Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЗАНЯТИЕ 20. ЦЕЛИ И СМЫСЛ




Постановка проблемы. Информация для тренера Представить себе жизнь человека без того, чтобы он ставил себе ближайшие и отдаленные цели, невозможно. В этом занятии дается представление о жизненных целях. Поднимается вопрос смысла существования. Если человек осознанно организует свою жизнь, стремится к достижению тех или иных целей, то вероятность, что он не станет рисковать собой, своим здоровьем и благополучием, резко возрастает по сравнению с бесцельным и праздным образом жизни.

 

Цель занятия:

Осознание, формулировка и обсуждение познавательных, поведенческих, духовных и других целей участников.

Начало работы.

Вариант 1. Упражнение «Радуга»

Цель: осознание участниками важных жизненных целей.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: у участников есть прекрасная возможность задуматься о будущем, определить и осмыслить важные для них цели. Говорят, что на дальнем конце радуги стоит золотой горшок, который каждому, кто до него доберется, дарит счастье и богатство. Представьте себе вашу личную радугу, созданную солнцем и дождем для того, чтобы порадовать вас. Пусть те точки, где радуга опирается на горизонт, обозначают ваше настоящее и будущее. Вообразите, что в «точке будущего» вас ждет нечто ценное и очень для вас желательное. Нарисуйте эту радугу. А там, где она уходит за горизонт, нарисуйте цель, которая придет вам в голову во время рисования. Сосредоточьтесь прежде всего на радуге, на ее цветах, изгибе, и во время рисования вам в голову будут приходить разные мысли, в памяти – всплывать различные цели. Нарисуйте будущую цель на первом плане, осознавая, что она может быть не единственной важной целью. Рисовать вы можете как символично, так и реалистично, или совмещая оба эти способа.

Теперь взгляните на свой рисунок и ответьте на следующие вопросы:

ü Как мне достичь своей цели?

ü Что зависит от меня, что от других?

ü Какие препятствия могут встретиться на пути к цели?

ü От чего, возможно, придется отказаться?

ü Что я выиграю?

ü Кто, кроме меня, может получить пользу от достижения этой цели?

ü Как я отношусь к этой цели?

 

Работа по теме занятия:

Информация для тренера:

«Проблема смысла жизни в своем предельном варианте может буквально завладеть человеком. Она становится особенно насущной, например, в подростковом возрасте, когда взрослеющие молодые люди в своих духовных исканиях вдруг обнаруживают всю неоднозначность человеческого существования. Как-то преподаватель естественных наук в средней школе объяснял старшеклассникам, что жизнь любого организма, в том числе и человека, в конечном счете, есть не что иное, как процесс окисления и сгорания. Неожиданно один из учеников вскочил и бросил учителю полный волнения вопрос: "Если это так, то в чем же тогда смысл жизни?". Этот юноша уже ясно осознал ту истину, что человек существует в иной плоскости бытия, чем, скажем, свеча, которая стоит на столе и сгорает, пока не угаснет совсем.

Процесс "постижения" смысла характеризует более высокую стадию развития, чем "присвоение" уже известного, "предоставленного" человеку смысла. Проводником, ведущим человека в поисках ответов на вопросы, поставленные жизнью, в принятии им ответственности за свою жизнь, выступает его совесть. Негромкий, но настойчивый голос совести, которым она "говорит" с нами, - это неоспоримый факт, переживаемый каждым. И то, что подсказывает совесть, каждый раз становится нашим ответом».

Виктор Франкл. «Человек в поисках смысла»

 

Вариант 1. Упражнение «Бедность, богатство, всемогущество»

Цель: дать возможность участникам пережить экстремальные ситуации в воображении и представить себе, к чему могут привести изменения.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: участники разбиваются на три-четыре мини-группы и получают инструкцию, которая дает возможность пережить в воображении несколько необычных ситуаций.

1. Представьте себе, что вы внезапно попали в крайнюю нужду.

ü Что вы будете делать?

ü Что из имущества вы захотите сохранить?

ü Что в жизни вы не будете менять?

ü Какие новые возможности откроет для вас бедность?

Подумайте, обсудите в группе и кратко запишите ответы на эти вопросы.

2. Представьте, что вам досталось огромное состояние.

ü Что это будет означать для вас?

ü Что вы сделаете, прежде всего?

ü Какие возможности это для вас откроет?

Подумайте, обсудите в группе и кратко запишите ответы на эти вопросы.

3.Представьте себя человеком, обладающим большими правами и возможностями.

ü Что вы измените?

ü Что нового создадите, чтобы сделать этот мир лучше?

Подумайте, обсудите в группе и кратко запишите ответы на эти вопросы.

Каждая группа представляет результаты обсуждения.

 

Резюме ведущего:

Человек обретает смысл на протяжении всей своей жизни и своего развития. В соответствии с пониманием смысла своего существования он формулирует цели, достигает их, использует соответствующие средства. Важно, чтобы мы чаще задумывались об этом и стремились осознанно выбирать свои дороги.

 

Вариант 2. Упражнение «Что я хочу изменить?»

Цель: выражение участниками своих целей работы в группе в стиле театра импровизаций.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: участники становятся в круг. Каждый по очереди выходит в середину круга и в течение одной - двух минут показывает те формы поведения, от которых он хотел бы избавиться. После небольшой паузы он должен изобразить заменяющие их варианты поведения. Тот, кто понял действия это человека, присоединяется к нему и демонстрирует такие же способы поведения. Тогда стоящему в круге будет не так одиноко, а остальным станет легче понять его.

 

Резюме ведущего:

Изменения начинаются с постановки цели. Поняв, чего ты хочешь, и что тебя не устраивает в существующей ситуации, ты можешь двигаться вперед к самосовершенствованию.

Вариант 3. Упражнение «Горести»

Цель: формирование представления о горе как стимуле к развитию.

Необходимые материалы: пустая коробка, листочки бумаги.

Описание: в центре круга ставится коробка, в которую участники складывают описания горестных событий, написанные на листочках бумаги. Авторство не указывается. Ведущий перемешивает листочки и зачитывает написанное.

Обсуждается вопрос: зачем человеку горести? Затем, чтобы приобретать опыт, становиться мудрее и сильнее.

Группа делится на подгруппы. Подгруппы получают листочки, выбранные из коробки случайным образом, и после обсуждения рассказывают, что полезного могли бы принести человеку эти горести.

 

Резюме ведущего:

Ведущий подчеркивает, что несчастья нередко являются для человека мощным стимулом к развитию. Важно не опускать руки, а, напротив, извлекать опыт из любых, даже самых тяжелых жизненных обстоятельств.

Завершение работы.

Цель: подведение итогов занятия.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: ведущий подчеркивает важность постановки перед собой конкретных и реалистичных жизненных целей, поиска смысла жизни.

Группа высказывается на тему:

- Что нового произошло за время занятия?

- Что удивило, оказалось неожиданным?

 

Домашнее задание

Цель: вербализация опыта, полученного в ходе занятия.

Необходимые материалы: рабочая тетрадь.

Описание: участникам группы предлагается написать эссе на тему: «Стоит ли искать смысл жизни?».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных