Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Самоконтроль студентов. Итоговая государственная аттестация и подготовка к ней преподавателя.




 

Самоконтроль, осуществляемый в процессе самообразовательной деятельности, как правило, выполняет контролирующую и информирующую функции. При внешней мотивации самоконтроль стимулирует и поддерживает деятельность. В состоянии амотивации элементы самоконтроля могут способствовать созданию внешней мотивации, в то время как самоконтроль, выполняющий информирующую функцию, устраняет трудности выполняемой деятельности при наличии обратной связи и при условии свободы выбора и постепенно создаёт условия для внутренней мотивации. В свою очередь, слишком частый самоконтроль, снижая уровень внутренней мотивации, может лишить человека чувства уверенности и компетенции.

Вышеизложенное подтверждает, что самоконтроль является важным компонентам в процессе самообразовательной деятельности. Однако наш педагогический опыт показывает, что студенты на начальном этапе обучения в вузе не имеют навыков самоконтроля. Таким образом, задачей педагога становится развитие навыков самоконтроля.

Самоконтроль осуществлялся субъектами деятельности наиболее эффективно лишь в том случае, если виды, формы, и способы самоконтроля соответствуют объектам усвоения.

Решая проблему содержания и организации самоконтроля, необходимо выявлять не только виды, формы, способы контроля при самообучении и самовоспитании, но и одновременно определять факторы, влияющие на их отбор. В целом это позволило уточнить теоретические предпосылки, на основе которых отбираются те или иные формы и способы самоконтроля, а также осуществляется их практическая реализация с учетом адекватности, сущности и особенностей объектов контроля [3].

В содержании самоконтроля как программы самообразования студентов могут входить конкретные задания по моделированию самоконтроля, выбору форм и методов самоконтроля при обучении в соответствии с объектами усвоения.

Так, например, на занятиях физической культурой это может быть

связано с организацией самоконтроля при выполнении упражнений связанных с физическими нагрузками, когда студенты самостоятельно сопоставляют правильность выполнения или адекватность нагрузки на организм.

Залогом успеха на экзамене является комплексный подход к подготовке, в котором в качестве составляющих можно выделить три важных момента:

Организационный. Как правило, подготовка к ОГЭ или ЕГЭ занимает у учащихся достаточно много времени и требует, кроме умственных усилий еще и решения множества связанных вопросов, начиная от подачи заявлений на сдачу экзаменов по выбранным предметам в установленные сроки и заканчивая подбором литературы для подготовки, планированием занятий и/или поиском репетиторов.

Образовательный этап. Безусловно, самое главное в процессе подготовки к экзаменам - получить необходимые знания, умения и навыки по предмету. Школьная учебная литература достаточно полно раскрывает тематику предмета, но также нужно использовать и дополнительную литературу, отражающую специфику предстоящего экзамена. К ней относятся контрольно-измерительные материалы (КИМ-ы), методические разработки, учебные пособия, электронные учебные курсы и пр. КИМ-ы для ОГЭ и ЕГЭ включают, помимо самих вариантов заданий, так называемые кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся. В них содержится перечень элементов содержания (тем), на которые составлены экзаменационные задания, а также требования к уровню подготовки учащихся по предмету. Это дает возможность согласовывать объем уже имеющихся и необходимых для экзамена знаний, умений и навыков.

Психологический этап. ОГЭ и ЕГЭ отличаются непривычным для учащихся форматом проведения. Продолжительность экзамена по отдельным предметам может доходить до четырех часов, все бланки экзаменационных документов должны заполняться специальным образом, существуют определенные правила поведения на экзамене, при невыполнении которых организаторы могут удалить участника с экзамена. Всё это, в совокупности с большим значением результатов экзамена для выпускника, может обусловливать излишнее волнение на экзамене и, как следствие, потерю сосредоточенности, ослабление уверенности в своих силах из-за страха совершить ошибку и пр. Поэтому при подготовке к ОГЭ или ЕГЭ очень важно уделять внимание изучению процедуры проведения экзамена, правил заполнения бланков и периодически практиковаться на экзаменационных материалах прошлых лет в условиях, приближенных к реальному экзамену.

Таким образом, успех на экзамене во многом зависит от того как спланирован процесс подготовки и из каких этапов он состоит. При правильной организации этого процесса и достаточном количестве времени, подготовиться на самые высокие баллы по ОГЭ или ЕГЭ абсолютно реально даже для учащегося с низким или средним уровнем знаний. Но составить такой план под силу далеко не каждому ученику, и здесь на помощь может прийти учитель (или репетитор), который сможет организовать процесс подготовки с учетом вышеназванных особенностей.

Этапы разработки программы подготовки к ОГЭ или ЕГЭ

Охарактеризуем основные этапы разработки программы подготовки к ОГЭ или ЕГЭ с учетом особенностей из трех вышеназванных аспектов: организационного, образовательного и психологического. После того как учащийся определил для себя перечень экзаменационных предметов, необходимо определиться с целями подготовки, но не в формате, например, «научиться решать такие-то задачи» или «выучить такой-то предмет или темы», а сформулировать их в виде желаемого результата экзамена. Так можно говорить о целях сдать ЕГЭ «обязательно на 100 баллов», «не меньше чем на 80 баллов», «хотя бы на 60 баллов» и пр. Данный подход позволяет сразу сориентироваться на круг рассматриваемых вопросов по предмету и представить себе за счет каких типов заданий будут набираться желаемые баллы.

На следующем шаге нужно собрать максимум информации о предстоящем экзамене: структура, порядок и сроки проведения, важные особенности, методика оценивания. По результатам изучения собранной информации учащийся должен ясно представлять себе как проходит экзамен, какие виды заданий используются, каковы критерии оценивания результатов экзамена. Сюда же относится и подбор методической литературы - это могут быть разнообразные учебные пособия, электронные курсы, подборки контрольно-измерительных материалов экзаменов прошлых лет и пр. Большое количество подобной литературы для ознакомительных целей представлена в Интернете и доступна для свободного скачивания.

После этого можно приступать к выбору формы подготовки. Наиболее распространенной формой являются занятия на подготовительных курсах, но не менее популярны и занятия с репетитором. Самоподготовка, при всем ее положительном влиянии на развитие личности ученика, зачастую невыгодна вследствие больших трудозатрат и относительно высокой неопределенности результатов. При выборе формы подготовки обязательно следует учитывать объем доступных временных и финансовых ресурсов.

Наконец, очень важно контролировать ход процесса подготовки к экзаменам. Здесь на первый план выходит не контроль за прохождением занятий, а контроль продвижения вперед, освоения предмета. Конечно, выполняя задания КИМ-ов по ОГЭ или ЕГЭ, ученик может сам контролировать свою успеваемость, но учитель (или репетитор) здесь может сыграть ключевую роль: увидеть системные ошибки, указать на пробелы в знаниях, мешающие эффективному усвоению материала и пр.

 

Билет № 29

1. Вопрос: Методика преподавания отдельных юридических дисциплин. Общие принципы преподавания юриспруденции

2.Простое ПКЗ: Юридическая клиника как форма подготовки студентов - юристов

3. Комплексное ПКЗ: Разработка в письменной форме и проведение открытого авторского учебного занятия по любой теме в рамках любой юридической дисциплины






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных