Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Коррекция агрессии у детей 3-й группы




Как было рассмотрено выше, для первых двух уровней аффек­тивной организации агрессия в норме не является характерной формой реагирования и может проявляться в основном в слу­чаях нарушенного функционирования этих уровней, нося.ха­рактер отдельных агрессивных реакций.

На третьем же уровне агрессивные проявления входят в состав возможных способов аффективной адаптации к окру­жающему, регуляцию которой этот уровень обеспечивает. Здесь агрессивные проявления приобретают форму более сложного целенаправленного поведения. Когда в процессе онтогенеза этот уровень начинает работать с полной силой, ребенок ста­новится способным успешно приспосабливаться не только к до­статочно постоянным условиям существования (как на втором уровне), но и получает в свое распоряжение эффективный спо­соб самостоятельного овладения нестабильными, неожиданны-, ми и угрожающими ситуациями. Это происходит благодаря тому, что на третьем уровне формируются специальные аффек­тивные механизмы активного освоения и преобразования внеш­ней ситуации. Они выражаются в форме влечения к опасности и в направленном преодолении или уничтожении препятствий к достижению аффективно значимой цели.

Рассмотренный в предыдущих главах специфический для третьего уровня механизм «качелей», на котором основано вле­чение к опасности, к страшному, запускается в онтогенезе очень рано. Имея важный адаптивный смысл (справиться с конкрет­ным страхом, пережить опасную ситуацию), он является и од­ним из самых сильных аутостимуляционных приемов и может проявляться в ряде аффективных действий, которые выглядят внешне бессмысленными и даже опасными. Так, проявляясь как испытание ребенком себя в реальных физически опасных действиях, этот механизм может иногда получать внешнее вы­ражение самоагрессии, а в плане вербального овладения ситуациями форму агрессивных высказываний, увлечения страш­ными сказками, историями, разговоров на «неприличные» темы

При гармоничном аффективном развитии третий уровень находится под постоянным контролем ведущего — четвертого уровня, ответственного за налаживание устойчивых эмоцио­нальных отношений ребенка с окружающими его людьми. По­этому преимущественно все проявления этого уровня экспан­сии приобретают социализированный характер. Это относится в полной мере и к агрессивным тенденциям и отражается осо­бенно ярко в сюжетных играх детей, где агрессивные действия оправданы, обслуживают «героические» поступки, несут опре­деленный, социально приемлемый смысл (например, в играх в войну, охотников, больницу и т. д.). Таким образом, для третьего уровня в игре, творчестве возможна реализация агрес­сивных тенденций в символическом плане.

В норме механизмы аффективной экспансии совершенно не­обходимы для -полноценной организации человека, его адапта­ции к окружающему миру. Они в значительной мере лежат в основе развития исследовательской деятельности. Однако при нарушении гармоничного функционирования третьего уровня эти механизмы могут неадекватно доминировать в аффективной сфере ребенка. Это доминирование может быть временным — и тогда наблюдаются функциональные аффективные наруше­ния 5, — но может носить и стойкий характер.

При стойком характере дисбаланса базальных аффективных уровней постоянным условием аффективного контакта с окру­жающим миром становится выход ребенка к психодраме. При этом наблюдается повышенная жажда острых, пугающих, не­приятных аффективных впечатлений: преобладает экспансивное, часто не учитывающее реальную ситуацию поведение6. При таком аффективном расстройстве упражнение механизма «ка­челей» не несет истинно адаптивной функции, а становится спо­собом патологической аутостимуляции.

Примером грубой патологии третьего уровня может служить 3-я группа аутичных детей. Как указывалось, эти дети произ­водят впечатление особенно негативистичных и агрессивных как в физическом, так и в вербальном планах. Вербальная аг­рессия преобладает и выражается в одержимости агрессивными фантазиями, порождаемыми страхами, в отождествлении ре­бенком себя с каким-либо отрицательным персонажем, в угро­зах близким, в разговорах на неприятные и «неприличные» темы.

_______________________________________________________

5 Примером функциональных нарушений может служить временный дисба­ланс базальных уровней аффективной организации (возрастные кризисы). Они сопровождаются, как правило, повышением агрессивности ребенка (как по отношению к окружающим, так и к себе самому). Возникающий дисбаланс в основном происходит между высшими уровнями базальной организации (третий и четвертый) и не затрагивает низших. Поэтому, на­пример, агрессивные реакции второго уровня, как правило, не проявляют­ся в это время в поведении ребенка. Их задействование служит тревож­ным сигналом более грубой аффективной патологии.

Затянувшаяся ситуация фрустрации является другим возможным прово­катором временной функциональной дисгармоничности с преобладанием агрессивных проявлений.

6 Что характерно для ряда психопатий, а также ряда психопатоподобных состояний различной этиологии.

 

В отличие от психопатических форм агрессии их проявления в рамках данного варианта аутистического дизонтогенеза носят более стереотипный характер. Они менее развернуты. Ребенок подолгу застревает на неприятном, пугающем его впечатлении, но неспособен его изжить самостоятельно (механизм «качелей» запускается, но не доводится до конца).

Рассмотрим подробнее формы, которые принимают агрес­сивные тенденции при патологически доминирующем третьем, уровне аффективной организации.

Самоагрессия

В соотношении «агрессия — самоагрессия» ведущей является первая. Самоагрессия, однако, тоже характерна для таких де­тей. Она может выражаться и в физической форме (когда ре­бенок кусает, расцарапывает свои руки), но чаще встречаются ее проявления в вербальном плане. Говоря о проявлениях само­агрессии в вербальном плане, мы имеем в виду не столько тот факт, что такой ребенок застревает на неприятных впечатлениях (разговоры о помойках, пожарах, болезнях), сколько то, что он ставит себя в центр воображаемой устрашающей ситуации. Он либо тот, кто принимает наказание, либо тот, кто становит­ся жертвой стихии, либо тот, кто страдает от тяжелой болезни. Например, запрет взрослого выглядывать из окна, залезая на подоконник, ребенок встречает словами: «Пусть я упаду с вы­соты девятиэтажного дома и разобьюсь на мелкие кусочки». Эти тенденции усиливаются при попытках взрослого пресечь нежелательные влечения ребенка, запретить ему подобные, аг­рессивные фантазии.

Единственный выход в устранении таких разрядов самоаг­рессии — не фиксировать дополнительно внимание ребенка на страшных, тяжелых впечатлениях, давать им по возможности вербальное положительное разрешение. Безусловно, подобные влечения, соответствующие проявлениям самоагрессии, следует держать все время под контролем, но не категорично запрещая их, а используя для взаимодействия с ребенком, вводя в кон­текст социально приемлемых и «нужных» увлечений или дея­тельности (так, например, если ребенок фантазирует, как он может сгореть, можно развить тему, «как замечательно стать ловким, смелым пожарником» и т. п.).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных