Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Я концепция. Социальное и общественное а, воздействие на формирование и развитие мозга и ВПФ




В работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева и других отечественных психологов обсуждался вопрос о роли общественной среды, социальных воздействий на формирование и развитие психической деятельности ребенка и в целом человека.

Известно, что Л. С. Выготский положил в основу своих исследований сформулированные им два наиболее существенных положения: положение об опосредствованном строении ВПФ человека и положение о происхождении внутренних ум­ственных процессов из внешней деятельности. Он писал, что психическая функция вначале была социальной. Всякая вы-

сшая психическая функция проходит в своем развитии через внешнюю стадию, потому что она первоначально является социальной функцией. За всеми ВПФ генетически стоят социальные отношения. Что касается первого положения, то мы подробнее остановимся на нем ниже. Здесь же лишь укажем, что «натуральные» психические процессы (или элементарные) превращаются в опосредствованные благодаря включению в структуру психической функции, в поведение субъекта промежуточного, внешнего звена («стимула-средства»). «В результате в мозгу,— пишет А. Н. Леонтьев,— происходит объединение простых элементов в новую "единицу"» [19. С. 351].

Приведем пример. В структуру непосредственного запоминания А —> В включается внешнее средство X, и процесс запоминания приобретает опосредствованное строение А —> X —> В, и запоминание теперь становится уже произвольным по протеканию и опосредствованным по структуре психическим процессом. Это пример социального воздействия на формирование ВПФ и их новой связи с мозгом.

Второе положение Л. С. Выготского позволяет понять социальное происхождение новой структуры, не возникающей изнутри и не изобретающейся, а формирующейся в общении, которое у человека всегда является опосредствованным. Иначе говоря, опосредствованная структура возникает как форма социального поведения. Тем самым на уровне человека главным механизмом развития психики является механизм усвоения социальных, исторически сложившихся форм и видов деятельности. «Действительный, ближайший к человеку мир, который более всего определяет его жизнь, — это мир, преобразованный или созданный человеческой деятельностью» [19. С. 337]. Мир общих предметов непосредственно не дан ребенку, ребенок воспринимает его через взаимодействие со взрослыми людьми. Духовное, психическое развитие отдельных людей является продуктом совершенно особого процесса — процесса присвоения», которого не существует в животном мире [19. С. 365]. Это и есть

один из главных путей формирования ВПФ у ребенка и их взаимодействия с мозгом.

Формирующиеся у ребенка в ходе этого процесса способности и ВПФ представляют собой новообразования. Так, морфологические особенности мозга позволяют сформироваться речевому и фонематическому слуху, логическо­му мышлению, принципиально не выводимым из мозговых процессов и его внутренних законов работы. Они могут «...быть только результатом общественной деятельности че­ловечества» [19. С. 367].

Социальное воздействие на ребенка, формирование его психики и своевременное созревание мозга — все это осуществляется через общение с окружающими людьми, в определен­ной социальной среде, в предметной деятельности ребенка пу­тем присвоения опыта окружающих его людей. Такое развитие психики ребенка, ее социальная составляющая непосредственно влияют и на развитие морфологической основы ВПФ — мозга и его физиологических процессов.

Приведем соответствующий пример. Ребенок 1—2 лет осваивает, узнает предметы. Перед ним лежит суповая ложка. Он берет ее в руки, ощупывает (кинестетическая афферентация), рассматривает ее (зрительная афферентация), стучит ею по столу (слуховая афферентация), берет ее в рот, ощупывает губами, пробует на вкус (вкусовая ориентация), бросает на пол и смотрит, и слушает, что происходит (зрительно-слуховая афферентация), хлопает в ладоши, радуется (эмоции — лобные доли, лимбические системы и др.). Что это значит? Это значит, что при первоначальном формировании действия с предметами у ребенка происходит широкая ориентировочно-исследовательская деятельность с предметом, изучение его свойств и функций при помощи широкого поля афферентаций, которое со временем (после усвоения действия с предметом) сужается и остается одна ве­дущая афферентация — зрительно-двигательная: ребенок смотрит на ложку, берет ее и начинает есть.

Такие сложные составные психофизиологические акты всегда вначале имеют развернутые внешние компоненты, о чем мы писали выше, которые затем затормаживаются, а акт в целом меняет свою первоначальную психофизиологиче­скую и психологическую структуру, все более сокращаясь по структуре (по количеству операций) и автоматизируясь по протеканию, переходя на другой уровень организации и реализации. В результате этих трансформаций и возникает устойчивая и в то же время подвижная система, которая фун­кционирует уже не как функциональная система афферентаций, а как единый функциональный орган, на основе которого и реализуются ВПФ, который (функциональный орган) и формируется под влиянием внешних социальных воздействий.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных