ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методические указания к самостоятельной работе студентов по изучению дисциплиныИзучение предмета «Психология делового общения» включает самостоятельную работу студентов. Перечислим основные функции самостоятельной работы в учебном процессе: 1) закрепление знаний и умений, изученных в рамках аудиторной работы; 2) расширение и углубление знаний по отдельным темам; 3) освоение умений использования этих знаний для решения прикладных задач; Самостоятельное чтение учебных пособий, первоисточников и конспектов может использоваться в разных ситуациях учебной работы студентов: 1) при подготовке к лекциям и семинарам; 2) при подготовке докладов; 3) при подготовке к сдаче контрольных точек. Одной из актуальных методических проблем данного вида самостоятельной работы является обучение умениям осмысленного чтения, развитие навыков понимания учебных текстов. Напомним, что наибольшую трудность для студентов представляет чтение научных монографий и статей. В отличие от учебных пособий они не адаптированы для учебных целей и для соответствующей категории студентов и учащихся. Сталкиваясь со сложным для восприятия стилем научного текста, некоторые студенты испытывают значительные трудности в его понимании и поэтому ограничиваются механическим заучиванием формулировок. В этой связи важной задачей преподавателя является использование заданий, способствующих развитию у студентов соответствующих умений чтения. Это могут быть, например: · задания по составлению подробного структурированного плана раздела; · задания по свободному (без опоры на конспект) пересказу раздела текста; · поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы; · ответы на конкретные вопросы по разделу, направленные на выявление понимания основных понятий, умения сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать; · задания по формулированию отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической форме; · составление краткого конспекта текста; · составление опорной графической схемы раздела с текстовыми пояснениями; · составление резюме прочитанного текста. Написание конспекта статьи, раздела книги, как отмечалось выше, — довольно типичное задание, которое преподаватель дает студентам при подготовке к семинару. Предполагается, что конспектирование помогает продумыванию первоисточника. Для того чтобы конспектирование первоисточников выполняло познавательную функцию, студентам нужно освоить соответствующие умения, в том числе: 1. отбор существенной информации и отделение ее от второстепенной; 2. лексическая и синтаксическая переработка текста; 3. схематизация и структурирование прочитанного материала; 4. формулировка резюме по прочитанному материалу. В этом случае конспектирование будет способствовать осмысленному усвоению знаний. Подготовка к лекциям и семинарам представляет собой внеаудиторную самостоятельную работу студентов. Самостоятельная подготовка студента к лекции должна состоять в первую очередь в перечитывании конспекта предыдущей лекции. Это помогает лучше понять материал новой лекции, опираясь на предшествующие знания. Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию заключается в прочитывании конспекта соответствующей лекции (если она читалась по данной теме), чтении соответствующего раздела учебника и первоисточников. Главными задачами этой подготовки обычно являются: · повторение теоретических знаний, усвоенных в рамках аудиторной работы; · расширение и углубление знаний по теме занятия. Знания, полученные в процессе такой самостоятельной работы, являются теоретической базой для обсуждения вопросов семинарского занятия, для выполнения практического задания. Содержанием подготовки студентов к семинару может быть не только чтение литературы, но и подбор примеров, иллюстративного материала по определенным вопросам. Подготовка студентов к сдаче контрольных точек представляет собой важный вид самостоятельной учебной деятельности, прежде всего потому, что она позволяет систематизировать полученные знания и умения. Вот некоторые наиболее типичные советы, которые даются студентам при подготовке к сдаче контрольных точек: 1) Приступая к подготовке полезно составить план. Составляя план на каждый день, необходимо четко определить, что именно вы будете изучать сегодня. При этом следует избегать обобщенных формулировок: «Немного позанимаюсь», следует указывать, какие именно разделы вы будете прорабатывать сегодня. 2) Полезно определить, кто вы — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы. 3) Конечно, хорошо начинать с самого трудного, т. е. с того раздела, который вы заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет — как говорится, «нет настроения». В таком случае полезно начать с того, что вы знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вы войдете в нужный ритм работы и сможете перейти к более трудным разделам. 4) Полезно чередовать работу и отдых. Перерывы лучше делать по завершении изучения какой-либо части учебного материала, примерно каждый час. Перерывы лучше не затягивать, но стараться сделать их активными. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку. 5) Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вспомнить и обязательно кратко записать все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверить себя по учебнику. Особое внимание обратить на подзаголовки главы или раздела учебника, на правила и выделенный текст. Проверить правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочитать учебник, выделяя главные мысли. Надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять материал. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях. 6) Полезно структурировать материал, составляя план, схемы, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге очень важна. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала. В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы ответов на все вопросы, которые были проработаны в этот день. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|