Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Программа элективного курса краеведения




«Странички истории земли Пермской»

Пояснительная записка.

Элективный курс краеведения «Странички истории земли Пермской» рассчитан на учащихся средних классов основной школы и может быть использован для предпрофильной подготовки. Его цель – сориентировать учащихся на эколого-краеведческий профиль, развить и закрепить уже сформировавшийся интерес детей к истории.

За основу курса взят комплект:

Н.П.Горбацевич, Н.В.Шатрова. Прикамье: странички далёких и близких времён. Пермь. «Книжный мир», 2003г.

Н.Ю.Перевозникова, А.Е.Филенко. Прикамье: странички далёких и близких времён. Рабочая тетрадь. Пермь. «Книжный мир», 2004г.

Атлас Пермской области. География. История. Москва. Издательство ДИК, 1999г.

Содержание программы курса предполагает решение следующих задач:

· познакомить учащихся с яркими страницами истории Пермского края;

· способствовать воспитанию любви, чувства гордости за

родной край, своей причастности к его истории и культуре;

· развивать познавательный интерес к знаниям о родном крае;

· воспитывать у учащихся осознанно – бережное отношение ко всему природному и предметам рукотворного мира;

· развивать умение находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства в словарях, справочной, художественной и научно – публицистической литературе.

Курс рассчитан на 17 учебных часов. Первая тема (занятие № 2) знакомит учащихся с историей заселения Прикамья людьми. Остальные темы – это история населённых пунктов Пермской области: городов, посёлков, деревень. Через историю населённых пунктов учащиеся знакомятся с самыми яркими событиями, памятниками культуры, историческими деятелями, историей предприятий Прикамья.

Курс предполагает работу с историческими источниками, организацию разных видов игр, экскурсий по родному краю, просмотр видеофильмов, использование средств мультимедиа, творческую деятельность учащихся.

В процессе работы над курсом учащиеся получают представление об отдельных экономических, общественных и экологических проблемах своего края.

Большое воспитательное значение имеет материал о развитии благотворительности и меценатства в Прикамье.

К занятиям курса из разных источников подобраны в качестве эпиграфов строчки из стихотворений, тексты исторических документов, иллюстративный материал, статьи из газет: районной «Вперёд», областных «Звезда», «Пермский край».

Этапы отдельных занятий имеют профориентационную направленность. Учащиеся знакомятся с историей, факультетами и специализацией отдельных учебных заведений Пермского края. Так на занятии № 8 учащиеся получают сведения о Пермском государственном университете, на занятии № 13 - о специальных учебных заведениях Октябрьского района.

В основе занятия № 6 рассказ учителя с элементами беседы, работа с документом, демонстрация иллюстративного материала, выставка изделий керамики и камнерезного искусства.

В ход отдельных занятий включаются задания проектного характера. Например, на занятии № 12 учащиеся работают над проектом экскурсии «По городам Прикамья».

Занятие № 16 построено в технологии коллективно-индивидуальной мыследеятельности личностно ориентированного обучения. На данном занятии учащиеся самостоятельно осуществляют целеполагание, работают в группах, в конце проводится рефлексия.

Разнообразны формы домашних заданий:

- нарисовать рисунок по теме;

- написать сочинение по плану;

- составить викторину, кроссворд, ребус и т.п.;

- подобрать статьи и иллюстративный материал из газет и

журналов по теме;

- написать стихотворение и др.

Форма элективного курса создаёт ситуацию успеха у учащихся. Отсутствие 5-бальной системы оценивания работы учащегося способствует формированию личности ученика с опорой на положительные стороны его натуры, природные задатки и склонности. Одним из способов поощрения работы учащегося может стать «жетонная система», т.е. целенаправленное и последовательное использование системы поощрения через вручение жетонов за правильные ответы, проявление инициативы, умение сотрудничать в группе.

Для развития навыков самооценки желательно использовать различные виды рефлексии.

Творческая работа, её презентация – это основная форма отчётности каждого учащегося.

Творческая деятельность организуется учителем. Она осуществляется как на материале курса, так и на семейной истории учащихся. На первых занятиях курса учащиеся обговаривают с учителем предполагаемые темы и формы творческих работ, этапы работы, сроки презентации. Учитель предлагает список литературы. Здесь же решается, какими будут работы: групповыми или индивидуальными.

Выбор формы творческой работы определяется его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора. Важно, чтобы благодаря выбранной форме можно было наилучшим образом представить на презентации результаты проведённой работы.

При этом результаты творческой деятельности:

- представляются в виде конкретного «продукта»;

- выполняются в едином стиле (например, итоговый доклад

должен содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля и

т. п.);

- содержат соответствующие сноски, примечания,

указывающие на источники информации;

- рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;

- защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;

- в дальнейшем должны использоваться в учебном процессе.

Творческая работа проектного характера должна иметь пояснительную записку (теоретическую часть). Структура пояснительной записки может быть следующей:

- титульный лист (название учебного заведения, класс, автор, название

работы, руководитель, место издания, год);

- оглавление;

- эпиграф;

- введение;

- основная часть (главы, разделы, параграфы);

- заключение;

- список используемых источников и литературы;

- приложение.

В результате творческой деятельности учащиеся учатся:

· находить источники информации;

· отбирать наиболее значимый материал;

· перерабатывать полученную информацию;

· располагать события в хронологической последовательности;

· формулировать вопросы и проблемы и искать пути их решения;

· делать выводы на основе полученной информации, выражая при этом своё отношение к анализируемым событиям;

· грамотно оформлять результаты работы;

· презентовать полученные знания и опыт.

Творческая деятельность способствует формированию критического мышления учащихся, развитию умения работать с информацией, что в полной мере отвечает целям и задачам курса.

В ходе работы над проектами учитываются индивидуальные интересы и способности учащихся. Каждому ребёнку оказывается внимание со стороны учителя. Между учителем и детьми выстраиваются иные, нежели на уроке, отношения. Учитель находится на равных с ребёнком, рождается единый дух творчества, единство мыслей и чувств.

Обучение учащихся творческой деятельности требует от учителя собственных навыков исследовательской работы, организаторского мастерства, увлечённости преподаваемым курсом.

Проектная работа предполагает различные виды деятельности, следовательно, повышается двигательная активность учащихся, образовательный процесс перестаёт быть постоянным «сидением за партами».

 

Содержание программы

Тема 1. Введение.

Что такое краеведение. Зачем нужно знать историю своего края. Исследовательская деятельность, её цели и задачи. Примерные темы творческих работ. Основные требования к творческой работе.

 

Тема 2. Древнее Прикамье.

Пермский край: его освоение и заселение. Памятник археологии – стоянка Талицкого. Тайна Писаного камня. Прикамье в эпоху медного, бронзового и железного века. Работа древних металлургов Прикамья. Гляденовцы – древние земледельцы земли Пермской.

 

Тема 3. Чердынь – древняя столица Урала.

Чердынь – самый древний город Прикамья. Чердынский кремль – первый на Урале кремль. Легенда о Полюде. Заточение М.Н.Романова. Иоанно-Богословский монастырь – первый монастырь Прикамья. Никольская церковь – памятник каменного зодчества. Преображенская церковь из села Янидор – памятник деревянного зодчества музея «Хохловка». Ныроблаг – место ссылки К.Ворошилова, О.Мандельштама.

 

Тема 4. Соликамск-городок – Москвы уголок.

Соликамск – главный город Прикамья в 17 веке. Именитые люди Строгановы. Уральское солеварение. Организация похода Ермака Строгановыми.

 

Тема 5. Усолье-град – Петербургу брат.

Архитектура Усолья: палаты Строгановых. Архитектор А.Н.Воронихин – уроженец Усолья. Приземление космического корабля «Восток-2» в усольской тайге.

 

Тема 6. Из летописи Земли Кунгурской.

Первое горнозаводское управление на Урале. В.Татищев. Кунгурские купцы – Хлебников, Егоров, Губкин, Грибушин. Архитектура Кунгура. Дом воеводы – первое каменное здание Кунгура. Гостиный двор архитектора Р.И.Карвовского – символ купеческой мощи. Кунгурские церкви – Тихвинская, Успенская, Преображенская, Никольская. Кунгурская Ледяная пещера: история освоения. Легенды и были Кунгурской Ледяной пещеры. А.Н.Радищев в Кунгуре.

 

Тема 7. Оса «кусается как оса...».

Основание Ново-Никольской крепости. Пугачёвцы под Осой. Пугачёвский атаман Иван Белобородов.

 

Тема 8. Пермь: от основания до наших дней.

Основание Егошихинского завода. В.Н.Татищев. Пермь – губернский город. Петропавловский собор – первое каменное строение Перми. Пермь и её замечательные жители. Пермский губернатор – К.Ф.Модерах. «Святой доктор» Ф.Х.Граль. «Русский американец» И.И.Любимов. Изобретатель радио А.С.Попов. Инженер, учёный, изобретатель Н.Г.Славянов. Предприниматель и меценат Н.В.Мешков. Пермь сегодня.

 

Тема 9. Пермская художественная галерея.

Русская живопись. Зарубежное искусство. Иконопись. Русский авангард. Пермская деревянная скульптура.

 

Тема 10. Пермский краеведческий музей.

Пермский краеведческий музей. Народная игрушка. Камнерезное мастерство. Предметы быта жителей Прикамья. Пермский звериный стиль.

 

Тема 11. Молодые города Прикамья.

Березники – центр химической промышленности. Краснокамский целлюлозно-бумажный комбинат. Чайковский – самый молодой город Прикамья. Строительство Воткинской ГЭС.

 

Тема 12. Повторение. Игра «И жемчуга блистают в ожерелье...»

Командная игра по истории городов Прикамья «И жемчуга блистают в ожерелье...»

 

Тема 13. Октябрьский – моя малая родина.

Природные и климатические особенности Октябрьского района. Национальный состав. Октябрьский район: от первого поселения до наших дней – основные этапы истории. Знаменитые люди района.

 

Тема 14. Эколого – краеведческая экскурсия по окрестностям п. Зуевский.

Маршрут экскурсии: школа, улица Ленина, Парк Победы, озеро Поганка, озеро Щучье, школа.

 

Тема 15. Родная сторонка.

Игра по топонимике Октябрьского района «Родная сторонка».

 

Тема 16. Итоговое повторение.

Повторение и закрепление полученных знаний по курсу «Странички истории Земли Пермской».

 

Тема 17. Итоговое занятие.

Презентация творческих работ учащихся.

 

Тематическое планирование

Тема занятия Предлагаемые формы и методы организации деятельности   Дата занятия
  Введение. Беседа  
  Древнее Прикамье. Работа с картой, атласами Пермской области.  
  Чердынь – древняя столица Урала. Мультимедийная презентация в программе Power Point. Приложение № 1 Комментарии к презентации в программе Microsoft Word. Приложение № 2.  
  Соликамск-городок – Москвы уголок. Работа с атласами Пермской области. Работа с раздаточным материалом «Солеваренный завод»  
  Усолье-град – Петербургу брат. Работа с атласами Пермской области. Сообщение учащегося о приземлении космического корабля «Восток-2» в усольской тайге.  
  Из летописи Земли Кунгурской. Работа с историческим источником «Из Путевых заметок А.Н.Радищева». Выставка изделий камнерезного искусства. Сообщение учащегося о Татищеве. Приложение № 3.  
  Оса «кусается как оса...» Работа с атласами Пермской области. Работа с историческим источником «Из наставления атамана И.Белобородова своим сотникам (31 января 1774г.)». Сообщение учащегося о И.Н.Белобородове.  
  Пермь: от основания до наших дней. Работа с атласами Пермской области. Работа с историческим источником «Из указа Екатерины Великой». Сообщения учащихся о К.Ф.Модерахе, Ф.Х.Грале, И.И.Любимове, А.С.Попове, Н.Г.Славянове, Н.В.Мешкове.  
  Пермская художественная галерея Видеофильм «Пермская художественная галерея» (30 минут). Повторение: викторина «Пермь – родная столица Прикамья – город мой, город твой, город наш». Приложение № 4.  
  Пермский краеведческий музей Работа с иллюстративным материалом.  
  Молодые города Прикамья. Работа с картой, атласами Пермской области. Работа с историческим источником «Славные имена».  
  Повторение. Игра «И жемчуга блистают в ожерелье...» Командная игра по истории городов Прикамья. Мультимедийная презентация Приложение № 5.  
  Октябрьский – моя малая родина. Сообщения учащихся о знаменитых людях района Ф.З.Гатаулхакове, А.Е.Миллере.  
  Эколого – краеведческая экскурсия по окрестностям п. Зуевский. Маршрут экскурсии: школа, улица Ленина, Парк Победы, озеро Поганка, озеро Щучье, школа. Приложение № 6.  
  Родная сторонка. Викторина «Родная сторонка» (по топонимике Октябрьского района). Приложение № 7.  
  Итоговое повторение. Занятие в технологии коллективно-индивидуальной мыследеятельности личностно ориентированного обучения. Приложение № 8.  
  Итоговое занятие. Презентация творческих работ учащихся  

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных