Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ходатайство Моисея за согрешивший народ (Исх. 33)




 

Снисходя на ходатайство Моисея о помиловании народа, поклонившегося золотому тельцу, Господь однако сказал, что в дальнейшем странствовании уже не Сам Он непосредственно будет руководить народом, а поручит это Ангелу, который введет евреев в землю обетованную (1-3 стихи). Народ, услышав грозное определение Господа, с плачем снял свои украшения и сложил их у горы Хорива (4-6 стихи). Моисей же палатку, временно заменявшую скинию, поставил вне стана. Когда Моисей, оставляя по утру стан, удалялся в эту временную скинию, у входа её остановился облачный столб, а весь народ, стоя у шатров, взглядом провожал своего вождя; один только ближайший служитель Моисея, Иисус Навин не отлучался от скинии (7-11 стихи). Здесь, в этой временной скинии, Моисей обратился с горячею молитвою к Господу, чтобы Он простил грех народа и Сам вел Израиль в дальнейший путь (12-16 стихи). Господь преклонился на милость ходатайством Своего верного раба и дал обещание исполнить все же его просьбу.

Тогда вождь Израиля обратился к Господу с новою дерзновенною просьбою, чтобы Он, во свидетельство Своей милости к народу, показал Моисею славу Свою. Господь милостиво ответил на это обещанием провести перед Моисеем всю славу Свою, провозгласить перед ним Свое имя и открыть Свои милостивые свойства, но при этом сущность Божия, полнота Божества не будет показана и открыта Моисею (18-23 ст.).

Стихи 18-23

Обращаясь с молитвою к Богу: «покажи мне славу Твою» Моисей очевидно желал, чтобы явлением Своей славы Господь ясным и очевидным образом засвидетельствовал Свое благорасположение к Моисею и народу, показал, что преступление народа в поклонении тельцу забыто, нарушенный завет вновь восстановлен и народ опять может считать себя под особенным покровительством Господа.

Но что разумел Моисей под славою Господа? В общем смысле в словах Моисея выразилось желание, чтобы Господь показал ему Свое божественное существо — особым, видимым и осязательным образом явил Свое присутствие среди народа. Но Моисей знал, что Господь явит видимым образом полноту Своей славы (Кол. 2, 9) в спасении человека через Мессию. Поэтому в словах Моисея, обращенных к Господу «покажи мне славу Твою», можно видеть не простое желание удостовериться в помиловании и прощении согрешившего Израиля, но пророческую пытливость (ср. 1 Петр. 1, 10-11), желающую проникнуть в тайну помилования и спасения всего человечества через Мессию. Такое понимание просьбы Моисея основывается на указании святого апостола Павла, который слова Господа, сказанные в ответ Моисею «кого помиловать, помилую, кого пожалеть, пожалею» объясняет в смысле неизменности божественного предопределения о спасении людей через Мессию (Рим. 19, 15-16).

Обещаясь показать Свою славу, провозгласить Свое таинственное имя Иеговы (слав. «и воззову о имени Моем, Господь пред Тобою») указать на Свои правосудно-милостивые свойства, Господь говорит в то же время, что человек не может видеть лица Божия и остаться в живых. В общем смысле слова Господа указывают на то, что по ограниченности своей природы человек не может видеть и постичь существа Божия во всей его полноте (Ин. 1, 18; Тим. 6, 16). С другой стороны, отвечая Моисею, желавшему проникнуть в тайну воплощения Сына Божия, что он не может видеть лица Божия, Господь хочет узнать, что эту тайну во всей ее полноте не суждено было познать ветхозаветному человечеству, которое могло созерцать только тень грядущих благ, а не самый образ вещей (Евр. 10, 1; Кол. 2, 17). Моисей должен был созерцать славу Божию под покровом скалы (слав. «в расселине камене») покрытой рукой Господа, видеть не лицо, а «задняя Божия», то есть как бы отблеск Божества, но не самое сияние Его, в отношении же к тайне искупления — видеть ее не во всей полноте, а созерцать только некоторое очертание, тень будущего спасения людей. «Каменем покрывся, — поет о Моисее Святая Церковь, — не видел еси лица Божия яко утаена, о боговицче, воплощение же познал еси Слова, яко задняя» (тропарь по пятой песни канона 18 сентября).

14. Восстановление Завета и прославление Моисея (Исх. 34)

 

Стихи 1-10

Для полноты восстановления нарушенного завета Господь повелел Моисею вытесать две новые каменные скрижали и утром взойти с ними на гору, обещаясь написать на них слова, которые были написаны на первых скрижалях, разбитых Моисеем, когда он увидел поклонение евреев золотому тельцу (стихи 32, 19).

Никто не должен был подниматься с Моисеем на вершину горы (1-3 стихи). На утро другого дня, вытесав две новые скрижали, Моисей взошел на гору. Господь сошел сюда в облаке и остановился близь Моисея (слав. «предста ему тамо Моисею»), это явление Бога Моисею было исполнением просьбы, ранее обращенной им к Господу «покажи ми славу Твою» (38, 18). Явившись Моисею, Господь провозгласил Свое имя Иегова (слав. «и призва именем Господним») — имя, указывавшее на вечность и неизменность Господа (стихи 3, 14-15). Вместе с этим Господь благоволил открыть и другие свойства Своего существа — милосердие и правосудие. Господь назвал себя Богом щедрым и милостивым, долготерпеливым и многомилостивым, творящим милости «в тысящи», отъемлющим беззакония, и неправды, и грехи. Эти свойства безмерной («в тысящи») милости Господа выражались ближайшим образом в прощении согрешившего и раскаявшегося народа еврейского, а в высочайшей степени имели выразиться в искуплении всего человечества от греха и духовной смерти через Христа Спасителя, как на это указывалось в объяснении предыдущей главы. Но будучи милостивым, Господь является в то же время Богом истинным, не оставляющим виновных без наказания, наводящим грехи отцов на чада, на чада чад, до третьего и четвертого рода. Таким образом, божественное правосудие, противопоставляемое безмерному милосердию, является простирающимся только до третьего и четвертого рода.

С благоговением поклонившись Господу, Моисей умолял Его простить грех народа, по-прежнему руководить им: и Господь дает обещание восстановить нарушенный евреями закон, вновь взять под Свое покровительство народ и явить среди него великие знамения и чудеса (4-10 стихи).

Стихи 11-28

Как непременное условие завета, Господь поставляет, чтобы народ в точности исполнял уже известные ранее данные законы. Эти условия завета Моисей, по повелению Божию, должен был записать, на новых же скрижалях были написаны заповеди десятисловия (27-28 стихи).

Стихи 29-35

Когда Моисей, после сорокадневного пребывания на горе, спустился в стан, лицо его от близкого общения с Богом сияло лучами (слав. «прославися зрак плоти лица его»), так что народ не смел взирать на прославленное лицо своего вождя. Передав народу все слова Господа, Моисей с этого времени стал покрывать лицо свое покрывалом, которое снимал только тогда, когда являлся перед Господом и когда передавал волю Божию народу (29-35 стихи).

Прославление Моисея свидетельствовало о его высоком нравственном достоинстве, указывало евреям на его высокое назначение и внушало необходимость полного послушания ему. Кроме того, прославление Моисея, по объяснению святого апостола Павла (2 Кор. 3), имело таинственно-прообразовательный смысл. По указанию Апостола, прославление Моисея и покрывало, возложенное им на свое лицо, указывало на совершенное свойство Ветхого Завета и будущее ослепление евреев. То обстоятельство, что евреи могли видеть прославленное лицо Моисея только через покрывало, указывало, по объяснению Апостола, что сокровенную в Законе тайну искупления человечества через Христа можно было созерцать через покров обрядов жертв. Вообще, всю внешность Ветхого Завета евреи видели таким образом, как бы чрез некоторое покрывало, в противоположность христианам, которые созерцали искупление, совершенное Христом Спасителем. С другой стороны, покрывало, возложенное Моисеем на свое лицо, предуказызало будущее ослепление евреев. Ослепление это выражалось в том, что уже после совершения тайны искупления, евреи читая богодухновенные писания Ветхого Завета, в частности писания Моисея, не понимают истинного смысла Писания, истина Писания остается скрытой от них как бы некоторым покрывалом, которое снимается с их сердца только тогда, когда они обратятся к Господу, то есть сделаются христианами (14-17 стихи). Поэтому, как говорит церковная песнь: «Моисей своим покровенным лицом евреев неверные сердца изобличи» (стихира на литии на Сретение Господне).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных