Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Семейная психотерапия 7 страница




В ходе семейной психотерапии при коррекции нарушенных представле­ний психотерапевт сталкивается с за­дачей помочь пациенту осознать свои мотивы, побуждающие его за­интересованность в том, чтобы не ме­нять своего семейного представле­ния. Соответствующая (применяе­мая нами в ходе семейной психоте­рапии) методика «Заинтересован­ность в представлении» основывает­ся на том, что пациента прямо просят назвать все негативные последствия, которые имели бы место, если бы он отказался от нарушенного представ­ления. Опыт показывает, что верба­лизация всевозможных «негативных последствий» и связанных с ними опасений стимулирует критическое

отношение к ним и, что особенно важно, обеспечивает «разведение» семейного отношения и связанного с ним представления Пациент науча­ется смотреть на отношения в семье «объективно», «абстрагируясь» от своей заинтересованности в том или ином положении дел

Наши наблюдения свидетельству­ют о немаловажной роли в устойчи­вости нарушенных представлений и ряда других факторов: характеро­логических (ригидность, склонность к быстрейшему принятию решения), ситуационных (если в принятии ре­шения в ситуациях определенного типа член семьи ограничен во време­ни, то возникает склонность опериро­вать упрощенными представления­ми)', эмоционально-аффективных (чем выше аффект, тем более про­стыми моделями ситуации оперирует индивид, меньше аспектов ее учиты­вает) и др.

Таким образом, нарушение пред­ставлений о семье может обусловить приобретение объективно непатоген­ной ситуацией свойств патогенной. Коррекция нарушений семейных представлений достигается прежде всего путем их выявления, осмысле­ния самим пациентом и целенаправ­ленной тренировки более эффектив­ных мыслительных навыков восприя­тия и представления.

НАРУШЕНИЕ МЬЖЛИЧМШЛ НОЙ

КОММУНИКАЦИИ В LbMbL

Еще задолго до возникновения на­учной психологии и психотерапии взаимное понимание между супру­гами, а также между родителями и детьми рассматривалось в каче­стве одной из важнейших предпосы­лок стабильности семьи и семейного счастья. Различные признаки отсутс­твия взаимопонимания в семье: спо­ры, ссоры, разногласия — считались отличительной чертой негармонич­ной, неудачной, несчастливой семьи.

Не удивительно, что вопросы: как достигается взаимопонимание? как члены семьи обмениваются информа-

цией? как они относятся к ней? как перерабатывают? - - с первых же ша­гов развития семейной психотерапии интересовали ученых. Первыми, кто сделал проблемы внутрисемейной коммуникации главной темой своих исследований, были D. Jackson, J. We-akland (1961), J. Levinger (1967), J. Bunvenu (1970). С тех пор эти вопросы привлекают внимание мно­гих психологов и психиатров. Так, обзор по формам и функциям ком­муникации в семье, подготовлен­ный в 1981 г., содержит упоминание о 40 работах на эту тему [Montgo­mery В., 1981].

В основе большинства работ о се­мейной коммуникации лежит учение о коммуникационном канале. Учение это - - результат развития теории информации и кибернетики — ис­следует процессы передачи инфор­мации, раскрывает наиболее общие причины информационных искаже­ний. До появления учения о комму­никационном канале обмен информа­цией (коммуникация) между чле­нами семьи понимался весьма упро­щенно. Считалось самоочевидным, что члены семьи обмениваются мне­ниями только тогда, когда хотят это сделать, что они передают то, что хо­тят передать и (если отбросить слу­чайные оговорки) не сообщают друг другу то, что не хотят сообщить. Казалось также совершенно ясным, что те, кому сообщают, адекватно по­нимают то, что им сообщают (если только они не являются иностран­цами или не имеют дефектов слуха).

Учение о коммуникационном ка­нале показало, что процесс коммуни­кации значительно сложнее. Был вы­явлен ряд промежуточных явлений, передаточных механизмов, обеспечи­вающих процесс обмена информа­цией (выбор содержания сообщения, его кодировка, передача, прием, де-кодировка, выбор содержания ответ­ного сообщения). В отношении меж­личностного общения была показана роль намерения вступать в комму­никацию (потребность, мотив), фор­мирования сообщения, процессов вы-

ражения сообщения в каком-то коде (языке), передачи информации в оп­ределенной межличностной, комму­никационной ситуации, ее восприя­тия, декодировки и интерпретации (понимания), Было показано, что эти этапы процесса информационного об­щения обеспечиваются сложной со­вокупностью психических механиз­мов, каждый из которых обладает далеко не бесконечной эффектив­ностью, может «дать сбой». Нару­шение в этих механизмах ведет к искажению информации, ограниче­нию ее передачи и тем самым обус­ловливает неэффективность работы всех последующих этапов [Watzla-wick К. et al., 1967].

Важнейшим, с точки зрения пони­мания процессов, происходящих в семье, результатом более строгого и систематического подхода к семей­ному информационному общению является выявление многочисленных моментов, которые могут воспре­пятствовать общению, исказить его смысл (так называемые барьеры общения). Оказалось, что в ходе взаимного общения в семье могут происходить самые различные явле­ния, не слишком заметные «нево­оруженным глазом», но ухудшаю­щие процесс коммуникации и, соот­ветственно, влияющие на взаимопо­нимание. Было исследовано значе­ние различных видов «языка» в се­мейном общении: речи, жестов, ми­мики [Christensen L., Wallace L., 1976; Boyd L., Roach A., 1977]; иссле­дованы пути и способы, которыми члены семьи управляют процессом информации в семье, информирован­ностью друг друга; рассмотрены некоторые примеры злоупотребления коммуникационным процессом, ис­пользования его для своих скрыва­емых целей [Berne E., 1964]; иссле­дованы особенности передачи ин­формации о чувствах, испытываемых членами семьи друг к другу [Sa-tir V., 1964], и'нарушениях, возни­кающих при этом. Много внимания уделено нарушениям в согласован­ности передаваемой информации, в

частности, когда вербальное «сообще­ние и невербальное его сопровожде­ние противоречат друг другу (типа «Я люблю тебя», сказанное ледяным тоном) [Bairson,)., 1972).

На основе исследований процессов коммуникации разработан ряд тре-нинговых методик. Это, во-первых, тренировки внимания, восприимчи­вости в ходе коммуникации. Психо­логи и врачи, занимающиеся -семьей, всегда понимали, что взаимное вни­мание супругов, а также родителей и детей, выраженный инtepee к тому, что каждый из них может сообщить другому,— немаловажный момент супружеского взаимопонимания. Од-нако по-настоящему значение этого момента было осознанно после ис­следования Т. Gordon (1975). По­казано, что значительная часть ин­формации, которой обмениваются члены семьи, обычно остается невос-принятой. Особенно что касается ин­формации, идущей «снизу вверх», на­пример от детей к родителям. Важно и то, что сача невоспринятость ин­формации ускользает от того, кто ее передал. Последний склонен счи­тать, что все, что он хотел сказать, воспринято и понято. Под влиянием этих работ составлен ряд трениро­вочных программ по формированию «искусства внимательного слуша­ния» [Garland D.. 1981 j. В ходе этих тренировок обучающие формируют на первый взгляд элементарные, но на самом деле чрезвычайно важные и в обыденной семейной жизни чи­сто отсутствующие навыки: поворот тела по направлению к говорящему, поддержание контакта глазами, «па-рафразирование», т. с. повторение сказанного другим членом семьи с уточняющим вопросом: правильно ли я понял то, что вы хотите сказать

Другое направление совершенст­вования внутрисемейной коммуника­ции — это повышение осознанности коммуникационного поведения. Как уже указывалось, многое в сложном коммуникационном процессе усколь­зает от самих общающихся. Это в особенности касается невербальной

части общения: жестов, мимики, ин­тонации. Специальные тренировки с применением видеотехники помогают членам семьи начать более осознанно подходить к тому, как они общаются [Scholz M., 1980]. Ряд исследований и трснинговых систем направлен на развитие у членов семьи способности выражать свои чувства, делая это в адекватной и понятной другим форме [Wells R., Figure! J., 1982].

Исследования, проведенные среди лиц, прошедших упомянутые виды тренировки, подтвердили их эффек­тивность и, в частности, положитель­ное влияние на удовлетворенность семейными отношениями и стабиль­ность семьи [Montgomery В., 1981].

Таким образом, существует широ­кий фронт исследований процессов коммуникации и использования их результатов в ксихокоррекционной деятельности. В то же время резуль­таты проведенных исследований вы­зывают и определенное разочарова­ние. Пока все реальные результаты относятся к коррекции семейных от­ношений у людей, в общем здоровых. Слишком мало еще известно о связи между межличностной коммуника­цией и серьезными личностными на­рушениями — нервно-психическими расстройствами. Большие надежды, которые связывались с изучением межсемейной коммуникации, ролью ее нарушений в этиологии серьезных психических заболеваний (таких, на­пример, как шизофрения) на ранних ■jranax развития семейной психоте­рапии, пока не оправдались. Кажет­ся удивительным, что столь важ­ное внутрисемейное явление, как межличностная коммуникация, вли-яег на психическое здоровье ее чле­нов лишь довольно опосредованным путем, через участие в формировании уровня удовлетворенности семьей, степени ее стабильности и т. п. В дей­ствительности нарушения межлично­стной коммуникации играют весьма серьезную роль в этиологии широкого круга психогенных психических за­болеваний. Однако выявление этой роли должно идти несколько иначе.

Общий недосшгок многие иселедо ваний семейной коммуникации - *го их ограниченность рамками учения о коммуникационном канале. Как из­вестно, оно охватываем период с мо­мента, когда возникает необходи­мость передачи информации, до ми мента ее получения, декодировки и интерпретации. Межау юм при иту-чении семьи важнеиш'ук) рол1. играют процессы, в силу к(>юры\ информа­ция становится еобппенно информа­цией. Одно из oi нпвных положе­ний гласит, чго информация нь.;п стея гаковой не абстрактно, «воо'лце», независимо oi каких-1 о объективных условий, а лишь в составе опреде ленной системы. Го, чю является информацией в одной системе, не яв­ляется таковой в друтй. Эго связано прежде всего с тем, какие изменения в системе способна она проилвести. Если система никак не peainpyer на информацию, не меняется, го для данной системы она не будет ин­формацией. В отличие от сообщения о прошлогоднем снеге, известие об измене мужа является семейной ин­формацией, потому что способно вне­сти большие изменения в жизнь семьи.

В соответствии с этим при анализе коммуникационных процессов в опре­деленной семье необходимо устано­вить состояния, в которые может пе­рейти данная семья, и затем устано­вить, существует ли такая информа­ция, которая, оказавшись в семье в системе межличностной коммуни­кации, может перевести семью из од­ного состояния в другое. Например, семейный психотерапевт анализирует нервно-психическое расстройство у одного из членов семьи, причем та­кое, которое возникло под влиянием каких-либо внутрисемейных процес­сов. Психотерапевт должен выяс­нить, наличие каких коммуникацион­ных процессов (появление какой ин­формации в межличностном обще­нии) могло остановить, предупредить развитие неблагоприятных семейных процессов, оказавшихся источником психической травматизапии. Г.чк, ус-

тановив факт возникновения певро-ja или реактивной депрессии под воздействием нарушений системы се­мейных представлений или системы взаимного влияния в семье, психо­терапевт должен далее выяснить, ка­кие межличностные коммуникацион­ные процессы могли предупредить нарушение упомянутых сторон жиз­недеятельности семьи.

Если существуют такие межличпо-ешие коммуникационные процессы, которые могли бы воспрепятствовать нарушению, то возникают следую­щие вопросы* как эти процессы могли возникнуть и данной семье и почему они не возникли. Иначе говоря, нуж­но выяснить, кто и какую информа­цию, кому, каким способом должен был передать, чтобы психическая травматизация не имела места, а также откуда, в силу действия каких процессов должны были у коммуни­катора появиться и сама информа­ция, и понимание необходимости ее передачи.

Предлагаемый подход отличается от других, ориентирующихся на уче­ние о коммуникационном канале, ря­дом моментов: во первых, в центре внимания здесь не только вопрос, как передается в семье информация, но п как она возникает, т. е. этап, предшествующий вступлению в дей­ствие семейного коммуникационного канала; во-вторых, исследования, связанные с учением о коммуника­ционном канале, фактически абст­рагируются от содержания инфор­мации, проходящей по каналу. Их интересует выявление барьеров, пре­пятствующих прохождению любой информации. В огличис от этого пред­лагаемый подход начинается с во­проса, какая информация была нужна членам семьи в ходе их об­щения. Поэтому вопрос о коммуни­кационных барьерах решается уже более конкретно; какие именно на­рушения в межличностном информа­ционном общении воспрепятствовали прохождению той информации, кото­рая была нужна для предупреждения психической травмагизации.

Введем ряд понятий, необходимых для анализа связи особенностей про-цесса межличностной коммуникации в семье с психической травматиза-цией личности.

Коммуникационная проблема. Это такая ситуация в жизни семьи, когда:

1) существует определенная потреб­ность у одного из членов семьи;

2) удовлетворение этой потребности зависит от действий другого члена семьи; 3) эти действия имели бы место, если бы член семьи, имею­щий потребность, передал бы опре­деленную информацию (просьбы, на­мек и т. п.); 4) однако такая пере­дача невозможна в силу каких-либо психологических особенностей дан­ного лица; 5) потребность сохраня­ется, несмотря на невозможность ее удовлетворения (т. е. не происходит значимого снижения уровня притя­заний).

Речь может идти о самых разно­образных потребностях, удовлетво­рение которых зависит от другого супруга: в любви, симпатии, призна­нии самостоятельности, помощи в ка­ком-либо отношении, уважении и т, п, В семье постоянно возникают ситуа­ции, когда удовлетворение каких-то потребностей зависит от других чле­нов семьи.

Коммуникационным барьером мы будем называть определенные осо­бенности члена семьи, имеющего дан­ную потребность, других членов {от действия которых зависит ее удов­летворение) или, наконец, их взаимо­отношения, в силу которых передача информации оказывается затруд­ненной.

Дефицитная информация — ин­формация, прохождение которой по коммуникационному каналу пре­дупредило бы возникновение психо-травмирующего семейного наруше­ния.

В качестве примера коммуника­ционной проблемы рассмотрим ситу­ацию, отразившуюся в ответах участ­ников семейной психотерапии на во­просы заполняемой в начале этого процесса «Ознакомительной анкеты».

В анкете имелся следующий вопрос: «Представьте, что Вы несете тяже­лую сумку, а Ваш супруг (супруга) идет рядом, но не догадывается по­мочь. Как Вы поведете себя в этом случае?» Отвечавшие могли выбрать из набора следующие ответы:

1) «Прямо скажу, чтобы помог»;

2) «Ничего не скажу, но буду недо­вольна»; 3) «Намекну»; 4) «По­стараюсь что-то сделать, чтобы он сам понял»; 5) «Ничего не стану де­лать».

Заполнили данную анкету 58 че­ловек (69 %, все женщины). Самы­ми популярными вариантами оказа­лись ответы: «Ничего не стану де­лать» и «Ничего не скажу, но буду недовольна». Описанная ситуация дает хорошую возможность разоб­раться с. определением коммуника­ционной проблемы, проиллюстриро­вать ее. Рассмотрим, имеем ли мы дело именно с коммуникационной проблемой или с какой-то другой.

Возникшая ситуация соответст­вует первому признаку коммуника­ционной проблемы — перед нами ситуация, где имеет место определен­ная потребность одного из членов семьи. В данном случае это даже несколько потребностей супруги: в облегчении физического усилия и, ко­нечно же, во внимании, сочувствии. Второй признак коммуникационной проблемы также налицо. В полном соответствии с приведенным выше определением, удовлетворение по­требностей зависит от действий дру­гого лица (в данном случае мужа). С третьим признаком дело обстоит сложнее. Возможно, что идущий рядом муж прекрасно понимает со­стояние жены, но это не побуждает его помочь ей. Возможен и другой случай, а именно: если бы муж понял, что ей тяжело (догадался бы, понял бы намек, услышал прямое вы­сказывание от жены или кого-то из посторонних) и понял бы эту инфор­мацию адекватно, т. е. не только сам факт, что ей тяжело и обидно, но и насколько тяжело и обидно, то по­мощь последовала бы немедленно.

Именно в этом случае мы имеем дело с соответствием ситуации третьему признаку коммуникационной про­блемы Наконец, вышеописанная си­туация соответствует и четвертому признаку — налицо массивный ком­муникационный барьер: существует ряд особенностей жены, мужа и их взаимоотношений, в силу которых данная информация по коммуника­ционному каналу не проследует, т. е. она ему не скажет и не намекнет.

Развитие коммуникационной про­блемы — это совокупность процес­сов, которые возникают под ее воз­действием и приводят к психотрав-мирующим особенностям семьи На основании клинического анализа воз­никновения психотравмирующих осо­бенностей семьи в результате раз­вития коммуникационной проблемы можно выделить следующие этапы развития:

1. Информационно-дефицитный. На этом начальном этапе возникает и становится выраженной коммуни­кационная проблема. Имеет место неудовлетворенная потребность, за­висимость ее состояния от другого и невозможность коммуникации. Дан­ный этап нередко протекает в форме воображаемой коммуникации инди­вида, имеющего проблему, с тем, от кого зависит ее решение. Суть этой коммуникации в том, что индивид мысленно обращается к другому, а точнее — к своему представлению о другом, с так или иначе выраженной просьбой, требованием, намеком, вы­слушивает его ответ. Результат этой коммуникации, точнее — мысленного экспериментирования, в немалой сте­пени зависит от представления о дру­гом, его личности, психологических особенностях его отношения к инди­виду и, следовательно, его реак­ции на обращение. Нередко именно представление оказывается первым и окончательным барьером коммуни­кации («Что же ты мне тогда все не рассказал?; «А я думал, ты будешь смеяться»). Этот диалог, возникший значительно позже, поясняет суть воображаемой коммуникации и ее

возможную барьерную роль На этом же этапе может иметь место частич­ное коммуницирование, например робкие попытки все же передать ка­кую-то информацию. Так, в приведен­ном выше примере «Ничего не скажу, но буду недовольна» — это не только проявление физической усталости, но и определенная частичная ком­муникация-намек.

Так или иначе, в итоге первого этапа член семьи оказывается перед фактом, что важная для него потреб­ность (в любви, симпатии, жалости, уважении и т. д.) не может быть удовлетворена, так как информация о ней не может быть передана или по­нята.

2. Этап замещающе-искаженного коммуницирования. Коммуникацион­ная проблема может остановиться в своем развитии на первом этапе и оставаться в виде источника «тлею­щей неудовлетворенности». Однако возможно и дальнейшее развитие Суть его в том, что член семьи все же пытается коммуницировать о сво­ей потребности, но в силу того, что нет возможности выразить это прямо, он ищет способы легализировать просьбу, требование. Женщина, ис­пытывающая потребность во внима­нии и заботе, будет настаивать на соответствующем поведении мужа, но исказит причину, по которой она на этом настаивает. В силу особен­ностей своего характера или семей­ных представлений она не может при­знаться, что просто нуждается в его внимании и заботе (ей, скажем, пред­ставляется, что такое признание мо­жет вызвать у мужа чувство пре­восходства над ней, что было бы ей неприятно). Поэтому она начинает настаивать на нужном ей поведении по другим, на самом деле не суще­ствующим, причинам, например по­тому, что так положено в хорошей семье. Такая тактика дает нередко возможность «легализировать» свою потребность', передать информацию и добиться нужного изменения поведе­ния.

В то же время она порождает но-

вые проблемы. Во-первых, это иска­жение представлений членов семьи друг о друге. Так, супруг в приведен­ном примере начинает считать свою жену человеком, для которого весьма большое значение имеет престиж семьи для окружающих. Во-вторых, легализирующее прикрытие дейст­вительной информации может ока­заться плохо согласуемым с действи­тельностью. На самом деле в при­веденном примере мужу не может не показаться странным, что его жене никогда ранее не было так уж важно, чтобы все было, «как положено».

В результате ухудшается пред­ставление супругов о личности друг друга и, соответственно, ухудшается взаимопонимание.

Этот этап развития коммуника­ционной проблемы может быть ха­рактерен не только для решения од­ной определенной проблемы, но и для значительного числа проблем, возни­кающих в данной семье, определяющих стиль взаимоотношений. Характерно в этом отношении высказывание од­ного из пациентов в ходе семейной психотерапии о своей супруге: «Чего бы она ни хотела, она никогда не на­зовет истинную причину своего же­лания, а обязательно придумает ка­кое-то другое более солидное и убе­дительное обоснование. Она хочет купить себе сверхмодную шубу, но ни за что не признается, что просто ей очень захотелось иметь ее. Начнут­ся длинные разговоры о том, что зи­ма в этом году особенно суровая, как опасны простуды...». Дальнейшее обсуждение показало, что к такому искреннему высказыванию о том, что «очень захотелось», наш пациент от­несся бы весьма критично, как и к другим желаниям, продиктованным стремлением быть привлекательной, модной. Как видим, коммуникацион­ный канал для прямого выражения желания закрыт, так как вызывает интенсивные негативные эмоциональ­ные реакции у мужа (как оказалось в ходе дальнейшей терапии, весьма сложной этиологии). Информацион­ные отношения перешли на этап за-

мещающе-искаженного комму ници-рования.

3. Поведенчески-коммуникацион­ный этап. Замещающе-искажениое коммуницирование может оказаться недостаточным для решения проб-блемы. В этом случае член семьи с не­удовлетворенной потребностью пере­ходит к манипулированию отноше­ниями в семье с целью создания си­туации, дающей возможность удо­влетворить свою потребность. Это, например, оказание психологиче­ского давления на другого члена семьи с целью принудить его посту­пить так или иначе; это создание си­туаций, когда другой вынужден по­ступить так, как нужно. На этом этапе коммуникационный момент от­ходит на второй план. Ведущую роль играют методы взаимного влияния (которые будут рассмотрены в соот­ветствующем разделе). В то же вре­мя сохраняется определенный ком­муникационный аспект поступков, совершаемых каждым из супругов («Ах ты так, тогда я тебе так! Что ты на это скажешь?»).

Коммуникационная проблема на описываемом этапе превращается в конфликт (межличностный или внут­ренний), уже непосредственно ока­зывающий психотравмирующее воз­действие.

Рассмотрим основные этапы раз­вития коммуникационной проблемы в психотравмирующем межличност­ном (1-е наблюдение) и впутрилич-ностном (2-е наблюдение) конф­ликтах.

Наблюдение 1. Коля И., 8 лет. Поступил с диагнозом «истерические расстройства лич­ности». По рассказам матери, мальчик про­сыпался ночью и начинал интенсивно биться головой об стенку, около которой находилась кровать. У пациента до сих пор имеется вы­раженный ночной энурез (каждая вторая-третья ночь «мокрая»). Бывает, что мальчик просыпается и на протяжении часа и более «устраивает концерты»: кричит, назло роди­телям говорит «нехорошие слова», с трудом поддаваясь успокоению.

Исследование обнаружило этиологическую связь между его приступами и конфликтны­ми отношениями в семье на протяжении по­следних лет. Конфликт родителей привел к

снижению внимания к ребенку (значительное время воспитывавшемуся недавно умершей ба бушкой и бывшему основным предмеюм ее ч.ч-бот). Кроме того, болечнь ребенка была «•услов­но желательна» дли всех членив семьи, так как обычно на какое-то время uauyiuuit кон­солидация сил и некоюрое смягчение конф­ликтных взаимоотношений В силу вчаимо-евязи нервно-психических расстройств па­циента с состоянием семьи он был направлен на семейную психотерапию.

Было проведено исследование семейных взаимоотношений между родителями Коли Н. (муж-Николай П., 30,iei, жена- Анна Н, 29 лет).

Исходным пунктом конфликтных взаимоот­ношений явились трудности у Липы I!. с ве­дением домашнего хозяйства Они были свя­заны не столько со сложностью совмещения производственной деятельности и большого объема работы по хозяйству, сколько с ичмене-нием се места в семье. «Еще до рождения ре­бенка муж мне помогал, ухаживал, как умел Знал, характер у меня независимый, могу ваять и уйти. После появления ребенка он успокоился, теперь я никуда не денусь, и пере­ложил все иа меня. Однажды я прямо сказала ему, что нужна его помощь Он отделался шут­ками, очень обидными для меня. У меня была очень тяжелая жилпъ: ни минуты свободной, каждый день одно и то же По самое обидное, что я чувствовала себя дурой и что я никуда не денусь, и всегда будет так или еще хуже. С завистью смотрела на подруг, которые бы­ли свободны (мне было 18 лет, я вышла за­муж одной из первых). До свадьбы он за мной бегал, теперь я никуда не могла от него уйти. Были моменты — хотелось выть от тоски или назло всем наложить на себя руки Когда ре­бенок заболел, я решила: «Все!» - Муж при­ходит, спрашивает: «Где ужин?»--Я ему: «Сделай себе и ешь!» - «Рубашкч?» — «По­стирай и носи! Не хочешь стирать, ходи в гряз ной!» - Я видела, что его заело. Он начал иг чезать, перестал дпвать деньги на хозяйство, приходил навеселе. Тогда я обратилась по ме­сту работы в партком, он - член партии. Хотя было очень стыдно, по рассказала все о его по­ведении. Он отрицал каждое мое слово, а ког­да большинство стало на мою сторону, уво­лился и перешел на цр>юр место работы. В первый же день дернулся домой пьяный в 2 часа ночи, со страшным шумом, и при ребен­ке избил меня. После этого я ни могла успо­коить ребенка несколько часов, он плакал на­взрыд. Я знала, что муж эгоист, но не зна ла, что он может быть такой бешеный. Ноч­ные возвращения повторялись несколько раз Я боялась обратиться в милицию из-за страха перед мужем. Г.сли бы не ребенок и не вмеша­тельство его матери, умершей полтора года назад, мы бы давно разошлись».

Исследование семейных отноше­ний и развития конфликта в семье обнаружило большую роль, которую

сыграли коммуникационные пробле­мы. Охарактеризуем коммуникацион­ную проблему Анны Н. Основной по­требностью, удовлетворение которой зависело от мужа, было облегчение ее труда в домашнем хозяйстве. Боль­шую роль сыграли также потребно­сти в признании, престиже. Ей нуж­но было, чтобы он помогал ей и, глав­ное, ценил ее работу в домашнем хозяйстве. Ощущение «вынужден­ности», зависимости, неблагодар­ности вместе с усталостью и нервно-психическим напряжением создали у нее трудно переносимый комплекс переживаний, включавший ощуще­ние горечи, обиды, усталости. Однако она не могла всего этого передать му­жу. Содержание ее обращения к нему о том, что ей нужна его помощь, было только бледным отражением ее ис­тинных переживаний горечи, злости на себя, безнадежности. Причиной невозможности выразить и передать ему свои ощущения было воображае­мое коммуницирование. «Да если бы я стала рассказывать ему, — поясни­ла Анна Н.,— он бы опять стал смеяться. Он объяснил бы мне, что все женщины-матери так загружены. Он бы хихикнул и гордо заявил: „Я свое дело уже сделал, а теперь ты ухаживай за ребенком!" — Да я за­ранее знаю каждое его слово».

Определенные коммуникационные барьеры, по-видимому, были и у му­жа. Возможно, имел место комплекс неполноценности, связанный с под­держанием «мужского достоинства». Жена сообщила, например, что он всегда переживал из-за своего ма­ленького роста, усердно занимался «супермужскими видами спорта», очень болезненно переживал на­смешки товарищей и всегда прислу­шивался к их мнению. Очень гор­дился «успехами у женщин». Одной из причин его упорных ухаживаний на ней было как раз то, что она нрави­лась многим его товарищам. Видимо, зависимое положение жены льстило его самолюбию и было одним из источников удовлетворенности бра­ком.

Как сложились бы взаимоотноше­ния супругов, если бы каждый из них, вопреки коммуникационным барье­рам, располагал всей информацией о переживаниях другого. Что произо­шло бы, если бы Николай Н. имел полное представление о всей совокупности чувств.пережива-емых его женой, и степени их интен­сивности? Вне всяких сомнений, к числу сведений, которые он учиты­вал, строя свои взаимоотношения с женой, добавились бы новые важ­ные моменты. В этом случае он не мог бы не учитывать взрывоопасность ситуации в семье и вытекающие от* сюда последствия как для его благо­получия, так и «мужского достоин­ства». Вне зависимости от того, ка­ким бы было его решение, он осознал, что имеет дело с серьезной пробле­мой и, видимо, искал бы выход из нее,

Она, со своей стороны, знала о его неравнодушии к своему «мужскому достоинству». Однако не понимала всей серьезности этого, с ее точки зре­ния смешного, недостатка для него. Если бы она хорошо представляла се­бе всю гамму чувств, которые он испытывает в связи со своим ком­плексом неполноценности, она при­обрела бы, по-видимому, мощный ры­чаг воздействия на него еще на пер­вом этапе и в то же время возмож­ность помощи в поддержании его не­устойчивого мнения о себе,

Следовательно, если бы дефицит­ная информация все же проследо­вала по коммуникационным каналам, у каждого из супругов была бы пол­ная картина внутренней жизни дру­гого и высока вероятность, что разви­тие взаимоотношений пошло бы дру­гим путем.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных