Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Семейная психотерапия 2 страница




Завершающие этапы жизнедея­тельности семьи. Момент, когда по­следний из детей начинает трудовую деятельность и далее — создание детьми собственных семей, обуслов­ливает новое качественное изменение в жизни семьи. Семья прекращает воспитательную деятельность. По­пытки ее продолжать именно теперь чаще всего вызывают сопротивление детей. Наиболее очевидные сдвиги в повседневной жизни семьи связаны с особенностями возраста. Постепен­ное ослабление физических сил неиз­бежно увеличивает роль восстанови-

тельных функций быта, отдых приоб­ретает все более важное значение. С ухудшением состояния здоровья супругов проблемы здоровья выходят на первый план, сюда перемещаются интересы, здесь нередко активизиру­ются усилия.

В то же время в типичном случае имеет место активное участие членов семьи в домашнем труде и уходе за детьми. Новые роли «бабушек» и «де­душек» особенно много сил требуют ' в первые годы жизни внуков. Проис­ходит обусловленное трудностями, с которыми сталкиваются дети на первых этапах жизни в собственных супружеских семьях, «перекладыва­ние» части забот на старшее поколе­ние [Гордон Л. А., Клопов Э. В., 1972].

Завершение жизненного цикла, трудовой деятельности, выход на пен­сию, сужение круга возможностей — все это заостряет потребность в приз­нании, уважении, особенно со сторо­ны детей. Обеспечение этого отноше­ния к себе, чувства своей нужности, значимости на этом этапе начинает играть особенно заметную роль.

Нарушения жизнедеятельности семьи. На протяжении своего жиз­ненного цикла семья постоянно встречается с самыми различными трудностями, неблагоприятными ус­ловиями, проблемами. Болезнь одно­го из ее членов, жилищно-бытовые трудности, конфликты с социальным окружением, последствия широких социальных процессов (война, соци­альные кризисы и т. п.)—далеко не полный их перечень. В связи с этим перед семьей часто возникают непро­стые проблемы, которые могут отри­цательно сказаться на ее жизни.

Не удивительно, что как трудности, с которыми сталкивается семья, так и последствия их для нее вызывают значительный интерес социологов, психологов, психиатров. Исследова­ния в этой области отчетливо сосре­дотачиваются на двух направлениях. Первое — исследование семьи в ус­ловиях трудностей, возникших в силу неблагоприятного действия широких

социальных процессов: войн, эконо­мических кризисов, стихийных бед­ствий и т. п. [Angell R., 1936; Са-van R., Ranck К., 1938; Hill R., 1949; Boulding E., 1950]. Эти вопросы наи­более широко представлены в пред­военных и послевоенных работах американских исследователей. Вто­рое ■— изучение «нормативных стрес­сов», т. е. трудностей, встречающих­ся в жизни части семей в обычных условиях. Это трудности, связанные с прохождением семьи через основ­ные этапы жизненного цикла, а так­же проблемы, возникающие в случае, если что-то нарушает жизнь семьи: длительная разлука, развод, смерть одного из членов семьи, тяжелое за­болевание и др. [Russell С, 1974; Wallerstein J., Kelly J., 1975; She-ehy S.(1976].

Все эти обстоятельства приводят к сложным и многочисленным послед­ствиям и проявлениям нарушений в жизни семьи. Это, с одной стороны, нарастание конфликтности взаимо­отношений, снижение удовлетворен­ности семейной жизнью, ослабление сплоченности семьи; с другой — на­растание усилий семьи, направлен­ных на ее сохранение, и возрастание сопротивления трудностям. Опреде­лены сложно опосредованные связи между истинными источниками труд­ностей и их осмыслением членами семьи; выявилось относительно само­стоятельное воздействие на жизнь семьи как объективных трудностей и связанных с ними нарушений, так и субъективного представления о них [Hill R., 1949; Reiss D., Oliveri M., 1980]. Среди видов субъективного осознания нарушений в жизнедея­тельности семьи ее членами наиболее изучены в настоящее время мотивы семейных конфликтов и разводов [Соловьев Н. Я., 1985], проблемы и поводы обращения в семейную кон­сультацию [Калмыкова Е. С, 1983; Обозова А. Н., 1984; Келам А., Эб-бер И., 1985; Навайтис Г., 1985; Копьев А. Ф., 1986].

 

В целом семейные нарушения пред­ставляют собой сложное образование, включающее факторы, его обус­ловливающие (трудность, с которой столкнулась семья), неблагоприят­ные последствия для семьи, ее реак­ция на трудность, в частности осмыс­ление нарушения членами семьи.

Рассмотрим основные моменты, участвующие в возникновении и про­явлении семейного нарушения.

Факторы, обусловливающие семей­ное нарушение. В литературе встре­чаются также иные обозначения: «проблема», «семейная трудность» [Walter D., 1979], «события и обсто­ятельства, обусловливающие стресс» [Reiss D., Oliveri M., 1980].

Речь идет о весьма широком круге обстоятельств, особенностей внешней социальной среды, условиях жизни семьи, изменениях в личности ее чле­нов, которые затрудняют функциони­рование семьи или ставят ее членов перед необходимостью противостоять неблагоприятным изменениям.

Все многочисленные трудности, которые возникают перед семьей и угрожают ее жизнедеятельности, можно подразделить прежде всего по силе и длительности их действия. Особое значение имеют при этом две группы семейных трудностей: сверх­сильные и длительные (хронические) раздражители. Примером первых мо­жет служить смерть одного из членов семьи, известие о супружеской изме­не, внезапное изменение в судьбе и социальном статусе, например арест в связи с преступлением одного из членов семьи, внезапное и сильное заболевание.

К хроническим трудностям отно­сятся чрезмерная физическая и пси­хическая нагрузка в быту и на произ­водстве, трудности в связи с реше­нием жилищной проблемы, длитель­ный и устойчивый конфликт между членами семьи и т. п.

Среди трудностей, с которыми сталкивается семья, можно выделить также два следующих их типа:

- свя­занные с резкой сменой образа жизни семьи (жизненного стереотипа) Например, психические трудно­сти, возникающие при переходе от этапа к этапу жизненного цикла. Такие переходы в семье, как правило, сопровождаются довольно резким из­менением образа жизни (заключение брака и начало совместной жизни, появление ребенка, прекращение семьей воспитательной деятельно­сти).

-с суммированием трудностей, их «на­ложением» друг на друга. Пример трудностей второго ти­па — необходимость практически од­новременного решения ряда проблем в начале второго этапа (сразу после появления в семье первого ребенка), а именно — завершения образования и освоения профессии, решения жи­лищной проблемы, первичного обза­ведения имуществом, ухода за ре­бенком.

По источнику возникновения се­мейные трудности можно подразде­лить иа:

- связанные с этапами жиз­ненного цикла семьи;

- обусловленные неблагоприятными вариантами жиз­ненного цикла;

- ситуационные воздей­ствия иа семью.

1) Через этапы жизненного цикла проходят так называемые «норматив­ные стрессоры» [Boss P., 1980], т. е. трудности, достаточно обычные, ко­торые в более или менее острой фор­ме переживаются всеми семьями: трудности взаимного психологиче­ского приспособления; проблемы, возникающие при формировании взаимоотношений с родственниками при решении жилищной проблемы на первом этапе жизни семьи; проблемы воспитания и ухода за ребенком, ведения трудоемкого домашнего хо­зяйства — на втором.

Сочетание перечисленных трудно­стей в определенные моменты жиз­ненного цикла семьи приводит к се­мейным кризисам.

Несомненный интерес представля­ют исследования чешских ученых, ус­тановивших и описавших два «крити­ческих периода» в жизни семьи [PlzakM., 1973; Kratochvil S., 1985]. Первый из них, более интенсивный, наблюдается между 3-м и 7-м года­ми существования семьи и достига­ет наибольшей остроты в период между 4-м и 6-м годами. Второй кри­зис назревает между 17-м и 25-м го­дами. В обоих случаях наблюда­ется нарастание неудовлетворен­ности. Ведущую роль в случае перво­го кризиса приобретает фрустриру-ющее изменение эмоциональных взаимоотношений, нарастание числа конфликтных ситуаций, рост напря­жения (как проявление трудностей в перестройке эмоциональных вза­имоотношений между супругами, от­ражение бытовых и других проблем); второго кризиса —- нарастание сома­тических жалоб, тревожности, ощу­щение пустоты жизни, связанное с отделением от семьи детей.

Выявление кризисных периодов в жизни семьи может иметь немало­важное прогностическое значение и способствовать их смягчению или предупреждать неблагоприятные кризисные проявления.

Трудности, обусловленные небла­гоприятными вариантами жизнен­ного цикла,— это те, что возникают при отсутствии в семье одного из ее членов (супруга, детей). Причинами могут быть развод, длительная раз­лука супругов, наличие внебрачного ребенка, смерть одного из членов семьи, бездетность супругов. При всем разнообразии этих вариантов развития семьи отмечается ряд об­щих источников нарушений. Это, во-первых,— так называемая функцио­нальная пустота, т. е. ситуация, когда одна из ролей, необходимых для успешного существования семьи, не выполняется. С уходом, например, из семьи отца определенная часть его «доли» в воспитании уже не воспол-нима [Титаренко В. Я-, 1987]. Во-вторых, могут быть трудности адап­тации к факту, событию, породивше­му, неблагоприятный вариант разви­тия семьи (развод, смерть одного из членов семьи, необходимость воспи­тывать ребенка вне брака и др.)-В случае развода противоречивость и «миогослойность» возникающих в связи с этим процессов хорошо пока­заны на материале социологических исследований восприятия разведен-ными послеразводной ситуации [Раппопорт С. С, 1985].

2) К ситуационным нарушениям от­носятся трудности, относительно краткие по длительности, создающие значительную угрозу функциониро­ванию семьи (серьезные заболевания членов семьи, крупные имуществен­ные потери и т.. п.). Значительную роль в психологическом эффекте дан­ных трудностей играет фактор вне­запности (неподготовленность семьи к событию), исключительности (бо­лее легко переживается трудность, затрагивающая многие семьи), ощу­щение беспомощности (уверенность членов семьи, что они ничего не могут сделать, чтобы обезопасить себя в бу­дущем) [Costell R. et al., 1981].

Неблагоприятные последствия трудности. Семейное нарушение. Значимость той или иной трудности для семьи зависит прежде всего от того, сколь далеко идущие неблаго­приятные последствия для жизни семьи она имеет. Так, утрата опре­деленной суммы денег для одной семьи — тяжелое нарушение ее жиз­недеятельности, для другой — нет, в зависимости от того, какими сред­ствами эти семьи располагают.

Разнообразные последствия воз­действия трудностей на семью можно подразделить по тому, на какие сфе­ры жизни семьи они прежде всего оказывают неблагоприятное влия­ние: нарушение воспитательных функций семьи, супружеских отноше­ний и т. п. При рассмотрении наруше­ний семьи учитывается также, как они действуют на ее членов. Как пра­вило, нарушение жизнедеятельности семьи ведет к неудовлетворению по­требностей, в том или ином отноше­нии тормозит развитие личности, обусловливает возникновение состоя­ний неудовлетворенности, нервно-психического напряжения, тревоги. Одно из важных, с точки зрения семейной психотерапии, последствий нарушений — это их неблагоприят­ное влияние на психическое здоровье индивида (психотравмирующее действие).

Усилия семьи по противодействию нарушениям.

Семья, столкнувшаяся с трудностью, более или менее актив­но противодействует ей, стремится предотвратить неблагопрятные по­следствия. Исследования показыва­ют довольно значительные различия в том, как семьи реагируют на труд­ности. В одних случаях трудности оказывают явно мобилизующее, инте­грирующее воздействие; в других, на­против, ослабляют семью, ведут к на­растанию ее противоречий. Эта осо­бенность реагирования различных семей особенно отчетливо прослежи­вается в случае «нормативного стрес­са», т. е. столкновения семьи с обыч­ными для определенного этапа труд­ностями [Rapoport S., 1963; Stier-lin H., 1978].

Неодинаковая устойчивость семей по отношению к трудностям объясня­ется по-разному. Ссылаются на опре­деленный механизм, обеспечиваю­щий успешное противодействие нару­шению. Чаще всего говорится о меха­низме «решения проблем», о семьях, умеющих решать проблемы (опозна­вать их, выдвигать версии решения, выбирать из них наиболее удачную). Выделяют также определенные груп­пы особенностей семьи, в силу кото­рых она легче приспосабливается к неблагоприятным условиям. Среди таких особенностей указываются гиб­кость взаимоотношений, средняя (не слишком жесткая и не слишком «рас­плывчатая») степень четкости в фор­мулировке ролевых ожиданий, спло­ченность, «открытость» в восприятии окружающего мира, т. е. отсутствие тенденции игнорировать какую-то часть информации об этом мире [Aldous J. et al., 1971; Reiss D., Oliveri M., 1980].

И тот, и другой подходы имеют определенные недостатки. Действи­тельно, способность семьи противо­стоять трудностям и нарушениям в немалой степени зависит от умения ее членов осознавать и решать проб­лемы, которые обусловлены этой трудностью. Психологические иссле­дования и психотерапевтический

опыт подтвердили, что повышение способности семьи к решению проб­лем, с которыми она сталкивается, подготовка к ним повышают стрессо-устойчивость семьи. В то же время при таком подходе недостаточно учи­тывается то обстоятельство, что про­блемы, с которыми сталкивается семья, имеют особый характер. Реше­ние их определяется не только интел­лектуальным принятием какого-то варианта действий. Нередко решение семейной проблемы — это определен­ное самоограничение каждого из ее членов, уменьшение уровня потребле­ния, взятие на себя большей нагруз­ки, большее напряжение воли, улуч­шение взаимопонимания и т. д. Эти процессы относятся уже не к одному семейному механизму решения проб­лемы, а охватывают самые различ­ные стороны ее жизнедеятельности. Семья реагирует на трудность как целое, как единая система.

Что касается второго подхода, то его отличает определенная тавтоло-гичность. В«рно, что гибкость, «от­крытость» и другие перечисленные выше характеристики содействуют приспособлению семьи к новым труд­ным условиям, преодолению их. Беда лишь в том, что само наличие у семьи этих качеств нередко устанавлива­ется путем выяснения того, сколь гиб­ко, «открыто» и т. д. ведет себя семья, столкнувшись с разными трудностя­ми. Получается замкнутый круг: по­чему семья хорошо справляется с не­благоприятными условиями? Пото­му, что ей присущи гибкость, «от­крытость». Откуда мы знаем, что ей присущи эти черты? Из наблюдений над тем, как она приспосабливается к трудным условиям.

В центре подхода, предлагаемого нами, понятие латентного нарушения функционирования семьи. Под ла­тентным нарушением мы будем пони­мать такое, которое в обычных, нор­мальных условиях не оказывает сколько-нибудь значительного нега­тивного воздействия на ее жизнь. Однако при попадании семьи в труд­ные условия именно оно играет значительную роль, определяя неспособ­ность семьи противостоять таким условиям. Как в обычных, так и не­обычных условиях члены семьи обща­ются, испытывая друг к другу опреде­ленные чувства, распределяют между собой права и обязанности и т. д. Но в обычных (благоприятных, а тем более «тепличных») условиях оказы­ваются вполне допустимыми опреде­ленные нарушения во всех этих сфе­рах. Не слишком значительные нару­шения взаимопонимания, умеренно выраженные конфликтность, пони­женная способность членов семьи ре­гулировать уровень своих требований друг к другу в этих условиях могут ие оказывать весомого влияния на жизнь семьи. Иное дело — условия трудные. Той степени взаимопонима­ния, взаимной привязанности, кото­рая существовала в семье в благо­приятных условиях, теперь уже ока­зывается недостаточно. Вот здесь-то и возникает разница в реакции семей па трудности. В семьях, где латент­ных нарушений пет или они мини­мальны, оказываются возможными мобилизация семьи, усиление ее сплочения, активизация совместных действий. В семьях, имеющих такие нарушения, это трудноосуществимо. Именно так и возникает описанная выше столь различная реакция раз­ных семей па трудные условия. Семьи без латентных нарушений в этих ус­ловиях начинают функционировать лучше, а имеющие их— хуже.

Представление о латентных нару­шениях, по нашему мнению, дает возможность более точно и многосто­ронне понять взаимодействие между семьей и самыми различными трудно­стями, которым она противостоит. В соответствии с этим трудные усло­вия не просто выступают как фактор, нарушающий те или иные стороны жизнедеятельности семья. Они преж­де всего выявляют латентные нару­шения ее жизнедеятельности, «обна­жают» ее «слабые места», а эти на­рушения, в свою очередь, определяют реакцию на трудности. В гл. 2 на различных примерах нарушений жиз-

недеятельности семьи, в частности личностных предпосылок ее функцио­нирования, семейных представлений, коммуникации, системы ролей и др., будет показана «водораздельная» роль этих нарушений при реакции семьи на самые разные трудности.

ТИПЫ НАРУШЕНИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕМЬИ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ПСИХИЧЕСКУЮ ТРАВМАТИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТИ

Под психической травмой понима­ются тяжелые индивидуальные пси­хические переживания, играющие значительную или основную роль в этиопатогенезе, клинике и течении нервно-психических заболеваний [Канторович Н. В., 1967].

Семейная психиатрия в известном смысле развивает и конкретизирует учение о психической травме. Это связано с тем, что семья может выз­вать нарушения психического здоро­вья, только воздействуя на личность и психические процессы ее членов. Психическая травма — это фактор, опосредующий неблагоприятные воздействия нарушений семьи и психических расстройств личности. Нарушения семьи вызывают тяже­лые индивидуальные психические переживания — психическую трав­му; развитием этой травмы или реак­цией на нее является далее нервно-психическое расстройство индиви­да — члена семьи.

Основываясь на учении о психи­ческой травме, рассмотрим ее сущ­ность и основные закономерности участия семьи в ее возникновении и развитии.

Семья как источник психической травмы. Психическая травма — это прежде всего психическое пережива­ние, в центре которого находится определенное эмоциональное состоя-. ние. Центральное м.есто эмоций в структуре -психотравмирующего пе­реживания закономерно. Оно обус­ловлено как важным местом змодий в организации и интеграции психи-

ческих процессов, так и их ролью во взаимосвязи психических и сома­тических систем личности [Ано­хин П. К-, 1979]. Психотравмирую-щее переживание — это состояние, сильно воздействующее на личность в силу выраженности (остроты), длительности либо повторяемости. Травмирующими являются не любые сильные или потрясающие пере­живания, а лишь такие отрицатель­ные переживания, которые могут быть причиной определенной клини­ческой патологии [Канторович Н. В., 1967].

Исследования неврозов, реактив­ных состояний, психопатических раз-витий и других нервно-психических расстройств, в этиологии которых значительную роль играет психотрав-мирующее переживание, позволяют очертить круг таких состояний. Это состояния неудовлетворенности, тос­ки, подавленности (субдепрессивные состояния), тревоги, страха, беспо­койства, неуверенности, беспомощ­ности (состояния фобического кру­га), эмоциональная напряженность, а также сложные совокупности со­стояний, возникающих при наличии внутреннего конфликта, столкнове­ния индивида с непомерными пре­пятствиями и трудностями [Губа-чев Ю. М., Иовлев Б. Д., Карвасар-ский Б. Д. и др., 1976].

Важнейшей чертой психотравми-рующих переживаний является, как было показано В. Н. Мясищевым (1960), их центральное место в струк­туре личности, их особая значимость для индивида. «Достаточно взгля­нуть,— писал В. Н. Мясищев,— на любое глубокое переживание челове­ка, чтобы убедиться в том, что в осно­ве переживаний лежат взаимоотно­шения человека с различными сторо­нами окружающего, что болезненные переживания являются лишь след­ствием нарушенных взаимоотноше­ний. Потеря места, клевета, измена супруга, смерть ребенка, неудача в достижении цели, уязвленное само­любие и т. п. являются источником болезненного переживания лишь в 18

том случае, если они занимают центральное или по край­ней мере значимое место в системе отношений лич­ности к действительности. Их значимость является условием аффективного напряжения и аффектив­ной реакции» [Мясищев В. Н., 1960].

Важное место в учении о психи­ческой травме занимает понятие о патогенной ситуации — совокупно­сти факторов, наиболее непосред­ственно обусловливающих психо-травмирующее переживание. «Пато­генная ситуация,— писал В. Н. Мя­сищев (там же),— в соответствии с точным смыслом слова, представ­ляет то положение, в котором оказы­вается личность, с ее качествами (преимуществами и недостатками), с сочетанием условий, лиц, с которы­ми она взаимодействует, со стечени­ем обстоятельств, создающих нераз­решимый клубок внешних и внут­ренних трудностей».

Патогенная ситуация может воз­никнуть в самых различных взаимо­отношениях индивида: служебных, трудовых, учебных и т. д. Семейные отношения, как правило, выступают в роли наиболее важных, значимых для индивида. Отсюда- их ведущая роль в формировании патогенных си­туаций личности и далее психических нарушений [Ушаков Г. К., 1987].

Ведущая роль семьи в возникнове­нии патогенных ситуаций и психо-травмирующих переживаний обу­словливается рядом обстоятельств:

1. Ведущей ролью семейных отно­шений в системе взаимоотношений личности. Семья на ранних, наиболее важных для дальнейшего развития, этапах жизни является единствен­ной, а позднее одной из наиболее важных социальных групп, в которые включен индивид. Семейные события гораздо в большей степени «принима­ются близко к сердцу», чем внешне аналогичные события в сфере трудо­вой деятельности, соседских отноше­ний и др.

2. Многосторонностью семейных отношений и их тесной взаимосвязью. Домашнее хозяйство, досуг, эмоцио­нальные взаимоотношения, сексуаль­но-эротическая сфера жизни се­мьи — все они теснейшим образом взаимосвязаны. Любая попытка внести более или менее значительное изменение в одну из них вызывает «цепную реакцию» изменений во всех других. В силу этой особенности семьи от семейной травмы «труднее уйти», т. е. у члена семьи при попытке избежать травматизацни возникает больше сложностей.

3. Особой открытостью и, следова­тельно, уязвимостью члена семьи по отношению к различным внутрисе­мейным влияниям, втом числе и трав-матизирующим. В семье индивид наиболее доступен воздействию со стороны других членов семьи; слабо­сти и недостатки его проявляются наиболее открыто.

Психические травмы семейной этиологии, как и любые другие, могут быть единичными и повторными, ко­роткими и длительными {Канторо­вич Н. В., 1967]. В то же время сама длительность семейных отношений создает особенно благоприятные предпосылки для формирования пси­хических травм, действующих дли­тельно, повторяющихся часто и за­кономерно.

В соответствии с нашим опытом особую значимость при анализе уча­стия семьи в психической травмати-зации личности приобретают случаи, когда имеет место устойчивая пато­генная ситуация, обусловленная всей Совокупностью семейных отношений в данной семье. Индивид восприни­мает семейную жизнь как в целом травматизирующую. Травм атизи-рующее переживание становится результирующим отражением всех или значительного числа семейных обстоятельств. Такой индивид, на­пример, испытывает чувство крайней неудовлетворенности семейной жиз­нью, и это чувство обусловлено и сексуально-эротической неудовлет­воренностью, и отсутствием общих

интересов в сфере досуга, и неудача­ми в сфере межличностных отноше­ний - удовлетворении потребностей в симпатии, уважении и т. д. Такое травматизирующее переживание об­ладает наибольшей длительностью, устойчивостью и, следовательно, не­благоприятным воздействием.

Обобщение литературных данных об участии семьи в этиологии раз­личных нервно-психических рас­стройств и наш клинический опыт показывают, что среди многочислен­ных семейно-обусловленных травма-тизирующих переживаний особо важную роль играют четыре вида состояний: состояние глобальной се­мейной неудовлетворенности; «се­мейная тревога»; семейно-обуслов-ленное непосильное нервно-психиче­ское и физическое напряжение; со­стояние вины. Охарактеризуем эти состояния.

Состояние глобальной семейной неудовлетворенности. Патогенная се­мейная ситуация, обусловливающая возникновение данного пережива­ния,— это резкое расхождение меж­ду осознаваемыми или неосознавае­мыми ожиданиями индивида по отно­шению к семье и действительной жиз­нью семьи. Следствием этой патоген­ной ситуации является состояние фрустрации (осознаваемой или не­осознаваемой). Фрустрация в соот­ветствии с общепсихологическими закономерностями ее проявления по­рождает многочисленные последст­вия (в частности, обусловленные действием разнообразных защитных механизмов). Часть этих последст­вий при их достаточной выражен­ности и наличии определенных лич­ностных особенностей приводит к различным психогенным заболева­ниям. Характер травматизирующего влияния неудовлетворенности в значительной мере зависит от степе­ни осознанности данного состояния.

В случае осознанной неудовлетво­ренности обычно наблюдается откры­тое признание супругом того, что се­мейные отношения его не удовлетво­ряют. Характерным при этом явля-

ется указание на глобальный харак­тер такой неудовлетворенности, на то, что семейная жизнь не соответ­ствует даже самым минимальным требованиям («Наша семейная жизнь одинаково плоха и днем, и ночью», «Мне очень не повезло с семьей», «Мы ошиблись, нам не бы­вает хорошо друг с другом»). Как правило, упоминается какое-то весь­ма важное и психологически понят­ное обстоятельство, мешающее не­медленно разойтись (чаще всего де­ти, жшшщно-бытовые трудности, ко­торые возникнут при разводе). Часто осознанная неудовлетворенность со­четается с конфликтом между супру­гами. В этом случае к констатации неудовлетворенности присоединяют­ся выраженные агрессивные ноты, прямое указание, что причиной не­удовлетворенности является другой супруг. Травматизирующая роль данного семейно-обусловленного со­стояния связана с конфликтом в семье и будет рассмотрена несколько позднее.

Иначе проявляется плохо осозна­ваемая («тлеющая») неудовлетво­ренность. Супругом выражается от­носительная удовлетворенность се­мейной жизнью («Живем нормаль­но», «Не хуже, чем другие люди»), семейной жизни дается в целом удов­летворительная оценка. Неудовлет­воренность же (нередко весьма выра­женная) выявляется косвенным пу­тем. Во-первых, через проявление чувств и состояний, «пограничных» к прямой неудовлетворенности: моно-тония, скука, бесцветность жизни, отсутствие радости, ностальгические воспоминания о времени до брака. Основным движущим мотивом пове­дения в семье выступает необходи­мость («Делаешь то, что нужно», «Живешь так, как нужно», «Приоб­ретаем то, что нужно»). Во-вторых, она проявляется в многочисленных жалобах на различные частные сто­роны семейной жизни. В ходе опроса супругов нередко оказывается, что, несмотря на удовлетворенность жизнью семьи в целом, они недоволь-ны всеми частными сторонами жизни, о которых их спрашивает обследую­щий их врач или психолог: жильем, здоровьем, успеваемостью и поведе­нием детей, проведением свободного времени и др. В-третьих, «тлеющая неудовлетворенность» проявляется в ряде специфических феноменов, наб­людаемых в жизни такой семьи. Прежде всего—это явление, кото­рое, на наш взгляд, уместно было бы назвать феноменом «капли дегтя». Речь идет о какой-то, в объективном плане нередко второстепенной, проб­леме, которая в данной семье раз­растается до масштабов, серьезно снижающих удовлетворенность суп­ругов семейными взаимоотношени­ями. Такой «каплей дегтя» могут послужить взаимоотношения с кем-либо из не проживающих совместно родственников, разногласия по вто­ростепенным вопросам организации семейной жизни. В аналогичной роли оказываются и крупные, значимые проблемы, которые не могут быть решены в данный момент и тем не менее постоянно ощущаются как важный фактор неудовлетворенности жизнью семьи. Вопреки известной поговорке о капле дегтя, которая пор­тит бочку меда, в семейных взаимо­отношениях наблюдается зависи­мость от «качества» пресловутого меда. При наличии действительной удовлетворенности семейными отно­шениями мелкие проблемы относи­тельно легко «растворяются», нейт­рализуются; происходит адаптация к ним. Супруги относительно легко при­выкают к недостаткам друг друга, адаптируются к определенным труд­ностям семейной жизни. В случае же «тлеющей неудовлетворенности», напротив, указанная мелкая пробле­ма «кристаллизует» имеющуюся не­удовлетворенность. По-видимому, в феномене «капли дегтя» проявляются и защитные механизмы индивида. С помощью этой проблемы и особен­но резкого преувеличения ее значи­мости индивид получает возможность сам себе объяснить смутно ощущае­мую им самим неудовлетворенность,

вызванную на самом деле не данной проблемой, а совокупностью семей­ных взаимоотношений.

Другой специфический феномен, наблюдаемый в случае «тлеющей неудовлетворенности»,— нарастание фрустрации либо одного из членов семьи, либо обоих. Супруги сообща­ют о том, что они оба (или один из них.) стали «нервными», при этом ими же указывается на какие-то, на их взгляд, объективные причины этого явления (беременность, различного рода трудности, встречающиеся в повседневной жизни).

Особенно наглядным проявлением «тлеющей неудовлетворенности» яв­ляются эмоциональные взрывы, встречающиеся в семьях такого типа и нередко приводящие к разрушению семьи. Речь идет о ситуациях, когда один из супругов, столкнувшись с возможностью заново организовать свою семейную жизнь (например, повторное замужество), совершенно неожиданно для себя открывает, вопреки прежним представлениям, что в действительности все время был несчастлив («не жил, а суще­ствовал»); он, оказывается, «может быть по-настоящему счастлив». Речь при этом идет не только об открыв­шейся возможности более удовлетво­ряющих сексуально-эротических от­ношений, но и об ином уровне взаи­мопонимания, более содержательном досуге и т. д. Клинически нами прослежена роль «тлеющей неудов­летворенности» в качестве фактора, участвующего в этиологии субде­прессивных состояний при невроти­ческих развитиях, в клинике алкого­лизма (особенно женского), а также декомпенсирующего фактора при явных акцентуациях характера (см. гл. 4).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных