Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРАВО НА МЕСТО В ИСТОРИИ.

 

Все вехи наши – на крови и нервах,

Не дай нам бог, хоть раз забыть о них,

Но мы все чаще прославляем первых,

Не ведая, что славим лишь вторых…

А.Макаревич «Песня про первых»

 

Действительно, так бывает – «что мы с вторых печатаем портреты, хоть в этом права и не их вина, они наш флаг и дети всей планеты проходят в школах эти имена…»

 

Сразу скажу, что я не хочу этим материалом никого обидеть, принизить чьи-то заслуги. Лишь только соскрести шелуху пропаганды и расставить точки на i.

 

С 26 декабря 1933 г. по 9 января 1934 г. состоялся ледовый переход по льду Амура солдат Особого военно-строительного корпуса. Комсомольчане достаточно уверено знают об этом факте, тем более, что напоминанием им служит большой памятник военным строителям, скульптора С.В.Николина.

 

Начнем с того, что же это был за ОВСК – Особый военно-строительный корпус. Начало 30-ых годов – страна очень сильно нуждается в рабочей силе, в специалистах. И вот в октябре 1933 года наркоматом обороны по решению партии и правительства сформирован военно-строительный корпус народного комитета тяжелой промышленности. Он состоял из трех бригад, каждой из которых предстояло выполнить свою задачу по строительству промышленных объектов Дальнего Востока. Формировались батальоны из молодежи призывного возраста, имеющей строительные специальности. Были здесь и высококвалифицированные кадры. Одним из них стал, например, военный врач Сергей Иванович Потеряхин, о самоотверженном труде которого газета уже писала.

Подготовлен поход из Хабаровска до Комсомольска по Амуру расстоянием в 400 км. был серьезно и основательно. Бойцов одевали в полушубки, выдавали теплые брюки, теплое белье, теплые подшлемники, валенки, хорошо было поставлено питание. Имелся неприкосновенный запас продуктов. За каждой ротой закрепили по фельдшеру, был спирт, термосы с горячим чаем, тулупы и запасные полушубки. Одним словом средств на столь важный поход не жалели. Командование же бригады выехало с полным комфортом – на автомобилях. Известен и такой факт – одна женщина из Комсомольска решилась идти домой с купленной в Хабаровске коровой, пристроившись со своей покупкой к хозяйственной службе одного из батальонов.

О чем все это говорит? О том, что была достаточно хорошая дорога. Об этом пишет и краевед из Амурска Б.П.Фомин: «Шли они колонами по 1000 человек. Шли по почтовой конной дороге по льду Амура….» Дорогу эту кто-то должен был проложить….

Исследователь из Амурска Б.П.Фомин в своих воспоминаниях пересказывает беседы со старейшими жителями села Вознесеновское. Они рассказывали об увиденных ими в начале 30-ых годов перегонах заключенных по торосистому льду из Хабаровска. В марте 1933 года их гнали в Комсомольск.

«Всю деревню заполонили тогда пригнанные по Амуру заключенные, – рассказывала Александра Федоровна Лосева, – само слово «заключенный» пугало всех старых и малых в деревне. Но спокойное и культурное поведение несчастных людей внушало к ним доверие и жалость. Это были «политические»…К нам в дом привели восемь человек. Один из них дрожал, стуча зубами. Мама положила его на печь. Он стонал ночью и просил пить. Утром его кое-как подняли, и он пошел пешком со всеми остальными в Комсомольск….» И как смог идти по Амуру тот несчастный человек…

В декабре 1933 года тысячи заключенных работали на прокладке ледовой дороги по Амуру, поддерживая ее до самой весны. По ней-то и прошли в декабре-январе 1933-1934 годов бойцы Особого военно-строительного корпуса.

Я не буду принижать роль военных строителей в истории строительства Комсомольска. Прибыв в город, они сразу приступили к работе – корчевке леса, осушению болот, строили дома, клубы, монтировали заводские корпуса, решили несколько сложных технический задач на сооружении судостроительного завода. Отслужив положенное время, солдаты могли уехать, вернуться домой, но их уже увлек размах стройки и многие оставались, обзаводились семьями.

Однако не всем бойцам ВСК достались одинаковые условия. Вторая бригада, командовал которой Ян Адамсон попала на участок работ в 5 км от поселка Свободный. Спали в палатках на ледяной земле. Грелись, работая лопатой, ломом, киркой да одноколесной тачкой. Потом выдалбливали вечную мерзлоту, а до тайги, до дров было 80 км.

Но был еще один ледовый переход по Амуру, совершенный почти на год раньше «нашего». Переход 1932 года с 23 января по 23 февраля, 800-километровый, с Хабаровска до Де-Кастри. Вот он действительно был первым.

Расскажем о нем:

«Япония усиливала политику экспансии. Их интересовал район поселка Де-Кастри. Наше командование располагало сведениями, что японцы могут появиться там сразу после того, как только северная часть пролива очиститься ото льда. Надо было упредить захватчиков. С этой целью и была осуществлена передислокация 4-го стрелкового полка и 3-го артиллерийского дивизиона 2-ой Приамурской дивизии. Другой возможности, кроме как ледового перехода, перемещения довольно значительного контингента войск у командования армии не было. Усилилась лыжная подготовка.

23 января 1932 года начался переход. Лыжники шли по целине, преодолевая многочисленные торосы. Погодные условия были тяжелые. Иногда не дойдя до очередного села, отдыхать приходилось прямо на льду. К тому же одеты были воины не в полушубки, а в шинели. 800-километровый переход в труднейших условиях был осуществлен за месяц. Однако, совершили его удачно, не было обмороженных, вооружение доставлено в сохранности. Участники доказали, что даже в самые студеные зимние месяцы можно преодолевать трудные амурские версты и достигать намеченной цели» (воспоминания генерала армии Г.И. Хетагурова)

Главный же итог ледового перехода воинов состоит в том, что они с честью выполнили поставленную перед ними задачу – своевременно прикрыли от японских милитаристов побережье Татарского пролива и Нижнее Приамурье. И будущий еще Комсомольск, в том числе.

Еще раз скажу – не хочу кого-то принизить, а кого-то возвысить. Я хочу сказать, что у каждого в истории было свое место. И если он стоял на своем месте честно и до конца, то достоин быть настоящим человеком.

 

 

Но я прошу, чтоб мы на этом свете,
Собравшись вместе, хоть когда-нибудь,
Не позабыли, славя первых этих,
Всех настоящих первых помянуть.

Редакция выражает благодарность Краеведческому музею за помощь при подготовке материала.

Антон Ермаков.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
При формировании в медицинской роте четырех одноврачебных бригад первая врачебная помощь может быть оказана 144 раненым. | и 19 марта 2017 САРАТОВ, ВОЛГА СПОРТ, Вольский переулок, 15к3


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных