Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 3. Государственные, унитарные и арендные предприятия.




1. Государственные предприятия. Унитарные торговые предприятия.

2. Арендные предприятия.

Вопрос 1. Государственные предприятия, унитарные торговые предприятия

В республике Беларусь существуют следующие виды собственности:

- государственная,

- коллективная,

- частная.

В зависимости от этого в РБ существуют различные типы предприятий, основанные на государственной, коллективной и частной собственности.

Государственные предприятия основаны на государственной форме собственности. Государственная собственность является достоянием всех людей данной страны. Управление и распоряжение объектами собственности здесь от имени народа осуществляют органы государственной власти. В государственной собственности находятся те предприятия, преобразование которых в негосударственные формы нецелесообразно: связь, водоснабжение, энергетика и др.

В Республике Беларусь государственная собственность существует в 2-х формах: республиканской и коммунальной.

Республиканская собственность является достоянием всех граждан Республики Беларусь. К ней относятся: земля, ее недра, республиканские банки, средства государственного бюджета, предприятия и народнохозяйственные комплексы, учебные заведения и др. имущество. Коммунальная (муниципальная) собственность выражает отношения по поводу имущества ассоциации граждан, живущих в областях, районах и др. административно-территориальных образованиях. Права собственника здесь осуществляют местные органы власти. К ней относятся средства местного бюджета, жилищный фонд, предприятия торговли, бытового обслуживания, транспорт, промышленные и строительные предприятия, учреждения народного образования, культуры и т.д.

В 90-е годы в РБ активно начался процесс разгосударствления и приватизации предприятий. Торговые предприятия получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться материальными и трудовыми ресурсами и результатами труда, сами стали нести ответственность за свои решения и действия. На базе коллективной формы собственности образовывались такие предприятия как арендные, кооперативные, акционерные, ассоциации, различные общества и товарищества и др. организации и объединения. Начали складываться рыночные отношения.

Преобразование предприятий происходило путем акционирования, выкупа имущества арендных предприятий, продажи государственных предприятий на аукционах и по конкурсу.

Существенное место в государственной торговле занимает система Министерства торговли Республики Беларусь. Для организации и координации торговой деятельности в республике в его составе сформированы функциональные управления, такие как:

УПРАВЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
   
УПРАВЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
   
УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ
   
УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА, ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ И ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
   
 
   
УПРАВЛЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И КОНТРОЛЯ ЗА РЕКЛАМОЙ
   
УПРАВЛЕНИЕ ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИЙ И ПРИМЕНЕНИЯ МЕР НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
   
УПРАВЛЕНИЕ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ и другие.

Через эти управления Министерство торговли осуществляет регулирующее руководство и контроль за деятельностью всех розничных торговых предприятий и организаций на территории республики.

К основным полномочиям Министерства торговли Республики Беларусь в области государственного регулирования торговли относятся:

- принятие в пределах его компетенции нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговли;

- разработка и реализация республиканских долгосрочных и краткосрочных программ развития торговли;

- координация деятельности республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, местных исполнительных и распорядительных органов в области торговли;

- создание и ведение торгового реестра в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

- формирование товарных ресурсов, обеспечение проведения закупочных и товарных интервенций;

- обобщение опыта применения законодательства о торговле, разработка предложений по его совершенствованию;

- осуществление государственного контроля в области торговли;

- применение к субъектам торговли, виновным в нарушении законодательства Республики Беларусь о торговле, мер ответственности в случаях и порядке, установленных законодательными актами;

- осуществление мониторинга конъюнктуры внутренней и внешней торговли, распространение полученной информации среди заинтересованных субъектов торговли;

- иные полномочия в соответствии с законодательством.

В непосредственном подчинении Министерства торговли находятся отдельные организации, осуществляющие реализацию товаров народного потребления.

Руководство торговлей на местах осуществляют Миноблисполкомы и Мингорисполком через управление торговли и услуг и управление потребительского рынка Мингорисполкома. В подчинении областных и городских управлений находятся торговые предприятия.

Розничная торговля ведется не только Министерством торговли, но и другими министерствами и ведомствами: Беллегпромом, Министерством здравоохранения, Министерством связи и информации, Министерством внутренних дел, Министерством обороны и другими.

Существует также розничная торговля промышленных предприятий, которая осуществляется через систему ОРСов и фирменную торговлю.

Государственные предприятия подчиненные МТ РБ: ГО «Белресурсы» - управляющая компания холдинга «Белресурсы»,РПО Белторгпрогресс»,УО «Государственный институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов» Министерства торговли Республики Беларусь, Учреждение «Редакция журнала «Гермес».

 

Процесс преобразования предприятий из одной организационно-правовой формы в другую состоит из следующих этапов:

1. Необходимо согласие трудового коллектива (должно проголосовать не менее 2\3 работников).

2. Разрабатываются учредительные документы (Устав или Положение).

3. Проект Устава или Положения обсуждается на собрании трудового коллектива, в случае необходимости вносятся определенные изменения.

4. Определяется ассортимент реализуемой (производимой) продукции.

5. Подаются необходимые документы в исполнительные и распорядительные органы (заявление, учредительные документы, ассортиментные перечни и др.).

6. Исполком рассматривает в течение 30 дней вопрос о выдаче лицензии предприятию и в случае положительного решения выдает лицензию, регистрирует предприятие.

Однако функционирование рыночной экономики имеет и негативные последствия, связанные с решением экономических и социальных вопросов (инфляция, безработица). Поэтому нейтрализацию негативных последствий берет на себя государство. Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей, принимает законы, обеспечивает право собственности, оказывает противодействие неограниченной власти монополий, принимает санкции против некачественных товаров, берет на себя расходы на оборону, здравоохранение и т.д.

Унитарные торговые предприятия – это коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных в Республике Беларусь созданы государственные (республиканские или коммунальные) и множество частных унитарных предприятий.
Унитарные предприятия: ТКУП «Универмаг Беларусь»
«Белспецконтракт».

Вопрос 2. Арендные предприятия

Аренда – имущественный наем, договор, по которому арендодатель предоставляет арендатору имущество во временное пользование и за определенную плату. Таким образом арендные предприятия – это предприятия, которые возникают в результате аренды трудовым коллективом имущества государственного или любого другого предприятия на условиях возмездного владения и пользования им в течение определенного срока.

Арендатор получает временные права собственника, за что и вносит арендную плату. Собственником имущества остается арендодатель. Собственностью арендатора является произведенная (закупленная) продукция, доходы, полученные в результате хозяйственной деятельности предприятия.

Арендное предприятие само определяет организационные формы управления и самоуправления, источники финансирования и самообеспечения, отвечает за обеспечение интересов трудового коллектива, за выполнение принятых на себя договорных обязательств. Арендное предприятие может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательными актами.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных