Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Следователя и органа дознания




 

На современном этапе развития российского общества с учетом состояния в нем преступности не может быть и речи об эффективном предварительном расследовании преступлений, особенно преступлений, совершаемых организованными преступными группами или сообществами, без оперативно-розыскного сопровождения. Сущность взаимодействия следователя с органом дознания можно определить следующим образом.

Взаимодействие следователя в процессе предварительного следствия и органа дознания - основанные на уголовно-процессуальном законе и подзаконных актах согласованные по субъектам, объектам и предметам, месту, времени, методам и способам их деятельность и правоотношения в целях наиболее успешного и эффективного достижения целей и решения задач уголовного процесса.

Взаимодействие указанных государственных органов и должностных лиц правоохранительных органов обусловливается следующими объективными предпосылками:

1) общностью стоящих перед следователем и органом дознания целей и задач по борьбе с преступностью;

2) различием полномочий следователя в сфере уголовного судопроизводства и органов дознания в области оперативно-розыскной деятельности;

3) специфичностью сил, средств и методов, применяемых сотрудниками (оперуполномоченными и инспекторами) органов дознания и следователями в сфере борьбы с преступностью;

4) самостоятельностью следователя и органа дознания, вытекающей из отсутствия административной подчиненности их друг другу;

5) подчиненностью в своей деятельности различным законам, носящим специфический, содержательный характер в силу природы, сущности, характера и содержания соответствующих видов (следственной и оперативно-розыскной) деятельности.

Необходимо иметь в виду, что положения, регулирующие взаимодействие следователя и органа дознания, изложены не только в уголовно-процессуальном законе и в Федеральном законе от 5 июля 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", но и в подзаконных актах многих министерств, ведомств и служб, осуществляющих различным образом (специфическими методами, способами, средствами) борьбу с преступностью.

Среди них особое значение имеют следующие положения:

1) субъектами взаимодействия являются следователи и соответствующий (в силу их многочисленности) орган дознания;

2) письменные требования прокурора и следователя, обращенные к органу дознания, обязательны для исполнения последним из субъектов взаимодействия по уголовному делу;

3) письменные требования следователя должны быть направлены органу дознания, т.е. его начальнику, но ни в коем случае не конкретному сотруднику оперативно-розыскного подразделения. Возможность дачи прокурором письменных указаний непосредственно дознавателю (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК) не колеблет данного принципиального положения по двум причинам. Во-первых, прокурор может давать указания о производстве только процессуальных действий. Во-вторых, сотрудник органа дознания не может быть дознавателем, если он проводил или проводит по уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК). Именно этим правилом должны руководствоваться начальники органа дознания и подразделения дознания при определении сотрудника, которому они поручают производство дознания по уголовному делу;

4) письменные указания следователя органу дознания должны ставить лишь задачу по установлению каких-то обстоятельств, относящихся к предмету предварительного следствия.

Необходимость взаимодействия следователя и органа дознания в процессе производства предварительного следствия возникает:

1) при выезде следователя на осмотр места происшествия, в том числе при раскрытии уголовных дел о преступлениях "по горячим следам";

2) при решении различных вопросов о возбуждении уголовных дел о преступлениях, подследственных следователям, по имеющимся оперативно-розыскным материалам;

3) после возбуждения уголовного дела о преступлениях, предварительное расследование которых отнесено уголовно-процессуальным законом к подследственности следователей, для установления их фактических обстоятельств и лиц, их совершивших;

4) в работе следственных групп с привлечением оперативных работников, создаваемых для расследования сложных уголовных дел или уголовных дел большого объема (многоэпизодных), а также уголовных дел о преступлениях прошлых лет (т.е. не раскрытых в свое время). В частности, в 2006 г. раскрыто более 49 тыс. преступлений прошлых лет <1>. В настоящее время остаются не раскрытыми более 90 тыс. уголовных дел об убийствах;

--------------------------------

<1> См.: Фалалеев М. Порядок на улице разбитых фонарей. МВД приступило к полной ликвидации преступных сообществ // Российская газета. 2007. 9 февр.

 

5) когда следователь при расследовании уголовного дела испытывает затруднения в отыскании (обнаружении) доказательств и их источников;

6) когда в процессе предварительного следствия по уголовному делу требуется осуществление функций, специфически присущих только органу дознания и связанных с осуществлением оперативно-розыскной деятельности;

7) когда следователь по уголовному делу один физически не может эффективно произвести конкретное следственное действие или одновременно осуществить комплекс следственных действий;

8) когда по уголовному делу неизвестно место нахождения имущества, на которое должен быть наложен арест для обеспечения предъявленного гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества;

9) когда по уголовному делу не обнаружено лицо, совершившее преступление и подлежащее привлечению в уголовном судопроизводстве в качестве обвиняемого;

10) при проведении воспитательно-предупредительной (профилактической) работы с населением на обслуживаемом следователем участке и т.д.

Социально-правовое значение взаимодействия следователя и органа дознания определяется тем, что оно обеспечивает:

1) координацию в борьбе с преступностью сил и средств государственных органов, обладающих в соответствии с отечественным законодательством различными возможностями;

2) концентрацию сил и средств различных государственных органов в борьбе с наиболее тяжкими преступлениями, организованными преступными группами, в том числе регионального, межрегионального и международного масштаба;

3) своевременное обнаружение преступлений, возбуждение уголовного дела, раскрытие и предварительное расследование тяжких и особо тяжких преступлений, подследственных следователям;

4) надлежащую защиту прав, свобод и законных интересов населения России.

Правовой основой рассматриваемого взаимодействия являются нормы уголовно-процессуального закона, Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", подзаконных актов Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, ФСБ России и других государственных органов, осуществляющих уголовный процесс или обеспечивающих его оперативно-розыскное сопровождение.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных