Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






я концепция. О взаимодействии и взаимовлиянии а всех уровней в структурной и функциональной организации и реализации высших психических функций ребенка




 

Возникновение дисбаланса во взаимодействии всех или ряда этих уровней — биологического, социального, физиологического и психологического — или появление их дезинтеграции может стать причиной отклонений или даже дефектов в развитии психики детей, которые наблюдаются и у детей с аномальным развитием, и у детей с неклиническими формами девиации в развитии психической деятельности.

Все эти четыре уровня представляют, по сути, с одной стороны, путь формирования психики ребенка «снизу вверх» и постепенное обогащение ее содержания за счет включения на соответствующих возрастных этапах более высоких уровней в структуре ВПФ, а также мозга и функцио­нальных систем. С другой стороны — это и есть иерархическая структура каждой ВПФ, в которой каждый уровень делает свой специфический вклад в развитие или реализацию той или другой ВПФ или их систем. И в случае патологии, или несформированности, или задержки развития ВПФ на каком-либо ее уровне оставшиеся сохранными уровни могут вступить в работу, компенсируя нарушенную психическую деятельность. Ниже мы специально остановимся на пробле­ме взаимодействия и взаимовлияния всех уровней иерархического строения ВПФ и на их фундаментальном значении в развитии нормальной психической деятельности ребенка.

Мы видели, что мозг человека, его морфогенез, функциональные системы как единицы интегративной деятельности мозга и как психофизиологическая основа ВПФ являются материальной основой развития психической деятельности. Такие процессы, как предметная деятельность и восприятие, память и мышление, речь и воображение, сложились в про­цессе общественно - исторического развития, и их субстратом являются иерархически организованные нейрональные, морфологические мозговые структуры и физиологические процессы. Известно также, что мозг начинает формировать и продуцировать ВПФ у ребенка только при воздействии на мозг социальных, внешних форм деятельности ребенка. Это означает, во-первых, что начало развития ВПФ лежит не внутри мозговых структур, а вне их — в социальной среде и, во-вторых, все эти уровни — мозговой, физиологический, психо­логический и социальный — работают в тесном взаимодействии и взаимовлиянии. Сейчас уже хорошо известно, что внешние, социальные воздействия влияют на взаимодействие всех уровней в структуре ВПФ и на своевременное созревание как отдельных мозговых структур, так и мозга в целом. Хорошо известно, что «невостребованные» зоны мозга будут отставать в своем развитии, а это, в свою очередь, может отразиться на качестве развития ВПФ и их задержке во времени.

Крупнейшие отечественные психологи писали, что общественные формы жизни заставляют мозг работать по-иному, и это приводит к возникновению качественно новых функцио­нальных систем, которые, в свою очередь, создают возмож­ность для формирования новых форм психической деятельно­сти. Так, А. Н. Леонтьев писал: «Дело в том, что никакое прямое соотнесение между собой психических и мозговых, физиологических принципов не существует» [20. С. 7]. «Вместе с тем, — писал он, — психофизиологическая проблема имеет для психологии совершенно конкретный и в высшей степени деловой смысл, потому что психолог должен постоянно иметь в виду работу морфофизиологических механизмов. Нельзя же, например, рассуждать о восприятии, не обращаясь к данным морфологии и физиологии» [20. С. 8].

В отечественной психологии придерживаются той точки зрения, что «биологически унаследованные свойства составляют у человека лишь одно из условий (подч. А. Н. Л.) формирования его психических функций... условие, которое, ко­нечно, играет важную роль» [20. С. 217]. Но решающим условием формирования и развития психики ребенка является окружающий его предметный мир и деятельность в нем, об­щение с окружающими людьми с помощью речи и языка — все это и определяет содержание и структуру психики.

Сейчас наука располагает достаточно достоверными фактами, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества и созданных обществом предметов, объектов, явлений, то они остаются на уровне развития животных. У этих детей не только не формируются речь и мышление, но даже их движения не напоминают собой человеческие, они даже не приобретают вер­тикальной походки [21; 33; 51; 53]. Все это говорит о значимой роли социального уровня в развитии психической деятельности и его взаимовлиянии с другими уровнями в структуре ВПФ. Каждый уровень вносит в формирование и развитие ВПФ у детей свое, специфическое, но все они работают в единстве на каждом возрастном этапе, на которых в силу принципа гетерохронии в развитии каждого уровня меняются структура мозговой основы, строение функциональных систем и структура ВПФ, и это изменение взаимообус­ловлено.

Приведем пример. Известно, что в период 1—3 лет ведущей деятельностью детей является предметная деятельность, в процессе которой интенсивно развивается восприятие; через которое формируются и другие психические процессы и образования — внимание, речь, образы-представления. Развитие всей этой системы ВПФ возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослыми, которые обучают его видеть, ощущать, слушать и слышать, т. е. воспринимать окружающий предметный мир. Развиваясь, эти процессы активно воздействуют на определенные корковые зоны мозга, его анализаторные системы (зрительную, слуховую и др.). Все это создает условия для проторения путей от одного уча­стка мозга к другому и к подкорковым'образованиям, создавая тем самым условия для формирования функциональных систем, а, формируясь и развиваясь под воздействием извне, эти функциональные системы и зоны мозга уже влияют на дальнейшее развитие этих ВПФ, усложняя их структуру, уточняя и расширяя их функции.

На следующей возрастной стадии формируется уже другая система ВПФ, ведущей в ней становится память. Память, развиваясь системно, влияет на дальнейшее развитие восприятия и речи, т. к. отдельные психические процессы не развиваются изолированно,«... не представляют самосто­ятельных линий развития...» [21. С. 532]. Развитие каждой психической функции на каждом возрастном этапе продолжается, но уже меняется ее структура и ее функции, т. к. она включается в систему ВПФ и в те их отношения, которые формируются на каждом возрастном этапе. Все эти изменения и представляют собой системное развитие ВПФ, и на каждом этапе мозг и функциональные системы также меняют свою структуру, расширяются и усложняются связи между ними в соответствии со структурой влияющих на них, раз­вивающихся высших психических функций.

Современная психология рассматривает психические процессы (которые иногда условно называются функциями) как представляющие собой сложные формы деятельности, которые постепенно развиваются и по мере развития меняют свою структуру, что ведет к изменению мозгового, неврологического и физиологического их обеспечения, меняют свою структуру и функциональные системы.

Нейропсихология давно установила факт взаимодействия и взаимовлияния развития ВПФ и развития их мозгового субстрата. С помощью определенных методов, разра­ботанных в нейропсихологии, нейропсихологическое обследование может установить причину отставания или девиации в развитии ВПФ, или задержки их развития, или их нарушения. Эти причины могут лежать как в мозговых структурах, так и в социально-психологической сфере. Задача нейропсихологии и заключается в том, чтобы по­ставить точный диагноз, установить причину девиации развития психической деятельности ребенка. В этой связи общую задачу нейропсихологии выдающийся канадский ученый Карл Прибрам формулировал следующим обра­зом. Он писал, что «... главная проблема нейропсихологического исследования состоит в том, чтобы определить, в каком отношении и до какой степени мозговые процессы и психологические функции скоординированы между собой» [35. С. 119].

Мы более подробно остановились на анализе биологического и социального в развитии психики, во-первых, потому что до сих пор еще существуют взгляды, которые утверждают фаталистическую обусловленность формирования и развития психики человека биологической наследственностью [20].

Во-вторых, стало широко известно, что ВПФ являются функцией мозга и что развитие психики и мозга взаимообусловлено. Знания закономерностей развития психики ребенка, ее гетерохронности и гетерохронности развития мозга, всей сложности их взаимодействия совершенно необходимы специалистам, работающим с детьми, и особенно с детьми, имеющими проблемы развития психики. Эти знания будут в руках специалистов необходимым инструментом в диагнос­тической и коррекционной работе с детьми.

В-третьих, эта проблема хотя и широко представлена в литературе, но сведения о ней разбросаны по разным областям научного знания, и позиции ученых в подходе и понимании этой проблемы различны.

Несмотря на наличие большого количества ис­следований, публикаций, требуется большая и теоретическая работа над психологическими принципами научной основы практической работы с детьми по постановке диагноза, т. е. по выявлению тех или иных форм либо слабости, либо недоразвития, либо отклонения, либо задержки, либо нарушения в развитии высших психических функций у детей, а также по проведению профилактической, коррекционной или реабилитационной работы с детьми с проблемами развития психики.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных