Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия и история философии




Две особенности философского знания необходимо иметь в виду, прежде всего, когда стоит задача понять, что такое философия.

Первая состоит в том, что в процессе развития философии как не просто постижения жизни, а стремления философии к раскрытию наиболее существенного и определяющего в жизни, то есть в процессе формирования мудрости как характеристики человеческой культуры, в философском знании формируется комплекс проблем, посредством которых осуществляется философское познание мира. И, что особенно важно при этом понять, эти проблемы решаются на протяжении всего развития философии, в процессе развертывания её истории – то есть истории философии. Эти проблемы не исчезают, они не имеют окончательного решения. Их называют «вечными философскими вопросами». Они вечны, потому что они выражают самое глубинное в жизни, а это глубинное бесконечно по своему содержанию и бесконечно меняется с течением времени.

Что это за проблемы? Это проблемы смысла жизни, смысла существования человечества и человека, проблемы счастья и несчастья, проблемы возможности достижения истины и способов познания, проблемы добра и зла, соотношения конечного и бесконечного, рационального и иррационального, объективного и субъективного и т.д. Философия продвигается в понимании этих проблем и способов их решения, но любые философские достижения содержат в себе немало новых вопросов, вытекающих из этих, уже достигнутых, результатов. Человечество обогащается этими результатами, вместе с тем все больше обременяясь новыми вопросами. Подобная сложная познавательная ситуация рассматривается в философии как выражение диалектики философского познания бытия.

Единые для философии проблемы делают философию единым цельным процессом развития знания, объединяют философские учения независимо от времени и пространства их существования. Как справедливо отмечал великий немецкий философ Г.В.Ф. Гегель (1770-1831), «как бы различны ни были философские учения, они все же имеют то общее между собою, что все они являются философскими учениями». Более того, Гегель считал, и история философии это подтверждает, что многообразие философских учений является способом существования философии, её существенной чертой. На основании глубокого исследования истории философии и изучения этой истории другими философами Гегель сделал вывод: «изучение истории философии есть изучение самой философии».

Другая особенность философского знания, неразрывно связанная с этой уже указанной и вытекающая из нее, состоит в том, что философия – это личностное знание. Конечно, всякое знание носит личностный характер, что означает прежде всего то, что знание добывается кем-то, кто-то высказывает ту или иную идею, развивает её и т.д. Это очень важно признавать, потому что духовная культура (философия, наука, искусство) развивается конкретными людьми, вносящими свой собственный вклад в неё, пусть и неодинаковый по своему значению. Однако, в рамках каждой грани культуры этот процесс осуществляется по-разному. Нам важно сейчас отметить, что история философии свидетельствует, что никогда не существовало философии вообще, а была философия Платона и Аристотеля, Лейбница и Локка, Декарта и Канта, Шеллинга и Гегеля, Бердяева и Ильина и так до наших дней. В философии всегда важно знать, кто именно высказал ту мысль, на которую мы ссылаемся, так как позиция философа неповторима в своем выражении, и любое философское решение имеет своего автора. Что особенно важно отметить при этом, понять смысл этого решения невозможно вне концепции автора, вне его личности, вне его времени, его судьбы. Даже те понятия, которые он употребляет очень часто носят отпечаток его личности: «вещь в себе», «монада», «абсолютная идея», «философский опыт» и т.д. Выдающийся русский философ И.А. Ильин (1882-1954) писал о том, что для того, чтобы понять Гегеля, необходимо понять «сущность его (гегелевского) познавательного подхода к предметам, постигнуть его способ мыслить»…

Таким образом, философия – это складывающийся теоретический образ мира, в котором каждое учение предстает как одна или несколько черт этого образа. В философии её история – это и её содержание, содержание в его развитии и углублении. Философское знание не фиксируется в строгих законах и определениях, не поддается математической обработке, оно неотделимо от личности, его создавшей, от личности, его истолковывающей, от времени, в котором жили или живут философы.

История философии представляет собой непрерывный процесс философских споров и рассуждений, вечную дискуссию, из которой невозможно исключить какой-то эпизод, не искажая ни самой этой дискуссии, ни самого этого эпизода. В самом деле, невозможно понять всей сложной и многогранной системы И. Канта, если не изучать философию Р. Декарта, а самого Декарта без изучения работ Ф. Бэкона и т.д. Строго говоря, ни одного философа невозможно понять вне всей, по крайней мере, предшествующей истории философии. Философская идея, высказанная ранее, нечетко и гипотетически, через столетия может получить реальные исторические основания для своей разработки в учении совсем другого мыслителя.

Таким образом, можно сделать выводы:

– во-первых, вывод о том, что именно потому, что философия существует через посредство своей истории, её можно познавать только посредством изучения этой истории, истории философии;

– во-вторых, обращение к истории философии означает обращение к вечно актуальным для человека и человечества проблемам. Изучая философские учения прошлого, мы тем самым получаем возможность понять процесс возникновения тех или иных философских проблем и их решений. А проблемы эти имеют непреходящее значение в нашей современной жизни. Доказательством этому служит только одно – изучение взглядов великих философов. К этому нужно приходить каждому самому, читая философские произведения, в которых выражены позиции мыслителей прошлого. Человека невозможно убедить в актуальности и важности для него каких-то идей. Он должен сделать свои выводы сам на основе своей собственной образованности, в данном случае – на основе философской образованности. Тогда станет понятным, насколько прав был Гегель, когда писал о том, что «мы неизбежно приходим к воззрению на историю философии, согласно которому, хотя она и является историей, мы, тем не менее, в ней не имеем дела с тем, что прешло и исчезло». Гегель совершенно справедливо делал вывод о том, что философские истины, поскольку они истины, справедливы не только сегодня или завтра, а «вне всякого времени».

Поэтому в настоящее время учения Платона и Аристотеля не менее интересны и важны для современного развитого и готового к пониманию философии сознания, чем для просвещенных людей античности. Можно сказать даже больше – с развитием духовной культуры учения великих философов прошлого приобретают все большую ценность. Но и к этому выводу важно прийти самому на основе своей собственной философской образованности.

Важно понимать к тому же, что соотношение между философией и историей философии во многом отличается от соотношения науки и истории науки, а также искусства и истории искусства. Но это особая проблема.

Основные периоды развития философии принято представлять следующим образом:

· философия античности (рубеж VII-VI вв. до н.э. – VI в. н.э.),

· европейская философия Средних веков (V-XV вв.),

· философия эпохи Возрождения (XV-XVII вв.),

· философия Нового времени (XVI-XVIII вв.),

· философия XIX в.

· философия XX в.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных