Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЗАНЯТИЕ 17. ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ




 

Постановка проблемы. Информация для тренера Слово «смерть» в названии темы занятия выглядит пугающе. В нашем обществе о смерти не принято говорить вслух. Однако в некоторых ситуациях это необходимо. Одна из таких ситуаций – это работа с подростками, которые находятся на этапе поиска смысла своего существования и осмысления конечности собственной жизни. Жизнь конечна. Что из этого следует? Что надо сидеть, сложа руки, пустить свою жизнь на самотек, потому что все равно «все там будем»? Или использовать каждую минуту на пользу себе и окружающим? Основная идея, заложенная в содержании занятия, заключается в том, что конечность жизни придает ей осмысленность, заставляет человека двигаться вперед, развиваться и совершенствоваться. Это – ответственность самого человека. Но для того, чтобы использовать время своей жизни максимально эффективно, нужно ценить ее и заботиться о ее сохранении. Перед началом работы ведущему необходимо убедиться в том, что в группе нет участников, остро переживающих в данный момент потерю близкого человека. В подобных обстоятельствах данное занятие целесообразно пропустить, поскольку обсуждаемые проблемы могут спровоцировать острейшую эмоциональную реакцию подростка, переживающего потерю.    

 

Цель занятия:

Формирование представлений о смерти тела и бессмертии души, работа со страхом смерти, создание условий для обращения к социально-значимым целям своего существования, формирование отрицательного отношения к легализованным формам прекращения жизни (аборту, последствиям саморазрушающего поведения)

Начало работы

Упражнение «Поиск окончаний»

Цель: создание рабочей атмосферы, введение в тему занятия.

Необходимые материалы: мяч или маленькая игрушка круглой формы.

Описание: организуется круг. Участник, у которого в руках мячик или игрушка (водящий), кидает ее любому другому участнику, произнося начало задуманного слова. Участнику, получившему мячик необходимо быстро (до счета «три») придумать окончание слова и назвать его. После этого он становится водящим, в противном случае – выбывает и становится зрителем.

В обсуждении затрагивается вопрос о том, что все имеет свое окончание. Даже наша жизнь.

 

Работа по теме занятия:

Информация для тренера:

«Не будет того вовек, чтобы кто остался бы жить навсегда и не увидел могилы. Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим» (Пс 48:9-11).

 

Одного благочестивого пустынника спросили: каким способом можно наискорее и наилучше приготовить себя к мирной и христианской кончине? Пустынник ответил: «Каждое утро думай, что наступивший день есть последний день в твоей жизни; и каждый вечер думай, что наступившая ночь есть последняя ночь в твоей жизни».

Вариант 1. Упражнение «Черный юмор»

Цель: нормализация страха смерти, вентиляция чувств, связанных со смертью.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: организуется работа в малых группах. Группам предлагается вспомнить и рассказать две самые симпатичные им истории (стихотворения, рассказа, страшилки), написанные в жанре черного юмора.

Обсуждаются вопросы:

- Почему жанр черного юмора так популярен?

- Почему люди боятся говорить о смерти серьезно?

- Почему пожилые люди часто говорят о смерти так легко, что даже пугают родственников?

- Что такое смерть человека?

- Что значит быть готовым к смерти?

- Что происходит после смерти с тем, что человек успел или хотел сделать при жизни?

 

Резюме ведущего:

Разговоры о смерти очень неприятны и болезненны, и люди стараются их избегать. Страшно думать о том, что твоя жизнь когда-нибудь закончится. Однако смерть – такая же реальность человеческого существования, как и жизнь

 

Вариант 2. Дискуссия-обсуждение притчи «Дерево»

Цель: формирование представления о смертности тела и бессмертии души.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: вниманию группы предлагается притча:

« Ехал путник и увидел, как мужчина около дома сажает маленькие веточки.

- Зачем ты сажаешь их? - спросил путник.

- Дерево вырастет и прикроет дом от зноя, - ответил мужчина.

- Ведь ты уже умрешь, когда оно вырастет, - возразил путник.

- Для нас деревья сажали наши деды, а я сажаю деревья для своих внуков, - ответил мужчина».

Обсуждаются вопросы:

- О чем эта притча?

- Что остается от человека после его смерти?

- В чем суть выражения «после нас остаются наши дела»?

 

Резюме ведущего:

Умирает тело человека, но его душа остается бессмертной в тех добрых делах, которые он сделал для других людей. Все, что мы делаем в жизни, так или иначе влияет на других людей, и все наши поступки, таким образом, остаются жить после нас.

Вариант 3. Упражнение «Эпитафия»

Цель: актуализация процесса постановки социально-значимых жизненных целей.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: организуется индивидуальная работа. Участникам предлагается представить, что сегодня – последний день их жизни, и поделиться тем, как они хотят его провести, чего добиться, что сделать за оставшееся время.

Что останется после вашей смерти? Участникам предлагается вообразить, что их уже нет в живых. Зато у них есть возможность написать для себя эпитафию или надгробную надпись. Важно написать так, чтобы было понятно, что жизнь прожита не зря.

Эпитафии записываются на листочках бумаги и отдаются ведущему, который зачитывает их в общем круге, не называя авторов.

Обсуждаются вопросы:

- Что вы чувствовали во время упражнения?

- Что вас удивило в ходе выполнения задания?

- Какие эпитафии оказались самыми распространенными? С чем вы это связываете?

- Что оказалось самым значимым в жизни для нашей группы?

-

Резюме ведущего:

Наша смертность заставляет нас бережнее относиться к жизни, стремиться максимально использовать свои возможности в отведенное нам время. Важно уметь ставить перед собой разнообразные цели и использовать время своей жизни наиболее эффективно.

 

Вариант 4. Упражнение «Суд»

Цель: формирование негативного отношения к отдельным формам самостоятельно санкционированной смерти – аборту, саморазрушающему поведению.

Необходимые материалы: «Дело об аборте», «Дело о самоубийстве».

Дело об аборте

Немного статистики

Сегодня в России на тысячу беременностей приходится около 560 абортов.

Примерно 15 % женщин, сделавших аборт, становятся бесплодными.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных