданский мир в обществе с позиций прав человека.

Если в обществе начинают господствовать идеи, не соответствующие общечеловеческим ценностям, нравственности, общепризнанным правам человека, то роль и значение права неминуемо обесцениваются.

История человечества располагает достаточными доказательствами того положения, что любое общество может процветать и оптимально развиваться, лишь опираясь на идеи правовой (справедливой) организации своей жизни, на признании верховенства права. Оттого человечество и осознало необходимость строительства правового государства, что все остальные известные истории типы государства и права (классовые, расовые, этнократические, религиозные и др.) не могли и не могут обеспечить гражданский мир и согласие.

Разные подходы к сущности права в свое время были обусловлены наличием ясно выраженной конфронтации между различными странами, войной идеологий в мире. По мере демократизации человеческого общества, устранения «железных занавесов» между народами вырабатываются общие, единые подходы к сущности (то есть социальному назначению) права. Этот процесс не может не привести к торжеству истинной сущности права - быть институтом спра­ведливости, согласия и мира между людьми не только в рамках отдельного государствообразующего общества, но и между различными государствами и народами.

Преодолевая различные (порой просто модные) представления о праве, мы должны выйти на уровень понимания права, доступный не только специалистам, но и всем живущим в свободной стране людям. В этой связи хотелось бы еще раз подчеркнуть, что когда речь идет о юридическом праве, то необходимость и наличие его нужно всегда связывать с необходимостью и наличием правительства, надобностью контроля за свободой деятельности индивидов, их групп, союзов, ассоциаций. Если вдуматься глубже, то нам станет яснее не только проблема объективной необходимости права (без него правительство может совершать что угодно и с большими изъянами для интересов государствообразующего народа), но и проблема самого понятия права, то есть что имеется в виду, когда мы употребляем это слово. Оно, безусловно, будет сводиться к тем правилам, которых следует придерживаться правительству, как в процессе своей деятельности, так и при организации контроля за действиями индивидов. Впрочем, нелишне подумать и о том, что если бы не было такого контроля (то есть, не было полиции, судебных учреждений и т.д.), то вряд ли были и свободы.

Следовательно, при осмыслении проблемы сущности юридического права и его необходимости всегда следует исходить из жизненных потребностей и велений.

Люди в естественном состоянии живут давно, но правовое опосредование их взаимоотношений все в большей мере проявляется с развитием цивилизации. Другими словами, люди какими бы естественными правами они ни наделялись, идут не из царства права, а наоборот, в историческом плане развиваются от произвола, несправедливости к правовой регламентированности, к большей юридической защищенности своих свобод, то есть к правовому государству. Поэтому, осмысливая сущность юридического права, следует не усложнять его исторической философией права вообще, а исходить из современной жизненной необходимости в совершенном юридическом праве, способном обеспечить справедливые взаимоотношения между людьми, живущими в государственно-организованном обществе. Да и к раскрытию сущности права необходимо приступить со стороны общественной потребности, необходимости установления осознанного, справедливого правопорядка. Все это общество возлагает на государство, на политическую власть, учреждаемой им. От уровня цивилизованности этой политической власти и зависит качество юридического права, его соответствие требованиям справедливости. Поэтому не понятие права следует запутывать и усложнять для того, чтобы иметь справедливые (правовые) законы в государстве, а необходимо влиять через институты гражданского общества на политическую власть, чтобы она создавала справедливое право.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных