Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Источники финансирования




 

Другим важным аспектом анализа экономических факторов проектирования систем поддержки ВИЭ является источник этой поддержки. Наиболее распространенными вариантами в других странах являются: 1) население через увеличенные тарифы на потребляемую энергию ВИЭ; 2) промышленность-потребитель через квоты на энергию ВИЭ; 3) системный оператор через обязательство покупки по фиксированному тарифу и включение затрат в свой тариф на услуги; 4) сетевые компании через обязательство покупки по фиксированному тарифу и включение затрат в свой тариф на услуги; 5) участники рынка через специальный рыночный сбор.

Выбор того или иного источника зависит главным образом от политического выбора, структуры электроэнергетических рынков и соответствия международным правилам конкуренции ЕС или ВТО.

Привлечение Системного оператора в схему поддержки ВИЭ возможно через механизм включения этих повышенных затрат в его сервисный тариф. Однако следует четко представлять, что появление в Системном операторе новых финансовых потоков, нового уровня ответственности, новых контрагентов и новых процессов неизбежно приведет в росту его рисков как хозяйствующего субъекта, что вряд ли приемлемо с точки зрения обеспечения основной задачи СО – обеспечение надежности, безопасности и сбалансированности единой энергосистемы страны.

Остаются в качестве возможных и реалистичных источников получения средств для такой поддержки либо весь рынок электроэнергии, либо только его часть.

Не удалось найти систему поддержки, использующую напрямую бюджет страны, так как страны, использующие разные системы поддержки, практически все являются членами ВТО или ЕС, договор которого (статья 87) строго ограничивает такое субсидирование. Имеются варианты косвенной бюджетной поддержки через налоги (Финляндия, США, Нидерланды и другие). Почти везде они используются параллельно с основными схемами поддержки, кроме Финляндии, где налоги – единственная форма поддержки.

Вне зависимости от выбора той или иной схемы поддержки ВИЭ один из наиболее важных экономических аспектов анализа факторов эффективности – база сравнения показателей затрат при производстве электроэнергии на традиционной основе и на основе ВИЭ. На основании этого сравнения можно будет сделать вывод об обоснованности тех мер поддержки и их уровня, который предлагается в проекте законодательного решения.

Преимущества ВИЭ

 

Чаще всего можно услышать, что генерация на основе ВИЭ экономически невыгодна по сравнению с традиционной по причинам, присущим самим ВИЭ технологиям. При этом почти не обсуждается база сравнения, то есть тот уровень тарифов, который сложился в традиционной электроэнергетике. Но ведь именно этот уровень предопределяет при таких сравнениях экономическую «справедливость» уровня тарифов для энергии на основе ВИЭ.

Под экономической справедливостью в данном случае мы понимаем степень разрешенного государством влияния рынков на формирование уровня затрат того или иного вида генерации. В силу больших различий в поэлементной структуре затрат разных технологий генерации обычно сравнение проводится не по элементам, а по конечному выражению суммы затрат – тарифу.

Если сам тариф или цена в целом, или его (ее) отдельные составляющие не являются объектом регулирования со стороны государства, то такой тариф или цену можно назвать справедливой базой сравнения. В настоящее время в России в подавляющем большинстве случаев и тарифы, и их отдельные составляющие – или затратная, или доходная часть – являются объектом регулирования и контроля со стороны государства. Если государство проводит такую политику регулирования, то признать такие тарифы «справедливой» базой сравнения будет нельзя. Если они (затраты и тарифы) полностью или в значительной степени формируются под влиянием рыночных цен на эти элементы затрат, то такой уровень затрат можно назвать экономически справедливым и оправданным.

Свой проект оценки влияния субсидирования на уровень тарифов провела примерно в тот же период Европейская комиссия в рамках проекта ExternE. Эксперты в рамках работ по проекту попытались оценить реальную стоимость производства электрической энергии с включением издержек, вызванных загрязнением окружающей среды. По их оценкам, если бы в составе затрат угольных и мазутных станций учитывались затраты, связанные с ликвидацией негативных последствий влияния их технологий на окружающую среду и здоровье населения, то стоимость их энергии увеличилась бы в два раза. Аналогичный расчет для газовых станций показал возможное увеличение тарифа этих станций на 30%. Исследование оценило эти издержки по странам Евросоюза в 2005 году в сумме 85–170 млрд. евро, или 1–2% ВНП Евросоюза. В соответствии с данными, общая сумма субсидий в 15 государствах – членах ЕС в 2001 году составила 29 млрд. евро, из которых на ВИЭ пришлось только 19%, или 5,5 млрд. евро.[8]

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных