Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Кафедра уголовного права

 

 

«Ювенальная юстиция (общеправовые проблемы)»

 

Учебно-методический комплекс

для магистрантов заочной формы обучения

направление подготовки 40.04.01, Юриспруденция

магистерская программа

«Судебная власть»

 

 

Ростов-на-Дону

Г.


Автор:

Коблева М.М. преподаватель кафедры уголовно-процессуального права

Ростовского филиала РАП

 

Рецензенты:

В.В. Золотых, к.ю.н.,заместитель председателя Ростовского областного суда

 

А.В.Гаврицкий, к.ю.н., зав. кафедрой уголовно-процессуального права Ростовского филиала РАП

 

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»).

Одобрен на заседании кафедры уголовного права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» Ростовского филиала (протокол №….. от ……….. 2015 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный университет правосудия» Ростовского филиала (протокол №….. от ……….. 2015 г.).

 

© Ростовский филиал,

Российская академия правосудия, 2015

© Коблева М.М., 2015

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение.………………………………………………………………………...4

2. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………6

3. Тематический план……………..…..…………………………………………..7

4. Программа курса………... …………………………………………………….8

5. Планы аудиторных (практических занятий) занятий………………………10

6. Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы магистрантов……………………………….………..20

7. Контрольные задания…………………………………………………………30

8. Литература…………………………………………………………………….34

9. Вопросы для подготовки к зачету ……….…………………………………37


ВВЕДЕНИЕ

«Ювенальная юстиция (общеправовые аспекты)» дисциплина по выбору вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция».

Данная дисциплина даёт более углублённые специализированные знания о правовом статусе несовершеннолетних.

Преподавание и изучение этой дисциплины предполагает раскрытие специфических аспектов ювенального права как комплексной отрасли права.

Целевое назначение изучение данной дисциплины состоит в привитии магистрантам более углублённых теоретических знаний, касающихся научного изучения ювенальной юстиции, практических навыков, необходимых для профессионального выполнения выпускникам служебных обязанностей в сфере профессиональной деятельности.

Целью изучения дисциплины «Ювенальная юстиция (общеправовые аспекты)» является формирование у магистрантов базовых знаний о правом статусе несовершеннолетних, о юридических нормах, его регламентирующих в сфере уголовного, гражданского, семейного права.

Достижение вышеуказанной цели изучения данного спецкурса предполагает решение следующих задач:

объяснение сущности ювенальной права как комплексной отрасли;

получение целостного представления о ювенальном праве как общественно-историческом феномене;

ознакомление с наиболее важными вопросами правового статуса несовершеннолетних в сфере российского права;

получение представления о правовом статусе несовершеннолетних в сфере международного права;

формирование умения толковать с помощью различных средств и приемов уголовно-правовые нормы, гражданско-правовые нормы, определяющие правовой статус несовершеннолетних;

ознакомление с основными подходами в определении целесообразности ювенального права как самостоятельной отрасли российского права.

Таким образом, основными задачами курса «Ювенальная юстиция (общеправовые аспекты)» являются: привитие магистрантам углублённых теоретических знаний о ювенальном праве и необходимости его выделения как самостоятельной отрасли российского права.

Преподавание курса на основе данной программы рассчитано на 72 часа: 16 ч. практических занятий и 56 ч. на самостоятельную работу. Завершается изучение дисциплины принятием зачета.

В результате изучения дисциплины магистрант должен:

иметь представление: об отношениях, регулируемых ювенальным правом, о предмете и методе данной отрасли, о правовом статусе несовершеннолетних.

знать: понятия и термины, используемые в спецкурсе; основные подходы к ювенальной юстиции в современной России, определение ювенальной юстиции, ее принципы, систему.

Компетенции, которыми должен обладать магистрант, изучивший дисциплину «Ювенальная юстиция (общеправовые аспекты)»:

Общекультурные:

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

Профессиональные:

в правоприменительной деятельности:

способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

в правоохранительной деятельности:

готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

в экспертно - консультационной деятельности:

способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

в научно-исследовательской деятельности:

способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11).

Для достижения данных целей необходимо изучение современной уголовно-правовой литературы, юридической периодики, монографий и комментариев законодательных и иных нормативных актов. Рекомендуется также постоянное обращение к реальной судебной практике. Особое значение имеют постановления Пленума Верховного Суда РФ по определенным категориям уголовных дел.


ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по формам обучения
очная
Зачетные единицы - общая трудоемкость Всего – 2 з.е – 72 ч.;
Всего аудиторных занятий, из них:  
Лекции -
Семинарские (практические) занятия  
Самостоятельная работа  
Форма итогового контроля зачет

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы (темы) дисциплины Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
п/п   Лекции Семинары (практи- ческие задания) С/р
1. Основные подходы к ювенальной юстиции как к комплексной отрасли права в современной России.   -    
2. Правовой статус несовершеннолетнего в международном и российском праве. (интерактивное/активное занятие)   4 (2/2)        
3. Правовой статус несовершеннолетнего как субъекта уголовного права (интерактивное/активное занятие) - 4 (2/2)  
4. Правовой статус несовершеннолетнего как субъекта гражданского права   -    
5. Правовой статус несовершеннолетнего как субъекта семейного права (интерактивное/активное занятие) -    
6. Правовой статус несовершеннолетнего как субъекта административного права (интерактивное/активное занятие) -    
  ИТОГО: -    

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1: «Основные подходы к ювенальной юстиции как к комплексной отрасли права в современной России».

 

Подходы к ювенальной юстиции, устанавливающие внешние границы системы ювенальной юстиции. Ювенальное право как комплексная отрасль права. Соотношение дисциплины «Ювенальная юстиция» с другими учебными дисциплинами: ««Уголовное право», «Уголовно-процессуальное право», «Семейное право», «Гражданское право», «Гражданско-процессуальное право». «Международное право», «Административное право». Предмет и метод ювенального права. Принципы ювенальной юстиции.

 

Тема 2: «Правовой статус несовершеннолетнего в международном и российском праве».

 

Акты российского законодательства.

Конституция Российской Федерации 1993 г., Федеральные законы: «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.), «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.).

Международно-правовые акты в сфере ювенальной юстиции.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Конвенция о правах ребенка (1989г.), Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985 г.), Миланский план действий, Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития нового международного экономического порядка (1985 г.), Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы, 1990 г.), Рекомендации N Rec (2003) 20 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам о новых подходах к преступности среди несовершеннолетних и о значении правосудия по делам несовершеннолетних.

 

 

Тема 3. «Правовой статус несовершеннолетнего как субъекта уголовного права».

 

Нормы материального уголовного права, регулирующие различные стороны отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

 

Несовершеннолетние – особый признак субъекта преступления. Учет индивидуальных особенностей личности при определении возрастных границ несовершеннолетия.

Особенности назначения наказания. Дополнительные правовые гарантии для несовершеннолетних в сфере уголовного судопроизводства.

Правовой статус несовершеннолетнего потерпевшего. Дополнительные гарантии.

Проблемы бланкетных норм в уголовном праве.

Тема 4. «Правовой статус несовершеннолетнего как субъекта гражданского права».

 

Особенности гражданско-правового статуса несовершеннолетних. Гражданская правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Эмансипация. Правовой статус органов опеки и попечительства. Проблемы совершенствования форм и методов деятельности органов опеки и попечительства.

Проблемы бланкетных норм в гражданском праве.

Несовершеннолетний как особый субъект трудового права.

Несовершеннолетний как особый субъект жилищного права.

Тема 5. «Правовой статус несовершеннолетнего как субъекта семейного права».

 

 

Права и обязанности родителей и детей, права несовершенных детей. Права несовершеннолетних родителей. Ограничение в родительских правах. Лишение родительских прав.

Роль суда в определении семейного статуса ребенка.

Несовершеннолетний как самостоятельная процессуальная фигура.

 

 

Тема 6. «Правовой статус несовершеннолетнего как субъекта административного права».

Административно-правовые нормы в контексте ювенальной юстиции.

Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях несовершеннолетних. Административная юрисдикция комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Особенности проведения программ восстановительного правосудия, направленных Комиссией по делам несовершеннолетних.
ПЛАНЫ АУДИТОРНЫХ (ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ) ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1: Основные подходы к ювенальной юстиции как к комплексной отрасли права в современной России. (2ч.)

1. Комплексный правовой подход к проблемам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

2. Ювенальное право как самостоятельная отрасль права.

3. Предмет и метод ювенального права.

4. Определение понятия системы ювенальной юстиции и вытекающих из такого определения ее характеристик.

5. Определение и принципы ювенальной юстиции.

6. Соотношение дисциплины «Ювенальная юстиция» с дисциплинами «Уголовное право», «Уголовно-процессуальное право», «Семейное право», «Гражданское право», «Гражданско-процессуальное право». «Международное право», «Административное право», «Трудовое право», «Жилищное право»

Литература

Основная

1. Нагаев В.В. Ювенальная юстиция: учеб. пособие для вузов / В.В. Нагаев. –М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

2. Правосудие в современном мире / Под ред.В.М. Лебедева, Т.Я. Хабриевой. – М.: Норма, 2014.

 

Дополнительная

1. Беляева Л.И. Размышления по поводу ювенальной юстиции в России // Вопросы ювенальной юстиции». 2005. №2(5).

2. Борисова Н.Е. Правовое положение несовершеннолетних в Российской Федерации.- М.: Издательство МГСУ, 2004.

3. Золотых В.В. Проблемы и перспективы совершенствования правосудия в отношении несовершеннолетних. – Ростов-на-Дону., ЗАО «Росиздат», 2008.

4. Кольцов М.И. К вопросу о необходимости введения ювенальной юстиции в России. // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. № 1(15).*

5. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учебное пособие. - М.: Дело, 2000. (Сер. «Российское право: теория и практика»).

6. Мельникова Э.Б., Карнозова Л.М. Ювенальная юстиция - охранительная и восстановительная. Учебное пособие.- М.: Проспект, 2002.*

7. Солнечная С.В. Возродим ювенальную юстицию в России! // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. № 1(15).

8. Ювенальная юстиция: социальные проблемы. Учебное пособие для вузов / Под ред. В. В. Нагаев. – М., 2009.

 

Тема 2: Правовой статус несовершеннолетнего в международном и российском праве. (2 ч.)

1.Международно-правовые акты в сфере ювенальной юстиции: общая характеристика.

2. Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года: краткое изложение основных положений.

3. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985 г.): краткое изложение основных положений.

4.Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы, 1990 г.): краткое изложение основных положений.

5. Акты российского законодательства: общая характеристика

6.Конституция Российской Федерации 1993 года и Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.)

7. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.) как первый нормативный акты регулирующий систему профилактики преступности несовершеннолетних.

 

Литература:

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)//Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»//Собрании законодательства Российской Федерации. 1997. № 1.

3. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» //Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, N 26, ст. 3177

4. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3802

5. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)// Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993

6. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы, 1990 г.)//rfdeti.ru›files/principi1990.doc

7. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985 г.)// http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/beijing_rules.shtml

Основная:

1. Нагаев В.В. Ювенальная юстиция: учеб. пособие для вузов / В.В. Нагаев. –М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

2. Правосудие в современном мире / Под ред.В.М. Лебедева, Т.Я. Хабриевой. – М.: Норма, 2014.

Дополнительная

1. Борисова Н.Е. Теоретические основы правового положения несовершеннолетнего в современной России.- М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2003.

2. Золотых В.В. Проблемы и перспективы совершенствования правосудия в отношении несовершеннолетних. – Ростов-на-Дону: ЗАО «Росиздат», 2008.

3. Правосудие по делам несовершеннолетних. Мировая мозаика и перспективы в России. Выпуск 2. (Под редакцией М.Г. Флямера). В 2-х кн. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2000.

4. Подход ООН к правосудию в отношении детей.// Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 2(22)

5. Ювенальная юстиция: Социальные проблемы. Учеб. пособие для вузов / В. В. Нагаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.

 

 

Интерактивное/активное занятие (2 ч.)

Форма занятия – работа в малых группах.

Цель введения активных/интерактивных – обеспечение диалогического взаимодействия в совместной деятельности, формирование познавательной мотивации, обеспечение условий развития профессиональной мотивации.

Цель занятия – в результате изучения темы магистранты должны уяснить имплементации международных норм в российское законодательство.

Форма /технология проведения занятия – работа в малых группах. Перед тем как разделить аудиторию на группы, преподаватель объясняет задание:

Необходимо провести сравнительную характеристику международных норм и норм российского законодательства, регулирующих правовой статус несовершеннолетних. Для этого магистранты делятся на 2 группы. Одна группа готовит характеристику международных норм, другая – характеристику российских норм.

После окончания работы групп – представить свой ответ аудитории.

 

По окончании работы групп, представители каждой группы презентуют работу.

Магистранты работают в группе. На общее задание отводится 25 минут.

Далее каждая группа представляет свой вариант ответа, который комментируется представителями другой группы. С помощью направляемой преподавателем дискуссии формулируется правильные варианты.

Форма представления студентами конечного результата – заключение.

Дидактическое /техническое оснащение:

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)// Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993

Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы, 1990 г.)//rfdeti.ru›files/principi1990.doc

Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985 г.)// http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/beijing_rules.shtml

Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» //Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, N 26, ст. 3177

Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3802






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных