Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СМЕНА ГРУЗА И УСЛОВИЯ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ СУДНА ПОД ПОГРУЗКУ




Поскольку газовозы перевозят широкий спектр грузов, важно выполнять определенные процедуры по подготовке грузовых танков перед погрузкой следующего груза. Предъявление судна под погрузку химических грузов или газов в большинстве случаев представляет собой проверку — визуальный осмотр — представителем фрахтователя или незави­симым инспектором грузовых помещений, систем и трубо- проводов на их пригодность к транспортировке запланиро­ванного груза. При этом особое внимание они обращают на чистоту поверхностей, отсутствие свободной воды, влаги, следов предыдущего груза и пр.

Однако из-за особенностей конструкции газовозов подготовка судна к визуальной инспекции — процедура доволь­но специфичная, весьма дорогостоящая. На многих терминалах визуальная инспекция грузовых танков просто запре­щена. Допускается визуальная инспекция танков перед погрузкой лишь небольшого количества грузов, например, этилена, пропилена, винилхлоридмономера, пропиленоксида и некоторых других.

Поэтому при подготовке танков к такой инспекции процесс смены атмосферы танков перерастает в смену груза («Changing of Grades», или «COG»).

После подготовки танков и систем в соответствии с требованиями фрахтователя фрахтователь или отправитель груза должен убедиться в выполнении требований, предъявленных к судну. Иначе говоря, судно должно предъявить грузовые помещения и системы. Прибытие судна в порт погрузки обычно оговаривается в чартере в разделе под названием «PRESENTATION CLAUSE» («Условия предъявления судна под погрузку»).

Общие требования по смене груза. Перевозка сжиженных газов значительно отличается от перевозки остальных жидких грузов. Главное отличие — прежде всего в том, что груз перевозится в герметичных емкостях. Газ перевозится в жидком состоянии в напорных, полунапорных или рефрижераторных танках; пространство над жидкостью содержит 100% паров груза.

Полная выгрузка сжиженного газа невозможна в силу его физических свойств. Жидкая фаза груза обычно полно­стью выгружается, исключая лишь незначительную часть, которая может оставаться в виде неоткачиваемых остатков в кормовой части танка, в колодцах и трубопроводах.

Однако все свободное пространство танка будет заполнено парами груза, общее количество которых, будет со­ставлять довольно приличную массу от общего количества груза.

Количество паров груза после выгрузки жидкой его фазы изменяется от случая к случаю и зависит прежде всего от размеров грузового танка, конструкции грузовой системы, температуры паров в танке после окончания выгрузки, возможности продувки газового пространства танка в береговую систему и пр. Например, после выгрузки сжижен­ного пропилена при температуре -10й С из грузовых танков газовоза полунапорного типа общей вместимостью 8000 м3 пары груза по окончании выгрузки не выгружались в береговые емкости.

Состояние танков после выгрузки было следующим:

температура....................................................... —10°С,

давление............................................................ 3,2 бара,

остаток жидкой фазы груза............................. 1 т,

количество оставшихся паров......................... 68,5 т.

При этих условиях общее количество груза, оставшегося на борту, составит 69,5 т. Коносаментное же количество пропилена на борту (с учетом полной вместимости судна) составляло 4 380 000 т.

Остаток груза (69,5 т) в грузовых танках после выгрузки пропилена составляет 1,59%, что в 3 раза превышает допустимую норму в 0,5% (разность между судовыми замерами и коносаментным количеством).

Требования к подготовке судна под погрузку. После разгрузки газовоза он может быть предъявлен для перевозки

• того же самого груза (DEDICATED TRADE),

• подобного (сходного) груза (COMPATIBLE TRADE),

• другого типа груза (CHANGING OF GRADE).

Рассмотрим каждый из перечисленных случаев более подробно.

Перевозка того же самого груза (DEDICATED TRADE). Если судно перевозит из рейса в рейс один и тот же груз, то не предполагается никаких дополнительных операций перед предъявлением судна в порту погрузки. Грузовые танки в таком случае могут быть предъявлены в порту погрузки точно в таком же состоя­нии, как и после выгрузки груза в порту выгрузки. Никаких дополнительных операций по подготовке или очистке танков не требуется. Однако и в этом случае фрахтователь или отправитель вправе потребовать документальное под­тверждение того, что судно прибыло в порт погрузки в полном соответствии с его требованиями. Поэтому в условия чартера на перевозку одного и того же груза могут быть включены следующие требования:

• Танки/трубопроводы свободны от жидкой фазы груза.

• Давление в танках не должно превышать..... бар (манометрическое).

• Танки должны быть нагреты до температуры...................................° С.

• Танки должны быть охлаждены до температуры.............................° С.

• Танки находятся под парами предыдущего груза и т. д., и т. п.

Перевозка совместимого груза (COMPATIBLE TRADE). Так называемые совместимые грузы не теряют своих качеств при смешивании с парами и/или жидкими остатками предыдущего груза. Примером таких грузов могут служить пропан, бутан, этан и их смеси, используемые для бытовых нужд. Так, при смене бутана на пропан не требуются какие-либо сложные операции по подготовке грузовых танков и систем. В большинстве случаев погрузка следующего груза может осуществляться «под пары» предыдущего груза. Однако даже при перевозке совместимых грузов существует потенциальный риск порчи груза из-за того, что остатки предыдущего груза превыша­ют некоторые допустимые пределы и снижают качество следующего груза. В результате даже простейшая подготовка танков под перевозку совместимых грузов может превратиться в ночной кошмар при выгрузке.

Для наглядности рассмотрим пример. После выгрузки пропилена-сырца (Propylene Chemical Grade) судно предъяв­лено под погрузку того же пропилена, но предназначенного для производства полимеров (Propylene Polymer Grade). Первый вид груза содержит 85% пропилена и 15% пропана, во втором грузе содержание пропилена не должно быть менее 99,5% веса (см. Паспортные характеристики грузов).

Перед началом погрузки соотношение пропилена было следующим:

в судовых танках — 85,0% веса, береговом танке — 99,7% веса.

Количество пропилена, заявленного к погрузке — 4700 т. Для расчетов будем использовать данные из предыдущего примера. Общее количество остатков груза на борту судна 69,5 т. Количество примесей (пропана) в этом случае

69.5 х 15% = 10,425 т.

Количество примесей в береговом танке

4700 х 0,3%= 14,100т.

Суммировав полученные значения, определим общее количество примесей в грузе пропилена после его погрузки на борт:

10,425 + 14,100 =24,525 т.

Поскольку после погрузки на борту будет 4770 т груза (груз + остатки в грузовых танках), весовое процентное соотношение примесей в грузе составит

(24,525: 4770) х 100% = 0,51%.

Вышеприведенные расчеты показывают, что после погрузки под пары технического пропилена груз полимерного пропилена не будет соответствовать спецификации (99,5% содержание пропилена), иными словами, груз будет ис­порчен.

Такие расчеты рекомендуется выполнять при любом сомнении в отношении того, будет ли выполнено требование по сохранности груза при его погрузке под пары или на остатки предыдущего груза. Приведенный выше пример наглядно иллюстрирует возможность порчи груза из-за большого количества паров предыдущего груза в танках.

При определении процедур, необходимых для подготовки грузовых танков, всегда следует уменьшать количество предыдущего груза на борту выпариванием остатков и стравливанием избыточного давления.

Полная смена груза (СHANGING OF GRADE). Подготовка танков при полной смене гру­за, когда не допускается присутствие в танке следов предыдущего груза, требует повышенного внимания всех участников операции и наличия определенного опыта. Смена груза из-под бутадиена =• 1,3 под винилхлоридмоно-мер, из-под аммиака под пропан или из-под изопрена под этилен представляет собой довольно сложную процедуру и требует значительных трудозатрат при подготовке танков.

Смена груза должна проводиться под контролем персонала, имеющего достаточный опыт обработки подобных грузов и знающего специфику подготовки танков под тот или иной груз. Необходимо также планировать временные затраты на смену груза. При подготовке танков в таких случаях не следует экономить на времени, поскольку затраты, которые может понести судовладелец в случае порчи груза при недостаточной подготовке грузовых танков и систем, будут несоизмеримо выше расходов на дополнительную подготовку танков перед погрузкой.

Прежде чем определить основные этапы подготовки танков, необходимо установить, является ли последующий груз совместимым с предыдущим. Если грузы несовместимы, то, будучи смешаны даже в незначительном количе­стве, они могут образовывать высокотоксичные или взрывоопасные газы или вызывать коррозию и разрушение грузовых танков или систем.

• Только в том случае, если три предыдущих груза, перевозимых в грузовых танках, предназначенных под погрузку следующего груза, являются химически совместимыми, можно планировать подготовку танков. Ярким примером несов­местимых грузов, наиболее часто перевозимых на газовозах, являются пропиленоксид и аммиак.

МОЙКА ТАНКОВ

Мойка танков на современных газовозах — это рутинная операция, поскольку на большинстве из них нет необхо­димого для этого оборудования. Лишь незначительная часть комбинированных судов газовозов-химовозов, предназна­ченных для перевозки сжиженных газов и химических веществ наливом, сконструированы и оборудованы таким образом, что на них можно в полном объёме проводить мойку танков.


Однако после перевозки некоторых видов химических веществ, попадающих под определение ИМО «сжиженный газ», таких как изопрен и пропиленоксид, на газовозах всех типов необходимо мыть танки даже при отсутствии специальных систем.

Поскольку такая мойка грузовых танков связана со значительными трудозатратами и требуется определенное время, все операции надо четко спланировать — составить технологическую карту мойки танков. При этом следует учитывать следующие факторы:

• свойства предыдущего груза, количество его остатков в танках и трубопроводах;

• особые свойства груза, который предстоит грузить, указанные в спецификации;

• совместимость предыдущего груза с последующим и максимально допустимое наличие примесей в последнем;

• отсутствие дополнительных загрязнителей, таких как масло, ингибиторы, потемнение переборок танка и пр.

В общем случае весь процесс мойки танков можно разделить на несколько этапов:

• машинная мойка (если есть такая возможность);

• ручная домывка с использованием чистящих агентов или растворителей;

• заключительная обработка поверхности танка пресной водой и промывка трубопроводов;

• удаление из танка и систем свободной воды;

• вентиляция и осушка танков и систем.

Машинная мойка танков. Как правило, машинная мойка танков на газовозе осуще­ствляется переносными моечными машинками (рис. 136) с использованием пресной воды или моечного раствора. Моечный раствор готовят заранее в специальной цистерне и по мере надобности подают в грузовой танк или непосредственно на моечную машин' ку. Моечный раствор может быть также нанесен на поверхность танка и непосредственно перед началом машинной мойки танка пресной водой. Моечную машинку опускают в танк через горловину и крепят на растяжках внутри танка в нужном положении таким образом, чтобы омывались все переборки танка. Для того чтобы правильно установить моечную машинку или определить их необходимое количество, нужно знать длину гори­зонтального выброса водяной струи из ее сопла в зависимости от давления воды в систе­ме. Для этого используют паспортные данные на машинку, где указаны все необходимые сведения, в том числе и продолжительность рабочего цикла (время полного оборота машинки в горизонтальной плоскости). У большинства переносных моечных машинок, которые используются на газовозах, цикл составляет 18—20 минут, расход воды 20— 22 м³/ч, а выброс струи при давлении 8 бар — 10—12 м.

Рис. 136. Переносная моечная машинка

В процессе мойки необходимо постоянно откачивать воду, поступающую в танк, чтобы днище танка также омы­валось водой под давлением..

Ручная мойка танков. В том случае, когда нет необходимости в полной мойке танков (лишь при незначительном загрязнении танка) или на судне нет должного оборудования для полноценной машинной мойки, а также когда остатки груза, масла, ингибитора, полимеров не были удалены в процессе машинной мойки, танки приходится мыть вручную. Для этого обычно используют бочечные насосы высокого давления <Grago Pumps), с помощью которых можно обработать всю поверхность танка как чистой пресной водой, так и различного рода чистящими агентами или. растворителями. Часто для удаления следов ингибитора используют метанол (Methanol) и некоторые другие жидко­сти, не аккумулирующие статическое электричество. Довольно часто применяют ацетон (Acetone), бутил-целлосольв (Butyl Cellosolve). В некоторых случаях прибегают к помощи слабых растворов щелочей или кислот, например каустической соды (Caustic Soda) или Phosphoric Acid. При использовании различных чистящих агентов или растворителей всегда необходимо учитывать их совместимость как с предыдущим грузом, так и с последующим.

Самым строгим образом следует соблюдать правила по входу в закрытые помещения, каковыми являются грузо­вые танки, и использовать все необходимые средства индивидуальной защиты при работе с растворителями и моечны­ми растворами.

В некоторых случаях возникает необходимость использовать специальное оборудование, создающее давление струи гораздо выше, чем бочечный насос, т. е. так называемые гидравлические бластеры. Такой инструмент способен создать давление в струе жидкости до 2000—2500 бар, однако лишь на небольшом расстоянии от сопла (10—20 см), поэтому для удаления следов предыдущего груза, полимерной пленки и т. п. в верхней части танка приходится использовать подвесные беседки, леса, лестницы и т. д. Все эти мероприятия значительно увеличивают трудозатра­ты и время, необходимое на подготовку танков.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных