Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические указания к самостоятельной работе студентов по изучению дисциплины




Изучение предмета «Психология делового общения» включает самостоятельную работу студентов. Перечислим основные функции самостоятельной работы в учебном процессе:

1) закрепление знаний и умений, изученных в рамках аудитор­ной работы;

2) расширение и углубление знаний по отдельным темам;

3) освоение умений использования этих знаний для решения прикладных задач;

Самостоятельное чтение учебных пособий, первоисточников и конспектов мо­жет использоваться в разных ситуациях учебной работы студентов:

1) при подготовке к лекциям и семинарам;

2) при подготовке докладов;

3) при подготовке к сдаче контрольных точек.

Одной из актуальных методических проблем данного вида самостоятельной работы является обучение умениям осмысленного чтения, развитие навыков по­нимания учебных текстов. Напомним, что наибольшую трудность для студентов представляет чтение научных монографий и статей. В отличие от учеб­ных пособий они не адаптированы для учебных целей и для соответствующей кате­гории студентов и учащихся. Сталкиваясь со сложным для восприятия стилем на­учного текста, некоторые студенты испытывают значительные трудности в его по­нимании и поэтому ограничиваются механическим заучиванием формулировок.

В этой связи важной задачей преподавателя является использование заданий, способствующих развитию у студентов соответствующих умений чтения. Это мо­гут быть, например:

· задания по составлению подробного структурированного плана раздела;

· задания по свободному (без опоры на конспект) пересказу раздела текста;

· поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы;

· ответы на конкретные вопросы по разделу, направленные на выявление пони­мания основных понятий, умения сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать;

· задания по формулированию отдельных мыслей текста в другой стилистиче­ской и синтаксической форме;

· составление краткого конспекта текста;

· составление опорной графической схемы раздела с текстовыми пояснениями;

· составление резюме прочитанного текста.

Написание конспекта статьи, раздела книги, как отмечалось выше, — довольно типичное задание, которое преподаватель дает студентам при подготовке к семи­нару. Предполагается, что конспектирование по­могает продумыванию первоисточника.

Для того чтобы конспектирование первоисточников выполняло познаватель­ную функцию, студентам нужно освоить соответствующие умения, в том числе:

1. отбор существенной информации и отделение ее от второстепенной;

2. лексическая и синтаксическая переработка текста;

3. схематизация и структурирование прочитанного материала;

4. формулировка резюме по прочитанному материалу.

В этом случае конспектирование будет способствовать осмысленному усвое­нию знаний.

Подготовка к лекциям и семинарам представляет собой внеаудиторную самостоятельную работу студентов. Самостоятельная под­готовка студента к лекции должна состоять в первую очередь в перечитывании конспекта предыдущей лекции. Это помогает лучше понять материал новой лек­ции, опираясь на предшествующие знания.

Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию за­ключается в прочитывании конспекта соответствующей лекции (если она чита­лась по данной теме), чтении соответствующего раздела учебника и первоисточ­ников. Главными задачами этой подготовки обычно являются:

· повторение теоретических знаний, усвоенных в рамках аудиторной работы;

· расширение и углубление знаний по теме занятия.

Знания, полученные в процессе такой самостоятельной работы, являются тео­ретической базой для обсуждения вопросов семинарского занятия, для выполне­ния практического задания.

Содержанием подготовки студентов к семинару может быть не только чтение литературы, но и подбор примеров, иллюстративно­го материала по определенным вопросам.

Подготовка студентов к сдаче контрольных точек представляет собой важный вид самостоятельной учебной деятельности, прежде всего потому, что она позволяет систематизировать полученные знания и умения.

Вот некоторые наиболее типичные советы, которые даются студентам при подготовке к сдаче контрольных точек:

1) Приступая к подготовке полезно составить план. Составляя план на каждый день, необходимо четко определить, что именно вы будете изучать сегодня. При этом следует избегать обобщенных формулировок: «Немного по­занимаюсь», следует указывать, какие именно разделы вы будете прорабаты­вать сегодня.

2) Полезно определить, кто вы — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.

3) Конечно, хорошо начинать с самого трудного, т. е. с того раздела, который вы заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голо­ву ничего не идет — как говорится, «нет настроения». В таком случае полезно начать с того, что вы знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вы войдете в нужный ритм рабо­ты и сможете перейти к более трудным разделам.

4) Полезно чередовать работу и отдых. Перерывы лучше делать по завершении изучения какой-либо части учебного материала, примерно каждый час. Пере­рывы лучше не затягивать, но стараться сделать их активными. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.

5) Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вспомнить и обязательно кратко записать все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверить себя по учебнику. Особое внимание обратить на подзаголовки главы или раздела учебника, на правила и выделенный текст. Проверить правильность дат, основных фактов. Только после этого вниматель­но, медленно прочитать учебник, выделяя главные мысли. Надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять материал. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях.

6) Полезно структурировать материал, составляя план, схемы, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фикса­ция на бумаге очень важна. Планы полезны и потому, что их легко использо­вать при кратком повторении материала.

В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы ответов на все вопросы, которые были прорабо­таны в этот день.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных