Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Творческое приспособление




Понятие творческого приспособления является центральным для теоретических разработок гештальт-терапии как основное средство и цель лечения. Твор­ческое приспособление обозначает способность — ее также называют self — быть преобразованным средой и в то же время выступать ее преобразователем. В на­шем микрокосме и под псевдо-кулыурным влиянием нахлынувшего New-Age креативность часто понимает­ся и являет собой цветок индивидуализма, утвержде­ния себя, выражение самотождественного и уникаль­ного «я», которое порождает потребность в занятиях макраме или керамикой как существенную для разви­тия, внутреннего роста и самореализации. Между тем Абрахам Маслоу (я вполне осмысленно ссылаюсь в этой связи на одного из отцов гуманистической пси­хологии — того интеллектуального течения, к которо­му обращаются многие гештальт-терапевты) сумел ус­тановить различие между тремя формами креативнос­ти: первой, второй и интегрированной.

Первая форма креативности подразумевает осу­ществление начальных процессов воображения, фан­тазирования, игры и увлеченности.

Вторая форма креативности подразумевает раци­ональное производство новых реальностей в мире, решение технических, научных или художественных проблем или даже преодоление простых трудностей повседневной жизни.


104

Жан-Мари Робин

Интегрированная креативность, по Маслоу, «тре­бует не только озарения, вдохновенности, предельно­го опыта (l'experience limite)24, она требует также тя­желой работы, долгого учения, безжалостной крити­ки, перфекционистских критериев. Иными словами, на место спонтанности должна прийти рефлексия, на место тотального принятия — разборчивость, на мес­то интуиции — строгая мысль, на место смелости — мудрая осторожность, на место воображения и фанта­зии — испытание реальностью».

Именно этой формы креативности я ожидаю от нас, гештальт-терапевтов. Такая креативность сопря­жена с приспособлением и интегрирована в приспо­собление, она не есть ненасытное искание неслыхан­ных переживаний и не требует отказываться от неко­торых выборов, налагать некоторую связность. Она поддерживает напряжение между креативностью и нормативностью, так как в ее основе лежит осозна­ние того, что это напряжение может быть устранено только обращением к отрицанию.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных