ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Обследование понимания предложенийПонимание предложений является следующим этапом изучения импрессивной стороны речи, и хотя оно и предполагает понимание слов, но не исчерпывается этим условием. Для понимания предложений различной сложности требуется осознание различных грамматических отношений и умение удержать в речеслуховой памяти серию слов (А.Р. Лурйя). Один из наиболее распространенных приемов обследования понимания речи — выполнение предъявленных на слух словесных инструкций различной сложности. Ребенку предлагается выполнить ряд действий, сначала единичных, а затем их серии: например, «открой дверь», «хлопни в ладоши», «покажи, как причесываются» и т.п.; «положи мел на подоконник», «горшок с цветком поставь на парту». Понимание поручений может быть осложнено, если они непривычны для ребенка, включают действия, необычные с точки зрения его повседневной жизни. Ребенку трудно понять смысл предложений, если они включают сложные логико-грамматические конструкции, составляющие синтаксис языка. Для выявления трудностей понимания логико-грамматических структур используется разработанный А.Р. Лурия прием, который включает три варианта: 1) Ребенку предлагается показать два последовательно называемых предмета: карандаш — ключ; 2) «Покажи ключом карандаш» (в этом случае необходимо ориентироваться на флективные отношения). 3) «Покажи ключ карандашом» (в этом случае необходимо обусловить свои действия системой логико-грамматических отношений вразрез с порядком слов во фразе). Понимание логико-грамматических отношений выявляют и другими заданиями. Например, ребенку предъявляются пары картинок, изображающие женщину с собакой и собаку; мужчину с мотоциклом и мотоцикл. Ребенок должен показать, где хозяйка собаки, где владелец мотоцикла. Для выявления более тонких проявлений импрессивного аграмматизма предъявляются непривычные для детей конструкции. Например, «Петю ударил Коля. Кто драчун?»; «Дуб выше кедра. Покажи кедр». (Предъявляются соответствующие картинки.) Используют также следующие виды заданий (возможны и устный, и письменный варианты): 1) Исправить предложения: 2) Коза принесла корм девочке. Колхозники ссыпали мешки в картофель. Убежал мальчик и стеклом разбил мяч. 3) Прочитать предложения и ответить на вопросы: Внука проводил дедушка. Кто уезжал? Охотник шел за собакой. Кто шел впереди? Папоротник ниже куста. Что выше? Особенности понимания предложений вскрываются при выполнении заданий, в которых порядок слов не совпадает с порядком действий. Задание. Исправить предложения: Море омывается берегом. Солнце освещается Землей. Вода питается растением. И т.п. Сложность представляет также понимание предложений, включающих подчинительную связь, выраженную различными синтак- сическими отношениями. Обычно такие задания обнаруживают нюансы проявления непонимания у детей, достаточно продвинувшихся в речевом развитии. 1) Закончить предложения, выбрав вариант окончания: а) на деревьях появились зеленые листочки; б) спрятались белки; в) начались осенние холода; г) началась гроза. Витя простудился, потому что... а) собирал в лесу грибы; б) ехал в автобусе; в) лез на дерево; г) долго купался в воде. 2) Закончить предложение, придумав концовку: а) Туристы ушли в поход, потому что... б) Туристы ушли в поход, несмотря на... в) Туристы ушли в поход, чтобы... 3) Выбрать правильное предложение из двух: а) Взошло солнце, потому что стало тепло. б) Грачи прилетели, потому что пришла весна. Анализируя выполнение подобных заданий, следует особенно учитывать сохранность интеллектуальных способностей испытуемых; достаточный уровень развития фонематического восприятия (при устном предъявлении), позволяющий воспринимать весь объем словесной информации; навык чтения (при письменном предъявлении); факторы, обусловливающие «контекстную догадку», которая часто присутствует при понимании простого или знакомого сообщения, где преобладают высокочастотные слова и привычные словосочетания. При анализе особенностей понимания слов, и в особенности словосочетаний, следует обращать внимание не только на речевой контекст, т.е. на лингвистическое окружение данной единицы речи, но и на контекст ситуации, т.е. условия, в которых осуществляется речевое общение с ребенком. У детей с недоразвитием речи, обладающих нормальным интеллектом, также хорошо развита «ситуативная догадка», которая создает в некоторых случаях видимость полноценного понимания речи. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|