Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Образовательные технологии




 

Для наглядной демонстрации содержание учебной дисциплины совмещены с образовательными технологиями в единой таблице.

В курсе используется следующие образовательные технологии

· традиционные образовательные технологии: лекции по ключевым проблемам курса, практические занятия;

· активные и интерактивные формы проведения занятий:

- различного рода лекции: лекции-пресс-конференции; традиционная лекция- информация с применением неигровой имитационной технологии ситуация-упражнение; лекция с запланированными ошибками;

- работа в малых группах

- решение задач на развитие логического мышления и др.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) ООП ВПО в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 39.03.02– Социальная работа

 

 


 

Содержание учебной дисциплины Образователь ные технологии Формы контроля Образователь ные технологии Формы контроля
Лекции Практические занятия
Тема 1. Предмет и значение логики Логика как наука о мышлении. Роль мышления в познании. Два способа познания: чувственный и рациональный. Истинность мысли и логическая правильность рассуждений. Логическая форма мысли: понятие логического термина, логической формы и логического закона. Мышление и язык. Знак и его разновидности. Язык логики предикатов. Алфавит языка логики предикатов. Значение логики для юриста. Вводная лекция конспект    
Тема 2. Понятие Понятие как форма мышления. Соотношение предмета и понятия. Основные логические приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Виды понятий по объему и содержанию. Отношения между понятиями по содержанию и по объему. Графическое изображение отношений между объемами понятий с помощью кругов Эйлера. Обобщение и ограничение понятий. Логические операции с понятиями: определение, деление. Определение, его виды: реальные и номинальные, явные и неявные. Правила, предъявляемые к определениям и возможные ошибки. Приемы, сходные с определением: описание, характеристика, сравнение. Деление. Структура деления: делимое, основание деления, члены деления, виды деления. Правила деления и возможные ошибки. Традиционная лекция- информация с применением неигровой имитационной технологии ситуация-упражнение 1.Понятийный диктант 2.Решение учебных задач с помощью метода аналогии Занятие-практикум как вид интерактивных технологий 1.Проверочная работа 2.Решение задач (учебных, логических)
Тема 3. Суждение Суждение как форма мышления. Суждение и предложение. Логическая структура суждений. Виды суждений: простые и сложные. Виды и состав простых суждений. Качество и количество суждений. Объединенная классификация суждений по качеству и количеству: общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные. Распределенность терминов. Отношения между простыми суждениями (логический квадрат). Логические операции с суждениями. Сложные суждения. Виды сложных суждений: конъюнкция, дизъюнкция (строгая и нестрогая, полная и неполная), импликация, эквиваленция, отрицание. Отношения между сложными суждениями. Логика вопросов и ответов. Обзорная лекция с элементами проблемной лекции и с применением неигровой имитационной технологии ситуация-упражнение 1.Понятийный диктант 2.Решение проблемных ситуаций 3.Решение учебных задач с помощью метода аналогии   Работа в малых группах 1.Проверочная работа 2.Решение кейсов, состоящих из логических задач разного уровня сложности
Тема 4. Законы логики Понятие логического закона. Основные законы формальной логики: закон тождества и его познавательное значение; закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Последствия нарушения законов логики. Лекция-конференция 1.Доклады студентов 2.Выполнение упражнений    
Тема 5. Дедуктивные умозаключения (выводы из простых суждений) Понятие умозаключения. Необходимые и вероятностные умозаключения. Дедуктивные умозаключения. Непосредственные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату, выводы по логическому квадрату. Простой категорический силлогизм: состав и общие правила (правила терминов и посылок). Фигуры силлогизма, особые правила фигур. Модусы категорического силлогизма. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема), порядок восстановления силлогизма из энтимемы. Сложные и сложносокращенные силлогизмы: полисиллогизм, сорит, эпихейрема.   Лекция пресс-конференция 1.Понятийный диктант 2.Диалог, созданный из непосредственных умозаключений 2.Оценка вопросов: -правильность формулировки, -соответствие теме, -качество проработки теоретич. Материала 3.Анализ энтимем, применяемых в проф. деятельности работа в малых группах 1.Проверочная работа 2.Решение задач и ситуаций
Тема 6. Дедуктивные умозаключения (выводы из сложных суждений) Выводы из сложных суждений. Условный силлогизм. Условно-категорическое умозаключение: правильные и неправильные модусы. Разделительное и разделительно-категорическое умозаключение. Утверждающе-отрицающий и трицающее-утверждающий модусы условно-категорического умозаключения. Условно-разделительный силлогизм (леммы): дилемма, трилемма, полилемма. Конструктивные и деструктивные дилеммы и трилемма.   Проблемная лекция 1.Понятийный диктант 2.Решение проблем, поставленных на лекции.   работа в малых группах 1.Проверочная работа 2.Решение задач и ситуаций
Тема 7. Правдоподобные умозаключения Понятие логической вероятности. Особенности вывода, получаемого в вероятностных умозаключениях (не достоверность, а лишь правдоподобие). Индукция, ее основания и правила. Виды индукции: полная и неполная. Виды неполной индукции: индукция через простое перечисление, статистическая неполная индукция, научная индукция. Условия применения неполной индукции. Индуктивные методы установления причинных связей: метод сходства, метод различия, метод остатков, метод сопутствующих изменений. Умозаключения по аналогии. Понятие аналогии. Виды умозаключений по аналогии: строгая и нестрогая аналогия. Требования, предъявляемые к умозаключению по нестрогой аналогии для повышения степени вероятности заключений. Ложная аналогия как вид недостоверного знания. Лекция с запланирован ными ошибками 1.Понятийный диктант 2.Нахождение ошибок, сделанных во время лекции   1. работа в малых группах 2.Анализ практической деятельности социального работника для выявления использования индуктивного метода 1.Проверочная работа 2.Решение задач и ситуаций 3. Оценка результатов анализа
Тема 8. Доказательство и опровержение Логическая природа доказательства. Доказательство как вид аргументации (полное обоснование какого-либо утверждения). Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательства: прямое и косвенное. Правила доказательства. Требования, выдвигаемые к тезису, к аргументам, к форме доказательства и ошибки, связанные с их нарушением. Опровержение. Виды опровержения. Правила и ошибки в опровержении. Использование приемов и уловок в доказательстве и опровержении. Лекция-семинар, предполагающая домашнюю подготовку и опору на знания предыдущих лекций. 1.Понятийный диктант 2.Формулировка тезиса 3.Построение доказательства (работа в малых группах) Техника «Перекрестная дискуссия» 1.Итоги «Перекрестной дискуссии» 2.Анализ речи известных юристов
Тема 9. Гипотеза Понятие гипотезы, ее роль в развитии знания. Процесс формулировки и выдвижения гипотез. Требования, повышающие степень надежности гипотез. Виды гипотез, выделяемые по степени общности: общая, частная, единичная. Гипотеза в деятельности юриста. Лекция - информация 1.Составление гипотез 2.Выполнение упражнений    
Тема 10. Рациональный спор Определение рационального спора. Разновидности споров (по цели, по количеству участников). Условия рационального спора. Тактические приемы спора: лояльные и нелояльные. Нелояльные аргументы.   Лекция - информация 1.Понятийный диктант 2. Дебаты Техника «Карусель»,   Дебаты   Ролевая игра   1.Итоги разбора техники рационального спора по технологии «Карусель» 2. Результаты дебатов. 3.Результаты ролевой игры.

 

3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ КУРСА «ЛОГИКА»

Уровень Название компетенции ЗНАТЬ УМЕТЬ ВЛАДЕТЬ
ОК-5 Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия · Точность определения основных форм и методов познающего мышления · Точность определения основных логических операций (обобщение, анализ, синтез, определение, деление) · Точность определения принципов теории аргументации, в т.ч. логического доказательства · Точность определения тактических приемов рационального спора · Правильность применения теоретических знаний при решении учебных задач · Скорость решения задач репродуктивного типа · Качество обобщения и анализа воспринимаемой информации · Правильность распознавания и использования методов познающего мышления (дедукция, индукция, аналогия) · Соответствие построения речевой конструкции правилам основных форм мышления · Скорость выявления и исправления ошибок в структуре форм мышления Корректность обоснования своей позиции (решения) · Правильность выражения форм познающего мышления (определение понятий, формулирование суждений, выстраивание умозаключений) · Свободное владение логической аргументацией в ходе спора и доказательства

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных