Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Современные особенности мышления врача




Познание — сложный и противоречивый процесс. Современное вра- чебное мышление является продуктом многовековой истории развития медицинской науки, обобщением и определенным итогом эмпирического опыта огромного числа врачей. Однако никогда ранее оно не претерпевало столь бурного развития и не испытывало столь глубоких изменений, как в настоящее время. Меняется все: болезни, пациенты, медикаменты, методы исследования и, наконец, сами врачи и условиях их труда. Это обусловило появление особенностей мышления врача, характеризующихся наличием противоречий.

Первое противоречие мышления врача сосредоточено между много- вековым опытом использования традиционных клинических методов об- следования пациентов и достижениями современной медицины, сопрово- ждающихся значительным ростом объема лабораторно-инструментальных исследований. Анализ свидетельствует, что в ряде случаев имеет место несоответствие между высоким уровнем технической оснащенности ме- дицинских учреждений и качеством работы врача. Существует опасность, что при чрезмерной увлеченности техническими новшествами можно по- терять нечто важное из многовекового опыта клинической медицины.

В связи с этим уместно привести актуальное, особенно сегодня, мне- ние известного хирурга В. Л. Боголюбова, высказанное еще в 1928 г.: «Со- временное же научно-техническое направление в медицине содействует распространению взгляда, особенно среди молодых врачей, что для вра- чебной деятельности требуется только обладать известной суммой меди- цинских сведений, знать сотню реакций, иметь в своем распоряжении рент- геновский аппарат и владеть специальной техникой. Личность врача, его личное медицинское мышление, индивидуальное понимание больного — отходят на задний план, а вместе с тем отходят на задний план и интересы больного, заменяясь шаблонным, рутинным применением технических приемов, в которых видят нередко начало и конец всей врачебной премуд- рости».

Прогресс медицинской науки привел к колоссальному росту числа показателей, характеризующих состояние органов и систем организма больного. Если учесть, что наибольшее значение при этом имеет динамика показателей, то врач, работающий в хорошо оснащенной клинике, оказы- вается в потоке множества данных, полученных посредством различных 48

инструментальных и лабораторных методов. Причем оценка данных пока- зателей во многих случаях зависит от специалистов, работающих с диаг- ностической аппаратурой, что потенциально увеличивает риск ошибочной трактовки полученных данных. Вместе с тем на традиционные методы клинического исследования: анамнез, непосредственное («физикальное») обследование больного, повседневное клиническое наблюдение, предпо- лагающее более чем 5–10-минутную встречу с больным на утреннем об- ходе — остается не так уж много времени, особенно у врачей, тяготеющих к «техницизму».

Один из основоположников грудной хирургии немецкий хирург Ф. Зауэрбрух (1875–1951) писал: «Клинические работы в журналах обычно слишком много останавливаются на частностях и переоценивают, прежде всего, модные методы исследования и их результаты. Трудные и часто во- все недостоверные исследования крови и соков, химические реакции, пре- увеличенная рентгеновская диагностика создали удивительное врачева- ние. Оно уже начинает переставать считаться с тем, что было самым важ- ным в нашем искусстве, — с непосредственным наблюдением больного человека при помощи нашего мышления».

Очевидно, что переход клиники на более глубокий уровень изучения механизмов развития заболеваний (молекулярный, субмолекулярный) уси- лит такую тенденцию. Здесь усматривается противоречие, касающееся са- мого существа клинического мышления врача. По сути дела происходит столкновение количественного и качественного подходов к исследованию больного. Очевидно, что качественный подход, опирающийся не только на знания и разум, но и на врачебное искусство, отточенное восприятие и тонкую наблюдательность — главный путь познания болезни и больного.

В литературе можно встретить указания на встречающуюся избы- точность исследований больного, особенно лабораторных, многие из ко- торых часто не вызваны необходимостью и не соответствуют задачам кон- кретного диагностического процесса. Успех диагностики определяется тщательностью оценки имеющихся у врача клинических данных, а не ко- личеством примененных методов. Интересны сообщения о том, что все чаще встречается избыточное обследование больных, сочетаемое с недос- таточно критичной оценкой полученных данных, что неоправданное уве- личение количества клинических исследований может не только не улуч- шить диагностику, но даже повышает частоту диагностических ошибок. Если раньше врачебные ошибки возникали от недостатка информации, то теперь добавились ошибки от ее избытка. Следствием этого может быть недооценка других, возможно как раз важных в данном случае, симпто- мов. Исходя из принципа «необходимого и достаточного», следует, веро- ятно, стремиться к оптимизации числа признаков, используемых в диагно-49

стике, что является выражением диалектического единства данного прин- ципа с требованием достижения достаточной общности.

Увеличение объема информации приходит во все большее противо- речие с необходимостью для врача в условиях почти постоянной нехватки времени выделить действительно ценную, наиболее существенную ин- формацию. Очевидно, что число показателей будет расти как по ширине охвата все новых систем и органов пациентов, так и по глубине проникно- вения в структурно-функциональные связи организма, и предела этому процессу нет. Создается впечатление, что между врачом и больным все более плотной стеной встает новая техника, и это не зря тревожит врачей и больных, ибо в этом усматривается ослабление столь важных в клиниче- ской медицине личностных контактов, процесс «дегуманизации» медицины.

Нередко говорят, что «аппаратные» обследования более точны, чем традиционные клинические. Да, это верно, но значит ли это, что они более совершенны? Нет, не значит, ибо точность и совершенство — не всегда одно и то же. Вспомним переводы стихов с иностранного языка: точность перевода очень часто губит поэзию. Там нужна не точность перевода, а удачный подбор слов для выражения того, что хотел сказать поэт. Практи- ческий техницизм порождает техницизм духовный. Он выражается в том, что из-за пристрастия к количественным показателям преувеличивается значение технических методов исследования и развивается опасное «же- лание полной безошибочности».

Необходимо подчеркнуть, что растущий поток информации имеет преимущественно количественный характер. Уже в настоящее время в клиниках проводится до 50 и более различных исследований некоторым больным. Существует мнение, что улучшение диагностики связано с рос- том количества информации. Вряд ли это положение справедливо, ибо уже сейчас далеко не каждый врач справляются с обработкой всех посту- пающих данных. К тому же практика подтверждает, что во многих случа- ях для постановки диагноза достаточно нескольких решающих показате- лей. Академик Е. И. Чазов подчеркивает: «Практика свидетельствует, что с годами в комплексе причин диагностических ошибок уменьшается их возможная связь с недостаточностью достоверных научных данных в ме- дицине, недостаточностью специальных методов исследования, ошибок этих методов и возрастает значение квалификации, знаний и ответствен- ности врача как причины таких ошибок.

Многие клиницисты всю опосредованную информацию о больном до сих пор называют дополнительной, нисколько не умаляя ее важности в диагностике и выборе метода лечения. Опытный врач знает, что если дан- ные, полученные при помощи дополнительных методов исследования, противоречат клинике заболевания, то к их оценке следует подходить с большой осторожностью. Пренебрегая анамнезом и непосредственным 50

обследованием пациента, врач разрушает ту часть фундамента, на котором строится лечение — веру больного в правильность врачебных действий. Уже первый разговор с пациентом должен оказывать лечебный эффект, и это является четким критерием профессиональной пригодности врача.

Жизнь показывает, что к деталям анамнеза приходится возвращаться и в процессе клинического наблюдения. Но часто ли это делается даже в стационаре, где контакт с больным возможен ежедневно? Непосредствен- но изучение болезни и больного и ныне является краеугольным камнем всей последующей мыслительной деятельности врача. Никакие сверхсо- временные лабораторно-инструментальные методы не заменят этого — ни сейчас, ни в обозримом будущем. Специфика объекта познания — боль- ной человек со всем многообразием его биологических свойств, личност- ных качеств, социальных связей — лишь подчеркивает важность этого этапа исследования. На овладение искусством объективного исследования больного могут уйти годы, но только после этого клиницист получает возможность извлекать максимум информации из дополнительных мето- дов исследования.

Определенный опыт «математизации» некоторых разделов медици- ны уже привел к трезвому подходу к этой проблеме и показал несостоя- тельность предсказаний о скором наступлении эры «машинной диагно- стики». Тем, кто склонен к абсолютизации математического метода, стоит напомнить слова А. Эйнштейна (1879–1955): «Математика — это единст- венный совершенный метод водить самого себя за нос». Разрешение про- тиворечия между безграничным потоком информации и ограниченной способностью врача ее воспринимать, обрабатывать и усваивать, следует, вероятно, искать в оптимизации этого потока для нужд врача-практика, стремящегося получить максимум информации из минимума данных. При этом важно, чтобы врач не попал в зависимость от специалистов, рабо- тающих с лабораторно-инструментальной техникой, не полагался слепо на их заключения.

Разрешение противоречия между ростом объема информации о больном и традиционными методами исследования надо искать, конечно, не в возвращении «назад к Гиппократу». Оно — в развитии науки, совер- шенствовании индивидуального, творческого общения с больным. Нельзя надеяться на то, что после лучевого или эндоскопического метода иссле- дования «все прояснится». Успешное разрешение противоречия возможно лишь при наличии высоких профессиональных и личностных качеств вра- ча и творческом подходе к лечению больного. Об этом хорошо сказал из- вестный клиницист Б. Д. Петров: «Искусство постановки диагноза и вы- бор правильного метода лечения даже в настоящее время при детально разработанном клиническом обследовании, обилии физических, лабора- торных и инструментальных методов исследования, функциональных, 51

биохимических и других диагностических тестов представляет собой сложный и строго индивидуальный творческий процесс, являющийся своеобразным сплавом знаний, опыта и интуиции».

Второе противоречие мышления врача заключается между целост- ностью объекта — больным человеком — и растущей дифференциацией медицинской науки. В последние десятилетия накопление информации в медицине происходит лавинообразно и она все меньше становится дос- тупной врачу. Медицина стремительно дробится на мелкие специально- сти, из-за чего врач не может не оставаться в плену ограничений той об- ласти медицины, в которой работает. Это обрекает на утрату понимания того, что сфера его профессионального интереса не стоит особняком, а ор- ганично вплетена в работу всего организма и находится в тесной зависи- мости от нее. В результате получаются неплохо практически подготовлен- ные, но слабо теоретически вооруженные врачи, что весьма неблагопри- ятно сказывается на судьбе пациентов.

Узкая специализация врачей по нозологическим формам, методам исследования, органам и системам в сочетании с тенденцией к организа- ции крупных многопрофильных больниц приводит к тому, что исследует и лечит больного коллектив врачей. В этих условиях неизбежно теряется общее представление о больном, ослабляется личная ответственность вра- ча за конкретного пациента, затрудняется психологический контакт и тем более получение от больного доверительной информации.

Основоположник ряда областей отечественной хирургии, профессор С. П. Федоров признавал специализацию в хирургии и говорил, что «…можно быть на высоте хирургической техники и хирургического обра- зования, но невозможно быть одинаково компетентным во всех областях хирургии и одинаково успешно научиться работать в них». Однако он же выступал против чрезмерной специализации, считая, что чрезмерная спе- циализация, обрастая массой мелочей, убивает в узком специалисте «…способность к широкому медицинскому мышлению». А вот мнение академика Е. И. Чазова: «Специализация, которая все больше охватывает медицину и без которой ее прогресс невозможен, напоминает двуликого Януса, таящего в себе опасность деградации диагностического мышления. Не обязательно, чтобы терапевт разбирался во всех сложностях хирурги- ческой патологии или хирург мог диагностировать заболевание крови или сердца. Но четко представлять, что в данном случае речь может идти о той или иной сложной патологии и что необходимо пригласить консультанта для установления диагноза, он обязан».

Появление новых специальностей в медицине, а их уже в настоящее время более двухсот, является результатом углубления медицинских зна- ний, прогресса науки. Возникает противоречие между глубоким проник- новением в сущность процессов, происходящих в органах и системах ор-52

ганизма человека и необходимостью синтетического подхода к больному. Ярче всего это противоречие проявляется в отношении пациентов, имею- щих несколько заболеваний, когда лечение проводится одновременно раз- личными врачами. При этом очень редко назначения этих специалистов согласовываются, и чаще всего больному самому приходится разбираться в рецептах, которые оказываются у него на руках. Парадоксально, но в этой ситуации именно добросовестный пациент подвергается наибольшей опасности. Она заключается в полипрагмазии, склонность к которой у врачей отнюдь не уменьшается.

Но это только одна сторона дела. Основной вопрос — кто из спе- циалистов синтезирует все данные о больном, кто видит не болезни, а больного в целом? В стационаре этот вопрос как будто решен — лечащий врач. К сожалению и здесь нередко встречается парадокс — в специализи- рованном стационаре лечащий врач тоже узкий специалист. К его услугам квалифицированные консультанты, их диагностические заключения и ле- чебные назначения добросовестно фиксируются и выполняются, обсужде- нию и, тем более, сомнению они не подлежат. Еще хуже обстоит дело в амбулаторной практике, где роль лечащего врача фактически выполняют несколько специалистов, к которым в разное время обращается пациент.

Возникает явное противоречие между углублением наших знаний о больном, результатом чего и является дальнейшая дифференциация вра- чебных специальностей и все большей опасностью потери целостного взгляда на одного и того же больного. Не перечеркивает ли такая перспек- тива многие плюсы дифференциации, ибо у пациента может не оказаться лечащего врача, а будут только консультанты? Какими путями должно раз- решаться это противоречие? Проблема не простая и не может быть решена однозначно. Вероятно синтез, каким по существу является диагноз больного, немыслим без обращения к общепатологическим закономерностям.

Важная роль в решении этой проблемы принадлежит общей патоло- гии. Именно эта фундаментальная интегративной наука способна, исполь- зуя методы систематизации, обобщения больших массивов информации по теоретическим дисциплинам, сформулировать концепции, которые с единых позиций позволят осмысливать широкий круг вопросов, касаю- щихся природы и механизмов развития болезней человека. Концептуаль- ный подход к решению медицинских задач, используемый в общей пато- логии является самым эффективным методом преодоления нарастающего потока информации во всех областях медицины. 53

Незнание некоторых фактов,

легко компенсируется знанием

некоторых принципов.

К. Гельвеций

Заключение

Вопрос о повышении культуры мышления врача поднимает сама жизнь — прогресс науки предъявляет все более строгие требования к ин- теллекту, знаниям, общей и профессиональной подготовке специалиста. Врачебную деятельность в настоящее время не могут удовлетворить ни здравый смысл, ни случайный опыт клинициста. С увеличением данных о заболеваниях, которые дают новейшие методы исследования, усложняется процесс мыслительной деятельности врача, возрастают требования к обос- нованности, правильности и точности диагноза.

Врачу, если он стремиться совершенствовать свое мастерство, необ- ходимо развивать клиническое мышление. Это значит — не воспринимать все как нечто безусловное, уметь задавать вопросы, в первую очередь се- бе, стараться привести «к общему знаменателю» самые противоречивые, внешне несходные, но внутренне родственные обстоятельства. Врач, ов- ладевший клиническим мышлением, умеет анализировать свои личные, субъективные впечатления, находить в них общезначимое, объективное. Клиницист должен постоянно расширять свой кругозор не только профес- сиональный, но и философский, эстетический, нравственный.

Хорошо сказал о формировании специалиста К. С. Станиславский (1863–1938) в статье «Работа актера над собой»: «Рецептов нет, есть путь». В действии и через действие лежит путь к творческому освоению своей профессии. 54

Литература

1. Абаев, Ю. К. Логика врачебного мышления / Ю. К. Абаев // Мед. новости. 2007..№ 5. С. 16–22.

2. Ауэнбруггер, Л. Новое открытие, позволяющее на основании данных высту- кивания грудной клетки человека, как признака обнаружить скрытые в глубине груд- ные болезни / Л. Ауэнбруггер. М.: Медгиз, 1961. 36 с.

3. Бенедиктов, И. И. Происхождение диагностических ошибок / И. И. Бенедик- тов. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1977. 200 с.

4. Билибин, А. Ф. О врачевании / А. Ф. Билибин // Тер. архив. 1981. Т. 53. № 5. С. 8–10.

5. Билибин, А. Ф. О клиническом мышлении / А. Ф. Билибин, Г. И. Царегород- цев. М.: Медицина, 1973. 168 с.

6. Боголепов, Л. П. Законы и правила мышления и общая врачебная методоло- гия / Л. П. Боголепов. М., 1899. 178 с.

7. Боткин, С. П. Клинические лекции / С. П. Боткин. М.: Медгиз, 1950. 579 с.

8. Василенко, В. Х. Метод Гиппократа / В. Х. Василенко // Клин. мед. 1983. № 10. С.10–12.

9. Володин, Н. Н. Медицинское образование на рубеже веков / Н. Н. Володин, В. С. Шухов // Патол. физиол. и эксперим. терапия. 2005. № 4. С. 68–70.

10. Вульф, Х. Р. История развития клинического мышления / Х. Р. Вульф // Межд. журн. мед. практ. 2005. № 1. С. 12–20.

11. Гаевский, Ю. Г. Проблема обучения студентов медицинских вузов принципам постановки диагноза / Ю. Г. Гаевский // Рос. мед. журн. 2006. № 6. С. 14–18.

12. Гален, К. О назначении частей человеческого тела / К. Гален. М.: Медицина, 1971. 553 с.

13. Гарвей, У. Анатомические исследования о движении сердца и крови у живот- ных / У. Гарвей. М.-Л., 1948. 54 с.

14. Гиляревский, С. А. Диалектический материализм и медицинская диагностика / С. А. Гиляревский, К. Е. Тарасов. М.: Медицина, 1973. 248 с.

15. Гиппократ. Избранные книги / Гиппократ; пер. с греч. М.: Биомедгиз, 1936. 736 с.

16. Горский, Д. П. Краткий словарь по логике / Д. П. Горский, А. А. Ивин, А. Л. Ни- кифоров М.: Просвещение, 1991. 208 с.

17. Губергриц, М. М. Клиническая диагностика / М. М. Губергриц. Киев–Харь- ков, 1946. С. 8.

18. Гурвич С. С. Методология медицины / С. С. Гурвич, В. П. Петленко, Г. И. Царе- городцев. Киев: «Здоров,я», 1977. 248 с.

19. Давыдовский И. В. Общая патология человека / И. В. Давыдовский. М.: Ме- дицина, 1969. 611 с.

20. Давыдовский, И. В. Философские основы патологии / И. В. Давыдовский. // Арх. патол. 1969. № 6. С. 3–9.

21. Данилевский, В. Я. Врач, его призвание и образование / В. Я. Данилевский. Харьков, 1921. 78 с.

22. Декарт Р. Избранные произведения / Р. Декарт. М.: Госполитиздат, 1950. 710 с.

23. Дидро Д. Избранные философские произведения / Д. Дидро. М., 1941. 279 с.

 

1. Долинин, В. А. Клиническое мышление как философская проблема / В. А. До- линин, В. П. Петленко, А. С. Попов // Вестн. хирургии им. И. И. Грекова. 1981. № 5. С. 3–8.

2. Долинин, В. А. Основные черты и противоречия развития клинического мыш- ления / В. А. Долинин, В. П. Петленко, А. С. Попов // Вестн. хирургии им. И. И. Греко- ва. 1981. № 10. С. 3–8.

3. Долинин, В. А. Логика и клиническое мышление / В. А. Долинин, В. П. Пет- ленко, А. С. Попов // Вестн. хирургии им. И. И. Грекова. 1983. № 1. С. 7–14.

4. Захарьин, Г. А. Клинические лекции и труды факультетской терапевтической клиники императорского университета / Г. А. Захарьин. М., 1894. Вып. 4. 348 с.

5. Карякин, А. М. Традиции и новации в обучении хирургии в медицинском вузе / А. М. Карякин // Вестн. хирургии им. И. И. Грекова. 1999. Т. 158. № 5. С. 89–90.

6. Кассирский И. А. О врачевании: проблемы и раздумья / И. А. Кассирский. М.: Медицина, 1979. 271 с.

7. Катеров, В. И. Введение во врачебно-клиническую практику / В. И. Катеров. Казань: Таткнигиздат, 1960. 220 с.

8. Клепиков, И. Сравнение этапов подготовки детских хирургов в разных обра- зовательных системах / И. Клепиков // Врач. 2006. № 14. С. 57–59.

9. Косарев, И. Высшая школа глазами Д. И. Менделеева / И. Косарев // Врач. 2000. № 10. С. 40–41.

10. Кротков, Е. А. Логика врачебной диагностики: учеб. пособие / Е. А. Кротков. Днепропетровск, 1990. 134 с.

11. Крылов, А. А. Клинические разборы больных: варианты ведения, методиче- ские предпосылки / А. А. Крылов, Б. М. Тайц // Клин. мед. 2007. № 4. С. 66–67.

12. Подготовка врачей анестезиологов-реаниматологов в клинической ордина- туре: взгляд обучаемых / К. М. Лебединский [и др.] // Анестезиол. и реаниматол. 2007. № 12. С. 11–13.

13. Лоун, Б. Утерянное искусство врачевания / Б. Лоун. М.: Крон-пресс, 1998. 367 с.

14. Мирский, М. Б. Хирургия от древности до современности (очерки истории) / М. Б. Мирский. М., 2000. 798 с.

15. Совершенствование организации обучения студентов на кафедре детской хи- рургии / В. З. Москаленко [и др.] // Дет. хирургия. 2002. № 2. С. 48–51.

16. Мудров, М. Я. Избранные произведения / М. Я. Мудров. М.: Изд-во АМН СССР, 1949. 204 с.

17. Мясоедов, Е. С. Клиническое мышление: учеб.-метод. пособие / Е. С. Мясо- едов. Иваново, 1976. 43 с.

18. Остроумов, А. А. Клинические лекции, записанные студентом Шингаровым / А. А. Остроумов. М., 1895. 398 с.

19. Павлов, И. П. Полное собр. соч.: в 6 т. / И. П. Павлов. 2-е изд. доп. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. Т. 2., кн. 2. 592 с.

20. Пальцев, М. А. Реформа высшей медицинской школы: история и современ- ность / М. А. Пальцев // Врач. 2000. № 5. С. 39–41.

21. Пальцев, М. А. Актуальные вопросы клинической подготовки в медицинских вузах / М. А. Пальцев, А. М. Сточик, И. Н. Денисов // Мед. помощь. 2002. № 4. С. 36–40.

22. Пандоев, Г. С. Заметки врача / Г. С. Пандоев. Тбилиси, 1961. 313 с.

23. Петленко, В. П. Философия и культура мышления врача / В. П. Петленко // Вестн. хирургии им. И. И. Грекова. 1991. Т. 146. № 2. С. 3–7.

 

1. Петров, Б. Д. Диагностика в системе медицинских взглядов Ибн Сины // Клин. мед. 1979. Т. LVII, № 12. С. 91–96.

2. Пирогов, Н. И. Вопросы жизни. Записки старого врача. Полн. собр. соч.: в 8 т. М.: Госиздат мед. лит., 1962. Т. 8. С. 69–352.

3. Плетнев, Д. Д. Рене-Теофиль-Гиацинт Лаэннек (1781–1826). Опыт характери- стики / Д. Д. Плетнев // Клин. мед. 1927. № 5. С. 275–286.

4. Плетнев, Д. Д. К 300-летию годовщины опубликования Вильямом Гарвеем учения о кровообращении / Д. Д. Плетнев // Врач. дело. 1927. № 23–24. С. 1724–1730.

5. Плетнев, Д. Д. Очерк из истории медицинских идей / Д. Д. Плетнев // Клин. мед. 1934. № 12. С. 1521–1549.

6. Подымова, С. Д. Прошлое, настоящее и будущее семиотики и диагностики / Подымова С. Д. // Клин. мед. 2005. № 9. С. 70–75.

7. Попов А. С. Очерки методологии клинического мышления / А. С. Попов, В. Г. Кондратьев. Л.: Медицина, 1972. 183 с.

8. Рейнберг, Г. А. Методика диагноза / Г. А. Рейнберг. М.: Изд-во ЦИУ, 1951. 71 с.

9. Рудницкий, Н. М. Недисциплинированное врачебное мышление / Н. М. Руд- ницкий. Л., 1925. 31 с.

10. Русаков, В. И. Некоторые общие проблемы хирургии / В.И. Русаков // Вестн. хирургии им. И. И. Грекова. 2000. Т. 159, № 4. С. 99–101.

11. Саркисов, Д. С. Общая патология человека / Д. С. Саркисов, М. А. Пальцев, Н. К. Хитров. М.: Медицина, 1997. 608 с.

12. Свиридов, С. В. Внеаудиторное обучение студентов медицинских вузов по специальности «анестезиология-реаниматология» / С. В. Свиридов, В. Д. Малышев, И. В. Веденина // Анестезиол. и реаниматол. 2007. № 5. С. 9–10.

13. Модульная организация учебного процесса в послевузовском профессиональ- ном образовании врачей / Ж. М. Сизова [и др.] // Анестезиол. и реаниматол. 2007. № 5. С. 4–6.

14. Российский, Д. М. 200 лет медицинского факультета Московского государст- венного университета / Д. М. Российский. М., 1955. 196 с.

15. Серов, В. В. Общепатологические подходы к познанию болезни / В. В. Серов. М.: Медицина, 1999. 304 с.

16. Сеченов, И. М. Избранные труды / И. М. Сеченов. М.: ВИЭМ, 1935. 396 с.

17. Спиноза, Б. Этика / Б. Спиноза. М.-Л., 1933. 223 с.

18. Сырнев, В. М. Врачебное мышление и диалектика (истоки врачебных оши- бок) / В. М. Сырнев, С. Я. Чикин. 2-е изд. М.: Медицина, 1973. 128 с.

19. Тарасов, К. Е. Логика и семиотика диагноза: Методологические проблемы. К. Е. Тарасов, В. К. Великов, А. И Фролова.. М.: Медицина, 1989. 272 с.

20. Терновский, В. Н. Андрей Везалий / В. Н. Терновский. М.: Изд-во «Наука», 1965. 256 с.

21. Улащик, В. С. Историко-биографический метод и его значение для медицины / В. С. Улащик //Здравоохранение. 1997. № 8. С. 53–55.

22. Федоров, С. П. Новый хирургич. архив 1926 / С. П. Федоров. Т. 10., кн. 1–2. С. 10–23.

23. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.

24. Хегглин, Р. Дифференциальная диагностика внутренних болезней / Р. Хегг- лин. М., 1965. 326 с.

 

1. Царегородцев, Г. И. Диалектический материализм и медицина / Г. И. Царего- родцев. М.: Медицина, 1966. 451 с.

2. Царегородцев, Г. И. О развитии клинического мышления у будущих врачей / Г. И. Царегородцев, Е. А. Кротков, Ю. И. Афанасьев // Тер. арх. 2005. Т. 77, № 1. С. 77–79.

3. Цельс, А. О медицине / А. Цельс. М.: Медгиз, 1959. 499 с.

4. Чазов, Е. И. Основные принципы диагностики. Методология диагноза в со- временной клинике / Е. И. Чазов // Тер. арх. 1981. Т. LIII, № 5. С. 3–8.

5. Чазов, Е. И. Очерки диагностики / Е. И. Чазов. М.: Медицина, 1988. 112 с.

6. Черкасов, С. В. Логико-гносеологическая проблематика формирования зна- ний в медицинской диагностике / С. В. Черкасов // Вопр. философии. 1986. № 9. С. 86–97.

7. Черноруцкий, М. В. Диагностика внутренних болезней / М. В. Черноруцкий. Л.: Медгиз, 1953. 659 с.

8. Шапошников, А. В. Принятие решения в практике врача-терапевта / А. В. Ша- пошников // Клин. мед. 2006. № 2. С. 68–71.

9. Энциклопедический словарь военной медицины. М., 1948. Т. 4. 1440 с.

10. Цель старая, задачи новые. О преподавании хирургии студентам медицинских вузов / Н. А. Яицкий [и др.] // Вестн. хирургии им. И. И. Грекова. 1999. Т. 158, № 4. С. 91–94.

 

 

Если мы идем вперед в знании,

но уступаем в нравственности,

мы идем назад.

 

Аристотель

Приложение

КЛЯТВА ГИППОКРАТА

Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигией и Панацеей и всеми богами и бо- гинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими дос- татками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим ра- зумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного за- мысла: точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой был дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и ра- бами. Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или не услышал ка- сательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в ис- кусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему лож- ную клятву да будет обратное этому. 59

Оглавление

Введение.......................................................................................................3

История развития врачебного мышления.................................................5

Формирование клинического мышления................................................21

Условия формирования клинического мышления.................................32

Интуиция и клиническое мышление.......................................................40

Современные особенности мышления врача..........................................47

Заключение.................................................................................................53

Литература..................................................................................................54

Приложение................................................................................................58 60 ие

Учебное издан

Абаев Юрий Кафарович






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных