Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Подземные музеи доисторического искусства




 

В наше время научно-технического прогресса, когда непрерывный поток изобретений и открытий ориентирует умы людей на будущее, целая плеяда искателей и исследователей со страстным любопытством старается проникнуть взором в бесконечно далекое от нас прошлое человечества.

Эти искатели — археологи, точнее — археологи, занятые изучением доисторических эпох.

«Не утрачивайте ничего из прошлого! — писал Анатоль Франс. — Только зная прошлое, можно построить будущее». А Ламартин добавил: «На прахе умерших покоится родина».

Никогда еще доисторическая археология не вызывала к себе такого пристального и горячего интереса, как в наше время; никогда еще не было такой активности в этой области науки, такого количества экспедиций, направляющихся во все уголки земного шара в поисках исчезнувших цивилизаций или мест обитания первых людей на Земле.

Франция одной из первых проявила горячий интерес к своему доисторическому прошлому. Археолог и антиквар Буше де Перт еще в 1846 году опубликовал солидный научный труд под заглавием «Допотопный человек», положив тем самым начало новой отрасли естественных наук — доисторической археологии.

А на сегодняшний день Франция и Испания имеют право считать свои страны если не колыбелью всего человечества (коль скоро такое место на Земле вообще когда-либо удастся установить), то во всяком случае колыбелью первобытного искусства.

Никакое произведение античного искусства не может идти в сравнение в смысле древности, а иной раз и художественной ценности с доисторической живописью и гравюрами, украшающими стены франко-испанских пиренейских пещер, возраст которых восходит к легендарным эпохам и насчитывает сотни веков существования. Внимание археологов всего мира приковано к замечательным произведениям первобытного искусства, которые наши исследователи время от времени обнаруживают в пещерах Дордони, Пиренеев и прилегающих областей.

Название «пещеры с росписью» было дано спелеологами тем пещерам, где обнаружены доисторические рисунки, гравюры, горельефы и скульптуры, в отличие от пещер, служивших лишь жилищем первобытным людям. В таких пещерах археологи, произведя раскопки, находят во множестве древние очаги и всевозможные предметы домашнего обихода наших отдаленных предков, сделанные из камня и кости.

Пещеры, содержащие остатки материальной культуры первобытного человека, весьма многочисленны, они имеются почти во всех странах мира. Пещеры же «с росписью», наоборот, чрезвычайно редки. Самые широкоизвестные расположены на территории двух стран: Франции и Испании.

Расскажем хотя бы вкратце о том, как были открыты эти знаменитые пещеры и какие выдающиеся произведения доисторического искусства в них имеются.

Прежде чем отправиться в путешествие во тьму веков и мрак подземных пещер, напомним читателю, что произведения доисторического, искусства, о которых пойдет речь, представляют собой в подавляющей своей части изображения животных. Лишь изредка можно встретить среди них человеческий силуэт. Напомним также, что рисунки и скульптуры создавались древними художниками для разного рода магических обрядов и церемоний, способствовавших, по верованиям первобытных людей, удачной охоте. Охотничьи племена ориньякской и мадленской эпох были творцами этих произведений искусства, возраст которых исчисляется 15–20 тысячелетиями.

Доисторические произведения искусства впервые обнаружены в 1879 году в испанской пещере Альтамира, близ Сантанде′ра, в Кантабрийских Пиренеях.

Это сенсационное открытие было сделано семилетней девочкой, которая обратила внимание своего отца, археолога де-Сантуо′ла, на бизонов, изображенных на потолке пещеры.

Событие произошло в те времена, когда доисторическая археология, совсем молодая еще наука, лишь делала свои первые робкие шаги. Поэтому сообщение де-Сантуолы о находке было встречено его коллегами весьма недоверчиво и вызвало ожесточенную полемику в научном мире.

Однако в 1895 году другой ученый, Эмиль Ривьер, в свою очередь, обнаружил изображения животных, выгравированные на каменных стенах пещеры Ла-Мут близ Эйзи′ (департамент Дордонь). Рисунки находились в узкой боковой галерее, вход в которую был забит доверху отложениями разных пород. Когда в ходе раскопок, производимых Ривьерой в пещере, эти отложения убрали, за ними открылся проход. Отложения, заполнявшие вход в галерею, относились к отдаленной геологической эпохе, что исключало всякую возможность фальсификации или ошибочной датировки изображений. Было совершенно ясно, что рисунки, обнаруженные в галерее по ту сторону земляной пробки, закупорившей вход, должны быть отнесены к той же эпохе.

Благодаря этому открытию отпали последние сомнения в подлинности найденных на стенах пещеры Альтамира изображений. Было доказано, что доисторические рисунки и гравюры могли сохраниться на стенах и потолке пещер, подобно тому как сохранились до наших дней мелкие гравюры на кости и скульптуры, вырезанные из мамонтовых бивней и оленьих рогов, найденные при раскопках в тех же пещерах.

В пещере Альтамира, где юная Мария де-Сантуола первая заметила па потолке силуэт бизона, отдельные изображения животных разбросаны по нескольким галереям. Но в одном из подземных залов, который известный археолог аббат Брёйль назвал Сикстинской капеллой доисторического искусства, потолок украшает изумительная фреска длиной целых пятнадцать метров. Двадцать пять изображений животных, расположенных в невероятном беспорядке, но выполненных с величайшим мастерством, образуют эту фреску, где мы видим бизонов и лошадей, кабанов и ланей.

Все животные, особенно бизоны, изображены с удивительным реализмом и необычайной экспрессией. Одни застыли в угрожающих позах; другие стремительно мчатся в атаку, низко опустив рога; третьи мычат, вытянув шею, а четвертый спокойно лежит, словно корова на пастбище, повернув голову с очень точно схваченным выражением.

Вперемешку с полными жизни бизонами мы видим на фреске ланей и лошадей, нарисованных с замечательной естественностью и непринужденностью. Чуть дальше — силуэты двух кабанов, тоже делающие честь великому анималисту, автору этой изумительной композиции. О кабанах следует сказать особо. Один мчится галопом, другой идет шагом. Этот последний примечателен тем, что у него не четыре, а целых восемь ног! Присмотревшись внимательно, мы догадываемся, что художник хотел дать иллюзию движения животного, нечто вроде хронографии отдельных фаз ходьбы. Этот шагающий кабан пещеры Альтамира как бы предвосхищает — за двести веков! — некоторые модные течения современной живописи.

Животные пещеры Альтамира написаны черной или красной краской; большинство из них — в два цвета. Кроме того, на стенах этой великолепной испанской пещеры мы видим множество более или мене таинственных знаков: линии и черточки, красные пятнышки, несколько отпечатков рук и два-три человекообразных силуэта, нарисованных примитивно и неумело, как все изображения людей этой эпохи.

Любуясь чудесными фресками пещеры Альтамира, мы уже не удивляемся больше скептицизму и сомнениям ученых-археологов при открытии пещеры в 1879 году. Изображения здесь настолько совершенны, мастерство древних художников так высоко, что можно вполне понять извинить долгие колебания, недоверие и страстные споры, которые вызвали эти шедевры первобытного искусства у археологов, пока их подлинность не была установлена со всей научной точностью и неопровержимостью.

Рисунки, найденные в пещере Ла-Мут, далеко не так совершенны и поэтому вызвали меньше сомнений. Обстоятельства же, при которых они были обнаружены в подземной галерее, закупоренной отложениям доисторических времен, убедительно свидетельствовали об их подлинности.

Узкая галерея пещеры Ла-Мут заключает в себе силуэты животных, выгравированные кремневыми резцами на каменных стенах; лишь некоторые изображения сделаны охрой.

Вслед за этими двумя капитальными открытиями археологи стал открывать одну за другой пещеры с доисторическими рисунками.

В Пер-нон-Пере (департамент Жиронда) археолог из Бордо по фамилии Дало′ начиная с 1881 года производил раскопки в небольшой пещере, где им была найдена хорошо сохранившаяся стоянка ориньякской эпохи. Еще в 1889 году Дало заметил на каменных стенах пещеры какие-то линии и черточки, сделанные, несомненно, рукой человека, но, поглощенный своей работой, не обратил на них внимания. Однако в 1896 году, узнав о сенсационных открытиях в пещерах Альтамира и Ла-Мут, Дало стал внимательно рассматривать эти линии и увидел, что они изображают силуэты животных. Рисунки были намного древнее тех, которые украшали стены пещер Альтамира и Ла-Мут, и относились к более раннему периоду палеолита — ориньякской эпохе. На всех гравюрах Пер-нон-Пера животные изображены в полный профиль: одна передняя нога, одна задняя, один рог, одно ухо, один глаз.

В 1897 году Феликс Реньо′, посетив пещеру Марсула′ (Верхняя Гаронна), где производил раскопки его коллега Ко-Дурба′н, заметил на стенах этой маленькой пещеры гравюры и рисунки, на которые до него никто не обращал внимания. А между тем в пещере Марсула более ста изображений, и среди них — человеческие фигуры в масках, очень интересно трактованные, и несколько многоцветных рисунков очень больших размеров, в частности силуэт лошади и великолепный бизон, выполненный в манере пуантилизма.

В 1901 году трое ученых: доктор Капита′н, аббат Брёйль и учитель Пейрони′ нашли доисторические рисунки в пещере Комбаре′лль, близ Эйзи′ (департамент Дордонь). Эйзи с этого времени становится подлинной сокровищницей доисторического искусства. В одном-единственном извилистом коридоре пещеры Комбарелль, длиной в 230 метров, ученые насчитали 116 изображений лошадей, 35 бизонов, 19 медведей, 14 северных оленей, 13 мамонтов, 9 каменных баранов, 5 оленей, 4 лани, 5 львов, 4 волка, лисицу, носорога и целых сорок человеческих силуэтов, схематичных и неумело нарисованных.

В Фон-де-Гом (департамент Дордонь), где пещера имеет всего сто двадцать метров в длину, те же ученые обнаружили более двухсот изображений животных, преимущественно бизонов.

В этой пещере, в противоположность гроту Комбарелль, подавляющее большинство изображений сделано красками, а не гравировано.

На следующий год Пейрони, которому суждено было стать первооткрывателем многих замечательных пещер с росписью, открывает пещеру Бернифа′ль — опять-таки близ Эйзи! — и в ней двадцать шесть изображений мамонтов, лошадей, бизонов и северных оленей.

Открытия следуют одно за другим в таком количестве, что невольно возникает вопрос каким образом все эти рисунки и гравюры оставались до того времени никем не замеченными?

Кроме рисунков и гравюр, в пещерах находят глиняные скульптуры, барельефы и горельефы, относящиеся к той же эпохе, что и рисунки. Неподалеку от Эйзи, под навесом скалы Кап-Блан (Белый мыс), хорошо сохранился горельеф с пятью лошадьми и двумя бизонами; в пещере Коммари — несколько горельефов с изображением лошадей, бизонов, пиренейских каменных баранов и медведей.

В 1906 году археолог Мола′р обнаружил в пещере Нио′ (департамент Арьеж) превосходные и очень четкие рисунки, сделанные черной краской на светлом камне стен. Лошади и бизоны, олени и лани украшали стены подземного зала, расположенного в восьмистах метрах от входа. Кроме того, в пещере Нио впервые найдены рисунки, начертанные в мягкой глине пола.

В то время как Молар открывает доисторические рисунки в пещере Нио, Феликс Реньо исследует пещеру Гарга′ (Верхние Пиренеи). Рисунки, которые он там обнаружил, более древние и относятся к самому началу ориньякской эпохи. Кроме рисунков, на стенах пещеры Гарга можно увидеть около двухсот отпечатков человеческих рук. Отпечатки делались следующим образом: рука с расставленными пальцами прикладывалась ладонью к стене, а пространство вокруг нее покрывало черной или красной краской. Таким образом отпечаток получался более светлым, чем окружающий его черный или красный фон. Одна странная особенность присуща почти всем отпечаткам: фаланги некоторых пальцев отрезаны, а иногда на руке не хватает целого пальца. Это, несомненно, ритуальные ампутации (в знак траура, по обету и т. п.). Отпечатки таких изуродованных рук встречаются во многих пещерах, в пещере Гарга они, пожалуй, самые четкие.

Испания подарила миру первую и одну из самых богатых изображениями пещеру с росписью; было бы странно, если бы в этой стране оказалась единственной. Действительно, открытия испанских пещер заставили долго себя ждать и были сделаны в той же местности, что знаменитая Альтамира. В обнаруженных здесь пещерах с росписью мы видим те же рисунки, те же фрески, тех же животных, что и во Франции, за исключением мамонта и северного оленя, которые никогда переваливали через Пиренеи. Зато в испанских пещерах встречают изображения слонов и антилоп, отсутствующие по ту сторону Пиренйского хребта.

К 1910 году число открытых пещер с росписью достигло сорока. До самого начала первой мировой войны 1914 года находки не прекращались.

В Пиренеях, точнее, в департаменте Арье′ж, чрезвычайно богатом остатками доисторического прошлого, археолог граф Бегуэн со своими тремя сыновьями открыл пещеру Тук д'Одубе′р (1912) и пещеру Трех Братьев (1914). Каждая из этих пещер представляет собой настоящий музей первобытного искусства. Стены их украшены сотнями гравюр и рисунков. Среди них особенно примечательна фигура пляшущего колдуна в ритуальной одежде и маске, а главное, статуи двух бизонов, вылепленных из глины, — первый известный в археологии образчик доисторической скульптуры.

Открытие этих двух пещер в канун войны 1914 года было настоящей сенсацией.

После окончания войны поиски и раскопки возобновились. В 1922 году археологи Лемози′ и Дави′д открыли в Кабрере′ (департамент Ло) обширную, до того времени неизвестную пещеру, стены которой были обильно украшены изображениями мамонтов, лошадей, медведей, бизонов и северных оленей. Среди них — несколько силуэтов людей и множество рук, нарисованных черной и красной краской. В 1923 году автору этих строк посчастливилось открыть в департаменте Верхняя Гаронна пещеру, получившую название Монтеспан, а через десять лет — пещеру Лабасти′д в Верхних Пиренеях.[3]

В 1940 году трое подростков обнаружили в Монтиньяке-на-Везере (департамент Дордонь) всемирно известную ныне пещеру Ласко′. Большое количество рисунков и гравюр, украшающих стены этой пещеры, изумляют и восхищают археологов своей превосходной сохранностью и поразительной свежестью красок, не говоря уже о совершенстве выполнения. Вызывают удивление и размеры рисунков: изображенный на одной из стен бык имеет 5,4 метра в длину. Это самое крупное из известных в настоящее время наскальных изображений.

В той же пещере Ласко мы видим очень редкую для первобытного искусства композицию: битву человека с бизоном. Бизон с распороты брюхом мчится, низко нагнув голову и выставив рога, на человека, который падает навзничь, раскинув руки крестом.

Пещера Ласко необычайно богата произведениями древних художников. Это настоящий апофеоз доисторического искусства.

Пещера Лабо′м-Латро′н (департамент Гар) также была открыта подростками, учениками одного из местных коллежей, которые сумел проникнуть в неисследованные коридоры и галереи этой обширной пещеры. Силуэты животных, украшающие ее, выполнены весьма примитивным способом: первобытный художник, макая два или три пальца в красную глину, нарисовал ею на потолке пещеры слонов, носорогов, оленей и странное пресмыкающееся длиной в три метра.

Заканчивая свой далеко не полный и беглый обзор франко-испанских пещер с росписью, мы еще раз напоминаем, что единственной целью автора было рассказать в самых общих чертах о главнейших открытиях в этой области, расположив их в хронологическом порядке и показать, что Франция и Испания обладают самыми древними и самыми убедительными доказательствами артистичности первобытного человека на заре его существования.

 

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных