Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МИСТЕРИЯ ХРИСТИАНСКАЯ И МИСТЕРИЯ АЛХИМИЧЕСКАЯ




Все истинные Алхимики Востока и Запада всегда, как при изложении своего учения, так и в теоретических и посвящённых практике трактатах использовали религиозную символику. Иначе и быть не могло, поскольку источник озарения — один Бог и, несмотря на различие традиций, только от Единой и Единственной Истины зависит успех Великого Делания — духовного и физического. Для Мудрецов Египта, Китая, исламского мира, равно как и для христианских адептов, Художество (1'Art) есть «дар Божий» («Don de Dieu»).

Самой древней и, разумеется, самой традиционной иероглифической системой алхимиков является та, что основана на безусловной соотнесённости мистерии христианской и мистерии алхимической, поскольку ось Работы и ось мира одна — вочеловечившееся Слово.

«Арнольд говорит, что сын человеческий должен подняться от земли на небо и взойти на крест алембика, подобно хрусталюLXXIII».

«Наш Камень должен покоиться в недрах носителя, подобно Христу во гробе».

Роджер Бэкон, весьма настаивавший на практической ценности Алхимии, также полагает, что она позволяет лучше понять священные тексты. «Изучение соотношения между стихиями (éléments) полезно, ибо даёт лучшее понимание соотношения между Адамом и Евой и понимание вкуса плодов Парадиза», чрез которые Адам должен был «сохранить бессмертие, если бы не согрешил». Так Наука поддерживает Теологию, и они вместе идут к познанию Бога — истинной и возвышенной цели нашей науки.

 

Камень состоит из тела, души и духа, являясь естественным образом Святой ТроицыLXXIV. Пётр Добрый (Petrus Bonus) указывает на это сравнение в связи с «идентичностью и единством (1'identité et 1'unité) Отца, Сына и Святого Духа в Едином Боге Святой Троицы». «Книга о Святой Троице» уже одним своим заголовком указывает на фундаментальные основы этой символики, которая является отличительной чертой всей книги; она послужит примером всем последующим алхимикам[163].

 

«Троякое проявление (manifesté ternaire) Создателя во всех составах, то есть плодах трицарственного естества, есть для меня доказательство бытия "Пресвятой Троицы", из чего познаю (а могу это доказать в ходе алхимической работы) ртуть (mercure) как совершенство и основу всего, видимое первоначало (premier principe) и первокачество (première qualité) рудного царства (règne minérale), содержащего два других начала (principes) — соль и сульфур, образующих в единстве опять-таки ртуть, то есть корень, соединяющий три различных качества (qualités).

Таким образом, совершенный металлический меркурий — основа этого царства — он подобен Отцу, как творцу: металлическая соль, имеющая свойство "твердить" (fixer); подобна Сыну как Искупителю: (металлический сульфур, имеющий свойство красителя (vertu colorante), свойство тинктурировать (teindre)[164], подобен Святому Духу как Началу Освящающему (Sanctificateur).

Всё это доказывает и указывает на три свойства, три добродетели, три совершенства, то есть на три лица, всегда соединённые в Боге и составляющие совершенство божественных совершенств; это не три отдельных бога, но единая сила единого Бога, то есть Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого.

Святой Иоанн Евангелист говорит (гл. XX стих 22): "Иисус Христос сказал своим апостолам, дунув на них: примите Духа Святого; слова мои дух и жизнь, они те же, что и слово моего отца, пославшего меня"»[165] LXXV.

 

«Скажем, однако, что универсальный Дух, воплотившийся в минералах под алхимическим именем Серы, составляет начало (principe) и есть действенный агент всех металлических тинктур»[166].

 

«...отсюда уразумейте, сколь приемлемо сопоставление зачатия, жизни, страстей, распятия, смерти и славного воскресения Господа и Спасителя Иисуса Христа с историей зачатия, страстей, смерти и славного воскресения Золота Философов...

...не могу удержаться и не сказать вам, что Пресвятую Троицу можно сравнить с Указанными Тремя Началами: сульфур с Богом Отцом, соль с Богом Сыном, а Ртуть (Mercure) со Святым Духом, ибо Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой единосущны единому Богу в Трёх Лицах, равно как Сульфур, Меркурий и Соль единосущны Триначальному составу (composé en Trois Principes), включающему в себя Душу, Дух и тело»[167].

 

Вот несколько отрывков из «Сигнатуры Вещей» Якова Бёме[168], плохо понятого и потому полагаемого отрицающим практическую Алхимию, якобы иную, нежели «Человеческая Алхимия»! Мыслить так означает ничего не уразуметь из глубины трудов Бёме.

Записанные своеобразным и трудным для понимания языком, приводимые нами отрывки под богатыми символическими, герметическими и христианскими одеяниями скрывают многочисленные отсылки к самым тайным аспектам нашей работы.

Советуем исследователю прочитать их с неослабным вниманием[169].

 

С. 29. — «Во владениях сатурнических желание свободного наслаждения свинца согласно самому и воде, принадлежащей , порождает соль, а, согласно земле, — камни и землю.

— Однако свобода, действуя в особым образом, порождает золото; там происходит разделение духа и тела: дух — это желание солнца, а его тело — золото; понимайте происхождение золота в Сатурне в соответствии с владением Свободного Желания, а не собственно земляного и соляного естества Свинца. Сатурническое желание заключает в себе золотого младенца (enfant), но не под формой серого цвета, а в тёмном сиянии; это не сам великий Господин (Seigneur), но младенец, коего он в себе носит. Он не отец его, хотя и покрывает своим чёрным плащом, так, чтобы порождающая младенца Ртуть (Mercure) не могла до времени радоваться; он есть его Fiat[170] или Творец; он не может дать ему тело, отличное от собственного достояния; ибо оно составляет суть (essence) свободного желания (тела золота), доведённого до высочайшего уровня телесности через фиксированную смерть (mort fixe); но смерть эта — не смерть, а сокрытие божественной небесной сущности (essence)».

 

С. 37. — «Сульфур содержится внутри Сатурна как смерть, но на самом деле, по причине внешнего он есть растительная жизнь.

Для доведения металлического тела до высочайшего совершенства надо умертвить его для внешнего, то есть для стихий и привести в состояние чистого Сульфура, похожего на единую Стихию, прежде того, как он породил все четыре. Однако до такой степени очистить его без того, кто передал мастеру Стихии и может их взять обратно, невозможно; таким образом, , работая вместе с , может взять его у тёмного Сатурна, трансмутировать его и с помощью огня выделить из него четыре стихии, заменив их Одной: Так Бог совершит в последний день — с помощью огня соделает сущность (essence) четырёх чистой Стихией, началом вечной телесности, как и по смерти человека четыре составлявшие его стихии отделяются от чистой стихии божественной (каковая есть истинный человек), тогда как остаётся лишь небесное тело (corps céleste)».

 

С. 51. — «Обдумайте всё это, дети мудрецов, и не поступайте подобно вавилонянам, полагавшим, будто у них есть камень, но владевшим лишь костным мозгом, содержавшим смерть и яд; всё это были только слова, но не достоинства».

 

С. 52-53. — «Мудрому исследователю подобает непрестанно вглядываться в человеческое естество Христа от его проявления (manifestation) в теле Девы Марии и до воскресения и вознесения; тогда в день Пятидесятницы он встретится со свободным духом, которым сможет привлекать (teindre) и исцелять всё, что не здраво.

...Христос сказал: Ищите и обрящете, стучите и откроется вам; он же открыл вам притчу о милосердном Самарянине, открытое указание на разложение как человека, так и земли, проклятой Богом. Если же хочешь быть магом, поступай как этот Самарянин; иным образом ты не излечишь ни одного больного; ибо тело больного уже при смерти, его истинное одеяние уже похищено, и ты даже не сможешь, разве что с огромным трудом, опознать его, если не обладаешь зрением и волей Самарянина».

 

С. 60. — «Пустыня означает земное тело, где Меркурий подвергается испытанию диаволом, возбуждающим его огненное естество. Дева приходит утешить супруга своей любовью; так Меркурий может устоять против диавола, и ангелы в конце концов придут и послужат ему. Маг поймёт, что я подразумеваю под диаволом.

Совершать всё это надо с осторожностью; если по истечении сорока дней ангелы не появятся, всё пойдёт прахом; смотри, чтобы диавол не был слишком свиреп или, напротив, слаб и не способен сопротивляться, поскольку Меркурий успокоится и будет стремиться остаться в своём ядовитом качестве, уничтожая тем самым действие Крещения.

Видя ангелов, представляй себе Христа в пустыне и вновь оставляй супруга питаться собственной плотью: Христос совершит множество чудес, возрадующих и удивящих сердце Художника.

Ему уже и делать более ничего не остаётся: супруга находится внутри супруга, с которым состоит в браке; делать им, кроме как наслаждаться брачным ложем, нечего; они обнимают друг друга, питаясь каждый плотью другого, и в конце концов зачинают. Если художник позаботится о том, чтобы прибрать и нагреть им постель, пусть он не мешает их любви. Жених всегда обуреваем двумя волями: земным желанием гнева Божия и желанием супруги: голод утоляется земным мясом, но магически, с целью утишить голодную волю. Это мясо и есть порождающая мать, как вы уже видели.

В целом работа бывает небесная и земная; небесная должна поглотить земную, а Вечность соделать собою время; художник ищет рай (paradis): обретя его, он обретает величайшее на земле сокровище; но смерть никогда уже не разбудит в нём иного».

 

С. 61. — «Художник должен быть живым, если хочет сказать Горе: взойди и бросься в Море.

— Когда начинается телесный рост младенца, Сатурн берёт его и бросает во тьму; вот почему Христос ходит по земле странником, имея разве что Сатурна в качестве камня, где можно приклонить главу.

— Затем его ловит Луна; она смешивает небесные и земные качества; растительная жизнь проявляет себя, но в её преодолении найдёшь опасность.

— После Луны Юпитер создал для Жизни ещё одно жилище на Меркурии; жизнь там принимает движение вращательное, возносящее её до самой высокой точки, когда Марс отдаёт Меркурию своё огненное естество; на Марсе возгорается жизнь самая тонкая, делимая на две сущности: тело любви и дух огня. Любовная жизнь ниспадает в огненную бурю и является во всей красе; однако затем Меркурий поглощает Венеру. Младенец превращается в чёрного ворона, а Марс доводит Меркурия до смерти; из Меркурия исходят все четыре стихии, а Солнце, приняв младенца, внутри себя вручает его чистой стихии: во владениях Марса возгорается Свет и рождается истинная жизнь единой стихии, против коей бессильны и гнев, и смерть.

— Очам рассудка кажется странным, что Бог не просто воссоздаёт человека, но оставляет Христа презираемым, обманутым, мучимым и распятым, а затем и странствующим по земле сорок дней, прежде чем взять его в невидимое царство.

— Причина этого, если не понимать вечных вещей, действительно загадочна. Но кто так рассуждает, не знает ничего ни о Рае, ни о том, каким там был Адам, ни о падении его, ни о том, что земля проклята: если это понять, то также можно понять и путь возрождения. Между вечным рождением, реинкарнацией и обретением Философского Камня никакой разницы нет. Всё исходит из вечности, и должно тем же путём туда и вернуться.

— Если на проклятой земле хочешь найти Рай (Paradis), иди по пути, предлагаемому Христом; надо, чтобы Бог явил себя в тебе; так только можно обрести Рай, где смерти более нет.

 

С. 62. — «Но если сам пойдёшь по иной тропе, не той, прикровенной тропе, по которой и Христос ходил на земле, то оставь свою затею, ибо найдёшь только смерть и проклятие Божие: вот об этом я предупреждаю; ибо благородная Жемчужина имеет естество райское; Бог не бросает её свиньям, но отдаёт детям своим как знак любви. Нечестие недостойно Рая, Небесный Камень драгоценный нечестивым не даётся; вот почему Бог его прячет, не дозволяя владеющему им говорить о нём, разве что чисто магически.

— Вот почему никто ничего не достигнет, если он не достиг совершенства в искусстве и если Рай (Paradis)[171] не проявляется через него; но бывает это только у тех, кого Бог избрал».

 

С. 68. — «Бог поставил человека над его собственным царством, давая ему возможность изменять (transmuter) Естество и обращать зло в добро, но для этого человек сам сначала должен измениться.

— От таких, какие вы есть, — гордых, тщеславных и сладострастных — дорога тайны закрыта; вы хотите по ней идти, как школяры, не касаясь углей: за это Бог строго спросит с вас.

— Сульфурный круговорот подземных металлов происходит таким же образом; сила металлов больше силы камней, а тинктура их более небесна; трансмутация там происходит силою одного Меркурия без помощи Художника; сама по себе земля, поскольку она есть умерщвлённое владение Селитры (Salnitter), ничего не может, так как не содержит в себе ничего твёрдого (fixe).

— Таков процесс сульфурной варки в недрах Земли, то есть сульфурной и сатурнической области правления Солнца. Внешнее Солнце направлено вовнутрь, в сульфурный центр; всякое временное владение — это следует указать — желает быть очищенным от излишних наслоений.

— Свобода утоляет солнечный голод, и если Меркурий правильно ей питается, он переходит в царство радости; Сатурн становится сладостным, в то время как Марс, выходя из меркуриального круга, наполняет огненную душу. Меркурий, стремящийся отделить Марса от Сатурна, — ближайший родственник Венеры: меди на самом деле не хватает лишь тинктуры, чтобы сделаться золотом. Марс, напротив, наполнен тинктурой собственной: если её извлечь, получается золото».

 

С. 69. — «Он поглотил Венеру, к которой он достаточно близок, чтобы сформировать единое тело, ибо в его поглощающей ярости телесной сущности (essence corporel) нет; венериальная вода (l'eau vénsienne) смягчает его с помощью Сатурна; Венера даёт ему силу роста, но все плоды он пожирает.

— Художник должен хорошо знать основу этих операций, то есть наш сульфур; этот сульфур, а также Ртуть (Mercure) следует спасти из плена Сатурна; тогда возможно проявить (manifester) и младенца. Меркурия надо кормить его же центрической сульфурной матерью (mère centrale sulfureuse); если в земле он дождётся венериального питания (1'aliment vénusien), Солнце озарит его великолепие. Ибо сей царь планет, содержа в себе Марса, не нуждается в помощи Художника, чтобы переварить сладость Венеры».

 

С. 71. — «Рай ещё присутствует в этом мире, но человек от него удалён, пока не переродится; переродившись, он может реинтегрировать в него, но уже не как стихийный Адам (1'Adam élémentaire), а иначе.

— Так вот оно — золото, заключённое в Сатурне, жалкой формы и цвета, совсем не похожее на металл; пока его не бросят в огонь и полностью не расплавят, это будет просто тело, не имеющее ценности и достоинства. Только если Художник над ним поработает, оно проявит свои внутренние качества».

 

С. 72. — «Только Художник, избранный Богом, может увидеть, что лечить металлы это то же самое, что лечиться самому, то есть искать внутреннюю чистую руду (pur metal interieur). Ибо человек и земля находятся под одним и тем же проклятием и нуждаются в восстановлении одного и того же рода (régénération identique)».

 

С. 73. — «Я знаю, что меченые диаволом насмешники смеются над тем, что я пишу о Ртути (Mercure) внутренней и внешней, понимая под первой слово Божие, проявление вечной бездныLXXVI, а под второй — орудие Естества, живую и деятельную силу слова внутреннего. Софисты всё это искажают, уверяя, что я будто бы принимаю Естество за Бога; однако пусть они обратят внимание на сказанное мною; мой способ изложения не языческий, а теософскийLXXVII, и основание его более тонко, чем у внешнего Архитектора».

 

С. 75. — «Однако если Художник хочет, он может с помощью истинной Ртути менять формы вещей; если он это делает, дух обретает иную волю в соответствии с новой верховной волей седмицыLXXVIII. Подобно Христу, сказавшему болящей: "Встань и ходи, вера твоя исцелила тебя", всякая форма стремится к Центру; тот есть звучание Меркурия, через коего возносится добродетель; когда оно действует в самых её низах, оно возводит её на высоты: так исцеляется она желанием или верой, подобно евангельской болящей, ибо Меркурий может взойти ввысь только через желание (le désir)».

 

С. 90. — «Однако художник никогда не может полностью осуществить очищение Меркурия; это совершается только верою. Так Христос мог совершить мало чудес в Капернауме, ибо веры в его божественную Ртуть у людей там не было. Таким образом, Христос, будучи тварным существом, не мог ничего создать. Он воззвал к Господу, слову Творящему, возжелал его — так пролил он кровавый пот на Масличной горе, и воскрешая Лазаря, он сказал — "Отче, ответь мне, как отвечаешь всегда! Знаю, что ты мне всегда отвечаешь, но ответь сейчас во имя стоящих здесь, дай им поверить, что это ты действуешь мною!"»

Художник ничего не должен приписывать себе; все чудеса творит сама Ртуть, философски крещённая (baptême) прежде своего вселенского проявления, до такого проявления надо, чтобы все формы естества кристаллизовались и очистились. Каждая форма следует особому пути, особому руслу, ведущему в стеклянное море (la mer cristalline), сияющее пред престолом старцев и становящееся Раем; ибо всё универсальное имеет райское (paradisiaque) естество, и Христос сошёл в недра человечества, чтобы открыть и выявить в человеке Рай. Произносимое во Христе Слово совершало чудеса Словом, произнесённым в человечестве в семи формахLXXIX, до того как полностью проявилось в человеке, а тела очистились.

 

С. 91. — «Так же обстоит дело и с философской работой: пленник смерти Меркурий погружается[172] в Любовь, открываются семь форм, хотя они ещё не могут проявить себя в совершенстве. Надо, чтобы все семь отдали свою волю одной и изошли из ярости (fureur): так обретут они любовь, а воля их низойдёт в небытие (néant); Смута уляжется, обретена будет огнестойкость.

— Художник не совершит ничего, не питая формы; однако он должен очистить их от следов Сатурна, чтобы они могли питаться и чтобы он возбудил в них желание.

— Когда Ртуть (Mercure) свободна, она более не питается ядовитыми испарениями смерти; радость и любовь изымают её из Ярости и тьмы (Colère et ténèbres). Если же она встретит любовь Марса, ярость преображается в любовь, но без постоянства: однако ангельские свойства проявляют себя вопреки этому, начиная с данного момента».

 

С. 115. — «Высочайший наложил замок на познание безумия, и оно остаётся слепым, пока не устанет искать; я узнал это из глубин истины».

 

С. 117. — «Мы, таким образом, даём философу глубокий взгляд на Естество; если, конечно, он хочет обрести и проявить силу земли, пленённую смертью через проклятие и потому угасшую. Если он хочет разорвать завесу храма, скрывающего дарохранительницу, то это серьёзный труд.

— Тем же образом, каким Любовь и ЯростьLXXX (Colère) соединены в человеческом естестве Христа, ядовитая Ртуть чрез Сульфур Марса и Сатурна отдаёт своё смертоносное обычное женское (menstrue), самую великую отраву мрака, во владение Венеры; когда Венера изменяется в огне Любви, она полностью отдаётся этому яду и как бы умирает; материя после этого становится чёрной, как ворон; точно так же, когда умер Христос, солнце померкло и настала тьма (Лк. 23:45)».

 

С. 118. «Человек, если он живёт в повиновении и под водительством Духа Божия, имеет силу превращать проклятие, изречённое над землёй, в благословение и порождать внешнюю материнскую радость, отметая отчаяние: ибо он не сам это делает, а воля его и разум, соединяющие аналогичные друг другу материи, в которых жизнь и смерть смотрят друг на друга и видят, как Бог соединяет время с вечностью во Христе-Человеке вместе со всеми, исполняющими его волю».

 

С. 119. — «Философ в своей работе увидит всё сделанное Богом для человечества ради насаждения этого последнего во Всеобщем (Universel) или в раю (paradis); он увидит, как ярость (fureur) поглощает прекрасную Венеру своей колючей, иглистой сущностью (essence), как Венера тонет, как становится чёрной в яростной агонии: здесь вместе жизнь и смерть, подвластные Богу, неподвижные, оставляющие Духу возможность делать с ними всё, что Он хочет, ведя их к вечной воле, их же и создавшей. Бытие приходит здесь к своему первоначальному состоянию (1'ordre primitif), застывает в Глаголе fiat[173], в божественной силе до судного дня, когда Бог соделает время вечностью».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных