Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Олард Диксон, Иван Ядне – Шаманские ритуалы и боевые практики 5 страница




У прочих народов горловое пение находится в состоянии упадка (саамы) или полностью забыто (славяне). Его забвение вызвано в первую очередь изменением религиозных воззрений под влиянием христианства и мусульманства. В отличие от ламаистов, оккупировавших в XVII—XVIII вв. Туву и позаимствовавших технику горлового пения, христиане называли двухголосье лесной дикостью и взыванием к богомерзким идолищам. Более того, славянская основа горлового пения, базирующаяся на звуках «лада» («ладо»), «ляля», «ай-люли», «лель-люли», «льельо», понималась христианами как имена языческих богов, которым якобы молились непокорные славяне. На этой почве возникло официальное запрещение песен, содержащих вспомогательные слога для образования второго голоса.

Ниже приведено несколько примеров запрещений, взятых из разных источников.

1423 г. (Ченстоховская рукопись Яна из Михочина, Польша):

«...наши старики, старухи и девушки не молятся о том, чтобы стать достойными восприятия святого духа, но в эти три дня, когда надлежало бы предаваться размышлению, сходятся старухи, женщины и девушки, но не в храм, не на молитву, а на пляски; не к богу взывать, но к дьяволу: Issaya, Lado, Hely, laya. Если таковые не покаются, то пойдут вместе с lassa, Lado на вечные муки».

1420-е годы:

«Запрещаем также пляски и песни, в которых называются имена идолов: Lado, lleli, lassa, Туа, проводимые во времена зеленых святок, когда истинно познавшие Христа должны усердно просить бога, чтобы им по примеру апостолов воспринять дух святой».

1674 г. («Синопсис» Иннокентия Гизеля, Киев):

«Сия же прелесть от древнейших идолослужите- лей произыде, иже неких богов Леля и Полеля почи- таху, их же богомерское имя и доныне по неким странам и сонмищах игралищных пением Лелюм-Полелем возглашают. Такожде и матерь лелеву и полелеву — Ладо, поюще: Ладо! Ладо! И того идола ветхую прелесть дияволю на брачных веселях, руками плещуще и о стол бьюще, воспевают».

По единодушному мнению многих крупных историков и этнографов (А. Брюкнер, Н. Гальковский), богиня Лада, равно как и ее дочь Леля никогда не существовали. Эти слова упоминались только в обрядовых песнях, где служили окончаниями некоторых фраз. Вполне вероятно, что слово «лада» когда-то означало если не горловое пение вообще, то один из его славянских стилей. В Украине существует много производных от слова «лада»: ладканья

 


 

(свадебная песня), ладованье (пение весенних песен), ла- довицы (исполнительницы весенних песен). Песни со словами «ладо», «лёля» и т. д. были распространены по всему славянскому миру, а также у балтийских народов (литовцы, латыши). Они звучали во время весенне-летних аграрных обрядов и были неотъемлемой частью молений о дожде, праздников первых всходов, свадеб и колыбельных. Интересно еще раз отметить, что приемы горлового пения использовали в колыбельных алтае-саянские народы. Телен- гитские женщины вплетали кай-коомей в убаюкивания и сопровождали его игрой на двухструнном топшууре. Слыша мягкое звучание кая, ребенок успокаивался и крепко засыпал, причем, по сообщению сказителя А.Г. Калкина, его нельзя было будить. Судя по всему славянские колыбельные «Баю-бай», «Люли-лю» отвечали тем же требованиям.

Сохранение традиции горлового пения для потомков является общечеловеческой задачей. Это искусство отра-~ жает глубину знаний наших предков. Оно способно очистить человека и соединить его со всеми мирами Вселенной, подобно мосту. Когда-то по этому мосту проходили древние шаманы, неся зажатую в кулаке душу больного. По нему же они отправлялись в свое последнее путешествие на Небо и пели песню[7]:

Своего хоомея не оставлю я.

Положу на шкуру, потащу я.

Своего каргыраа не оставлю я.

Положу в мешочек, понесу я.

Практика горлового пения

Горловое пение — это искусство, на овладение которым может уйти не один год. Воспроизвести второй голос в состоянии практически каждый, приложив определенные усилия, но управление им подразумевает постоянные тренировки, включающие дыхательную гимнастику и адаптацию голосового аппарата к непривычным нагрузкам. Здесь следует соблюдать чувство меры, поскольку излишняя поспешность и насилие может привести к потере голоса. При исполнении горлового пения главную роль играет умение напрягать гортань таким образом, чтобы ее стенки практически смыкались у входа. В результате образуются ложные голосовые складки, через щель которых певец под сильным давлением выбрасывает из себя воздух. Причем к окончанию выдоха давление воздуха и напряжение голосовых связок увеличиваются. Чем больше объем вдыхаемого воздуха, тем длиннее будет горловая песня. В большей степени это проявляется у начинающих, так как у них, как правило, второй голос идет не сразу, а в конце выдоха.

Прежде чем приступить к выполнению упражнений, необходимо хотя бы раз услышать горловое пение мастеров этого жанра — Б. Монгуша, Е. Оюна, Алдын-оол Севе- ка и других.

В книге представлены начальные техники для развития двухголосного пения. Более серьезная работа должна проводиться под руководством опытного наставника.

Упражнение 1

С закрытым ртом произнесите низкий звук «гм-м-м-м». Напряжением входа в гортань заставьте звук измениться. При этом язык выгнется лопаткой, но не будет доставать до нёба. Повторите упражнение многократно.

Упражнение 2

С полуоткрытым ртом произнесите низкий гортанный звук «а-а-а». Он должен быть скрипучим, с хрипотцой, как бы рожденным в горле. При этом язык находится в своем обычном состоянии. Перейдите на звук «о-о-о» так, чтобы фраза «а-а-а-о-о-о» звучала монолитно. Дополните получившееся звуками «у-у-у» и «и-и-и». При многократном повторении на фоне монотонного хрипа будет возникать слабо слышимая мелодия, образованная изменением объема ротовой полости при произношении гласных.

Упражнение 3

Слегка вытяните губы вперед так, чтобы верхняя губа немного нависала над нижней. Напрягите верхнюю часть гортани и с силой произнесите подряд звуки «у-у-у» и «ю-ю-ю». Легким незначительным покачиванием кончика языка вверх-вниз добейтесь отделения высокочастотного звука (свиста) от опорного низкочастотного.

Упражнение 4

Приоткройте рот так, как будто собираетесь свистеть сквозь зубы. Поставьте язык в положение, соответствующее букве «л». При этом кончик языка должен находиться у корней верхних передних зубов, но не касаться их. С пережатой гортанью произнесите звук «и». Выдох осуществляется с силой посредством напряжения мышц живота. На том же выдохе поменяйте положение кончика языка, не отрывая его от нёба, переместив в позицию между твердой и мягкой частью нёба. Измените звук на гласную «о», а затем на «й». Движение кончика языка по нёбу вызывает переливчатую трель, звучащую на фоне опорного низкого звука.

Так получаются восходящие и нисходящие обертоны, из которых певец выстраивает мелодию.

Дыхательные практики

Дыхание является важнейшей составляющей жизни, а правильное дыхание дает человеку здоровье и долголетие. Функционирование всех органов тела зависит от дыхания. С воздухом человек поглощает мощный энергетический поток, который, будучи упорядочен и усвоен определенным образом, буквально обновляет весь организм. Управляя дыханием, человек не только улучшает свое самочувствие, но и контролирует течение двух полярных потоков, циркулирующих в теле, а это является основой любой шаманской работы.

Общеизвестно, что индийские йоги широко практикуют дыхательные упражнения. Но мало кто знает, что учение о способах дыхания, способствующих достижению той или иной цели, передавалось в устной форме и сохранилось в том числе в шаманском фольклоре народов Сибири. При этом влияние индийской или китайской философии в ряде случаев не прослеживается. Это говорит о глубокой архаичности шаманских практик.

Шаманы учат, что обычное дыхание должно быть ровное, свободное и иметь глубину. Они сравнивают его с волной, которая то накатывает (при вдохе) погружая человека внутрь самого себя, то откатывает (при выдохе) открывая великолепие внешнего мира. Глубина вдоха и выдоха, а также сопутствующая им сила часто описываются в мифах в аллегорической форме. Герои сказаний дышат так, что из их ноздрей летит дым и огонь. От их дыхания сдвигаются горы, а деревья прижимаются к земле.

За тысячелетия развития человеческой цивилизации были обнаружены десятки, а то и сотни видов различного дыхания — как целительского, так и трансового. Упражнения, представленные ниже, являются их основой. Их следует выполнять, сидя в позе Орла (на пятках) или в позе Ворона (со скрещенными ногами: правая впереди — для мужчин и левая впереди — для женщин). Начало любого упражнения сопровождается полным выдохом через нос, а окончание — мысленным произнесением мантры «Ясау!» (тюркск. «сделать, произвести»). Во время выполнения того или иного типа дыхания голова должна быть свободна от мыслей. Мансийские шаманы-наставники говорят: «Не думай туда, не думай сюда. Иначе — можно не делать». Каждое упражнение следует выполнять 20 мин (на стадии освоения), далее — более получаса.

Агым-дыхание

Слово «агым» происходит от тюркского «ак» — «течение, поток». Этот вид дыхания подразумевает работу всех частей легких, по которым плавно движется воздушный поток, сравниваемый мистиками с Небесной Рекой. Действие агым-дыхания выражается в чувстве полного покоя, удовлетворения и самоконтроля. Сердечная деятельность немного замедляется, давление понижается, успокаивается нервная система. С шаманской точки зрения, при агым- дьтхании положительные и отрицательные потоки, проходящие по организму, уравновешиваются, сохраняя стабильность в течение значительного времени после выполнения практики. Агым-дыхание не имеет побочных эффектов и его можно использовать постоянно, заменяя им обычное поверхностное дыхание.

Техника. Сделайте медленный глубокий вдох через нос так, чтобы воздух волнообразно прошел от живота к плечам. Для этого нужно слегка выпятить живот, чтобы воздух наполнил нижнюю часть легких, затем раздуть грудную клетку и чуть приподнять плечи. Выдох сделайте через нос в той же последовательности: живот подбирается, ребра сжимаются, плечи опускаются. Время выполнения одного агым- дыхания составляет примерно 20 с: вдох — 8 с, пауза — 2 с, выдох — 8 с, пауза — 2 с.

При правильной технике выполнения дыхания входящие и исходящие воздушные потоки проходят неслышно.

Дыхание четырех стихий

Дыхание четырех стихий — это комплекс, составленный из нескольких типов дыхания. Каждый из них соответствует тому или иному первоэлементу. Вдох и выдох через нос символизирует землю; вдох через нос, а выдох через рот символизируют воду; вдох и выдох через рот символизируют воздух; вдох через рот, а выдох через нос символизируют огонь. Поочередное выполнение этих видов дыхания составляет цикл. Глубина вдоха-выдоха соответствует агым. При вдохе через рот язык должен быть свернут в трубочку и чуть высунут изо рта, чтобы не переосту- жать горло. Выдох через рот — как обычно. Дыхание четырех стихий применяется при медитативной работе и сопровождается мысленными образами.

Техника. Выполняя дыхание земли, почувствуйте, как от центра груди отделяются два шара. Один из шаров — на вдохе — поднимается через макушку вверх, а другой — на выдохе — опускается через нога вниз. Дыхание воды должно объединить эти шары единым потоком, изливающимся вверх, к верхнему шару на вдохе и вниз, к нижнему шару на выдохе. Стихия воздуха стягивает на вдохе тело и все окружающее пространство в точку, а на выдохе рассеивает его во все стороны. Огонь на вдохе нагревает сжавшееся тело, а на выдохе заставляет его излучать свет и тепло. При каждом новом вдохе-выдохе ощущения должны усиливаться.

Весь цикл выполняется один раз. Продолжительность каждой фазы определяется индивидуально. Медитация символизирует возникновение и развитие Вселенной. При отделении шаров происходит формирование Космической Оси, соединяющей два полюса Мироздания. Водяной поток — это два животворящих течения Вселенской Реки, струящейся по Космической Оси. Сжатие и распыление соответствует формированию вокруг Оси пространства, которое наполняет смыслом, силой и жизнью дыхание Огня. Согласно шаманским представлениям так когда-то дышал Великий Дух, создавая мир.

Дыхание Солнца и Луны

При дыхании Солнца и Луны, которое иногда называют союзом Солнца и Луны, вдох и выдох делают попеременно через разные ноздри. Правая половина тела соответствует Солнцу, а левая — Луне. Такой тип дыхания усиливает психическую активность и способствует достижению полного сосредоточения, необходимого для осознания себя внутри сна (один из видов шаманской работы) и экстаза. При солнечно-лунном дыхании энергетика человека находится в нерушимом равновесии, превосходящем по устойчивости агым.

Техника. Полностью выдохните весь воздух через левую ноздрю, акцентируясь при этом на сердце, и зажмите нос большими пальцами. Отпустите левую ноздрю и сделайте глубокий волнообразный вдох, ощущая, как энергия поднимается по левой стороне позвоночника. Вновь верните большой палец в исходную позицию на левой ноздре, задержите дыхание и сосредоточьтесь на темени. Откройте правую ноздрю и сделайте полный выдох, чувствуя, как энергия опускается по правой стороне позвоночного столба. Зажав правую ноздрю, задержите дыхание, сосредоточиваясь на солнечном сплетении. Сделайте вдох через правую ноздрю, убрав большой палец. Одновременно с этим представьте, как энергия поднимается по правой стороне позвоночника. Верните большой палец правой руки в исходную позицию и задержите дыхание, сосредоточившись на макушке (не на темени!). Откройте левую ноздрю, выдыхая воздух и ощущая, как энергия устремляется вниз по левой стороне позвоночника. Задержите дыхание, концентрируясь на середине груди (точка выше солнечного сплетения на уровне сердца). Повторите весь цикл несколько раз.

Несмотря на кажущуюся сложность данного упражнения после некоторого навыка оно будет выполняться довольно легко и скоро принесет результаты. Древние говорили, что если это дыхание выполнять со знанием дела 4 раз в день (на рассвете, в полдень, на закате и в полночь), то можно выйти из оков земных законов и ограничений. Его можно практиковать с партнером. Например, первый участник выдыхает воздух из правой ноздри, а второй одновременно вдыхает левой ноздрей. Такой вариант подразумевает пару, состоящую из мужчины и женщины. Свидетельство о практике парного выполнения дыхательных упражнений сохранились у некоторых народов Крайнего Севера (чукчи, эскимосы), которые до сих пор заменяют поцелуй трением носа об нос. Существует древнее предание о дыхании Солнца и Луны. Согласно ему когда-то Солнце-Дочь светило ночью, а Луна-Сын — днем. После того как Солнце-Дочь похитил ночью Дух урагана, брат и сестра поменялись местами, т. е. Солнце стало освещать землю днем, а Луна — ночью.

Помимо Солнца и Луны, этот тип дыхания связан с двумя точками на небе — зенитом и так называемой дырой за Полярной звездой. Солнечная энергия имеет отношение к зениту, а лунная энергия — к дыре за Полярной звездой. Этими двумя точками обусловлена разница в акцентах во время задержки дыхания (макушка — темя). Ежедневный цикл упражнения символизирует движение с севера на юг: от полуночи, олицетворяющей новолуние и мистическое Ночное Солнце, к полудню (наибольшее восхождение Солнца в полдень и полнолуние). При любом местонахождении практикующего зенит (Солнце) проецируется на макушку. Когда человек обращен лицом к югу, луч от Полярной звезды, находящейся севернее точки зенита, попадает на темя. Поскольку прохождение энергий внутри тела отождествляется с движением светил (Солнце, Луна) и их силой (зенит, дыра), акцент во время задержки дыхания варьирует. С этим связано изменение концентрации внимания с солнечного сплетения на область сердца по принципу «выше — ниже». Кроме того, согласно шаманским представлениям, центр человека рав- ноподелен между этими двумя энергетическими областями.

Дыхание утки (гагары)

Под дыханием утки понимается максимальная задержка дыхания. Практикующий концентрирует свое внимание внутри, в результате чего достигается психическое и соматическое равновесие, излечиваются болезни легких и горла, улучшается работа сердца и щитовидной железы, исчезают неврозы и навязчивые состояния. Дыхание утки делает человека более уверенным в себе, спокойным, рассудительным, а также используется в шаманской практике для улучшения процесса вспоминания снов и событий, произошедших во время экстаза.

Техника. Сделайте полный цикл агым-дыхания (вдох — 8 с, задержка — 2 с, выдох — 8 с, пауза — 2 с). При выполнении второго цикла задержите дыхание на 4 с, при выполнении третьего цикла задержите дыхание на 8 с, словно поставив барьер внутри горла. Во время задержки сосредоточьтесь на щитовидной железе. Сделайте выдох через рот с одновременным произнесением звука «с-с-с». Этот звук должен быть растянут на 8 с. Вновь медленно наберите через нос воздух в легкие и, задержав дыхание на 16 с, сделайте выдох. В дальнейшем задержка дыхания должна составить 32 и 64 с. При трех последних задержках внимание должно быть сконцентрировано на макушке. При последнем выдохе, который делается через нос в течение 8 с, коснитесь ладонями лица и проведите ими вниз, смыкая на груди и опустив голову.

Схема учета времени (за одну секунду принимается один удар пульса).

I. Концентрация на щитовидной железе:

A. Вдох через нос — 8 с

Б. Задержка — 2 с

B. Выдох через нос — 8 с

A. Вдох через нос. — 8 с

Б. Задержка — 4 с

B. Выдох через нос — 8 с

A. Вдох через нос — 8 с Б. Задержка — 8 с

B. Выдох через рот с произнесением звука «с-с-с» —

8 с.

II. Концентрация на макушке:

A. Вдох через нос — 8 с Б. Задержка — 16 с

B. Выдох через нос — 8 с

A. Вдох через нос — 8 с Б. Задержка — 32 с

B. Выдох через нос — 8 с

A. Вдох через нос — 8 с Б. Задержка — 64 с

B. Выдох через нос с проведением ладонями по лицу —

8 с.

Дыхание утки (гагары) можно назвать одной из древнейших практик. Детальное ее описание встречается в космогонических мифах народов Сибири. Так дышит Мировая Утка, или Гагара, ныряющая в глубины Вселенной в поисках земли для создания тверди. Вот как этот процесс представлен в священном мансийском сказании о возникновении земли.

«Сверху, с неба, летит железная гагара, ныряет в воду, чтобы найти землю. Ходила-ходила, вынырнула, никакой земли не нашла. Вдохнула-вдохнула, опять нырнула в воду. Ходила-ходила, вынырнула — опять пусто, нету земли. Немножко вдохнула третий раз, нырнула, а когда вынырнула, так выдохнула, что горло лопнуло, но в клюве у нее была крошечка земли. Взлетела и удалилась в сторону неба... На следующий день... с неба снова слышится какой-то шум: с неба вниз летит гагара. Ныряет в воду. Ходила-ходила, когда вынырнула, ничего у нее нет, пусто. Немножко вдохнула-вдохнула, снова нырнула в воду. Снова ходила- ходила, когда вынырнула, тоже ничего нет. Немножко вдохнула, третий раз нырнула, когда вынырнула, так выдохнула, что макушка лопнула. В ее клюве — боль-

шой кусок земли. Клюв обтерла об угол тундрового холма, потом улетела в сторону неба»*.

Интересно, что перенесение внимания во время задержки дыхания с щитовидной железы на макушку согласуется с внешностью гагары. На ее шее перья имеют красно-коричневый цвет, а весной на голове появляется украшение из рыжих перьев. Это обстоятельство лишний раз подчеркивает глубокий эзотерический смысл данной практики.

Дыхание чангаа

Дыхание чангаа предназначено для входа в измененное состояние сознания. Оно было разработано древними шаманами и до сих пор сохранилось в ритуалах тюрко- монголов и народов палеоазиатской группы. Обычно оно выполняется в группе под бой бубна на четыре счета по схеме: вдох — один удар, выдох — один удар, второй вдох — два удара, второй выдох — один удар. К дыханию чангаа следует относиться осторожно, не злоупотребляя и под присмотром наставника.

Техника. Сделайте глубокий вдох через рот, направляя поток воздуха по верху нёба, и одновременно произнесите звук «и-й-я». Этот и последующие звуки должны быть шипящими, т. е. образованными входящим или выходящим воздушным потоком без напряжения голосовых связок. На счет два выдохните с произнесением того же звука. На счет три снова вдохните так же, как и в начале. Следующий выдох сделайте со звуком «ха-а» и почувствуйте, как все желания, эмоции и чувства уходят через тело под землю. Не останавливаясь, повторите весь цикл многократно.

Это дыхательное упражнение должно выполняться до тех пор, пока возможно сопровождение вдохов и выдохов соответствующими звуками: «и-й-я, и-й-я, и-й-я, ха-а». Когда горло полностью пересохнет, дыхание чангаа следует прекратить и полностью отдаться последующему за ним эй-

форическому состоянию. Эйфория обычно начинается с ощущения сильного покалывания в теле и непроизвольного поднятия рук, словно из лопаток вырастают крылья. Вслед за этим происходит выход из тела, сопровождаемый чувством полета.

Специальные упражнения для развития горлового пения[8]

1. Оживление легких

Встаньте прямо и сделайте медленный волнообразный вдох через нос (агым-вдох), одновременно кончиками пальцев постукивая грудь в разных местах. Задержите дыхание и разотрите грудь ладонями. Сделайте полный выдох длительностью 8 с.

2. Усиление легких

Сделайте агым-вдох и задержите дыхание на 8 с. Сложите губы дудочкой и сделайте порционный выдох. Вьщох должен быть сильным, но с интервалами на каждый счет, т. е. каждый раз воздух на выдохе делится на 8 порций.

3. Усиление ребер

Встаньте прямо, заложив ладони под мышки так, чтобы большой палец смотрел назад, а все остальные — вперед. Сделайте агым-вдох и задержите воздух на 8 с. Медленно выдыхая, несильно сдавите бока ладонями.

4. Расширение груди

Встаньте прямо и сделайте агым-вдох с задержкой воздуха. Сжав кулаки, вытяните руки вперед на уровне плеч. Разведите их в стороны и снова сведите. Сделайте это несколько раз, а потом с силой выдохните через рот.

5. Усиление голоса

Сделайте как можно более долгий вдох через нос и задержите воздух на 8 с. Сделайте как можно более короткий и сильный выдох через рот.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Становление шаманом и проявление Силы [9]

У многих коряков в критическом возрасте, т. е. при переходе от отрочества к юности, наступал период становления шаманом. Редкий коряк, с которым мне приходилось познакомиться поближе и поговорить, что называется, по душам, не рассказывал о пережитом им критическом переломе в это время. У одних этот период проходил без осложнений, проще, у других — более болезненно.

Я помню, как шаман Онтав в 1927 г. (ему было тогда 46 лет) рассказывал, что лет 20 тому назад он в течение 7 дней был мертвым. После этого Онтав 2 месяца ничего не ел, все время лежал почти без движения в спальном пологе. Это состояние у него началось после того, как он повздорил с матерью. Мать попросила его что-то сделать по хозяйству, ему этого очень не хотелось, и он ответил ей слишком резко, даже махнул на нее рукой, чего, конечно, по отношению к матери делать никак нельзя. Когда порыв внезапного гнева прошел, он, очевидно, отдал себе отчет в том, что допустил по отношению к матери неслыханную грубость. Это сильно повлияло на его душевное равновесие, у него начался период становления шаманом. Тогда-то он и приобрел свою шаманскую силу. Правда, в другой раз он рассказывал, что специально учился шаманству у одной старухи, сильной шаманки.

К слову сказать, большинство коряков наступление периода становления шаманом рассматривают как тяжелую болезнь. Считают, что духи нин 'виты начинают призывать юношу или девушку. Молодой человек слышит призыв духов и старается убежать от них. Он принимает меры для того, чтобы не поддаться этому призыву, чтобы не стать шаманом. И действительно, у многих этот период бешенства, по терминологии алюторцев, вскоре проходит без всяких последствий, но некоторые поддаются призыву и даже сами идут ему навстречу. Их начинает интересовать шаманство. Они усваивают заговоры, поступают в ученики к опытным шаманам. Онтав рассказывал о старухе, у которой он учился шаманству, следующее.

Однажды он с товарищем и со старухой ехал на двух нартах. Старая шаманка сидела на задней нарте. Вдруг юноши оглянулись и видят, что никого на этой нарте нет. Стали огладываться по сторонам: впереди, на самой дороге сидит большой медведь. Они сначала испугались, но скоро поняли, в чем дело. Погнали собак прямо на медведя. Подъехали — на дороге сидит старуха.

Трудно сказать, какая именно болезнь была у Онтава в тот период, когда он приобретал шаманскую силу. Скорее всего это был нервный паралич[10]. Во время болезни Онтав видел много причудливых снов. Он был в потустороннем мире. Отца его уже не было в живых, но во время болезненного сна, который длился несколько суток, он видел своего отца. Он говорил, что отец его был комсомол. Это означало, что покойный отец Онтава не верил в шаманство. Однако при встрече в потустороннем мире отец убеждал сына не следовать его примеру. Он говорил, что жил неправильно, и советовал сыну следовать учению стариков, соблюдать все шаманские предписания, а главное — быть послушным матери, которая была, очевидно, очень опытной в шаманстве.

Вернувшись из обители предков на землю, Онтав стал шаманом. Правда, сам он не считал себя настоящим шаманом, так как свою шаманскую силу он употреблял только для лечения. Тем не менее по всей округе, от побережья бухты Корфа до села Карага и даже на западном побережье, до села Рекинники, он славился как один из наиболее сильных шаманов.

Житель корякского села Кичига Авваки, который рассказывал мне о встречах Онтава с нин ’витами, говорил, что ему в ранней юности тоже пришлось слышать призывы нин ’витов. Но он не стал шаманом.

Старший брат Авваки Кайгарат тоже был человеком с неуравновешенной психикой, совершенно не приспособленным к работе. Многие называли его лодырем. Младший брат Авваки и Кайгарата рассказал такой случай. Однажды он остался дома вдвоем со старшим братом. Кайгарат взял бубен, стал бить в него и запел. Потом он схватил большой нож, сбросил кухлянку и воткнул нож по рукоятку прямо под левый сосок. Через некоторое время он велел младшему брату вытащить нож. Тот рассказывал: «Я подхожу, берусь за нож и не могу вытащить; приложил всю силу, все равно нож не выходит». Потом Кайгарат научил его, как надо тащить нож. Когда ему удалось это, он увидел, что никакого следа от раны на теле брата не осталось. После этого, как он говорил, ему постоянно приходилось вытаскивать ножи из тела не только брата, но и других шаманов.

Рассказы о шаманах, которые втыкают в свое тело ножи, распространены очень широко. В свое время я сталкивался с сыном ламута Дмитрия Солодякова, жителя села Ки- чиги, который после неудачного сватовства пережил период становления шаманом. У него этот период проходил чрезвычайно бурно, некоторое время он, как дикий зверь, бегал по тундре, потом вернулся в поселок и начал бросаться на людей. Кончилось тем, что родной отец пристрелил его из ружья. Этот факт подтверждали все кичигинцы.

Интересен следующий факт. В 1928 г. один из кочевых алюторцев района побережья бухты Корфа был избран делегатом на первый окружной Съезд советов Камчатского округа. Он впервые попал на пароход и оказался в окружении целого ряда совершенно новых, неожиданных для него впечатлений, которые резко повлияли на его психику. Приблизительно на 2—3-й день пребывания на пароходе к нему вернулся период становления шаманом, период бешенства, который ему пришлось пережить в юности. В течение нескольких дней до приезда в Петропавловск он был совершенно ненормальным человеком. Глаза его остекленели. Он видел совсем не то, что было перед ним. Его приходилось водить, как слепого. С ним ехали жена и сынишка. Оба говорили, что с ним это было в молодости, а сейчас опять вернулось, наверно, потому, что на пароходе много всяких нин *витов и они его одолели. После приезда в Петропавловск он успокоился, пришел в себя и ненормальное состояние прошло бесследно.

Призывы нин■витов слышатся не только в ранней юности. Мне лично пришлось наблюдать женщину, к которой шаманская сила пришла сравнительно поздно, когда она уже давно была замужем. Не знаю, однако, имела она детей или нет. Этот случай мне пришлось наблюдать в мае 1928 г. на пути из Кичиги в Телички. Среди дня мы заехали в одно из стойбищ оленеводов-алюторцев. Это было после полдня пути от Кичиги. Войдя в ярангу, мы застали хозяев за чаем. Я заметил, что одна женщина сидит и стонет, лицо у нее бледное, вид больной, однако, несмотря на болезнь, она деятельно выполняет обязанности хозяйки — разливает чай, хотя и с причитаниями и оханьем. Когда мужчины закончили разговор о том, кто сколько добыл лахтаков, кто где промышлял, больная вдруг сказала: «Я с утра еще знала, что сегодня будем пить чай с сахаром и с белым хлебом, знала, что к нам приедет гость и будет нас угощать». Сидевшие подтвердили, что она действительно еще утром говорила это. Они еще смеялись над ней, убеждая, что никто не поедет в весеннюю распутицу. Постонав и поохав еще некоторое время, хозяйка спросила нас: «А кто за вами едет?» Мы с каюром ответили, что за нами никто не едет. «Нет, — говорит, — за вами едет какой-то человек. Он хочет вас догнать, это хитрый человек».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных