Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЗАНЯТИЕ 19. ЦЕННОСТИ




 

Постановка проблемы. Информация для тренера Поведением человека руководит та система ценностей, которая живет в его нравственном сознании. В этой системе или духовные ценности могут превалировать над материальными, или наоборот. Подросткам, находящимся на пороге ценностного самоопределения, важно предложить ориентиры, способствующие формированию приоритета духовных ценностей перед ценностями материального плана, что с большой вероятностью послужит фактором защиты в ситуациях, потенциально рискованных с точки зрения ВИЧ-инфицирования.

 

 

Цель занятия:

Создание условий для обращения к собственной ценностно-смысловой сфере, формирование представлений об общечеловеческих ценностях, формирование приоритета духовных ценностей над материальными.

 

Начало работы:

Упражнение «Пересядьте те, кто ценит…»

Цель: введение в тему, создание рабочей атмосферы.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: выбирается водящий. Его стул убирают за пределы круга. Водящий стоит в центре круга и произносит фразу: «Пересядьте те, кто ценит…» (деньги, свободу, своих родителей и так далее). Те, кто считает, что это высказывание относится к ним, должны встать со своего места и перебежать на другое, освободившееся место. Задача водящего – занять любое свободное место. Оставшийся без стула становится новым водящим.

Задача ведущего – побуждать водящего находить такие понятия, которые действительно были бы значимы для его товарищей, и ценность которых они не могли бы не признать.

Работа по теме занятия:

Информация для тренера:

«Абсолютный характер сферы ценностей определяется через понятие духовности. Ценность есть условие определенных чувств и желаний, а не следствие их».

Лосский Н.О. «Бог и мировое зло»

«Ценностное сознание связано с выбором. Перед необходимостью выбора человек сталкивается уже на первых порах своей жизни. В ситуации выбора перед человеком стоит задача признать ценностное преимущество одного из двух или из нескольких мотивов (побуждений). Ценность не обладает принудительной силой, но она способна порождать эмоции. Можно предполагать, что качество эмоции зависит от процесса формирования личности. По мере формирования личности ребенка ценности претерпевают определенное развитие, изменяясь не только по содержанию, но и по своему месту и роли в структуре жизнедеятельности. Существенно важно отметить, что на первых порах ценности существуют только в виде эмоциональных последствий их поведенческого нарушения или выполнения. Например, сознательно допущенная ложь вызывает эмоционально тягостное переживание чувства вины. Собственно, ценности как таковой в это время еще нет, она только зарождается и впервые начинает опознаваться в неспецифической для нее форме — в виде правил поведения в ситуациях, подобных пережитой. Эти правила вырабатываются ребенком в результате его опыта, когда выбранное им поведение получает положительную или отрицательную оценку со стороны взрослых. Таким правилом может быть, например, правило: “Никогда больше не буду лгать”. В подобных правилах заключается возможность будущей ценности. Особое значение для формирования ценностного сознания эти правила имеют потому, что в них содержится не обещание, данное другим, а внутренний обет, данный самому себе. Например, правило “не лгать” содержит начало будущей ценности и воспитывает в человеке любовь к правде как ценности… Для человека, обладающего высшей духовной ценностью, выбор перестает быть проблемой, поскольку такой человек уже навсегда определил свой нравственный путь, обрел источник подлинно этического осмысления бытия, жизненную устремленность и истину и тем самым предрешил все последующие частные выборы. Истинная ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняя ее подлинной свободой и открывая в ней творческие возможности… Вся ценностная ориентация личности находит свое оправдание и смысл в вере как ценности: вера является самым существенным условием нравственного возрастания личности. Находясь в обладании веры, личность способна преодолевать присущие человеческой природе естественные чувственность и эгоизм и, через возрастание в добродетели и достоинстве, актуально осуществлять реализацию смысла своего бытия в соответствии с идеальным нравственным предназначением человека».

Архимандрит Платон (Игумнов). «Нравственное богословие»

 

Вариант 1. Упражнение «Необитаемый остров»

Цель: создание условий для понимания, что за любым поступком стоят ценности, исповедуемые человеком; развитие способности ориентироваться в спектре возможных ценностей.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: Упражнение проводится в несколько этапов. На первом этапе участники группы работают индивидуально. Задается игровая ситуация: «Представьте, что через несколько часов неведомые силы отправят вас на необитаемый остров, где вам предстоит провести всю оставшуюся жизнь. Там есть вода и простая еда и (вы не умрете от голода и жажды), минимум одежды и постельных принадлежностей (вы не замерзнете), необходимые лекарства. К сожалению, там нет мобильной связи. Вам разрешают взять с собой только семь объектов, среди которых могут оказаться как вещи, так и люди. Условие – это только те вещи или люди, которые вы можете реально привезти в аэропорт в течение нескольких часов (привезти свою квартиру или любимую собаку не удастся)». Выбранные объекты записываются на листе бумаги.

Второй этап упражнения таков: «Все течет, все изменяется, и к вам на остров решили поселить сотоварища. У него тоже есть семь объектов. Итого, вместе с вашими, четырнадцать. Но остаться могут только семь». Организуется работа в парах. Задача членов каждой «двойки» – из двух списков составить один, включающий семь пунктов.

На третьем этапе аналогичная работа проводится в малых группах из пяти-шести человек.

Затем группы представляют в кругу свои списки. Ведущий интерпретирует услышанное с позиции ценностей: зачем это нужно (например, книга – для личностного развития, приемник – для получения информации о мире и других людях).

В обсуждении можно опираться на короткую притчу:

«Строителей спрашивают:

– Что вы делаете?»

Один отвечает:

– Я кладу кирпичи.

Другой отвечает:

– Я строю стену.

А третий ответил:

– Я строю Собор Святого Павла».

Обсуждаются вопросы:

- Какие чувства возникали по ходу упражнения?

- Как проходило обсуждение в вашей группе?

- Что оказалось самым ценным для вашей группы?

- Что удивило, а что оказалось предсказуемым?

 

Важным моментом завершения упражнения является выход из упражнения и снятие с себя ролей.

 

Резюме ведущего:

У каждого человека – свои ценности. Они многое говорят о человеке, его интересах и склонностях. Именно ценности лежат в основе нашего поведения, побуждают нас к совершению тех или иных поступков.

Вариант 2. Дискуссия-обсуждение истории «Богатство»

Цель: создание условий для разделения материальных и духовных ценностей, осознание приоритета духовного над материальным.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: вниманию группы предлагается притча:

« За дверью стояли два ребенка, оба в рваных пальто, из которых давно выросли.

– Купите газету, леди!

Она была занята, и уже собиралась сказать нет, но случайно опустила глаза и увидела их сандалии. Маленькие потрепанные сандалии, промокшие под дождем.

- Проходите, я приготовлю вам горячего какао.

Они оба, не сказав ни слова, последовали за ней. Мокрые сандалии оставляли на полу следы.

Она приготовила какао и тосты с джемом. Затем вернулась на кухню и занялась прерванным делом – разбирала счета.

Ее поразила тишина в соседней комнате. Она заглянула туда.

Девочка держала в руках пустую чашку и смотрела на нее. Мальчик смущенно спросил:

– Леди, вы богаты?

– Богата ли я? Нет! – она взглянула на свой потертый коврик.

Девочка очень аккуратно поставила чашку на блюдце и сказала:

– Ваши чашки подходят к блюдцам, – и в ее голосе звучали нотки голода, но не того, от которого болит живот, а какого-то другого.

Затем они ушли.

Незамысловатые дешевенькие голубые чашки и блюдца… Но они подходят друг другу. Она почистила картофель и приготовила грибной соус. Картофель и грибной соус, крыша над головой, надежный муж с хорошей работой, здоровые дети – все эти вещи тоже подходили друг к другу.

Она убралась в гостиной, но отпечатки маленьких сандалий остались в ее сердце. Она захотела оставить их там – на тот случай, если когда-нибудь забудет, как она богата на самом деле».

Обсуждаются вопросы:

- О чем эта притча?

- О каких именно ценностях повествует притча?

- Что вам кажется более ценным? Почему?

-

Резюме ведущего:

Иногда в погоне за накоплением материальных благ человек забывает о том, что является по-настоящему ценным. Материальное – преходяще. Истинные ценности связаны с духовной ориентацией человека.

Вариант 3. Дискуссия «Ценности разных эпох»

Цель: осознание общечеловеческого характера основных ценностных ориентаций.

Необходимые материалы: ксерокопии нижеприведенных текстов для работы в малых группах.

Законы царя Хаммурапи (примерно 1780 г. до н.э., Общемесопотамское Царство)

1. Если человек украл осла, овцу или раба, он – вор, и должен быть наказан

2. Если сын ударил отца – ему следует отрубить руку

3. Если человек выбил зуб человеку, ему тоже следует выбить зуб

4. Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода прорвала ее, затопив поля соседей, пусть виновный возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи поделят между собой.

5. Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть три года в рабстве, затем их следует отпустить.

Декларация прав человека и гражданина (документ Великой французской буржуазной революции, 1789 г.)

1. Люди рождаются и остаются свободными и равноправными

2. У каждого человека есть права: свобода, собственность, безопасность и сопротивление гнету

3. Закон должен быть равным для всех, защищает он или карает

4. Каждый гражданин может свободно говорить, писать и печатать, отвечая лишь пред законом за злоупотребление своей свободой слова

Всеобщая декларация прав человека (Европа, 1946 г.)

1. Все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать друг с другом в духе братства

2. Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность

3. Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии

4. Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным, унижающим его честь и достоинство наказаниям

5. Все люди равны перед законом, и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.

Новый Завет. Евангелие от Матфея, глава 5 (21,22,39,40,42,43,44)

«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака" [Сноска внизу страницы*: Рака – пустой, ветреный человек, среди иудеев слово «рака» считалось глубоко оскорбительным], подлежит синедриону [Сноска: Синедрион – высший суд у древних евреев, разбиравший наиважнейшие дела, в первую очередь религиозные преступления и прегрешения против веры]; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».

Описание: организуется работа в малых группах. На основе предложенных материалов, отражающих своды законов различных эпох, необходимо определить, что такое «общечеловеческие ценности», а также обсудить, влияет ли на систему ценностей государственное устройство и, если влияет, то каким образом.

 

Резюме ведущего:

Многие ценности переменчивы, но общечеловеческие ценности – добро, справедливость, красота, истина – были и будут всегда.

Вариант 4. Упражнение «Наши ценности»

Цель: выстраивание иерархии собственных жизненных ценностей

Необходимые материалы: лист ватмана с тремя приклеенными конвертами разного размера

Описание: участникам предлагается представить, что они находятся в банке, в котором хранятся не золото и драгоценные камни, а то, что особенно ценно для каждого человека. Им предлагается на отдельных листочках записать то, что им особенно дорого, и распределить по сейфам (конвертам). При этом самый большой сейф – для самого дорогого. Работа проводится индивидуально и анонимно.

По окончании работы ведущий подводит итоги, зачитывает листочки, оглашая получившийся «рейтинг ценностей». Обсуждаются вопросы:

- Что вас удивило в «рейтинге ценностей»?

- Есть ли такие вещи, оценить которые невозможно? Почему?

-

Резюме ведущего:

Далеко не все, что мы ценим в жизни, можно перевести в материальный эквивалент. Важно не только ценить, но и беречь то, что нам дорого.

Вариант 5. Упражнение «Ценности»

Цель: осознание жизненных ценностей.

Необходимые материалы: фоновое музыкальное сопровождение.

Описание: участникам раздают по шесть листочков бумаги и предлагают на каждом из них написать то, что для них является наиболее ценным. Затем листочки ранжируются так, чтобы самая большая ценность оказалась на самом последнем листочке. Тренер предлагает представить, что случилось страшное событие, и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Ведущий предлагает смять и отложить листочек и подумать о том, как теперь без этого живется. Так происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз, после потери очередной ценности, участникам следует обращать внимание на свое внутреннее состояние. Затем тренер объявляет, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей: можно выбрать одну из смятых бумажек. И так – шесть раз. Ценности возвращаются к их владельцам. Затем предлагается осознать, что произошло. Можно добавить какие-то ценности и посмотреть, остался ли прежний порядок ранжирования. Упражнение выполняется под спокойную музыку. Большое значение имеют интонации и голос тренера, а также его слова, которые должны быть простыми и четкими.

Упражнение связано с сильными эмоциональными переживаниями, поэтому всем участникам необходимо дать возможность поделиться чувствами. Во время проведения упражнения необходима предельно безопасная обстановка - не должно быть лишних звуков, никто не должен входить в помещение, участники не должны мешать друг другу (их можно рассадить на комфортное расстояние друг от друга). Важным условием завершения упражнения является выход из него, возвращение участникам их «ценностей». Прежде чем проводить это упражнение в группе, ведущий должен получить собственный опыт участия в нем и оценить его глубину. В конце упражнения проводится обсуждение.

 

Резюме ведущего:

Ведущий подчеркивает, насколько важно выстроить собственную иерархию ценностей.

Завершение работы.

Цель: подведение итогов занятия.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: ведущий подчеркивает приоритет духовных ценностей над материальными, имеющими преходящий характер.

Группа высказывается на тему:

- Что нового произошло за время занятия?

- Что удивило, оказалось неожиданным?

 

Домашнее задание

Цель: вербализация опыта, полученного в ходе занятия.

Необходимые материалы: рабочая тетрадь

Описание: участникам группы предлагается написать эссе на тему: «Самое ценное, что есть в моей жизни».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных