ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
СХЕМА И ПРИНЦИП РАБОТЫ ОДНОСТУПЕНЧАТОЙ УПСГОдноступенчатая УПСГ (рис. 70) включает грузовой танк Т, из которого пары груза через отделитель жидкости ОЖ всасываются одноступенчатым компрессором К. Далее сжатые в компрессоре пары направляются в конденсатор, где они охлаждаются и конденсируются в результате теплообмена с забортной водой. Образовавшийся жидкий конденсат груза скапливается в сборнике жидкости СЖ или ресивере, после чего через регулирующий вентиль РВ, дросселируясь до давления груза в танке, сбрасывается обратно в грузовой танк. Рис. 70. Одноступенчатая установка повторного сжижения На диаграмме Молье цикл одноступенчатой УПСГ выглядит так, как показано на рис. 71. Пусть точка 1 характеризует состояние насыщенных паров над поверхностью груза в танке. Тогда линия 1—2 будет отображать перегрев паров груза в куполе танка и во всасывающей магистрали компрессора, включая отделитель жидкости. Сопротивлением во всасывающем трубопроводе в этом и последующих примерах для облегчения расчетов можно пренебречь. Линия 2—3 иллюстрирует сжатие паров груза в компрессоре до конечного давления нагнетания р н и температуры нагнетания tн. В конденсаторе происходит снятие перегрева паров груза, т. е. их охлаждение до температуры конденсации (линия 3—4) и сама конденсация охлажденных паров (4—5), которая происходит при давлении конденсации р K и непосредственно с ним связанной температуре конденсации t K. Линия 5 —6 отображает процесс дросселирования в дросселе регулирующего клапана. Таким образом, в грузовой танк возвращается паро-жидкостная смесь, процентное соотношение пара и жидкости в которой можно оценить по кривой постоянного паросодержания (кривая «сухости» пара) X = const, проходящей через точку 6. Возвращенная в танк часть жидкого груза под воздействием теплоты из окружающей среды вновь закипает (линия 6—1), и цикл повторяется. Рассмотрим работу такой установки на конкретном примере. Пример 1. Рассчитаем время работы УПСГ для понижения температуры груза до заданной величины. Груз пропана....................................................... 1000 т Температура груза в танке.................................... -5° С Температура всасывания компрессора................. 6° С Давление нагнетания компрессора................ 6,95 бара Температура нагнетания компрессора.............. t н =55°С Подача компрессора (производительность)..... 350 м³/ч Заданная температура груза...................................-10°С Атмосферное давление.......................................... 1 бар. Для упрощения решения задачи разделим расчет времени работы УПСГ на два этапа: построение цикла установки по исходным данным и расчет времени работы установки.
Рис. 71. Цикл работы одноступенчатой УПСГ
Построение цикла. По исходным данным построим график (рис. 72). 1. По температуре груза в танке -5° С определяем абсолютное давление всасывания р0 = 4,06 бара (абс) и наносим на диаграмму Молье нижнюю барометрическую границу цикла. 2. По давлению нагнетания компрессора рн = 6,95 бара (манометрическое) наносим верхнюю барометрическую границу цикла р к = 7,95 бара (абс). 3. На пересечении изобары р0 = 4,06 бара и изотермы t BC= 6° С определяем точку 2, характеризующую состояние паров на всасывании компрессора. Поскольку использование диаграммы Молье, имеющейся в судовой документации, представляет некоторые трудности из-за мелкого масштаба, для решения задач проще использовать таблицы или графики термодинамических характеристик Грузов. В нашем случае плотность перегретых паров определим по соответствующему графику (см. Приложение 1), вход в который производится по нижней шкале (температура паров). На левой шкале (плотность пара) выбираем значение в кг/м3, соответствующее точке пересечения значения температуры и кривой абсолютного давления паров. 4. Пересечение изобары р K = 7,95 бара и изотермы нагнетания t H = 55° С дает точку 3, характеризующую состояние паров груза после их сжатия в компрессоре. 5. Точки 4 и 5 лежат на пересечении верхней барометрической границы цикла с правой и левой пограничными кривыми соответственно. 6. Наконец, точка 6, характеризующая состояние парожидкостной смеси, сбрасываемой в грузовой танк, лежит на пересечении перпендикуляра, опущенного из точки 5 на нижнюю барометрическую границу цикла. Через эту точку проходит линия постоянного паросодержания Х = 0,18, Рис. 72. Построение цикла для примера 1 по которой можно оценить эффективность работы рассматриваемой УПСГ. Даже при весьма благоприятных внешних температурных факторах t к = 18° С (определяется по давлению конденсации) и t 0 = —5° С, всего лишь 82% общего количества всасываемого пара возвращается в танк в виде жидкости, остальная же часть — в виде пара. Состояние жидкости в грузовом танке оценивается точкой 7, лежащей на пересечении t 0 = -5° С с левой пограничной кривой. Расчет времени, необходимого для понижения температуры груза до заданной. Время Т, необходимое для понижения температуры груза до заданной, определяется как частное от деления общего количества теплоты, которую необходимо отвести из груза QОТВ, на холодопроизводительность УПСГ Q0 (в терминологии холодильной техники): Т= QОТВ / Q0. Удельная энтальпия жидкого пропана при температуре t0 = -5° С h7 = 511,6 кДж/кг (из таблиц), а удельная энтальпия жидкого пропана при tзад = -10°С h8 = 499,5 кДж/кг. Точка 8 находится на пересечении изотермы h8= -10° С с левой пограничной кривой. Количество теплоты, которое необходимо отвести от груза, чтобы понизит! его температуру до заданной величины, составит Qзад =(h7 – h8) • mr = (561,6 – 499,5) • 1000 • 10³ кг = 12100 • 10³ кДж Количество теплоты, необходимое для преобразования 1 кг парожидкостной смеси в точке б в насыщенный пар в точке 7, определяется как разность энтальпий (h1 – h6). Поэтому холодопроизводительность установки Q = (h7 – h8) • Vs • ρs, где Vs — подача компрессора, ρs — плотность пара на всасывании компрессора (точка 2). Плотность пара можно определить или по диаграмме Молье, что достаточно неточно, используя уравнение состояния идеального газа, или же из таблиц и графиков (см. Приложение 1). Q 0 = (893,2 - 570,2) • 350 • 8,3 = 938315 кДж/ч. Итак, время, необходимое для понижения температуры пропана от -5° С до -10° С, составит: Т= QОТВ / Q0 = (12 100 • 103): 938 315 = 12,9 ч ≈ 13 ч. Пример 2. Рассчитаем работу одноступенчатой УПСГ с регенеративным теплообменником РТО для пониже ния температуры груза до заданных параметров (рис. 73). В расчетах будем использовать данные предыдущего примера. Как уже упоминалось, эффективность работ! любой УПСГ определяется тем, какая часть всасываемого пара возвращается в танк в виде жидкого груза. Для увели чения возврата массовой доли сжиженного газа в грузовой танк используется переохлаждение конденсата, когд фактическое давление в конденсаторе превышает давление насыщенного пара для данной температуры перед ег дросселированием в регулирующем клапане. Наиболее простое конструктивное решение идея переохлаждения конденсата нашла благодаря включению в сиcтему сжижения регенеративного теплообменника РТО. Конденсат направляется из ресивера в РТО по змеевик, который охлаждается холодными парами груза (с температурой, соответствующей температуре груза в танке). Пусть переохлаждение конденсата в РТО достигает 10° С. Тогда для наших значений (см. пример 1) температур жидкого пропана на выходе из РТО составит 8° С и, соответственно, энтальпия h9 = h6‘ = 544,2 кДж/кг (рис. 74). Изменение цикла работы одноступенчатой УПСГ показано на диаграмме Молье линией 5—5' — переохлаждение конденсата в РТО, дросселирование в РВ — 5'—6', дополнительный перегрев пропана в РТО — 2—2', сжатие компрессоре — линией 2'—3'. Как видно из рис. 74, переохлаждение конденсата смещает точку 6, характеризующую состояние возвращаемо в танк парожидкостной смеси, влево, увеличивая тем самым в ней относительную массу возвращаемой жидкос1 до 90%. Рис. 73. Одноступенчатая УПСГ с регенеративным теплообменником Изменение цикла УПСГ вызывает рост ее холодопроизводительности, что сокращает время, необходимое для понижения температуры груза до заданных параметров. Подставив новые численные значения энтальпии h6‘ в формулу для определения холодопроизводительности установки, получим Q0 = (h1 – h6) • Vs • ρs = (893,2 – 544,2) • 350 • 8,3 = 1 013 845 кДж/ч. Время, необходимое для понижения температуры груза с -5° С до -10° С, Т= QОТВ / Q0 = (12 100 • 103): 1 013 845= 11,9ч
Таким образом, 1 ч мы сэкономили на понижении температуры в танке при использовании РТО. Согласно правилам технической эксплуатации судовых УПСГ, при нормальной работе грузового конденсатора температура конденсации груза tК = tЗ.В.СР +(6—7)°C, а температура забортной воды tЗ.В.СР = tBX – tВЫХ Переход с одноступенчатого сжатия на двухступенчатое. Режим работы УПСГ в значительной степени зависит от температуры забортной воды, охлаждающей конденсатор, температуры транспортировки груза, а также от рода самого груза. Так, например, повышение температуры забортной воды вызывает рост температуры конденсации груза, а с ней — Рис. 74. Цикл одноступенчатой УПСГ с РТО
повышение давления конденсации и давления нагнетания компрессора. И, наоборот, понижение температуры транспортировки груза уменьшает давление на всасывании компрессора. Во всех случаях рост перепада давлений на поршень компрессора отрицательно сказывается как на его работе, так и компрессорной установки в целом. При нахождении поршня компрессора в верхней мертвой точке в объеме, образованном донышком поршня и нижней поверхностью крышки цилиндра (мертвом пространстве), остаются сжатые пары, которые расширяются при обратном ходе поршня и занимают часть полезного объема цилиндра. Чем выше давление в конце сжатия, тем большее количество паров остается в мертвом пространстве и тем больший полезный объем цилиндра они занимают при расширении, уменьшая тем самым действительную подачу компрессора. Понижение давления всасывания также уменьшает полезный объем цилиндра компрессора, поскольку для всасывания паров требуется большее расширение пара и, следовательно, большая часть полезного объема цилиндра. Все фирмы — производители компрессоров указывают предельные значения разницы давления нагнетания и всасывания для каждого компрессора. Так, фирма «Зульцер» для своих поршневых компрессоров, которые используются в установках повторного сжижения, определяет предельное значение разницы давлений всасывания и нагнетания в 6,5 бар, превышение этого параметра приводит к значительному возрастанию объемных потерь и резкому снижению подачи компрессора. В дальнейшем, при решении практических задач, будем использовать ограничения, установленные для компрессоров «Зульцер». Пример 3. Выполним анализ барометрических границ различных режимов работы одноступенчатой УПСГ. 1. Температура перевозки пропана t0 = —5° С, а температура забортной воды в конденсаторе t з.в = 8°С. Для такой температуры воды температура конденсации пропана составит tk = tз.в +10° С = 18° С. Из таблиц термодинамических характеристик пропана находим tk = 18° С => р k = 7,95 бара; t0 = -5° С => р 0 = 4,06 бара. Отсюда ∆ p = pk - p0 = 3,89 < ∆ pдоп = 6,5 бара.
Как видно из примера, работа одноступенчатой УПСГ на пропане протекает в установленном температурном режиме нормально. 2. Температура перевозки пропана t0 = -40° С, а температура забортной воды tз.в = 27° С, для которой температура конденсации пропана в грузовом конденсаторе составит tk = tз.в + 10° С = 27°С + 10°С = 37°С. По аналогии с предыдущим примером определяем давление всасывания и давление нагнетания: tк = 37° С => pk = 12,8 бара; t0 = -40° С => p0 = 1,11 бара. ∆ p = pk - p0 = 11,69 > ∆ pдоп = 6,5 бара. Как видно из примера, перевозка пропана осуществляется при использовании одноступенчатой УПСГ в рассматриваемом температурном режиме, который намного превышает допустимые пределы завода-изготовителя. 3. Для приведенной выше температуры забортной воды t^= 27° С и конденсации ^ = 37° С определим нижнюк барометрическую границу, при которой допускается транспортировка пропана. Итак, для tk = 37° С => pk = 12,8 бара; p0 = pk -∆ pдоп = 12,8 - 6,5 = 6,3 бара. Для пропана абсолютное давление 6,3 бара соответствует температуре груза 11° С, т. е. условия транспортировк» груза не выполняются (-40°С). Рассмотренные примеры дают представление об одной из основных причин, которая послужила толчком к конст руированию более сложных УПСГ. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|